Предпосылки и актуальность формирования стратегических союзов или кластеров на реальных примерах

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 12:04, доклад

Краткое описание

В конце XX в. облик авиатранспорта решительно переменился. В результате установления союзных отношений между авиакомпаниями можно самолетом компании United добраться из Вашингтона в Сидней, пересесть на самолет таиландских авиалиний и улететь в Бангкок, там пересесть на самолет компании Lufthansa, летящий во Франкфурт, а уже оттуда вернуться в Вашингтон. При этом все перелеты будут фиксироваться в компании United, которая забронирует места на рейсах трех вышеуказанных авиалиний, начислит оплату по тарифу для постоянных пассажиров и избавит путешественника от необходимости вступать в отношения с другими авиакомпаниями.

Файлы: 1 файл

стратегические союзы.docx

— 35.16 Кб (Скачать)

Исследователи из Дарденской школы создали концепцию «необвиняющего подхода», в соответствии с которой менеджеры союза для разрешения конфликта работают вместе, опираясь только на факты и не пытаясь определить, какая из сторон виновна. Это нужно для лучшего понимания того, как создавать механизмы, пригодные для взаимовыгодного разрешения конфликтов между партнерами. Необвиняющий подход дает партнерам возможность совместно изучать препятствия, возникшие перед союзом. Даже если не удастся найти решения, есть надежда, что при ликвидации союза партнеры будут вести себя честно и справедливо.

Координация работ

Как уже отмечалось, взаимозависимость  тесно связана со специализацией. Признав свою взаимозависимость, стратегические партнеры обмениваются ценными ресурсами, и специализация зачастую рассматривается  как естественный результат такого развития. Одним из преимуществ сотрудничества является возможность обеспечить координацию  производства, сбыта, управления запасами и работ в области НИОКР  на уровне функциональной интеграции, без бюрократизма и изменения  форм собственности. Системы поставок точно в срок, обмен электронными данными, совместные маркетинговые  программы, совместные работы в области  НИОКР и специализация производственных мощностей — все это примеры  стратегических союзов, которые могут  работать эффективно только в том  случае, если связи между компаниями будут безупречно надежными. Союзные  отношения с поставщиками, в которых  последние предоставляют техническую  помощь или содействие на стадии предпроектных разработок, могут показаться не столь обязывающими, но они не менее важны для цепи создания ценностей и для общей эффективности производственного процесса.

Планирование

В рыночном обмене смысл  планирования сводится к предмету обмена. Планирование (может быть, этот термин в данном случае неверен) в значительной степени определяется формой и содержанием  заключаемого контракта. Стратегические союзы строятся на убеждении, что  важнее спланировать структуры и  процедуры, чем само содержание обмена. Стороны понимают, что в будущем  предметное планирование осуществится само собой, просто в результате действия структур и процедур определенных при формировании отношений. Эти процессы должны быть достаточно гибкими, чтобы позволять приспосабливаться к будущим изменениям. Партнерам следует открыто обмениваться планами и в ходе планирования учитывать требования другой стороны. Если партнеры детально осведомлены о бизнесе другой стороны и честно обмениваются информацией, они могут установить взаимоприемлемые цели, что способствует устойчивости и жизнеспособности отношений. Совместное прогнозирование последствий технологического или рыночного развития повышает способность партнеров оценивать результаты. В других случаях инвестиции, необходимые для приспособления к ожидаемым технологическим и рыночным изменениям, ведут к росту издержек на выход из рынка и на переключение в другую деятельность. Для защиты вложений в союз критически важно осуществлять планирование совместно, предотвращать изоляцию.

Оценка этих характеристик  помогает лучше понять условия, при  которых может быть создан успешный союз. Но даже знание предварительных  условий не дает нам понимания  динамики процесса. Следует учитывать  фактор времени, в ходе которого менеджеры  ведут переговоры, выполняют принятые решения и постепенно изменяют союзные  отношения.

Жизненный цикл стратегических союзов

Изучение эволюции союзов в течение жизненного цикла помогает понять динамику процесса. В литературе о маркетинге, управлении и организационном  строительстве широко используется анализ жизненного цикла. Этот подход применяют для изучения продукции  и рынков, работ в области НИОКР, роста и развития организаций, производственных процессов и личных взаимоотношений.

Различные стадии жизненного цикла союзов представлены в таблице 3. Каждая стадия определяется изменениями, сопутствующими превращению видения  в реальность, а последней — в зрелый бизнес. Предвидение — это предварительная стадия, на которой организация прозревает возможности и когда возникают мечты и идеи, связанные с образованием союза. Компания начинает формулировать стратегические намерения относительно союза и определяет критерии для поиска и выбора потенциальных партнеров. На этой стадии выполняют предварительную работу для обоснования того, почему именно союз является предпочтительной стратегической возможностью. Вовлечение — это следующая стадия, которая характеризуется тем, что партнеры начинают определять взаимные ожидания. Ключевые менеджеры ставят проект создания союза под свой контроль. На стадии оценивания завершается формулирование условий обмена между компаниями. Именно на этом этапе заканчивается разработка технико—экономического обоснования. Завершаются переговоры об условиях союза, о вкладе каждого из партнеров и о разделе прибыли. Координирование — это следующий шаг, когда формально начинается совместная работа и возникает каркас устойчивой структуры управления. Компании сосредоточиваются на решении задач по интеграции и координации дополнительной деятельности, позволяющей нарастить выгоду от союзных отношений. Инвестирование — стадия, на которой компании сталкиваются с суровой действительностью пребывания в союзе: пора вкладывать деньги (т.е. закреплять обязательства) в будущее развитие проекта. Когда в соответствии с планами союза начинается движение ресурсов, видение обращается в экономическую реальность. Наконец, на этапе стабилизации союз предстает уже в виде действующей жизнеспособной структуры. Достигнуто состояние гомеостаза, и усилия всех партнеров направлены только на управление союзными делами, на осуществление корректировок и точной подстройки для оптимизации результатов.

Временные союзы

Быстро расширяющуюся  группу краткосрочных союзов в партнеры соединяют свои возможности и  ресурсы для разработки мимолетных, хотя и достаточно привлекательных  деловых возможностей, называют временными союзами. Их предметом обычно бывает доступ к рынку, развитие технологии или новой продукции. Такого рода союзы характерны для быстро поднимающихся  отраслей и для рынков отличающихся скоростью технологических изменений  и высоким риском. Множество примеров подобных союзов можно найти в  новых отраслях, таких как биотехнологии  или электронная торговля. Сигналом к массовому появлению временных  союзов часто бывают новые технологические  достижения вроде Интернета или  рекомбинации ДНК.

То, как в этих союзах возникают  отношения, необходимые для продуктивной работы, на каких уровнях это происходит, да и сами критерии успеха явно противоречат выводам науки. Как уже отмечалось, естественно рассчитывать на длительность существования союза. В соответствии с требованиями здравого смысла для  выработки таких важных для продуктивной работы союза качеств, как доверие  и фиксация норм поведения, нужно  немалое время. В цитированных выше исследованиях жизненного цикла  предполагается, что для решения  проблем начального этапа союзу  нужно от трех до пяти лет. Но вся  жизнь временных союзов бывает зачастую короче, так как они создаются  в быстрорастущих отраслях и на их рынках конкурентная ситуация часто  меняется. Поскольку цели в таких  ситуациях бывают обычно краткосрочными и результаты должны быть получены быстро, партнерам по временным союзам приходится все делать на лету. Качества и характеристики, нужные для эффективной  деятельности временных союзов, следует подготовить заранее или вырабатывать в очень сжатые сроки.

К тому же возникают вопросы  о таких вещах, как доверие, эгоистическое  поведение и обязательства. В  научной литературе в связи с  союзами часто используют образ  супружества, предполагая тем самым, что в норме они рассчитываются на длительные сроки. Во временных союзах, продолжительность жизни которых  невелика, такие качества, как доверие  и обязательства, также существуют, но в модифицированном виде. Обязательства, например, ограничены, как правило, только рамками проекта, и не шире. Нормы привязываются к отраслевым ожиданиям, а не возникают в ходе функционирования союза. Более того, эти отношения меньше связаны  с получением исключительных прав, особенно если целью союза является установление стандартов или широкое  признание некоей операционной системы.

Наконец, похоже, что у  долгосрочных и временных союзов разные критерии успеха. Временные  союзы используют более узкие  и менее материальные критерии успеха, чем долгосрочные. Временные союзы  помогают компаниям продвигаться от одной вехи к другой на пути к  конечной цели — доле рынка или  уровню прибыльности. Без достижения своих промежуточных целей таким  союзам было бы крайне трудно или вовсе  невозможно прийти к конечным целям. Компании, участвующие в долгосрочных союзах, зачастую измеряют успех показателями, позволяющими с наибольшей точностью  оценить достижение целей, сформулированных при создании союза. Временные союзы, напротив, нацелены на промежуточные  показатели успеха, которые, можно надеяться, в некоем будущем принесут финансовые результаты для всех участников. Например, многие из этих временных союзов просто открывают компаниям возможность участвовать в будущем рынке или использовать новые технологические возможности. Такого рода союзы позволяют компаниям хеджировать свои ставки, т.е., в сущности, приобретать опционы на будущий рынок или на будущие технологические достижения. Эти союзы дают компаниям возможность экспериментировать с будущим, накапливать опыт и, во всеоружии новой информации и нового понимания, продолжать движение вперед. Например, компания CyberCash сформировала ряд союзов, чтобы утвердить свой метод криптографии в качестве интернетовского стандарта. Если ей не удастся закрепить свою технологию как господствующий стандарт, компания вряд ли сможет претендовать на полноценное участие в растущей электронной торговле. Что касается рамок, традиционные союзы определяют свои цели достаточно широко, охватывая наборы взаимосвязанных видов деятельности или функций. Например, союзы между авиатранспортными компаниями отличаются изрядной сложностью и дальним прицелом, что делает необходимым детальную координацию действий на уровне формирования экипажей, организации питания и перемещения багажа, совместных закупок топлива, общей системы скидок для часто летающих пассажиров, согласованного расписания и плана раздела доходов. Временные союзы, напротив, обычно бывают нацелены на более узкие задачи: приобретение ноу—хау, производство новой продукции или установление определенных отраслевых стандартов.

Метафора

Для иллюстрации различий между процессами развития долгосрочных и временных союзов используют биологическую  метафору — жизненный цикл плодовой мушки и слона.

Жизненный цикл представляет собой последовательность стадий или  изменений форм или функций, через  которые проходит развитие организма. Вообще говоря, плодовые мушки и  слоны проходят через сходные  стадии развития — они рождаются, растут, достигают зрелости и стареют. Но длительность этих стадий, разумеется, неодинакова. У мушки все происходит гораздо быстрее, чем у слона. Она намного раньше достигает  зрелости (примерно на 22—й день после  рождения, а не на 12—м году жизни  соответственно), и вся ее жизнь  намного и вся жизнь намного  короче (70 дней, а не 60 лет). Стадии развития идентичны, но у плодовых мушек все  происходит в очень сжатые сроки.

Точно так же долгосрочные и временные союзы проходят же стадии развития, но у последних все случается быстрее. Как уже отмечалось, в долгосрочных союзах только стадия роста может занимать годы, а сами они способны функционировать десятилетиями, в то время как срок жизни временных союзов — всего год или даже меньше. Например, SIECOR, совместное предприятие в области волоконной оптики, объединяющее компании Siemens и Corning, вступает в третье десятилетие, а союз между IBM/Lotus и AT&T, созданный для разработки Network Notes, который обеспечил пользователям программы IBM"s Notes возможность связываться друг с другом через сети AT&T шествовал менее года. Работая в условиях быстрых изменений и высокой неопределенности, временные союзы имеют очень узкое окно возможностей для достижения стадии зрелости.

Различие между союзами  в темпах взаимной притирки и в  уровнях, на которых эта притирка осуществляется, определяется особенностями  внешней ситуации. Долгосрочные союзы  формируются в условиях сравнительно умеренной изменчивости рынков и  технологий, что дает возможность  для долгосрочного планирования и неспешной притирки партнеров. Временные союзы, напротив, работают в условиях, когда их подгоняет  крайняя нестабильность рынков и  технологий. Поскольку рыночная и  технологическая базы производства продукции и услуг партнерами по союзу быстро меняются и скорость поставки продукции на рынок имеет  жизненно важное значение, партнеры стремятся в максимально сжатые сроки выйти на стадию получения прибыли. К тому же быстрая смена поколений продукции или технологических процессов, определяющих границы конкурентоспособности, либо изменение природы рынка (появление электронного бизнеса) придает дополнительную неустойчивость перспективам. Партнеры осознают краткосрочность союза, и это принуждает их либо сжимать и комкать процесс взаимной притирки, либо изменять формы взаимоотношений. Более того, успех, достигнутый в одном временном союзе, открывает возможности для участия в последующих. Это пошаговое продвижение напоминает процесс разработки продукции и протаскивание ее через «ворота» — компания не может продвинуться вперед, пока не пройден некий необходимый этап. Вообразите ситуацию (скажем, электронная торговля, цифровая сотовая телефонная связь, система электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте), когда к развитию нового рынка или технологии можно приступить только после закрепления определенного стандарта.


Информация о работе Предпосылки и актуальность формирования стратегических союзов или кластеров на реальных примерах