Понятие маркетинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 13:12, курс лекций

Краткое описание

Маркетинг как концепция управления действиями субъектов рынка в условиях конкуренции приобрел свою известность в мировом масштабе благодаря его эффективному применению как в коммерческой, так и некоммерческой сферах. Выделившись в самостоятельную науку в начале прошлого XXв., он обоснованно занял свое место в ряду достижений экономических наук и практики бизнеса. Успешная деятельность каждого субъекта рынка в конкурентной среде позитивно воздействует на общее благосостояние, что во многом зависит от результативного маркетингового управления соответствующих объектов.

Файлы: 1 файл

лекции.docx

— 52.37 Кб (Скачать)

Первая группа элементов  представлена поставщиками, конкурентами и маркетинговыми посредниками.

Вторая группа –  это общественные и государственные  организации, такие как пресса, финансовые учреждения, правительственные и  законодательные органы, широкие  слои населения.

Третья группа –  это такие факторы, как законодательство, политика, экономика, наука, культура, демография, технический прогресс и  т. д.

12. Понятие  маркетинговой деятельности

Философия маркетинга достаточно элементарна – фирма должна производить такой товар, которому заранее обеспечен спрос и который приведет фирму к намеченному уровню рентабельности и получение максимальной прибыли.

Суть  и содержание маркетинговой деятельности заключаются в обеспечении выполнения главной цели любой организации  – коммерческой.

Потребитель предъявляет  свои определенные требования к каждому  товару: необходимое качество, количество, сроки поставки, технические характеристики и т. д.

Вследствие этого  возрастает конкуренция, что заставляет производителей целенаправленно ставить  задачи перед научно-техническими разработками, определять технологию производства, совершенствовать службу сбыта и  многое другое.

Маркетинговая деятельность как раз ориентирована на выявление  и учет рыночного спроса и организацию  производственно-сбытовой деятельности фирмы.

Задача  маркетинговой деятельности – отражать и постоянно усиливать тенденции к совершенствованию производства с целью увеличения эффективности функционирования фирмы посредством определения конкретных текущих и долговременных целей, путей их достижения, а также определение товарного ассортимента, его качества, структуру производства и уровень возможной прибыли.

13. Методы  маркетинговой деятельности

При осуществлении  своей деятельности и достижении поставленных целей фирма может  оперировать несколькими методами маркетинга.

1. Метод  ориентации на продукт, услугу.

Производство хорошего товара (услуги, изделия) – это лишь половина того, что фирма может  сделать.

Вторая половина – это доведение продукта до конечного  потребителя. И не просто донести  информацию, а приложить максимум усилий, чтобы покупатель оценил и  захотел его приобрести. Все это  намного сложнее сделать, если изделие  принципиально новое, не имеющее  аналогов. Следовательно, и подходы  к маркетинговой деятельности должны быть принципиально новыми. Ведь для  совершенно нового товара оказываются  непригодными те методы и способы, которыми раньше исследовали рынок. Порой бывает очень сложно узнать у потребителей, насколько им нужен этот новый товар, которого они раньше не знали и не испытывали нужды в нем. Одним из главных направлений фирмы должно быть не просто создание принципиально нового товара (услуги), а создание такого товара, который смог бы стоять у истоков формирования новой отрасли. И только при этом условии данный метод будет оправдан.

2. Метод  ориентации на потребителя.

Данный метод  маркетинга предпочтителен для небольших  компаний. Смысл метода ориентации на потребителя заключается в  том, чтобы найти покупателя, определить, какой товар ему нужен, и удовлетворить  эту потребность. Но найти покупателя мало. Главное – выделить из всей массы товаров только тот товар, который данный круг потребителей готов и желает покупать. Находясь в поиске того «единственного товара» лучше всего рассчитывать на свои силы и встречаться лично с потенциальными покупателями, узнавать их вкусы и предпочтения, пожелания и нужды.

3. Интегрированный  маркетинг.

Со времен индустриальной эпохи считалось, что причина  всегда предшествует следствию, т. е. достаточно найти причину и результат  не заставит себя ждать. Так, в рамках метода маркетинга, ориентированного на продукт, ясно, что фирма не сможет продавать то, чего у нее пока нет. И до того момента, пока потребитель  не узнает о вашем товаре (услуге), будете нести большие затраты  средств и времени. Здесь продукт  – первопричина, а потребительский  спрос – следствие. Все это  было закономерно в эпоху индустриального  развития. Но в наше время, когда  мир отраслей не стабилен, рынок  товаров не стандартен, это уже  не срабатывает. Так как потребности  становятся все более разнообразными и непохожими друг на друга, то производители  должны постоянно предлагать рынку  все более и более совершенные  товары, изыскивая и изобретая  нововведения и доработки, с одной  только целью – полнее удовлетворить  данные потребности. И поэтому потребитель  уже становится первопричиной для  компаний. А как следствие –  производство нового товара, который  может удовлетворить возросшие  индивидуализированные потребности  людей.

В сегодняшнем мире получение одного результата может  быть так трансформировано, что этот результат сам станет причиной для  получения другого результата.

И сущность данного  метода заключается в том, что  и товар, и покупатель могут быть созданы в одно и то же время.

4. Маркетинг  открытых систем.

Главным отличием открытой системы от закрытой является обмен. Открытая система (как живой организм), чтобы существовать, должна совершать процессы обмена с внешней средой и другими хозяйствующими субъектами. Обмен может происходить разными ресурсами: материальными, трудовыми, информационными и прочее, в противном случае развития он не получит и неминуема гибель.Маркетинг открытых систем означает следующее:

а) сделка должна компании приносить прибыль, а обществу благосостояние;

б) компания должна приспосабливаться к внешней  среде;

в) конкуренция мешает благополучному развитию фирмы.

В процессе обмена в открытой системе каждая сторона  должна получить какую-то выгоду, ради чего и существует этот обмен. Более  того, ценность от полученного результата должна быть выше той, которая была заплачена. Но это все сугубо субъективно  и зависит от индивидуальной системы  ценностей каждого из участников.

В тот момент, когда  сделка совершается, в обществе создается  некая ценность, некое благосостояние, которого до этого не было. Степень  же удовлетворенности всех сторон определить очень сложно.

Для того чтобы обе  стороны получили максимум выгоды для  себя, они как минимум должны отличаться друг от друга, и поэтому выгода одной  стороны должна быть отличной от выгоды другой стороны сделки. Это и есть главное для создания нового уровня благосостояния в мире.

Люди никогда  не будут обмениваться совершенно одинаковыми  предметами: было бы глупо расплачиваться за хлеб точно таким же хлебом.

Да и вся история  человечества доказывает, что деньги, благосостояние и собственность  появляются только там, где есть различия, которые между собой взаимодействуют.

15. Структура  маркетинговой деятельности

Структура маркетинговой деятельности – это комплекс элементов для достижения поставленных целей и удовлетворения целевого рынка.

Структура включает в себя товар (услугу), товародвижение (сбыт), продвижение и ценообразование. Для конкретных целей фирмы и  их достижения маркетолог должен выбрать  наилучшее сочетание вышеуказанных  элементов.

Для этого  возможно применение ряда решений:

1) в отношении  товара (услуги) необходимо определить, что внедрить на рынок, какого  качества, в каком количестве, условия  сбыта, стимулирование;

2) в отношении  товародвижения (сбыта) выбрать вид  продажи, количество мест реализации, тип контроля или сотрудничества  и многое другое;

3) в отношении  продвижения товара – определение  инструментов продвижения (реклама,  персональные продажи, стимулирование  сбыта), определение агентов продвижения,  способов измерения эффективности,  уровня обслуживания, выбора средств  массовой информации, объема и  форм рекламы и т. д.;

4) в отношении  ценообразования – выбор уровня  цен, диапазона, взаимосвязи с  качеством, степени важности ценового  фактора, вида ценообразования.

Важность в разработке структуры маркетинговой деятельности – сохранении целостности, гармоничности  и интегрирования.

16. Внешняя  маркетинговая среда

Внутренняя  маркетинговая среда – это макросреда фирмы. Она включает в себя основные факторы, влияющие на деятельность фирмы на каком-то определенном участке (сегменте) рынка:

1) демографические,  т. е. для предприятия важно,  какая группа населения приобретает  его товар, какой контингент  производит данный товар и  т. д.;

2) экономические,  т. е. руководство должно обязательно  учитывать экономическую ситуацию  в стране, чтобы иметь возможность  рациональной корректировки своей  политики;

3) политико-правовые, т. е. необходимо быть в курсе  законодательства по регулированию  предпринимательской деятельности, хорошо осознавать политическую  сторону общества;

4) научно-технические,  т. е. внедрять в производство  последние работы НИОКР, следить  за научно-техническим прогрессом, быть в курсе госконтроля за  качеством и безопасностью товара;

5) природные, т.  е. это и дефицит некоторых  видов сырья, и рост проблем,  связанных с загрязнением окружающей  среды, а также те действия, которые предпринимает государство  по проблеме регулирования природных  ресурсов;

6) культурные, т. е. это отношение людей к обществу, природе, к мирозданию, индивидуально-персонифицированное отношение к определенным видам товаров, наличие культурных традиций, привычек.

При проведении маркетинговых  исследований необходимо учитывать  все факторы внутренней (макро-) среды.

17. Внутренняя  среда маркетинга

Маркетинговая среда фирмы– это совокупность субъектов и фактов, оказывающих влияние на успешную деятельность всей фирмы.

Маркетинговая среда  бывает как внешней (макросреда), так  и внутренней (микросреда).

В микросреде действуют  внешние силы, имеющие непосредственное отношение к самой фирме и  ее деловым возможностям: поставщики, клиенты, посредники, потребители, конкуренты и общественность. Основной целью  любой фирмы является получение  максимально возможной прибыли. Маркетинг должен обеспечить производство товаров, привлекательных с точки  зрения целевых рынков и обеспечить благоприятную микросреду фирмы, так  как успех во многом зависит и  от посредников, и от конкурентов, и  от различных контактных аудиторий. Чтобы представление о внутренней среде было четким, необходимо дать понятия ее составляющим.

Поставщики – это фирмы и отдельные лица, поставляющие компании материальные ресурсы, необходимые для осуществления ее деятельности.

Деятельность фирмы  напрямую зависит от отношений с  поставщиками.

Посредники – это организации, помогающие компании в продвижении, сбыте, распространении ее товаров на рынке. Гораздо выгоднее и разумнее пользоваться посредником с развитой сетью торговли, чем создавать такую сеть для своей фирмы. Найти хорошего, добросовестного, честного посредника сложно, так как на хорошо организованном рынке посредник – это некая сила, которая диктует свои условия.

Фирмы-специалисты– это такие организации, которые помогают фирме в движении товара от места их непосредственного производства до места назначения. Это железные дороги, водный, сухопутный и авиатранспорт.

Склады – это место, выбранное фирмой, для накопления и сохранности своего товара на пути их движения к очередному месту назначения.

Кредитно-финансовые учреждения – это банки, кредитные, страховые компании, помогающие фирме  по финансовым и страховым вопросам.

Клиенты – это лица или организации, имеющие с фирмой деловые взаимоотношения.

Общественность – это публика за пределами самой фирмы. К мнению публики необходимо прислушиваться и реагировать на претензии потребителей.

Внутренние  контактные аудитории – это весь персонал компании.

18. Процесс  и система маркетинга

Как любая система, маркетинг представляет собой единство процессов, связанных с внешней  и внутренней средой. Обеспечение  единства этих процессов обеспечивает достижение поставленных целей организации. Главным процессом в системе  маркетинга является управление, связанное  с обменом информацией между  элементами системы. Это управление заключается в получении сведений о состоянии системы в каждый момент времени и в достижении поставленных целей посредством воздействия на систему.

Выделяют  основные процессы маркетинга:

1) получение маркетинговой  информации;

2) анализ полученной  информации с помощью различных  приемов и методов;

3) формирование  результатов в проекты управленческих  решений.

Цель  маркетинговой системы – это достижение максимально высокой точности маркетинговых прогнозов и планов. Очевидно, что от точности определения объемов продаж, от точности прогнозов изменения спроса на товар или от реакции рынка на принятые решения в итоге зависит финансовый результат фирмы, а также достижение стратегических целей. Создание эффективной системы маркетинга состоит из нескольких этапов, и недооценка одного из них может привести фирму к получению «некачественного продукта» на выходе.

Этапы маркетинговой  деятельности:

1.Идентификация объектов управления системы маркетинга. Данный этап заключается в выявлении и документированном названии объектов управления, а также процессов системы маркетинга.

2.Определение параметров объектов управления. Здесь происходит описание основных элементов и процессов с помощью критериев оценки.

3. Отражение  технологий управления в системе  маркетинга. Необходимо четкое определение инструментов и технологий повышения эффективности управления бизнесом, снижения риска и роста доходов.

Основные направления исследований в маркетинге

Информация о работе Понятие маркетинга