Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 23:24, курсовая работа
Исследование системного подхода как инструмента маркетингового анализа территорий является целью данной работы. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть сущность системного подхода в рамках маркетингового анализа;
• рассмотреть особенности системного подхода как инструмента маркетинга территорий
Введение
Глава I. Теоретические аспекты системного подхода как инструмента маркетингового анализа
Глава II. Практическое применение системного подхода для маркетингового анализа территории на примере исследования Козловского района Чувашской Республики
Заключение
Список использованной литературы
Особая роль отводится
администрации региона как
Сбалансированное развитие
региона – это такое научное
управление его развитием, которое
направлено на достижение миссии региона.
Администрация региона
Миссия региона объединяет
все подсистемы региональной деятельности
при соблюдении приоритета государственных
стратегических целей. Каждая из этих
подсистем имеет свои локальные
цели. Так целью деятельности региональной
администрации является проведение
анализа и синтеза, прогнозирования,
планирования, организации процессов,
учета и контроля, что и ведет
к обеспечению динамичного
Население региона – это одна из основных подсистем в структуре региона и является не только источником трудовых ресурсов, но и потребителем товаров и услуг. Оно стремится к повышению своего жизненного уровня, сохранению здоровья и увеличению продолжительности жизни.
Природная среда – это природные условия и ресурсы, влияющие на жизнедеятельность населения и используемые в качестве средств производства и предметов труда для получения валового регионального продукта. Региональные природные ресурсы представляют собой его потенциал, от которого во многом зависит осуществление бизнес-процессов. Природная среда требует сохранения и воспроизводства имеющегося природно-ресурсного потенциала.
Предприятия и организации различных форм собственности осуществляют бизнес-процессы на основе материальных, финансовых и информационных связей и составляют основу экономики региона. Их деятельность отличается оперативностью, эффективностью, качеством и стремлением выдержать конкуренцию, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Региональные органы власти ориентируются на стратегические государственные цели, стремятся к их выполнению, ориентируясь при этом на развитие региональных преимуществ, на сбалансированное развитие и выполнение локальных целей других компонент, входящих в систему населения, бизнес-процессов, природной среды. Каждая из подсистем характеризуется показателями как финансовыми, так и нефинансовыми. Система показателей исходного состояния является основой для формирования миссии и определения стратегии развития, поэтому должна быть сформирована с особой тщательностью. Критерием отбора показателей служит конечная цель выстраиваемой системы. В качестве такого критерия может быть конкурентоспособность региона и конечной целью – ее повышение. На уровне региона находят отражение все локальные цели отдельных подсистем: создаются финансовые и нефинансовые условия повышения жизненного уровня населения, сохранения и воспроизводства природного потенциала, успешного осуществления бизнес-процессов, сбалансированного развития региона в целом.
В заключении следует отметить, что стратегия развития региона должна быть нацелена на решение в приоритетном порядке системных проблем, ограничивающих развитие региона, согласование и формирование критериев и количественных показателей и индикаторов, характеризующих эффективность решения отдельных задач и результативность управления регионом как единым целым.
системный подход маркетинговый анализ
Глава II. Практическое применение системного подхода для маркетингового анализа территории на примере исследования Козловского района Чувашской Республики
Анализ экономико-
Климат района умеренно-континентальный с продолжительной холодной зимой и теплым, иногда жарким летом. Среднегодовая температура воздуха +2,9. В среднем за год выпадает 513мм осадков. Относительная влажность воздуха 77%. Ветры преобладают западные и юго-западные. Продолжительность отопительного периода 217 дней. Максимальная глубина промерзания глубина промерзания почвогрунтов 160 см. Преобладают дерново-подзолистые и подзолистые почвы. Из полезных ископаемых на территории района имеются в значительном количестве залежи известняка, глины и доломита. Таким образом, природные условия для жизни в Козловском районе относительно благоприятны для здоровья человека и позволяют выращивать относительно высокие урожаи основных сельскохозяйственных и плодово-ягодных культур.
Население Козловского района составляет 26,3 тыс. человек, г. Козловки – 12,9 тыс. человек. В Козловском районе проживают представители различных национальностей: чуваши, русские и татары. Такой состав объясняется тем, что район находится на стыке трех республик. Плотность населения достаточно высокая - 50,9 жителей на 1 кв. км. Коэффициент рождаемости составляет 7,4 чел. на 1000 жителей, смертности – 20 ч. на 1000 жителей, естественный прирост − -12,6. Наиболее значительной естественная убыль была в 2004 году − -14. На фоне естественной убыли населения сохраняется положительный механический прирост − 0,06 чел. на 1000 жителей.
Низкий естественный прирост связан с резким падением уровня жизни населения: постоянным ростом цен, инфляцией и безработицей, вызванной сокращением рабочих мест на ряде предприятий района. Все это сдерживает рождаемость, увеличивает смертность от болезней, несчастных случаев и самоубийств. Неблагоприятно сказывается на ситуации с рождаемостью ухудшение положения с брачностью населения. В 2004 году по сравнению с 2003 годом коэффициент брачности снизился до 4 брака в расчете на 1000 жителей с 6 в 2003 году. Уменьшилось число юридически оформленных браков. Динамика браков в ближайшее время во многом влияет на нынешнюю ситуацию с разводами (треть распадающихся брачных пар приходится на браки, по продолжительности не превышающие 5 лет). Показатель разводимости, достигнув максимума в 2002-2003 гг., начал с прошлого года несколько снижаться и составил 3 развода на 1000 человек. Больше разводятся супружеские пары, не имеющие детей, либо имеющие одного ребенка. Откладывание вступления в брак и рождений сопровождается распространением добрачных сожительств и неоформленных юридически браков. Растет удельный вес детей, родившихся вне зарегистрированного брака. Таким образом потенциал трудовых ресурсов в районе недостаточен. Необходима разработка мер, препятствующих оттоку рабочей силы из района.
Если говорить об истории развития хозяйства Козловского района, то его специализация определялась выгодным географическим расположением на Волжском торговом пути. С появлением в 1820 г. первых пароходов на Волге Козловка становится одним из важнейших пунктов, через который осуществлялась связь экономики Чувашии со всероссийским рынком. Через пристань в Козловке сельскохозяйственная продукция Чувашии вывозилась для промышленных центров России в города Казань, Астрахань, Н. Новгород, Москву, Петербург, а оттуда за рубеж. Главными предметами вывоза с Козловской пристани были рожь, яйца и лес. После революционных потрясений 1917г. наличие пристани в Козловке предопределило ее роль как важнейшего торгового селения в Чебоксарском уезде. В последующие годы масштабы торговой деятельности в Козловском районе непрерывно возрастали.
Поворотным событием в истории Козловского района стало строительство в 1929 г. Козловского завода строительных деталей (позднее – комбинат автофургонов). В пользу строительства предприятия в Козловке были следующие факторы: наличие поблизости сырья (хвойная древесина), близость транспортных коммуникаций (р. Волга и железнодорожная станция в Тюрлеме), свободные трудовые ресурсы. В связи со строительством завода Козловка из торгового селения превратилась в индустриальный поселок. Резко возросла численность населения г. Козловки: с 1116 чел. в 1926 г. до 3998 в 1931 г. и до 5000 чел. в 1939 г. Изменился национальный состав: из бывшего русского селения Козловка стала многонациональным населенным пунктом с все возрастающей долей чувашей и представителей других национальностей. В годы Великой Отечественной войны завод был преобразован в авиационный завод по производству летательных аппаратов. После войны завод преобразован в домостроительный, а затем – в комбинат автофургонов. Перепрофилирование производства оказалось перспективным и обеспечило стабильное развитие предприятия.
Сейчас комбинат автофургонов является крупнейшим промышленным предприятием Козловского района. Он специализируется на производстве фургонов для перевозки продуктов питания, щеповозов, торговых киосков и мебели. Разумеется, процесс адаптации к рыночным условиям происходит непросто. Жесткая конкуренция на рынке сбыта заставляет искать пути совершенствования производства.
Второе место в экономике Козловки занимает пищевая промышленность, которая в настоящее время представлена тремя предприятиями — хлебокомбинатом, маслозаводом, рыбокоптильным цехом Чебоксарского рыбокомбината. до 1977 г. действовал райпищекомбинат, который выпускал кондитерские изделия, муку и безалкогольные напитки из местного сельскохозяйственного сырья. В этом же году он объединился с Козловской механизированной пекарней. Новое предприятие было названо хлебокомбинатом. Бывший райпищекомбинат составил в нем кондитерский цех, пекарня — цех хлебопечения. Со временем для предприятия был выстроен новый трехэтажньтй производственный корпус с проектной мощностью до 45 тонн хлебобулочных и кондитерских изделий в сутки.
Маслозавод в Козловке выпускает цельномолочную продукцию, животное масло и казеин, перерабатывает 25 тонн молока в смену. С конца 60-х гг. в Козловке действует рыбоперерабатывающий цех в качестве филиала Чебоксарского рыбокомбината, который производит засолку, вяление и копчение рыбы. За смену цех способен впускать до 6,5 тонн продукции.
К заметному предприятию города относится швейная фабрика учреждения ЮЛ 34/5 (ЮЛ 34/5 — шифр женской колонии; ИТУ в Козловке существует с 1941 г.), которая шьет костюмы, рубашки, верхнюю одежду, военное обмундирование и др. изделия. В лучшие годы изготавливала до 190 тыс., различных изделий в год.
Козловка также является местом
размещения административно-
По географическому
Неотъемлемой частью народнохозяйственного комплекса Козловки является аграрный сектор. Основное сельскохозяйственное предприятие — птицефабрика “Козловская”. Предприятие создано в 1992 г. на базе совхоза “Козловский”, специализировавшегося на птицеводстве. В 1995 г. в состав фабрики включен Верхнекургановский филиал сельхозкооператива “Волжский”. На 1 января 2005 г. общая площадь сельскохозяйственных угодий птицефабрики составила 1022 га, в том числе пашни — 642 га. Кроме 40 тыс. кур-несушек, фабрика имеет молочно-товарную ферму, выращивает зерновые культуры. Также среди сельскохозяйственных предприятий значительных успехов достиг племенной совхоз «Карамышевский», производящий ежегодно до 400 тонн рыбы карпа.
Всего на территории района действуют 32 сельскохозяйственных, 27 промышленных и малых предприятий, районное потребительское общество, 71 предприятие розничной торговли и 9 предприятий питания.
Для жизнеобеспечения района большое значение имеют транспорт и связь. Ведущим видом транспорта является автомобильный, осуществляющий пассажирские и грузовые перевозки. На сегодня Козловка связана междугородными автобусными маршрутами с Чебоксарами, Новочебоксарском, Казанью, железнодорожной станцией Свияжск и пригородными автобусными маршрутами – со станцией Тюрлема и селениями Карамышево, Солдыбаево, Янгильдино. Большую часть пассажирских и грузовых перевозок осуществляет Козловское автотранспортное предприятие. Показатель транспортной сети территории Козловского района – 516,8 кв. км, длина транспортной сети 116,26 км, густота транспортной сети – 22,5 км на 100 кв. км. Город Козловка, расположенный на берегу Волги, в полной мере использует и водный транспорт. Обслуживание перевозок производится на пристани. Пристань Козловки входит в состав АО «Чебоксарский речной порт». Действует межгородская линия – Козловка – Волжск и экскурсионная – Козловка – Свияжский остров. Действует так называемая «зеленая стоянка», в рамках которой организуются культурные мероприятия для пассажиров туристических теплоходов. Обслуживание населения пассажирскими перевозками осуществляется и по железной дороге – через станцию Тюрлема, расположенную в 12 км южнее г. Козловки на железнодорожной линии Москва – Казань. Внутригородские перевозки в Козловке осуществляются автобусами. Автобусы курсируют по маршруту от Дворца культуры комбината автофургонов до ул. Беловолжской.
Информация о работе Системный подход как инструмент маркетингового анализа территорий