Рынок растительного масла

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 18:58, реферат

Краткое описание

В настоящее время растительные масла широко применяются в производстве продуктов питания, в том числе майонеза и маргарина. Рафинированные масла входят в потребительскую корзину подавляющего большинства россиян. Традиционно на рынке растительного масла выделяют четыре сегмента: подсолнечное, кукурузное, оливковое и другие растительные масла. К последнему сегменту относят соевое и рапсовое масло, а также различные смеси. Доминирующим на рынке традиционно является сегмент подсолнечного масла, на долю которого в первом полугодии 2010 года приходилось около 74% продаж в стоимостном выражении. В натуральном выражении сегмент занимал почти 88% рынка (табл. 1).

Файлы: 1 файл

Рынок растительных масел.docx

— 487.43 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) 
 

Факультет коммерции и маркетинга

Кафедра товароведения и экспертизы товаров 
 
 
 
 

ДОКЛАД 

по дисциплине «Рынки потребительских товаров» 

на тему «Рынок растительных масел» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

              Преподаватель: Никитина Елена Васильевна

              Выполнила:  студентка 5 курса гр. КМ-072                                          факультета коммерции и маркетинга

              Скрицкая Ольга Николаевна 
               
               
               
               
               
               

Кемерово 2011 г. 

     В настоящее время растительные масла  широко применяются в производстве продуктов питания, в том числе майонеза и маргарина. Рафинированные масла входят в потребительскую корзину подавляющего большинства россиян. Традиционно на рынке растительного масла выделяют четыре сегмента: подсолнечное, кукурузное, оливковое и другие растительные масла. К последнему сегменту относят соевое и рапсовое масло, а также различные смеси. Доминирующим на рынке традиционно является сегмент подсолнечного масла, на долю которого в первом полугодии 2010 года приходилось около 74% продаж в стоимостном выражении. В натуральном выражении сегмент занимал почти 88% рынка (табл. 1). 

     Рисунок 1 . Структура российского рынка  растительного

     

     Причем  его доля по объему, начиная с 2008 года, постоянно росла, что объясняется  более низкой ценой по сравнению  с продукцией других сегментов. Средняя стоимость подсолнечного масла сократилась сильнее всего: более чем на 16% по отношению к 2008 году (табл. 2).

       

     объем российского рынка растительных масел в стоимостном выражении составляет более 90 млрд. рублей, а рост объемов рынка составляет порядка 20% ежегодно.

     Основным  сектором продаж растительных масел  является промышленность, закупающая в 2010 г 1563 тыс т растительных масел (рисунок 2). Промышленность потребляет в больших объемах соевое, пальмовое, кокосовое, рапсовое масла. 
Розничная торговля реализует в 2010 г 1340 тыс т масел, в основном это оливковое и подсолнечное масло. В сегмент HoReCa  (общественного питания и гостиничного хозяйства) уходит 133 тыс т масел
 

     Рисунок 2. Структура потребления растительного  масла в России по отраслям, тыс. тонн

     

     В последние годы в России растет способность  местных производителей самостоятельно удовлетворить потребности региона в продукте. Тем не менее, обеспечить внутренний спрос на растительное масло способны, в первую очередь, те регионы, в которых расположены крупнейшие производители. Основное производство растительного масла сосредоточено в Южном ФО (42,2%), Центральном ФО (27,3%), Приволжском ФО (20,3%), то есть в регионах, где в основном производится сырье (рисунок 3). К регионам, вынужденным импортировать ощутимые объемы масла, относятся, например: г. Москва, Московская область, г. Санкт - Петербург, республика Татарстан 

     Рисунок 3. Региональная структура производства растительного масла, %

     

     в 2010 году производство растительного  масла в России сократилось. В I квартале 2010 г. производство растительного масла  по сравнению с соответствующим периодом 2009 г. уменьшилось на 5,4%, главным образом в результате сокращения производства подсолнечного масла на 6,4%. Выработка соевого масла и других видов (за исключением кукурузного) выросла на 1% и 7,4% соответственно.  
В целом, в 2010 г аналитики прогнозируют, что объем производство растительных масел уменьшится на 8,4% до 3 млн т. Сокращение производства растительных масел связано с уменьшением спроса и формированием значительных складских запасов. Спрос на растительные масла в 2010 г упал и со стороны промышленных предприятий, и со стороны розничной торговли. Объем потребления наращивал лишь сектор HoReCa, движимый ростом продаж в сетях быстрого питания

     Аналитики рынка отмечают, что на экспорт  идет незначительная доля произведенной  в России продукции. В конце 2009 года поставки подсолнечного масла снизились относительно прошлого сезона почти в два раза. Кроме этого, сократился и вывоз подсолнечника и рапса.  
Импорт растительных масел в начале 2010 года повышался по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Больше всего в Россию ввозили пальмового и кокосового масла

     На  протяжении последних трех лет так  же стабильно увеличивается доля оливкового масла. На динамику развития сегмента оливкового масла значительное влияние оказал экономический кризис, в результате которого снизился реальный доход населения. Необходимо отметить, что оливковое масло на 100% является импортной продукцией, поэтому падение  курса рубля по отношению к евро в начале 2009 года привело к росту средних цен на оливковое масло на 9%. Однако, несмотря на кризис, рынок оливкового масла сохранил поступательное развитие. Существенного снижения объемов его производства и потребления не наблюдалось, а потребители оливкового масла остались верны своим идеям о здоровом питании, с которым традиционно ассоциируется оливковое масло, и не переключились на другие сегменты. По мнению экспертов, с точки зрения быстрого наращивания поставок российский рынок является одним из наиболее интересных рынков для традиционных поставщиков оливкового масла. Российский рынок оливкового масла до настоящего времени является «открытым» и немонополизированным, выход на который для крупного игрока может быть относительно несложным. 
В первом полугодии 2010 года доля в натуральном выражении сократилась у таких растительных масел, как соевое и рапсовое, а также различные смеси. В целом в России так и не сложилась традиция потребления соевого и рапсового масел, кроме этого, они являются самым дорогим на рынке. В свою очередь, экономический кризис негативно отразился на продажах смесей растительных масел в силу их более высокой цены

     В настоящее время отмечается снижение концентрации рынка растительного масла за счет активного развития региональных игроков, а также роста доли частных марок. 

     Согласно  результатам исследований, в перовом  полугодии 2010 года на пятерку крупнейших компаний приходилось около 63% продаж в натуральном выражении, а доля ведущих игроков сокращается (таблица 1). Основными игроками являются Bunge Ltd., группа компаний WJ, холдинг «Солнечные продукты», компания «Эфко» и АПГ «Юг Руси». В число крупнейших компаний в разбивке на основные сегменты растительного масла входят преимущественно одни и те же игроки, которые развиваются во всех направлениях. Исключением является сегмент оливкового масла, которое на 100% состоит из импортной продукции. 

     В некоторых регионах России сильными являются местные производители, доля по объему некоторых из них увеличилась в 4 раза. Так, крупнейшими региональными игроками являются ОАО «Казанский жировой комбинат» (Республика Татарстан, ТМ «Богатое», «Ласка», «Чудесная семечка») и ОАО «Урюпинский маслоэкстракционный завод» (Волгоградская область, ТМ «Хозяюшка»). В «своих» регионах стоимость марок местных компаний на 15-30% ниже среднерыночной цены в регионе за счет экономии на перевозках продукции (кроме оливкового масла) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 1. Рейтинг крупнейших компаний по продажам растительного масла в натуральном  выражении (первая половина 2010 года )

     

     Крупнейшими производителями на российском рынке  растительных масел являются следующие  компании:

     ООО «Маслоэкстракционный завод «Юг  Руси»

     ОАО «Эфирное»

     ОАО «Аткарский маслоэкстракционный завод»

     «Южный» - филиал  ОАО «Масложиркомбинат «Армавирский»

     ОАО «Астон продукты питания и пищевые ингредиенты» 

     По  данным исследования компании «Ромир», доля покупателей, которые хотя бы раз за полгода купили растительное масло, составляет почти 90%, а в Москве этот показатель даже выше. В крупных городах доля домохозяйств, которые хотя бы раз за этот период купили подсолнечное масло, составила чуть более 80%, среди жителей столицы - 85%. 
По данным «Ромир», потребители стали реже покупать оливковое масло. Оливковое масло, как правило, стоит дороже и в связи с этим относится к премиальному сегменту, а потому в период кризиса теряет покупателей. К примеру, частота потребления в этом сегменте при сравнении первого полугодия 2009 года с первым полугодием 2008-го упала на 15%, вместе с тем, объем покупки за аналогичный период вырос на 10%. Таким образом, что россияне стали приобретать оливковое масло реже, но в больших объемах. 
В результате воздействия экономического кризиса на большую часть населения России, цена на потребительские товары стала одним из ключевых факторов, определяющих выбор покупателя. Не стал исключением и рынок растительного масла. Главным конкурентным преимуществом на этом рынке стала более низкая цена. В ответ на эту тенденцию производители начали выводить на рынок бренды в более низком ценовом сегменте
 

     В течение последних лет на российском рынке растительного масла наблюдался рост спроса на частные марки, которые производятся по заказу какой-либо торговой сети, а затем продаются под ее брендом. Главным конкурентным преимуществом частных марок по сравнению с брендированной продукцией является более низкая цена*. Если в 2008 году разница составляла около 15 рублей за литр, то в 2009-м частные марки стали уже на 20 рублей дешевле.

     При этом максимальный разрыв в цене между  частными марками и брендами наблюдался в начале 2009 года; однако во втором полугодии  стоимость брендированной продукции стала снижаться более высокими темпами, в результате чего разница в цене по сравнению с частными марками несколько сократилась. В первом полугодии 2010 года разница в цене составляла около 18 рублей.

     Наиболее  сильные позиции частные марки  имеют в сегменте подсолнечного масла. Именно за счет этого сегмента увеличивается доля частных марок на рынке в целом. В других же сегментах растительного масла удельный вес частных марок не превышает 1,5%.

     Наличие частных марок и возможность производителей влиять на цены товара на полке сети розничных сетей позволяют магазинам современных форматов, применяющих самообслуживание и имеющих площадь торгового зала более 250 кв. метров, устанавливать более низкие розничные цены. Если в традиционной рознице медиана в распределении продаж масла по стоимости в январе-феврале 2009 года приходилась на ценовой диапазон 65-70 рублей за литр, а годом спустя – на сегмент 50-55 рублей/литр, то в магазинах современных форматов медиана продаж уже в начале 2009 года была в интервале 50-55 рублей/литр, переместившись к началу текущего года в сегмент 45-50 рублей/литр.

     В I квартале 2010 года наибольшая доля в  структуре импорта – 65% в стоимостном  выражении – принадлежала пальмовому маслу.  

        

     Второе  место заняли масла кокосовое, пальмоядровое  и бабассу – на их долю приходится 16% импортных поставок. Доля импорта оливкового масла составила 10%.

     В I квартале 2010 года, по сравнению с  уровнем прошлого года, произошло незначительное увеличение долей оливкового и пальмового масла в общей структуре импорта в стоимостном выражении – соответственно на 2 и 1 п.п. Остальная группа масел в общей структуре импорта показала сокращение на 4 п.п.

     По  итогам 2009 года, объем экспортных поставок всех видов растительных масел составил 984,3 тыс. тонн, что является максимумом за последние 5 лет. При этом несмотря на значительные финансово-экономические трудности, российские производители смогли повысить экспортный потенциал почти вдвое, а именно – на 68,5%.

     Показатели  объемов экспорта растительных масел  в натуральном выражении в I квартале текущего года демонстрируют практически 33% сокращение – до 162,3 тыс. тонн.  

        

     В период с 2006 года по 2009 год экспорт  растительных масел показывает тенденцию противоположную импорту. Такой резонанс в динамике за 2008-2010 годы вызван снижением производства этой продукции внутри страны. Так, по итогам января-марта 2008 года, выпуск растительных масел сократился, что повлекло за собой уменьшение экспорта на 60,5%. В 2009 году за аналогичный период производство выросло на 45,3%, что в свою очередь позволило увеличить экспортные поставки на 159,1%. Начало текущего года охарактеризовалось снижением объема производства на 12,9% при растущем спросе, в итоге экспорт снизился на 32,6%.

Информация о работе Рынок растительного масла