Особенности выбора модели поведения предприятия во внешней среде при обеспечении конкурентноспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:19, реферат

Краткое описание

Задачи реферата состоят в следующем:
1. рассмотреть конкурентоспособность как объект управления;
2. изучить элементы формирования стратегии конкурентоспособности организации;
3. определить методы анализа конкурентоспособности организации;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1.Конкурентоспособность как объект управления……………………………..5

2.Элементы формирования стратегии конкурентоспособности организации..8

3.Методы исследования конкурентоспособности и системы менеджмента организации………………………………………………………………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..20

Файлы: 1 файл

Реферат по маркетингу.doc

— 141.00 Кб (Скачать)
 

                  Московский  Авиационный Институт

            (Государственный Технический Университет) 
 
 

                                   РЕФЕРАТ

                                 “Маркетинг ” 
 

       Тема: «Особенности выбора модели поведения предприятия во внешней среде при обеспечении конкурентноспособности» 
 

 
                                      Учебная группа №   5Б-401  
 
 
 

 
         Выполнила студентка: Тутушкина Д.С.

 
                                                   

 
         Руководитель курсовой работы: Колотовкин А.В. 

 
         Оценка за выполнение:________________________________ 

 
         Оценка за защиту:____________________________________ 

 
       Итоговая оценка :_____________________________________

 
                                                                 (подпись преподавателя, дата) 
 
 
 
 
 
 
 

 
                                               Серпухов 2011

 

 
                                                СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

1.Конкурентоспособность как объект управления……………………………..5

2.Элементы формирования стратегии конкурентоспособности организации..8

3.Методы исследования конкурентоспособности и системы менеджмента организации………………………………………………………………………10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….19

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..20

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Переход к насыщенному рынку, обостряя конкурентную борьбу, выдвигает в качестве приоритетной задачи менеджмента обеспечение конкурентоспособности организации.

В современных  условиях конкурентоспособность предприятия  на рынке является главным критерием  эффективности производства, оценки эффективности системы управления.

Многие российские предприятия сегодня столкнулись  с серьезной проблемой – отсутствием  эффективной системы управления. В результате под давлением внешних  и внутренних изменений предприятия  теряют управляемость и несут финансовые потери.

Управление бизнесом во всем мире становится все более  сложным; оно включает в себя планирование, организацию, координацию и контроль над совокупностью условий и  операций на «входе» с тем, чтобы  получить положительный результат  на «выходе».

Рыночная система  хозяйствования требует радикальных  изменений системы управления экономикой. Это обусловлено тем, что каждый субъект управления имеет свою специфику, которая требует адекватную систему  управления. Как объект товарно-денежных отношений современная бизнес-организация обладает экономической самостоятельностью и полностью отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности. При этом она должна формировать такую систему менеджмента (управления), которая была бы эффективной в её конкурентной борьбе на рынке.

Система менеджмента  должна располагать материальными, финансовыми, трудовыми и другими  ресурсами, обеспечивающими реализацию управленческих воздействий. Управленческие воздействия поступают в исполнительные органы как изнутри управляемого объекта (бизнес-организации), так и извне, т.е. из внешней среды. Наличие информации о внешней среде и выводы о ее влиянии на систему менеджмента повышают эффективность системы, поскольку позволяют своевременно вносить коррективы в процесс управления и приспосабливаться к изменениям внешней среды – рыночных условий и системы их регулирования.

Особая роль в менеджменте организации отводится  профессионализму управленческого  персонала - менеджерам.

Для эффективной  системы управления нужен «эффективный менеджер». Это человек, обладающий стратегическим мышлением, он обладает способностью определить будущее организации и каждодневно в настоящем принимать решения, которые обеспечат это будущее. Кроме этого эффективный менеджер обладает искусством выполнять роли: межличностные, информационные, управленческие.

Таким образом, тема данного реферата обладает несомненной актуальностью.

Задачи реферата состоят в следующем:

1. рассмотреть  конкурентоспособность как объект  управления;

2. изучить элементы  формирования стратегии конкурентоспособности организации;

3. определить  методы анализа конкурентоспособности  организации;

Предметом исследования является – пути повышения конкурентоспособности.

Объектом исследования являются деловые организации.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 Конкурентоспособность как объект управления

 

Понятие конкурентоспособности  фирмы включает в себя большой  комплекс экономических характеристик, определяющих положение фирмы на отраслевом рынке. Этот комплекс может  включать характеристики товара, определяемые сферой производства, а также факторы, формирующие в целом экономические условия производства и сбыта товаров фирмы[1].

Таким образом, конкурентоспособность предприятия  – это способность осуществлять свою деятельность в условиях рыночных отношений и получать при этом прибыль, достаточную для научно-технического совершенствования производства, стимулирования работников и поддержания продукции на высоком уровне[2].

При этом, под  конкурентоспособностью понимают такую  характеристику продукции, которая  показывает ее отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение.

Поскольку конкуренция  фирм на рынке принимает вид конкуренции  самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции фирмой, изготовившей и продающей ее на рынке.

Товары, таким  образом, должны не только обладать набором  технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т.д.). Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта. Фактически товар проходит проверку на степень удовлетворения общественным потребностям. Они диктуются вкусами и предпочтениями определенной группы покупателей (сегментом рынка), поэтому понятие конкурентоспособности всегда конкретно. Коммерчески выгодный сбыт товара возможен лишь на конкретном рынке в определенных условиях конкуренции.

Конкурентоспособность зависит от степени удовлетворенности  покупателя товаром и определяется только той совокупностью свойств, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств, не затребованных группой потребителей, для которых он предназначен. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на внутреннем рынке и неконкурентоспособен на внешнем, и наоборот.

Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов.

Итак, конкурентоспособность – это сравнительный, «адресный» показатель, относящийся к конкретной группе потребителей.

Конкурентоспособность продукции (услуги) зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность товаров и определяющих объем  их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать компонентами (составляющими) конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы.

Технико-экономические  факторы включают: качество, продажную  цену и затраты на эксплуатацию (использование) или потребление продукции или услуги. Эти компоненты зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.

Коммерческие  факторы определяют условия реализации товаров на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу); предоставляемый сервис (наличие дилерско-дистрибьютерских пунктов изготовителя и станций обслуживания в регионе покупателя, качество технического обслуживания, ремонта и других предоставляемых услуг); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной (возможно, морально-этической) безопасности использования товара на данном рынке, а также патентно-правовые требования (патентной чистоты и патентной защиты). В случае несоответствия товара действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства товар не может быть продан на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные выполнению.

Эти факторы  определяющим образом влияют на конкурентоспособность продукции (услуг). Определить характер этой зависимости и выразить ее количественно трудно, однако ее наличие является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности. Более всего для этой цели подходят экспертные методы. При этом целесообразно изучать влияние указанных факторов на предпочтительность товаров.

Конкурентоспособность предприятия определяется следующими факторами: качество продукции и  услуг; наличие эффективной стратегии  маркетинга и сбыта; уровень квалификации персонала и менеджмента; технологический уровень производства; налоговая среда, в которой действует предприятие; доступность источников финансирования.

 

2 Элементы формирования  стратегии конкурентоспособности  организации

 

Чтобы создать  конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои конкурентные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают предприятие от потенциальных или реальных конкурентов.

Конкурентная  стратегия компании состоит из деловых  подходов и инициатив, которые она использует для привлечения потребителей, сопротивления конкурентному давлению и укрепления своих рыночных позиций. Стратегия предприятия в области конкуренции обычно содержит наступательные и оборонительные действия и делает упор на те из них, которые оправданы рыночными условиями[7]. Кроме того, она включает краткосрочные тактические маневры, необходимые для немедленного реагирования на изменение условий, а также действия, рассчитанные на продолжительное влияние на долгосрочные конкурентные возможности компании и ее рыночные позиции.

Конкурентная  стратегия относится исключительно  к управленческому плану, направленному  на обеспечение успешной конкуренции  и предоставление потребителю высшей ценности.

Компании во всем мире стремятся использовать все  мыслимые способы, чтобы привлечь потребителей и вызвать у них желание сделать следующую покупку в целях опережения конкурентов и получения преимущества на рынке. И поскольку руководители разрабатывают краткосрочные тактические и долгосрочные стратегические меры, соответствующие специфической ситуации их компании и состоянию рынка, существует бесчисленное число вариантов стратегий и различных их нюансов. Таким образом, можно сказать, что имеется столько же вариантов стратегий, сколько конкурентов присутствует на рынке. Однако, можно установить, что при рассмотрении рыночных целей предприятия и типа конкурентоспособности, которого предприятие хочет достичь, все стратегии можно разделить на несколько групп, содержащих аналогичные подходы. Выделим пять категорий конкурентных стратегий[8]:

Информация о работе Особенности выбора модели поведения предприятия во внешней среде при обеспечении конкурентноспособности