Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 14:00, курсовая работа
Любая фирма, которая начинает свою деятельность или уже действующая, в начале нового проекта, обязана четко представить потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь точно выполнять расчеты эффективности использования ресурсов, имеющихся в наличии в процессе деятельности фирмы. В условиях рыночной экономики предпринимателям не стоит рассчитывать на стабильный доход и успех без четкого и эффективного планирования своей деятельности, постоянного сбора и аккумулирования информации как о состоянии целевых рынков, положении конкурентов на них, так и о собственных возможностях и перспективах.
Весьма существенна в этом деле роль элементов внутренней структуры фирмы, которые носят название «центров ответственности». Очень часто именно там скрываются ключевые факторы успеха. Центры ответственности - это те подразделения, на которые возлагаются особые задачи в достижении запланированных финансовых показателей.
Центры затрат - производственные подразделения, которым устанавливаются нормативы расходования материалов и трудовых ресурсов. Цель руководителей этих центров — минимизация отклонений фактических затрат от запланированных.
Центры реализации - сбытовые подразделения, которым запрещается снижать цены ради увеличения объема продаж, однако предписано стремиться к максимуму объема реализации.
Дискреционные центры - административные подразделения, в которых нет возможности строго установить нормы «затраты/результаты»: здесь требуется обеспечить максимально хорошее качество деятельности при гибкости расходной статьи бюджета маркетинга.
Центры прибыли - обычно все подразделения, так или иначе привязанные к линиям структуры «товарной ориентации», причем объем прибыли задается, исходя из тех элементов маркетинга, которыми действительно способно управлять соответствующее подразделение.
Центры капиталовложений. В них показателем эффективности является «возврат на капитал» (прибыль минус налог на используемый капитал).Все эти центры (подразделения фирмы) наделяются такими правами, чтобы они могли максимально использовать свои ресурсы. Таким образом ключевые факторы конкурентоспособности предоставляют фирме преимущества в конкурентной борьбе, что объясняет необходимость их использования в деятельности предприятия.
2. Анализ деятельности предприятия
В данной части дается характеристика предприятия, а так же разрабатывается стратегия предприятия исходя из воздействия внешних условий рынка, внутренних сильных и слабых сторон.
Общая характеристика предприятия:
Миссия компании заключается в следующем: «Создание и производство самой эффективной, надежной техники для защиты рубежей Государства».
Цель компании - модернизация50 % производственного оборудования и снижение издержек на 15% к концу 2012.
Анализ внешней среды проведем по модели М.Портера «Пять сил», представленной на рис.1.
Угроза появления новых конкурентов – невысокая, все конкуренты на рынке давно известны и в ближайшем будущем не предвидится появление новых. Причиной этому служат высокие барьеры для выхода на рынок, так как производство конкурентоспособной продукции в данной отрасли требует больших материальных вложений и высокого уровня развития системы НИОКР.
Способность потребителей воздействовать на цены – средняя. Организация обслуживает заказы одного крупного потребителя, и он во многом определяет величину стоимости продукции.
Угроза появления новых продуктов – средняя, так как производство ориентировано на одного крупного заказчика.
Рис.1. Модель М. Портера «Пять сил».
Способность поставщиков воздействовать на цены – высокая. В отрасли существует малое число производителей комплектующих для данного вида продукции, и цена зачастую во многом определяется ценой комплектующих.
Соперничество между имеющимися конкурентами – среднее. Каждый производитель работает над собственными проектами и заказчики не заинтересованы в переносе заказов с одного предприятия на другое.
В сложившейся ситуации предприятию целесообразнее разрабатывать новую продукцию и попытаться найти новых крупных заказчиков.
Проведем SWOT – анализ деятельности предприятия. Выявим внутренние сильные и слабые стороны, а так же внешние угрозы и возможности для развития предприятия. Составим таблицу на их основе и расставим коэффициенты.
Таблица 3 .Количественная оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз внешнего окружения
Сильные стороны |
№ эксперта |
Слабые стороны |
№ эксперта | ||||||||||||||||||||||
Эк.1 |
Эк.2 |
Эк.3 |
Эк.4 |
Эк.5 |
Среднее значение |
Эк.1 |
Эк.2 |
Эк.3 |
Эк.4 |
Эк.5 |
Среднее значение | ||||||||||||||
балл |
ранг |
балл |
ранг |
балл |
ранг |
балл |
ранг |
балл |
ранг |
балл |
ранг |
балл |
ранг |
балл |
ранг |
балл |
ранг |
балл |
ранг | ||||||
1 |
Хорошо развитая система НИОКР |
3 |
2 |
3 |
1 |
4 |
4 |
3 |
2 |
4 |
5 |
10,2 |
1 |
Несбалансированные производственные мощности |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 |
5 |
9,6 |
2 |
Высококвалифицированный персонал |
2 |
3 |
3 |
4 |
4 |
2 |
3 |
4 |
3 |
5 |
10,6 |
2 |
Отсутствие четко сформулированной стратегии |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
1 |
3 |
4 |
3 |
3 |
5,4 |
3 |
Применение современных технологий в разработке продукции |
4 |
4 |
2 |
2 |
3 |
5 |
3 |
5 |
2 |
3 |
11,2 |
3 |
Слабая система мотивации персонала |
4 |
4 |
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9,8 |
4 |
Большой опыт разработки различной продукции |
2 |
5 |
4 |
5 |
3 |
1 |
3 |
3 |
3 |
2 |
9,6 |
4 |
Отсутствие функций логистики (неразвитая система распределения; неразвитая система управления складскими запасами;) |
3 |
5 |
2 |
5 |
3 |
4 |
2 |
2 |
3 |
1 |
8,8 |
5 |
Продукция обладает конкурентоспособными характеристиками |
4 |
1 |
3 |
3 |
3 |
3 |
4 |
1 |
1 |
5 |
6,2 |
5 |
Отсутствие кадровой политики |
4 |
1 |
3 |
2 |
2 |
5 |
2 |
3 |
3 |
2 |
6,4 |
Угрозы |
№ эксперта |
Возможности |
№ эксперта | ||||||||||||||||||||||
Эк.1 |
Эк.2 |
Эк.3 |
Эк.4 |
Эк.5 |
Среднее значение |
Эк.1 |
Эк.2 |
Эк.3 |
Эк.4 |
Эк.5 |
Среднее значение | ||||||||||||||
балл |
ранг |
балл |
ранг |
балл |
ранг |
балл |
ранг |
балл |
ранг |
балл |
ранг |
балл |
ранг |
балл |
ранг |
балл |
ранг |
балл |
ранг | ||||||
1 |
Слабое стратегическое планирование деятельности предприятия и его развития |
4 |
5 |
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
2 |
4 |
1 |
8,2 |
1 |
Кадровые возможности создания мощной инженерной базы и профессиональной команды менеджеров |
3 |
3 |
4 |
1 |
3 |
2 |
4 |
4 |
3 |
5 |
10 |
2 |
Существенная зависимость финансового состояния от объемов заказов одного крупнейшего потребителя |
3 |
3 |
4 |
1 |
4 |
5 |
3 |
4 |
3 |
2 |
10,2 |
2 |
Эффективное использование информационных технологий |
2 |
1 |
2 |
4 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2 |
5 |
8,2 |
3 |
Большое количество конкурентов на международном рынке |
2 |
1 |
3 |
5 |
1 |
4 |
2 |
5 |
2 |
1 |
6,6 |
3 |
Внедрение функций логистики (управление складскими запасами и системой распределения) |
2 |
2 |
3 |
1 |
2 |
4 |
2 |
5 |
2 |
3 |
6,2 |
4 |
Высокая зависимость от поставщиков деталей |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
3 |
3 |
2 |
3 |
5 |
11,8 |
4 |
Совершенствование качества продукции |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
2 |
3 |
4 |
5 |
13,2 |
5 |
Низкий спрос на внутреннем рынке |
2 |
2 |
1 |
3 |
2 |
4 |
1 |
3 |
1 |
5 |
4,6 |
5 |
Создание новых
производств отдельных |
2 |
5 |
3 |
4 |
3 |
1 |
3 |
4 |
3 |
5 |
10,4 |
Далее для наглядного представления данных собранных в SWOT таблице построим диаграммы сильных и слабых сторон, возможностей и угроз внешнего окружения, на которых нагляднее можно понять воздействие взятых факторов на дальнейшее развитие предприятия.
Рис.2. Потенциальные внутренние сильные стороны
Рис.3. Потенциальные внутренние слабости
Рис.4. Потенциальные внешние угрозы
Рис. 5. Потенциальные внешние благоприятные возможности
Анализ графиков показывает, что сильными сторонами предприятия являются разработки новой продукции, опытный персонал. Среди слабых сторон решающую роль играют: несбалансированность производства, слабая мотивация персонала и слабое развитие функций логистики. Внешними угрозами для предприятия являются зависимости от одного крупного заказчика и от поставщиков деталей. Основные благоприятные возможности исходят от улучшения качества продукции и создания производств отдельных элементов продукции.
Далее построим проблемное поле SWOT – анализа.
Таблица 4 . Проблемное поле SWOT- анализа.
Сильные стороны |
Слабые стороны | ||||||||
Балл |
Применение современных технологий в разработке продукции |
Высококвалифицированный персонал |
Хорошо развитая система НИОКР |
Балл |
Слабая система мотивации персонала |
Несбалансированные производственные мощности |
Отсутствие функций логистики (неразвитая система распределения; неразвитая система управления складскими запасами; отсутствие сервиса) | ||
Угрозы |
Балл |
11,2 |
10,6 |
10,2 |
9,8 |
9,6 |
8,8 | ||
Высокая зависимость от поставщиков деталей |
11,8 |
Снизить зависимость от поставщиков деталей и узлов путем создания собственного производства |
….. |
….. |
11,8 |
…. |
….. |
….. | |
Существенная
зависимость финансового |
10,2 |
….. |
….. |
….. |
10,2 |
….. |
….. |
….. | |
Слабое стратегическое планирование деятельности предприятия и его развития |
8,2 |
….. |
….. |
….. |
8,2 |
….. |
Планирование развития производства на долгосрочный период |
….. | |
Возможности |
Балл |
11,2 |
10,6 |
10,2 |
9,8 |
9,6 |
8,8 | ||
Совершенствование качества продукции |
13,2 |
Производство продукции на уровне мирового качества… |
….. |
….. |
13,2 |
Применение новых методов мотивации персонала |
….. | ||
Создание новых
производств отдельных |
10,4 |
….. |
Потенциальное улучшение качества продукции и уменьшения издержек |
….. |
10,4 |
….. |
Модернизация и приведение количественного состава производственных мощностей к требуемому состоянию |
….. | |
Кадровые возможности создания мощной инженерной базы и профессиональной команды менеджеров |
10 |
….. |
….. |
….. |
10 |
…. |
….. |
….. |
Из таблицы видно, что основными направлениями развития предприятия являются: повышение качества и научно-технического уровня продукции до мирового уровня, выход предприятия на мировой рынок, повышение уровня мотивации персонала, модернизация и приведение производственных мощностей в соответствии с количеством и научно-техническим уровнем продукции, создание новых производств для снижения зависимости от поставщиков и снижения издержек.
Проанализируем финансовое состояние фирмы.
Таблица 5. Актив сравнительного аналитического баланса-нетто
АКТИВ |
На начало периода |
На конец периода |
Абсолютное отклонение, тыс. руб. |
Темп роста, % | ||
тыс. руб. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу | |||
Имущество - всего |
582191 |
100,0 |
978941 |
100,0 |
396750 |
68,1 |
1. Иммобилизованные активы |
69129 |
11,9 |
96746 |
9,9 |
27617 |
39,9 |
2. Мобильные активы |
513062 |
88,1 |
882192 |
90,1 |
369130 |
71,9 |
2.1. Запасы и затраты |
207164 |
35,6 |
422867 |
43,2 |
215703 |
104,1 |
2.2. Дебиторская задолженность |
257909 |
44,3 |
433128 |
44,2 |
175219 |
67,9 |
2.3.Денежные
средства и краткосрочные |
47989 |
8,2 |
26197 |
2,7 |
-21792 |
-45,4 |
Таблица 6. Пассив сравнительного аналитического баланса-нетто
ПАССИВ |
На начало периода |
На конец периода |
Абсолютное отклонение, |
Темп роста, | ||
тыс. руб. |
% | |||||
тыс. |
% к итогу |
тыс. руб. |
% к итогу |
|||
руб. |
||||||
Источники имущества - всего |
582191 |
100 |
978941 |
100 |
396750 |
68,1 |
1.Собственный капитал |
100973 |
17,3 |
119229 |
12,2 |
18256 |
18,1 |
2. Заемный капитал |
481218 |
82,7 |
859712 |
87,8 |
378494 |
78,7 |
2.1. Долгосрочные пассивы |
8672 |
1,5 |
13420 |
1,4 |
4748 |
54,8 |
2.2. Краткосрочные кредиты и займы |
0,0 |
0,0 |
||||
2.3. Кредиторская задолженность и прочие краткосрочные пассивы |
472546 |
81,2 |
846292 |
86,4 |
373746 |
79,1 |
Из приведенных выше данных мы видим, что имущество предприятия за отчетный период выросло на 68,1%. Рост произошел в основном за счет заемного капитала, что не является хорошим показателем. Полученные ресурсы были потрачены в основном на увеличение мобильных активов предприятия.
Таблица 7. Анализ финансовой устойчивости
Показатели |
Усл. обозн. |
На начало периода |
На конец периода |
Изменения за период |
1. Капитал и резервы |
100973 |
119229 |
18256 | |
2. Внеоборотные активы |
30169 |
41301 |
11132 | |
3. Наличие собственных
оборотных средств (стр.1-стр. |
70804 |
77928 |
7124 | |
4. Долгосрочные пассивы |
8672 |
13420 |
4748 | |
5. Наличие собственных
и долгосрочных заемных |
|
79476 |
91348 |
11872 |
6. Краткосрочные пассивы |
0 |
0 |
0 | |
7. Общая величина
основных источников формирован |
|
79476 |
91348 |
11872 |
8. Общая величина запасов и затрат |
207164 |
422867 |
215703 | |
9. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (стр.3-стр.8) |
|
-136360 |
-344939 |
-208579 |
10. Излишек (+) или недостаток (-) собственных
и долгосрочных заемных |
|
-127688 |
-331519 |
-203831 |
11. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов и затрат (стр.7-стр.8) |
|
-127688 |
-331519 |
-203831 |
12. Трехкомпонентный
показатель типа финансовой |
|
(0,0,0) |
(0,0,0) |