Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 12:48, контрольная работа
В условиях рыночной экономики любая компания особое внимание уделяет проблеме оптимизации процесса продвижения товара к потребителю. В конечном счете от результатов реализации продукта зависит успех всей ее производственной деятельности и завоевание своего сектора на рынке. Иногда при почти одинаковых характеристиках продукта компания может обойти конкурентов именно на этом этапе, сумев лучшим образом реализовать свой продукт.
Условия и порядок поставок (логистика поставок).
Линейка вариантов здесь тоже велика: выбор наиболее дешевых способов доставки, минимизация порожних поездок, использование соответствующей транспортной тары, соблюдение сроков поставок, что особенно важно при организации доставки небольших партий скоропортящегося товара в большое число торговых точек. Довольно часто доставка товара является сопутствующей услугой, которая повышает привлекательность поставщика.
Требования по сопровождению, сервисному и гарантийному обслуживанию.
Правовое обеспечение работы с посредниками. Некоторые виды товаров нуждаются в дополнительных услугах, связанных со спецификой потребления данного продукта. В первую очередь речь идет о предпродажной подготовке, сервисном, гарантийном и пост гарантийном обслуживании. К разряду дополнительных услуг относят сервисные услуги по проектированию, монтажу и демонтажу, а также финансовые услуги, такие как продажа в кредит. Для этого необязательно отвлекать собственные оборотные средства, можно воспользоваться услугами специализированных компаний, например лизинговых, страховых, банков.
Связь сбыта и мотивации посредников.
Речь идет о ценовой и коммуникационной политиках производителя. При расчете цен необходимо учитывать ряд условий: жизненный цикл товара, его уникальность, ценность для потребителя, известность марки, цены конкурентов, наличие дополнительных поддерживающих услуг. Кроме базовой стоимости продукта, имеет смысл говорить о дифференцированных ценах на группы товаров. Зачастую номенклатура продукции расширяется, чтобы предложить покупателю ряд смежных товаров, т.е. проводится ассортиментная политика.
Компания-производитель должна создавать узнаваемую торговую марку (бренд); формировать положительный имидж компании в глазах партнеров, покупателей, различных организаций; проводить мероприятия, направленные на дополнительное привлечение покупателей к своему товару (промоушн-акции, дегустации, презентации и т.п.). Это стимулирование сбыта.
2. Товарные склады в торговле.
Склады - это здания, сооружения и разнообразные устройства, предназначенные для приемки, размещения и хранения поступивших на них товаров, подготовки их к потреблению и отпуску потребителю.
Склады являются одним из важнейших элементов логистических систем. Объективная необходимость в специально обустроенных местах для содержания запасов существует на всех стадиях потока материалов, начиная от первичного источника сырья и заканчивая конечным потребителем.
Склад — это специальное помещение для хранения запасов и материалов.
Склады предназначены для накопления и хранения товарных запасов, а также для формирования торгового ассортимента.
Хранение товаров осуществляют как производители, так и торговые предприятия. Поэтому склады функционируют на всех стадиях движения товаров: склады производства, оптовой и розничной торговли.
Складское хозяйство торговли является составной частью материально-технической базы общества и представляет собой средства труда, которые функционируют в сфере обращения.
Основными факторами, влияющими на организацию складского хозяйства, являются:
- размер, характер запасов товаров и продолжительность их хранения;
- оснащение склада соответствующим оборудованием;
- размер и планировка складских помещений.
Склады составляют основной комплекс сооружений предприятий оптовой торговли, а также значительную часть материально-технической базы розничной торговли. Однако на розничных предприятиях должны храниться лишь текущие запасы товаров, гарантирующие бесперебойность процесса продажи.
В настоящее время на долю складов розничных предприятий в общей площади для хранения товаров приходится 48%, подсобные помещения магазинов занимают 31%, склады оптовых организаций — 21%.
Большинство складов выполняют следующие основные функции:
- получение товаров от поставщиков и осуществление контроля за их качеством;
- образование и хранение запасов;
- преобразование производственного ассортимента в торговый и подготовка товаров к продаже;
- товароснабжение розничной торговой сети;
- сезонное и долгосрочное хранение товаров.
Классификация складов.
Большое разнообразие складов, связанное с особенностями технологического, технического и организационного характера торговых предприятий, вызывает необходимость их классификации на отдельные виды. [7, c 96]
Размеры складов варьируются в широком диапазоне: от небольших помещении, общей площадью в несколько сотен квадратных метров, до складов-гигантов, покрывающих площади в сотни тысяч квадратных метров.
Различаются склады и по высоте укладки грузов. В одних груз хранится не выше человеческого роста, в других необходимы специальные устройства, способные поднять и точно уложить груз в ячейку на высоте 24 м и более.
Склады могут иметь разные конструкции: размещаться в отдельных помещениях (закрытые), иметь только крышу или крышу и одну, две или три стены (полузакрытые). Некоторые грузы хранятся вообще вне помещений на специально оборудованных площадках, в так называемых открытых складах.
В складе может создаваться и поддерживаться специальный режим, например температура, влажность.
Склад может предназначаться для хранения товаров одного предприятия (склад индивидуального пользования), а может, на условиях лизинга, сдаваться в аренду физическим или юридическим лицам (склад коллективного пользования или склад-отель).
Различаются склады и по степени механизации складских операций
немеханизированные;
комплексно-механизированные;
автоматизированные;
автоматические.
Существенным признаком классификации складов является возможность доставки и вывоза груза с помощью железнодорожного или водного транспорта. В соответствии с этим признаком различают пристанционные или портовые склады (расположенные на территории железнодорожной станции или порта), прирельсовые (имеющие подведенную железнодорожную ветку для подачи и уборки вагонов) и глубинные. Для того чтобы доставить груз от станции, пристани или порта в глубинный склад, необходимо воспользоваться автомобильным транспортом.
В зависимости от широты ассортимента хранимой продукции выделяют:
специализированные склады;
склады со смешанным или универсальным ассортиментом.
Совокупность работ, выполняемых на различных складах, примерно одинакова. Это объясняется тем, что в разных логистических процессах склады выполняют следующие схожие функции:
временное размещение и хранение материальных запасов;
преобразования материальных потоков;
обеспечение логистического сервиса в системе обслуживания.
Задача складского планирования — обеспечение хранения товаров таким образом, чтобы сделать их максимально доступными потребителям.
Все складское пространство состоит из двух частей: площадей, используемых и неиспользуемых для хранения. При планировании следует учитывать, что наиболее рациональным является соотношение этих площадей, равное 2:1.
Планировка складских помещений должна отвечать следующим требованиям:
- применение наиболее рациональных способов размещения и укладки товаров;
- исключение отрицательного влияния одних товаров на другие при их хранении;
- возможность применения подъемно-транспортного оборудования.
Рассмотрим планировку общетоварного склада как наиболее распространенного.
Все помещения на общетоварных складах делятся на:
- помещения основного производственного назначения, предназначенные для выполнения основных технологических операций (помещения для хранения товаров, их распаковки, упаковки, фасовки и комплектования, экспедиции по приему и отпуску товаров);
- вспомогательные помещения, предназначенные для хранения тары, многооборотных контейнеров и поддонов;
- подсобно-технические помещения, предназначенные для размещения инженерных устройств и коммуникаций, а также хозяйственных кладовых и ремонтных мастерских;
- административно-бытовые помещения — помещения для размещения административного аппарата и бытового обслуживания работников складов.
На планировку и структуру помещений склада существенным образом влияет содержание технологического процесса. На стадии проектирования устанавливаются состав помещений склада, пропорции между отдельными помещениями и их дислокация.
Основной принцип внутренней планировки склада — обеспечение поточности и непрерывности складского технологического процесса.
Существуют различные методы расчетов определения потребности в складской площади и емкости складов. Наиболее распространенными являются следующие.
В качестве основы расчета складской площади используют показатель товарных запасов, выраженный в условных двухосных вагонах. Данная методика предполагает выполнение предварительных расчетов величины максимального товарного запаса в условных вагонах по формуле:
ТЗваг = (О х Д х Кнеравн) / (365 х С х Т)
где ТЗваг — максимальный запас товаров (усл. вагоны);
О — годовой объем складского товарооборота (руб.);
Д — товарный запас (дни оборота);
Кнеравн — коэффициент неравномерности образования запасов;
СТ — средняя стоимость 1 вагона (руб.).
Потребная площадь хранения (Sn) определяется отдельно по каждой товарной группе по формуле:
Sn = ТЗваг х Нхр ,
где Нхр — норма площади с учетом способа хранения. Норма площади хранения на 1 условный вагон для товаров, уложенных в штабеля, составляет 25 м2, а для товаров, хранимых в распакованном виде на стеллажах при высоте укладки 2,5 м2 – 40 м2.
Пример 1. Исходная информация:
годовой объем складского товарооборота — 146 млрд. руб.,
товарный запас — 10 дней,
средняя стоимость одного вагона — 0,5 млрд. руб.,
Кнеравн = 1,25.
Расчет:
ТЗваг = = 10 усл. вагонов
Sn1 = 10 х 25 = 250 м2 для штабельного хранения.
Sn2 = 10 х 40 = 400 м2 для стеллажного хранения.
Емкость склада определяется объемом хранимых товаров, измеряемым в условных поддонах или вагонах. В качестве условного поддона принимается поддон объемом 1 м3 (800 х 1200 х х 1050 мм). Один двухосный вагон грузоподъемностью 20 т вмещает 42 условных поддона, и его объем соответственно равен 42 м3.
Для расчета площади хранения можно также воспользоваться следующей формулой:
где НЕхран — норма емкости на 1 условный вагон товаров (м3) (для штабельного способа хранения норма составляет 62 м3, для стеллажного хранения — 100 м3);
h — высота укладки товаров (м).
Пример 2. Исходная информация:
h = 2,5 м.
Расчет:
Sn1 = = 250 м2 для штабельного хранения.
Sn2 = = 400 м2 для стеллажного хранения.
После определения потребной площади, предназначенной непосредственно для хранения товаров, определяют общую площадь склада. Принято считать, что неиспользуемая для хранения площадь должна составлять примерно 1,5 от используемой складской площади.
Проектирование складов ведется на основе строительных норм и правил. [2, c 207]
Складские операции требуют значительных трудовых затрат, снижение которых во многом зависит от выбора схемы механизации и автоматизации технологического процесса.
Для складской обработки товаров применяется различное оборудование, которое условно можно разделить на технологическое и подъемно-транспортное.
Применение различных видов оборудования зависит от особенностей перерабатываемых товаров, их массы, формы, способа укладки, габаритов товарных единиц и других факторов.
Использование специального оборудования при складской переработке товаров позволяет ускорить процесс выполнения заказов и эффективнее использовать емкость складских помещений.
В качестве технологического оборудования широко используются поддоны, многооборотная тара, универсальные и специализированные стеллажи, контейнеры, бункерные устройства, закрома и резервуары. Это оборудование применяется непосредственно для хранения товаров.
К оборудованию для разбраковки, подсортировки, упаковки и фасовки товаров относятся весы различных типов, передвижные тележки, испытательные стенды, измерительные и лабораторные приборы, пакетоделательные машины и фасовочные агрегаты.
В качестве подъемно-транспортного оборудования на крупных и средних по размерам складах используют краны, погрузчики, электрокары, транспортерные и конвейерные системы. При большой высоте хранения товаров применяются сложные подъемно-транспортные механизмы, полностью исключающие ручной труд.