Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 13:50, практическая работа
Сегодня рынок кофе на Украине можно считать еще не сформированным, про что говорят постоянные смены структуры и участников данного рынка. 1998 год был отмечен следующими факторами:
сокращение ассортимента продукции на рынке (операторы оставили в предложениях только наиболее популярные марки кофе);
уменьшение объемов продаж, что было связано с финансовым кризисом;
рост цен;
увеличение доли рынка отечественных производителей и дешевых фальсификатов.
1. Анализ ситуации на рынке кофе
Сегодня рынок кофе на Украине можно считать еще не сформированным, про что говорят постоянные смены структуры и участников данного рынка. 1998 год был отмечен следующими факторами:
Данные тенденции были связаны с увеличением мировых цен на кофе, финансовым кризисом в Украине, а также с налоговой и таможенной политикой в Украине.
Всего в прошлом году емкость рынка кофе на Украине составила около 325 млн. $. или 22 тыс. т. кофе.
Динамика рынка кофе в 1996-1998 гг.
Показатель |
1996 |
1997 |
1998 |
Емкость ринку, млн. $ |
530 |
265 |
325 |
Емкость ринку, тис. т. |
36 |
18 |
22 |
Начиная с 1990 года, постоянно уменьшалось производство кофе на Украине, переломным был 1996 год, а в прошлом году отечественные производители значительно увеличили объемы производства и свою долю кофейного рынка. В первую очередь за счет появления новых небольших фасовщиков кофе и увеличения объемов продаж лидерами рынка.
Производство кофе на Украине
Объемы импорта и структура стран импортеров на протяжении последних лет постоянно меняется. Так если в 1994 году доля Бразилии в импорте составляла почти 50 %, то в 1997 году она сократилась до 5 %. Основными импортерами кофейной продукции на рынок Украины стали страны западной Европы.
Согласно Единого таможенного тарифа Украины кофе декларируется по коду ТН ЗЕД 09.01 - жареный и нежареный или 2101.10.110 - растворимый кофе.
Таможенные ставки на кофе сегодня составляют:
Вид кофе |
Вид платежа |
Ставка |
Натуральный |
|
0.2 0.1 20.0 |
Растворимый |
|
0.8 3.0 20.0 |
Зеленый |
|
0.0 0.1 20.0 |
Из-за высоких таможенных
ставок большую часть украинского
рынка кофе занимает "черный" рынок.
По данным статистики импорт кофе в
прошлом году составил 30.45 млн. $, экспорт
– 2.72 млн. $. На протяжении последних
двух лет имело место тенденция
к сокращению неофициальных поставок,
по причине несоответствия качественных
характеристик требованиям
Структура рынка кофе на Украине
На рынке кофе присутствуют значительные сезонные колебания: уменьшение объемов продаж летом (особенно август - начало сентября, уменьшение на 10 %), значительное увеличение зимой (особенно январь - февраль, увеличение на 200 %).
2. Сегментация рынка
За видом производства и методам потребления рынок кофе можно поделить на следующие сегменты:
Сегмент |
Доля, % |
Объем продаж, тис. т. |
Растворимый кофе |
90.0 |
19.8 |
Кофе в зернах |
5.0 |
1.1 |
Молотый кофе |
5.0 |
1.1 |
Динамика структуры рынка кофе в разрезе товарных сегментов
С точки зрения конечных потребителей продукции рынок можно поделить на следующие группы:
Сегментация рынка кофе в разрезе потребителей
Сегмент |
Примечание |
Потребители дешевого кофе |
Наиболее емкий сегмент, как правило, покупает продукцию на товарных рынках, основной продукт - растворимый кофе. Марка кофе значения не имеет. |
Потребители дорогого качественного кофе |
В основном покупают натуральный кофе определенной марки в супермаркетах, дорогих фирменных магазинах. |
Кофейни, Рестораны |
Потребляют 4-12 кг. кофе в месяц, в основном покупают продукцию в зернах. |
Заводи, фасовщики |
Покупают кофе для последующей переработки. Ориентировочная потребность 10-200 т. в месяц. Основной продукт - зеленый кофе разных сортов |
Кондитерская и продуктовая промышленность |
Покупают кофе для последующей переработки. Основной продукт - обжаренный нефасованный кофе, в большинстве случаев технических сортов. |
3. Спрос
По данным опроса проведенного фирмой “ММІ-Украина” растворимый кофе потребляет не менее 20 млн. человек (75 % взрослого населения страны), 11 млн. соотечественников (41 % взрослого населения) пьет меленый кофе и кофе в зернах. Около 16 % опрошенных потребляет как растворимый кофе так и натуральный в зависимости от ситуации.
Интенсивность потребления распределилась следующим образом:
Уровень потребления |
Процент ответов |
Количество, млн. чел. | |
Растворимый кофе | |||
Не больше 1 чашки в сутки |
46.0 |
12.51 | |
1 чашку в сутки |
15.9 |
4.3 | |
Больше 1 чашки в сутки |
18.4 |
5.0 | |
2-3 чашки в сутки |
25.0 |
6.8 | |
Больше 4 чашек в сутки |
3.5 |
0.9 | |
Несколько раз в неделю |
17.1 |
4.6 | |
Потребляют нерегулярно |
25.0 |
6.8 | |
Кофе меленый и в зернах | |||
Не больше 1 чашки в сутки |
26.4 |
7.0 | |
1 чашку в сутки |
5.3 |
1.5 | |
Больше 1 чашки в сутки |
4.3 |
1.3 | |
2-3 чашки в сутки |
12.0 |
3.5 | |
Больше 4 чашек в сутки |
1.0 |
0.3 | |
Несколько раз в неделю |
6.3 |
1.7 |
Структура потребителей
Таким образом на долю активных потребителей приходится около 180 гр. кофе на чел. в месяц, или 69.5 % всего потребления в Украине. Активные потребители кофе – социально активная группа населения. Средний возрастной уровень ниже среднего по стране. Уровень доходов от 110 грн. и более. Данная группа имеет в основном высшее образование. Это руководители, специалисты, предприниматели и студенты. Активные потребители кофе отдают предпочтение более дорогим и качественным сортам, если позволяют финансовые возможности.
Структура рынка кофе в разрезе сегментов
В зависимости от вида продукции можно выделить основные тенденции потребления:
· Причини выбора кофе:
Причина выбора |
Процент ответов |
Высокие вкусовые качества |
82.6 |
Низкая цена |
8.8 |
Привычка к марке |
7.5 |
Любопытство (попробовать) |
7.5 |
Было в продаже |
2.6 |
Советы знакомых |
2.3 |
Другое |
8.8 |
Нет ответа |
2.3 |
Таким образом, основными причинами выбора того или другого вида кофе потребители считают высокие вкусовые качества продукта, хотя они неразрывно повязаны с маркой производителя. Второе место со значительным отставанием занимает низкая цена продукции.
4. Конкуренция на рынке
4.1. Общая ситуация
По оценкам экспертов, импортеров кофе на рынке около 15 - 20 фирм, около 100 фирм специализируется на оптовой торговле кофе.
Рентабельность оптовых фирм на сегодня составляет 10 - 12 %.
Рентабельность розничной торговли составляет - 20 - 50 %.
На сегодня на рынке кофе Украины представлены следующие группы конкурентов:
Фирма производитель |
Торговые марки |
Nestle |
Nescafe Classic, Nescafe Gold |
Kraft Jacobs Suchard |
Jacobs |
Tres Montes |
Monterrey |
Douwe Egberts |
Maccona, Douwe Egberts |
Paulig export ltd. |
Paulig |
Cacique de Cafe Soluvel |
Pele, Cacicue |
Future Enterprises PTE ltd. |
MacCoffee |
Основные отечественные производители:
Фирма производитель |
Торговые марки |
СП “Галка” |
Галка |
СП “Віденська кава” |
Віденська кава |
ВО “Агросинтез” |
Коста-Рика |
ЗАТ “Ореол Трейдинг” |
Добра кава |
ТзОВ “Юникаф” |
Юникаф |
ВАТ “Панорама” |
Primo Lavanda |
ЗАТ “Роат мастер” |
Paradise |
СП "Корадо" |
Rata |
Другие производители: “Одеский комбинат пищевых концентратов”, “Ассоциация кировоградских агропродтоваров”, “Мариинская пищевкусовая фабрика”, “Днепропетровский пищевкусовой комбинат” и ПО “Продтовары” (Полтава) производят, как правило, фасованный и меленый кофе, но занимают незначительную долю рынка и сориентированы на обеспечение потребностей своих регионов.
4.2. Растворимый кофе
Наиболее емкий сегмент рынка, доля в общих объемах продаж выросла с 65 % в 1996 году до 90 % (19.8 тыс. т.) в 1998 году.
Сегодня на рынке потребляется около 45 сортов растворимого кофе.
Такую большую долю растворимого кофе можно пояснить следующими причинами:
Сегмент растворимого кофе можно разделить на:
По качеству растворимый кофе можно сегментировать следующим образом:
Сегмент |
Товарные марки |
Элитный |
Carte Noire, Maccona |
Высококачественный |
Nescafe Gold, Jacobs |
Высококачественный по умеренной цене |
Nescafe Classic, Monterrey, "Галка" |
Среднего качества |
Pele, Sambo Gold, Cacique |
Кофейные напитки |
MacCoffee, Cappuccino |
Наиболее популярные на рынке марки растворимого кофе:
Торговая марка |
Количество постоянных потребителей, млн. |
% |
Nescafe Classic |
11.967 |
44.1 |
Nescafe Gold |
2.920 |
10.8 |
Вітчизняні марки |
1.943 |
7.2 |
Nescafe Cappuccino |
1.525 |
5.6 |
Monterrey |
0.963 |
3.6 |
Brasilian Gold |
0.962 |
3.6 |
Elite Classic |
0.929 |
3.4 |
Pele Classic |
0.782 |
2.9 |
Nescafe Brazero |
0.757 |
2.8 |
Bon |
0.732 |
2.7 |