Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 09:43, контрольная работа
Цель и задачи данной контрольной работы рассмотреть все аспекты разработки оформления и упаковки товара, узнать, как влияет упаковка на потребителя.
Введение………………………………………………………………………3
1. Роль упаковки в сбыте продукции………………………………………..5
1.1. Понятие упаковки……………………………………………………...5
1.2. Рекламная упаковка как средство
социальной коммуникации………………………………………………...9
2. Разработка упаковки товара………………………………………………14
2.1.Этапы разработки упаковки……………………………………….....14
2.2.Дизайн……………………………………………………………….....17
2.2.1.Типы композиции………………………………………………....17
2.2.2.Психология цвета………………………………………..……..…18
2.2.3.Рекомендации по использованию
информационных и изобразительных элементов…………………….21
2.3. Тенденции развития в области упаковки……………………………...21
Заключение…………………………………………………………………..24
Список использованных источников………………………………………25
Коммуникативный процесс может не состояться, если передаваемое реципиенту информационное сообщение для него неактуально, не представляет какого-либо интереса. Так что, проектируя рекламную упаковку, нужно учитывать нужды потребителя, его потребности и интересы.
Проектируя упаковку как носителя определенного информационного сообщения, нужно учитывать также количественную характеристику информации – избыточность. Информация, заложенная в рекламной упаковке, должна быть достаточной для того, чтобы привлечь внимание потребителя и дать ему исчерпывающую информацию об упакованном продукте. Однако здесь нельзя переусердствовать. Когда информация превышает оптимальную, она начинает расплываться в сознании реципиента. Это может привести к тому, что покупатель потеряет интерес к объекту, следовательно, процесс коммуникации нарушится. Значит, рекламное оформление упаковки не должно быть слишком многословным, усложненным, чтобы не перегружать сознание потребителя.
В процессе массовой коммуникации адресант, иными словами отправитель, обычно представлен группой людей, создающих или передающих рекламное сообщение. В случае с рекламной упаковкой в качестве адресанта выступают, во-первых, создатели самого упаковываемого изделия, предприятие - изготовитель, во-вторых, разработчики рекламной упаковки и, в-третьих, это изготовители упаковки. Все они участвуют в создании и передаче информации, заложенной в рекламной упаковке.
Исходя из положений теории информации следует, что отправитель информации и ее получатель находятся в отношениях управляющей и управляемой систем, то есть адресант каким-то образом воздействует на адресата, заставляет последнего поступать в соответствии со своими намерениями. Не является исключением и случай с рекламной упаковкой как средством массовой коммуникации. Безусловно, отправитель информации, заложенной в рекламной упаковке – предприятие-изготовитель упакованного изделия и создатели упаковки – стремится определенным образом воздействовать на адресата - потребителя, заставить его обратить внимание на изделие и в конечном итоге приобрести его. Преследуются здесь также и далеко идущие цели: создание определенного имиджа предприятия-изготовителя, популяризация его торговой марки, формирование у потребителя определенных эстетических вкусов. Это также определенные шаги в воздействии на потребителя, на его сознание, систему его представлений и предпочтений.
Следующий элемент структуры коммуникативного процесса – общение, то есть контакт между отправителем информации и ее получателем. В случае с рекламной упаковкой контакт между адресантом и адресатом не непосредственный, а опосредованный, создатели рекламной упаковки обычно удалены от потребителя, между ними стоит сфера производства и торговли. Рекламная же упаковка является тем материальным носителем, то есть каналом связи, через который осуществляется контакт между отправителем информации и ее получателем.
И тут важно учитывать еще один важный структурный элемент коммуникативного процесса – код. Это язык (вербальный, визуальный, аудиовизуальный и т. д.), с помощью которого передается сообщение. В рекламной упаковке в основном используется визуальный код. Это различные изображения, надписи, линии, цветовые пятна и др. Эффективность коммуникативного процесса всегда зависит от правильности выбора кода, последний должен быть понятен адресату, хорошо доносить до него смысл информационного сообщения. В связи с этим и выбор изобразительно-графического языка рекламной упаковки должен быть максимально доходчивым для потребителя, хорошо им читаться, художественный стиль оформления упаковки должен быть эстетически воспринимаемым потребителем.
И наконец, последняя составляющая коммуникационного процесса – контекст, то есть те условия, социальные, исторические, культурные и т. д., в которых происходит коммуникация. Социальную коммуникацию, осуществляемую рекламной упаковкой, обычно сопровождает изменчивый контекст. Например, рекламная упаковка может фигурировать на потребительском рынке в условиях ажиотажного спроса на предлагаемый упакованный продукт, а может действовать и тогда, когда спрос на данный продукт резко снижен. В последнем случае роль рекламной упаковки наиболее ответственна, и информация, которую она несет, должна быть преподнесена потребителю в наиболее привлекательной, можно сказать, зовущей форме. Определенным контекстом, в котором приходится функционировать рекламной упаковке, являются и доминирующие в данное время в обществе эстетические представления, художественно-стилистические тенденции в графическом дизайне. Этот контекст обязательно нужно учитывать при проектировании оформления упаковки.
Надо сказать, что с понятием контекста тесно связано еще одно явление, с которым приходится сталкиваться в процессе осуществления коммуникации. Речь идет о шуме. Шум – это то, что мешает восприятию информационного сообщения. В случае с рекламной упаковкой как средством массовой коммуникации в качестве шума можно рассматривать, например, рекламные упаковки аналогичных изделий, изготовленных конкурирующими фирмами, или неудачное размещение упакованного товара на полках магазина. Все это мешает эффективному воздействию рекламной упаковки на потребителя, доставке к нему заложенного в упаковке информационного сообщения. Борьба с шумом, его преодоление – это еще одна задача коммуникаторов, пользующихся рекламной упаковкой в качестве средства массовой коммуникации.
Таким образом
рекламная упаковка очень активно
участвует в процессах
2. Разработка упаковки товара
2.1. Этапы разработки упаковки
Очевидно, и закономерно, что успех предприятия зависит от его продукции, но не мало важным является и представление товара: упаковка и его оформление. Покупатель оценивает товар по многим критериям и в конечном итоге отдает предпочтение тому или иному продукту. В условиях быстрорастущей конкуренции невозможно представить производителя, который мог бы завоевать рынок, не прибегая к помощи маркетологов. Именно поэтому главное место в стратегическом планировании фирм все больше занимает маркетинг, то есть методы и способы сбыта произведенной продукции. Можно отметить, что с ростом стандартизации особую роль приобретает упаковка товаров, выступающая носителем индивидуальности и нередко единственным источником информации о продукте.
Фирмы прибегают к услугам рекламных агентств, так как именно они предлагают все, что связано со сбытом или профессиональной упаковкой товара.
Большое количество предприятий до сих пор уделяет недостаточное внимание отделу маркетинга и вопросу разработки упаковки. Создание упаковки осуществляется по-прежнему с преобладанием роли производства. Но прежде чем покупатель оценит сам продукт, он должен его заметить и выбрать, а для этого просто необходимо уделить особое внимание оформлению товара. Ведь, упаковка – это презентация основных свойств и характеристик товара, его «лицо».
При этом при разработке упаковки очень важна согласованность работы маркетологов и дизайнеров.
Под концепцией товара понимается система ориентирующих базовых представлений предприятия-изготовителя о создаваемом товаре и его рыночных возможностях, а концепция самой упаковки - определяет то, чем должна быть и что должна делать упаковка для товара.
Основываясь на этих принципах, маркетолог начинает работу над созданием упаковки. Работа протекает в несколько этапов, на каждом из которых существуют свои цели и задачи.
Нулевой этап своей
целью имеет определение
- Формулирование гипотез о потреблении и целевых группах.
- Учёт сознательных и подсознательных желаний потребителей.
- Изучение продукции конкурентов.
Источником необходимой информации выступают результаты собственных исследований и исследований в отрасли.
Далее идет первый этап - создание образа продукта. Задачи на этом этапе:
- Исследование эмоционального восприятия продукта потенциальными потребителями.
- Анализ образа производителя в глазах потребителя.
Уже на втором этапе, целью которого является определение приоритетов, осуществляется выбор концепции дизайна (классика или авангард), учет традиций и связи с дизайном упаковок ранее выпущенных продуктов.
Третий этап – это определение возможностей для визуализации:
- Подбор ассоциативного ряда.
- Подбор изобразительного материала для визуализации ожиданий, ассоциаций, желаний потребителя.
Информативной базой для реализации данного этапа будут результаты исследований восприятия цветов, форм и объемов.
Четвертый этап - обработка и изучение собранного материала.
Задачи:
- Исследование цветов, тональностей, контрастов.
- Выделение элементов, обеспечивающих передачу настроения, желаний, эмоций.
- Изучение изобразительных средств, используемых в рекламной кампании.
- Обобщение: какие из имеющихся средств мы хотим применить в дизайне упаковки.
Эти задачи решаются благодаря рассмотрению классической теории цветов, контрастов и композиции.
Пятый этап является одним из наиболее важных. На этом этапе происходит формулировка технического задания.
Задачи на данном этапе:
- Определение целей и приоритетов.
- Формирование технических и эстетических ограничений.
- Определение информации, содержащейся на упаковке.
- Выдача задания и материалов дизайнеру.
На последующих этапах идет непосредственная оценка упаковки и ее макета. На шестом этапе происходит оценка макета упаковки и выбор оптимального варианта силами отдела маркетинга производителя.
Задачи:
- Индивидуальная оценка упаковки.
- Оценка дизайна упаковки в корпоративном блоке.
- Оценка дизайна упаковки относительно продукции конкурентов.
Реализация этапа проходит с помощью методов оценки в реальных условиях торгового зала: учет возможного освещения, особенностей расположения и выкладки.
Седьмой этап – это оценка упаковки относительно конкурентов предполагаемыми потребителями и продавцами. Основная задача - внесение изменений в макет упаковки.
2.2. Дизайн
2.2.1. Типы композиции
При разработке дизайна упаковки необходимо выбрать тип композиции. Выбор композиционного решения должен быть осознанным. Существуют два основных типа композиции:
Композиция, использованная на упаковке товара, должна говорить не только о товаре, но и нести информацию о производителе.
В соответствии с типом композиции формируется восприятие потребителем товара. Симметричная композиция воспринимается, как приверженность производителя традициям, соблюдение старинных рецептов и способов изготовления товара, консерватизм, не подвластность изменчивой моде, серьёзность, продуманность, постоянство и ответственность, солидность, надежность, требовательное отношение производителя к своей продукции, устойчивое положение на рынке.
Ассиметричная же наоборот, характеризуется со свободой, раскованностью, динамичностью, энергией, напором, активностью; в какой-то мере силой и агрессивностью; новизной и революционностью; изящностью, лёгкостью, утонченностью, выраженное гендерное начало (женственность или мужественность);
Выражает творческий поиск, стремление производителя к новизне и переменам или может восприниматься потребителем, как непостоянство, метания.
Поэтому выбор типа композиции должен точно отвечать задачам поставленным товаропроизводителем. Соответствовать концепции товара.
Казалось бы, в выборе цвета упаковки товара можно руководствоваться только личными предпочтениями товаропроизводителя или дизайнера, однако, в этом вопросе маркетологам просто необходимо обратиться к психологам. Уже давно известно, что каждый человек специфически реагирует на цвета. Символика каждого цвета уходит корнями в истоки истории существования человека на Земле. Ночь, символом которой является синий цвет, издревле несла человеку покой, расслабление, сон. Солнце, яркость зарождающего дня, то есть желтый цвет, вызывали надежду, побуждали к активности. Зеленый - цвет травы, листвы кустарников и деревьев - мог служить символом защиты, маскировки, затаенности.