Понятие и происхождение термина стратегия

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации фирмы должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности.

Оглавление

Введение__________________________________________________3
1.Понятие и происхождение термина стратегия._________________4
2.Задачи стратегического управления __________________________6
2.1 Классификация стратегий в теории стратегического управления__8
2.2 Уровни стратегии в организации._____________________________8
3.Понятие предпринимательской среды__________________________10
3.1 Анализ внутренней среды___________________________________11
3.2.Анализ внешней среды_______________________________________13
3.3 Методы анализа внутренней и внешней среды организации________15
4.Определение целей и миссий____________________________________16
5.Понятие миссий.______________________________________________20
5.1 Значение миссии____________________________________________21
5.2Стратегические намерения миссии______________________________21
5.3.Компетентность персонала.___________________________________22
5.4 Процесс создания миссии_____________________________________22

Заключение____________________________________________________25
Список литературы________________________________

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 51.36 Кб (Скачать)

Прибыль можно повысить, увеличивая объем продаж или сокращая расходы.  Объем продаж  можно  увеличить,  расширяя  долю  компании  на  внутреннем   рынке, осваивая новые  зарубежные  рынки  или  сочетая  одно  с  другим.  Эти  цели становятся актуальными маркетинговыми задачами компании.

            Эти цели должны быть максимально   конкретны.  Задача  «увеличить

нашу долю на рынке» не столь  конкретна, как задача «увеличить нашу  долю  на рынке на 15% к концу второго года».  Таким  образом,  можно  сделать  вывод: миссия компании определяет  философию  предприятия  и  основное  направление деятельности,  а  стратегические  цели  –  это  реально  измеряемые  задачи, стоящие перед компанией.

            Формирование целей компании  происходит из  оценки  потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. В  теории управления цели организации подразделяются на  цели  общие,  разрабатываемые для фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по  основным  видам

деятельности подразделений  фирмы на основе общей стратегии.

            Общие цели отражают концепцию  развития фирмы  и  разрабатываются на длительную перспективу.  Существует  типичная  схема  ранжирования  общих целей,  выражаемых  путем  формулирования  общих  направлений   деятельности компании:

 Обеспечение  максимальной  рентабельности,  при  имеющемся  наборе  видов деятельности, определяемой следующими показателями: объем продаж, уровень  и норма прибыли, темпы ежегодного прироста объема продаж и прибыли, сумма выплаченной заработной платы, уровень качества продукции и т.д.

 Обеспечение  устойчивости  положения  фирмы  по  следующим   направлениям:  техническая  политика  (расходы  на  исследование  и   разработку   новой продукции),   потенциал   конкурентоспособности    (снижение    издержек, проектирование   новых   рынков),   инвестиционная   политика    (размеры

капиталовложений  и  их  направления),  кадровая  политика   (обеспечение трудовыми ресурсами, их подготовка и оплата и т.д.),  решение  социальных вопросов. Разработка новых направлений развития, новых видов деятельности  фирмы, что предполагает: разработку структурной политики, включая диверсификацию производства, вертикальную интеграцию, приобретения и  слияния,  развитие информационных систем.

Цели  специфические  разрабатываются  в  рамках  общих  целей  по   основным направлениям деятельности в каждом  подразделении  фирмы.  Важнейшими  среди них являются:

Определение уровня рентабельности по  каждому  отдельному  подразделению.

 Первостепенное   значение   при   определении   рентабельности    каждого

подразделения  придается  такому  показателю   как   норма   прибыли   на

инвестированный капитал. В  сопоставлении  с  данными  прошлых  лет  этот показатель выступает важнейшим не только в планировании, но и в контроле, т.е. планово-отчетным и играет решающую роль, как  в  определении  целей, так и в оценке результатов и эффективности деятельности фирмы.

 

5.Понятие миссии

5.1 Значение миссии

Разработка миссии является начальной точкой любого совершенствования  системы управления, так как определение  миссии необходимо для того, чтобы  выявить, в чем заключается основная задача предприятия и любую деятельность предприятия подчинить ее решению.

Миссия предназначена  для решения следующих основных задач:

Представить в явном виде то, для чего существует компания, и установить базу для определения и обеспечения непротиворечивости ее целей.

Определить, чем компания отличается от всех других компаний, действующих на том же рынке.

Создать критерий для оценки необходимости выполнения всех действий, осуществляемых в компании.

Согласовать интересы всех лиц, связанных с организацией (собственников, руководство, персонал, клиентов и др.).

Способствовать созданию корпоративного духа, в том числе расширить для сотрудников смысл и содержание их деятельности.

Формирование миссии позволяет  определить, для чего существует конкретная организация, причем данное определение  не изменяется обычно на протяжении всего цикла жизнедеятельности организации. Выработка новой миссии обычно приводит к созданию нового предприятия.

5.2Стратегическое намерение  или видение

Стратегическое видение  компании предполагает определение  тех ключевых показателей, которых  стремится достичь фирма в будущем. Обычно это формулируется так: «Мы стремимся...». Стратегическое видение может описывать как количественные, так и качественные показатели, определяющие основные направления развития компании. Как правило, стратегическое видение служит для мотивации работников компании. Кроме того, стратегическое видение позволяет субъектам внешней среды (клиентам, партнерам, контрагентам) оценить намерения компании относительно дальнейших действий на рынке и перспективы развития взаимоотношений.

5.3 Компетентность персонала и конкурентные преимущества

Миссия определяет суть общекорпоративных  ценностей. К ним относятся специальные знания и навыки, которыми обладает фирма, позволяющие ей предложить клиентам лучшие товары и услуги. Например, акцент на технологических нововведениях, высокое качество продукции и услуг, ценообразование, инженерные решения.

Миссия определяет группы лиц и организаций, сотрудничество с которыми способствует процветанию компании, устанавливает их требования и формулирует приоритеты работы менеджеров.

Кроме того, в расширенную формулировку миссии могут войти:

перечень основных видов  деятельности;

основные конкурентные преимущества, которых планируется достичь;

а также (для внутреннего пользования):

основные конкурентные недостатки, которые планируется устранить  в первую очередь.

Миссия может быть сформулирована как в виде одной фразы, так и в виде многостраничного программного заявления руководства компании, в котором отражаются все аспекты согласования интересов различных групп и основные характеристики компании. Различные варианты (сокращенный и расширенный) могут использоваться для различных целей — как представительский документ для включения в годовой отчет компании перед акционерами, как внутрифирменный основополагающий документ, и т.п.

5.4 Процесс создания миссии

Важным условием формулирования миссии является понимание и принятие ее большинством сотрудников компании. Это обеспечит то, что цели и интересы отдельных лиц, участвующих в деятельности компании, будут подчинены целям компании как целого.

Поэтому очень желательно в процесс разработки миссии вовлечь  всех ключевых сотрудников компании. Это высшее руководство, начальники структурных подразделений (отделов, департаментов) и ведущие специалисты.

Ниже приведен один из вариантов организации работ по выработке миссии для действующего предприятия:

  1. Проведение вводного совещания для объяснения целей и задач работ.
  2. Анкетирование ключевых сотрудников компании.
  3. Обработка анкет и представление результатов анализа (нескольких формулировок миссии).
  4. Уточнение основных положений.
  5. Выбор окончательной формулировки миссии.
  6. Проведение совещания для представления результатов работ.

Если привлечение к этим работам всех ключевых сотрудников по каким-либо причинам нецелесообразно, можно ограничиться привлечением только высших руководителей (генеральным директором и его заместителями). В этом случае процедура остается той же, но проводится быстрее и с меньшим объемом работ.

Возможные трудности

Часто в литературе указывается, что разработка миссии должна проводиться на основе анализа внешней и внутренней среды:

«Факторы, учитываемые при  выработке миссии:

история фирмы;

существующий стиль поведения  и способ действия собственников и управленческого персонала;

состояние внешней и внутренней среды организации;

ресурсы, которые фирма  может привести в действие для достижения целей фирмы;

отличительные особенности, которыми обладает организация

Это совершенно верно, однако представляется, что для анализа  внешней среды необходимо иметь  инструмент отсева ненужной информации (так называемой «нерелевантной»  информации, то есть не имеющей отношения к поставленной задаче). Так как внешняя и внутренняя среда поставляют практически неограниченное количество информации, выделить из нее необходимую можно только с использованием так называемых «фильтров». Наиболее полезным из них является как раз миссия организации. Поэтому еще до начала целенаправленного анализа среды необходимо сформулировать предварительную формулировку миссии и затем уже уточнить ее в соответствии с результатами процесса разработки миссии. Предварительная формулировка может быть получена очень просто — необходимо сказать одним предложением то, чем занимается или хочет заниматься предприятие, например, «продает квартиры» или «выпускает стройматериалы».

Иногда оказывается трудно, а подчас и невозможно сформулировать миссию организации. Это может свидетельствовать о том, что предприятие не сбалансировано, то есть не существует единых целей внутри организации, интересы различных групп находятся в конфликте, фирма «разрывается» между направлениями развития и принимаемые решения не направлены на достижение общекорпоративных целей. Такая ситуация может сложиться также в том случае, если существует несколько подразделений компании, двигающихся в различных направлениях, как герои басни И. Крылова «Лебедь, Рак и Щука».

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе была  сделана  попытка  провести  исследование

одного  из  направлений  стратегического  менеджмента   как   стратегическое управление. 

Эта  работа,  которая  сейчас является  лишь  первой  ступенью  в  комплексном  изучении   стратегического менеджмента, дает возможность:

   определить приоритеты   в  дальнейшем  изучении  стратегического

   менеджмента

   постичь всю глубину науки управления

   помочь в  развитии  автора  как  специалиста  в  сфере  научного

   управления

   применить полученные теоретические наработки на практике.

    В  ходе работы ответы   на  главные вопросы (как понимать

стратегическое управление, каковы  его  сущность  и  содержание;  что  такое

стратегия фирмы и как она вырабатывается) приходим к выводу, что:

стратегическое управление является следствием миссии организации;

стратегия организации  вырабатывается  на  основе  детального  анализа

внутренней структуры  и внешнего окружения;

стратегия является основой  деятельности организации;

в рамках стратегии  определяются  приоритеты  развития  организации  и

основные направления  деятельности.

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. М: Гардарика, 1998.
  2. Виханский О.С. Стратегическое управление. М: Гардарика, 1998.
  3. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. М: «Банки и биржи», «ЮНИТИ», 1998.
  4. Друкер Питер Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М: Издательско-торговый дом «ГРАНД», «ФАИР-ПРЕСС», 1998.
  5. Забелин П.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. Учебное пособие, 2-е издание. М: Информационно-внедренческий центр «МАРКЕТИНГ», 1998.
  6. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М: Дело, 1998.
  7. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. М: Прогресс, 1985.
  8. Ансофф И. Стратегическое управление/ Пер. с англ./ М: Экономика, 1989.
  9. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ./Под ред. и с предисловием В.Д. Щетинина. М: Международные отношения, 1993.
  10. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М: Центр экономики и маркетинга, 1996.
  11. Джонсон Д. Процессы управления стратегическими изменениями. — Хрестоматия «Управление изменением». М: МЦДО «ЛИНК», 1996.

 


Информация о работе Понятие и происхождение термина стратегия