Развитие брендинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 00:29, статья

Краткое описание

В статье рассмотрены основные направления развития брэндинга на отечественном и зарубежном рынке товаров и услуг. На основе проведенного исследования автором разработана классификация российских брэндов, а также обосновано преимущество малых и средних фирм в процессе создания и продвижения брэнда.
Ключевые слова: брэнд, брэнд-мозаика, брэндинг, продукт, экономика ценностей.

Файлы: 1 файл

Тенденции и направления развития брэндинга в России и за рубежом.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

Таким образом, стратегии захвата большего количества сегментов теряют свою актуальность. Чтобы предложить нечто уникальное, компания должна сфокусироваться. Необходимо апеллировать к более узким сегментам и компенсировать потерю широкой аудитории глобальным распространением брэнда. Это означает больше коммуникаций, чтобы проникнуть на большее число рынков и достичь большего числа узких сегментов, следовательно, фокусирование на создании ценностей. 

Чтобы брэнд  обладал высокой ценностью, ему  необходимо придать направление, четкость и ясность. Однако это означает, что  необходимо ограничить свободу действий в каждой товарной категории. Упор должен быть сделан на уникальность для немногих, а не на пригодность для всех. Сегодня рынок движется в сторону меньшего числа более сильных и надежных брэндов, а лучшая защита – насыщение брэнда содержанием и надежностью [3, с. 112].    

Необходимость реагирования на изменения внешней  среды, адаптация к новым рыночным условиям, сформированным вследствие колебаний макроэкономических показателей, общественных изменений, конкуренции, технологических инноваций и пр. – всегда входили в число основных целей любой фирмы. Однако сегодня стратегия развития компании должна быть скорректирована на скорость подобных изменений. Прежде любой качественно проведенный анализ рынка позволял руководству компании выделить конкурентов, отслеживать их действия и влиять на их поведения, путем изменения своего пути развития. Сегодня и в будущем выявление конкурентных сил будет затруднено из-за активного взаимовлияния и взаимопроникновения друг в друга большинства сегментов рынка. Сильный конкурент, который способен захватить большую долю рынка и «перетянуть к себе» потребителей, может появиться из бизнеса, с которым компания никогда не конкурировала. 

Например, неожиданным  был выход брэнда Prada и Armani на рынок  сотовых телефонов. Тем не менее, эти брэнды в достаточно короткий срок сумели завоевать премиум сегмент. Для многих потребителей с высоким социальным статусом и уровнем доходов не имеет значения количество мелодий и дополнительные функции, если на телефона стоит марка Prada. 

         Мы рассмотрели основные тенденции  развития брэндинга за рубежом,  применительно к внешней среде  организации. В последние несколько лет выделились определенные направления развития и во внутренней среде. 

         Сегодня один из наиболее распространенных  способов формирования отдела  для управления брэндами основан  на системе, разработанной в  компании Procter & Gamble в 1930-х годах. Суть данной системы заключается в том, что каждый менеджер в отделе отвечал за небольшое количество брэндов. Таким образом, они координировали все маркетинговые мероприятия по поддержке своего брэнда, а также разрабатывали и реализовывали планы брэнд-маркетинга. Однако в 1990-х годах указанная система показала свою несостоятельность и неэффективность в процессе управления брэндами, она оказалась неспособной справиться с новыми задачами, поэтому руководством многих фирм было принято решение о реорганизации соответствующих отделов. 

         Процессы реорганизации были  основаны на переходе от индивидуального  к командному управлению брэндом.  Новый командный подход отражал  понимание того, что объединенные  усилия группы сотрудников при  определении и решении проблем ведут к повышению эффективности. Таким образом, в современном брэндинге активно используется проектная структура управления. Например, в некоторых организациях назначаются менеджеры, компетентные в разработке факторов рентабельности брэнда, которые выступают в роли связующего звена. Они работают на протяжении всей цепочки формирования ценностей, развивая направленные на клиентов стратегии брэнда, и руководят командами, в которые входят специалисты из разных отделов, отвечающие за реализацию этих стратегий [4, с. 156].     

         Как правило, команда по управлению  брэндом состоит из внутреннего  персонала (специалисты организации)  и внешнего (консультанты). Однако  более эффективным является формирование  команды из таких групп сотрудников, как стратеги, исполнители, помощники, координаторы и второстепенные сотрудники. Стратеги и исполнители разрабатывают стратегию и руководят всей командой. Помощники обеспечивают работу над брэндом необходимыми ресурсами. Как правило, в эту группу входят представители отделов производства, управления персоналом, финансов и пр. Координаторы, также представители различных отделов компании, решают проблемы, возникающие в ходе управления брэндом. Второстепенные сотрудники дополняют основной состав команды. Их приглашают для решения определенных задач, находящихся вне компетенции основной команды. К этой группе чаще всего относят юрисконсультов. 

         Следует отметить, что эффективная  работа команды по управлению  брэндом возможна при выполнении  определенных условий. Сотрудники должны концентрировать свои усилия не только на внутренней,  но и на внешней среде организации. Процедуры управления и координации должны быть прозрачными и понятными каждому. Также команда должна иметь обширные связи как внутри организации, так и за ее пределами. Наконец, состав группы должен быть подвижным, т.е. любой сотрудник может в любой момент выйти из состава команды, также как и войти в нее. 

         Таким образом, командный подход  в большей степени соответствует  требованиям рынка и необходимости конкурентной борьбы посредством управления брэндом. 

         Как уже было сказано выше, поскольку на российском рынке  постоянно присутствует большое  количество зарубежных товаров  и фирм, все перечисленные тенденции,  в той или иной степени, характерны как для зарубежных стран, так и для России. Однако мы считаем, что отечественный рынок находится на стадии становления брэнд-отношений (т.е. отношений между всеми элементами внешней и внутренней среды организации по поводу формирования и продвижения брэнда), поэтому выделить какие-либо тенденции развития брэндинга в России на сегодняшний день достаточно сложно по нескольким причинам. 

         Во-первых, история развития брэндинга  за рубежом насчитывает несколько  десятилетий, в то время как в России он появился в конце 90-х – начале 2000-х годов, когда отечественные компании столкнулись с необходимостью вести конкурентную борьбу с всемирно известными зарубежными брэндами. Этим объясняется тот факт, что сегодня российским фирмам достаточно сложно формировать лояльность к своим предложениям, т.к. иностранные компании прочно закрепились в сознании потребителей. 

         Во-вторых, сложность формирования  брэнд-отношений заключается в  специфичности покупательского  поведения россиян, основанного на особом менталитете и отношении к рынку. По данным исследования, проведенного сотрудниками аналитического центра «Бизнес и маркетинг» международного центра научной и технической информации Муромкиной И.И. и Евтушенко Е.В. российскому рынку характерны следующие особенности потребительского поведения [5]: 

1)    общий  уровень распознания брэндов  российскими потребителями находится  на достаточно низком уровне, однако в последние несколько  лет наметилась тенденция к  повышению этого показателя; 

2)    вследствие стремительного насыщения отечественного рынка потребители не успевают формировать лояльность к определенной товарной марке в связи с постоянным появлением новых товаров, ранее не известных; 

3)    а  России брэнд в большей степени,  чем на Западе, воспринимается как символ «аутентичности товара», т.е. в глазах российских потребителей брэндованность товара снижает недоверие к подлинности и подозрения в некачественности товара; 

4)    для  создания брэнда в России необходимы  сильная, тщательно разработанная  рекламная кампания в средствах массовой информации и активное использование наружной рекламы, хотя в дальнейшем возможности влияния рекламы (в первую очередь телевизионной) будут уменьшаться вследствие роста недоверия к ней потребителей; 

5)    в  сознании отечественного потребителя очень важную роль играет страна-производитель продукта и товарная упаковка. Сама по себе торговая марка занимает в списке предпочтений лишь третье место. Таким образом, продвигая продукт на российском рынке, производителю необходимо акцентировать внимание именно на этих характеристиках. 

6)    необходимо  учитывать национальные традиции  и особенности восприятия рекламных  обращений российскими потребителями.  Они должны формироваться таким  образом, чтобы  быть приятными  и понятными потребителям. Другими словами, наиболее эффективной стратегией продвижения брэнда на отечественном рынке является сегодня стратегия ценностного брэндинга, однако она практически не применяется российскими производителями. 

7)    важное  значение для формирования брэнда в сознании российского потребителя имеет словесный товарный знак, так как он является наиболее сильным и запоминающимся «идентификатором» товара. И.В. Крылов в книге «Маркетинг: социология маркетинговых коммуникаций» пишет: «Наиболее эффективен для России путь создания сильного брэнда на основе личного имени, поскольку он позволяет не только обеспечить 100-процентную узнаваемость, но и придать имени символическое значение качества и престижности товара» [6, с. 83]. Проанализировав лояльность потребителей к зарубежным маркам, представленным на отечественном рынке в адаптированном виде, как правило, сопровождающиеся русскими названиями, можно сделать вывод, что приверженность к иностранным названиям исчезает, а большинство производителей предпочитает давать русские имена своим товарам. 

         Проанализировав вышесказанное,  мы можем сделать вывод, что  не все перечисленные особенности  затрудняют развитие брэндинга  на российском рынке. Поэтому,  мы считаем брэндинг перспективным  направлением развития отечественного бизнеса. Проблема же заключается в том, что даже если потребители готовы для восприятия отечественных брэндов, российские компании не готовы эти брэнды создавать.  

         Таким образом, качественные российские  товары в перспективе могут стать брэндами, но в современных условиях существует ряд негативных факторов, которые сдерживают развитие концепции брэндинга на российском потребительском рынке:

Возможно, самой  главной проблемой российского  рынка является полная неготовность нормативной базы для развития брэндинга. То есть, как уже было сказано ранее, в российском законодательстве отсутствует база для разработки и управления брэндом, как и нет четкого теоретического определения брэндинга. Это приводит к тому, что каждый руководитель понимает данный маркетинговый феномен так, как ему это удобно в данный момент.

Недостаточное развитие маркетинговых умений и  навыков. Большинство руководителей  российских предприятий, формируя маркетинговые  отделы и разрабатывая стратегию  продвижения товаров и услуг, уверенно заявляют о реализации принципов брэнд менеджмента. Однако, управление брэндами – намного более сложный процесс, чем определение каналов дистрибуции, разработка рекламных мероприятий и пр.   В некоторых случаях, брэнд менеджмент на отечественных предприятиях основывается на научной основе, т.е. используются определенные брэнд-теории и методики. При этом нередко эти методики разработаны российскими маркетологами, которые также смешивают понятия «брэндинг» и «маркетинг».

Скептическое  отношение некоторых российских руководителей к западным технологиям брэндинга, несмотря на то, что они доказали свою жизнеспособность и эффективность на российском рынке. Другими словами, не смотря на то, что большинство всемирно известных брэндов успешно существуют и развиваются на отечественном рынке, многие российские маркетологи и руководители организаций все еще считают, что применение иностранных технологий построения брэнда неприменимо в России. 

Объемные инвестиции в продвижение продукта на рынок  в России усугубляются налогом на рекламу, т.е. расходы на рекламу и создание брэндов сверх предельной величины, установленной законодательством, увеличивают налогооблагаемую прибыль предприятий. Следует отметить, что ни в одной развитой стране не существует подобного налога, поэтому он более всего сдерживает продвижение на рынок отечественных брэндов.

Помимо отсутствия законодательной базы в сфере  брэнд-отношений, необходимо также  отметить несовершенное российское законодательство по охране товарных знаков. В отличие от практики западных стран, где действует принцип «первопользования» товарным знаком, в России принята регистрационная система их охраны, по которой товарная марка получает правовую защиту только после ее регистрации в Патентном ведомстве. То есть, для того, чтобы быть защищенной законодательно, любая новинка должна быть зарегистрирована, должна получить патент. Это обостряет борьбу отечественных производителей за свои товарные знаки и создает благоприятную почву для появления всевозможных подделок. При учете скорости изменений и активности конкурентов на всех рынках, эта проблема выходит за рамки «несовершенства».

Некоторая неопределенность в покупательской ориентации на отдельные  товарные марки, связанная с тем, что многие отечественные производители продовольственных товаров выпускают свою продукцию по единым рецептурам, утвержденным стандартами, под одинаковыми наименованиями, иногда без фирменной упаковки (конфеты “Белочка”, овсяные хлопья “Геркулес” и т.п.). При этом покупатели отдают предпочтение знакомым названиям, не обращая внимания на производителей, что затрудняет идентификацию их товарных марок на рынке. Эта проблема тесно связана с существованием на российском рынке «советских брэндов». Дополнительная сложность заключается в невозможности зарегистрировать права на производство данной продукции, т.к. уникальная рецептура закреплена в государственных стандартах. Единственный путь получить право владения торговой маркой – это внести определенную уникальность в существующий рецепт или оформление. При этом, однако, нет гарантии, что потребитель сохранить прежнюю степень лояльности, т.к. продукт уже не будет привычным.   

Информация о работе Развитие брендинга