Особенности прогнозирования в маркетинговых исследованиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 15:18, курсовая работа

Краткое описание

Мировая экономика (интерэкономика) – многоуровневая, глобальная система хозяйствования, объединяющая национальные экономики стран мира на основе международного разделения труда посредством системы международных экономических отношений.

В целом мировую экономику можно определить как совокупность национальных хозяйств и негосударственных структур, объединенных международными отношениями.

Мировая экономика возникла благодаря международному разделению труда, что повлекло за собой как разделение производства (то есть международную специализацию), так и его объединение — кооперации

Мировая экономика, как и экономика отдельной страны или конкретного производства базируется на совокупности таких факторов, как труд, капитал и земля. Соотношение между ними предопределяет потенциальную возможность развития национального хозяйства, а значит, в конечном итоге, и уровень хозяйственного развития отдельных стран и народов. При этом, в силу ряда объективных и субъективных причин, в современной мировой экономики все государства условно подразделяются на развитые и развивающиеся с последующей внутренней дифференциацией по степени экономического развития.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..4

1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАРКЕТИНГВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………..……………………...5
1.1.Понятие и цели прогнозирования……………………………….
1.2. Способы разработки прогноза………………………………….
2. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ………………………7
2.1. Качественные методы прогнозирования……………………...9
2.2. Количественные методы прогнозирования……………........13
3. РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА ПРОГНОЗОВ В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ(НА ПРИМЕРЕ УП «Белримед» ОО «БелОИ»)…………………………………………………………19
3.1. Экономическая характеристика предприятия………………19
3.2. Анализ использования методов прогнозирования в маркетинговой деятельности УП «Белримед» ОО «БелОИ»……..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ…………………………….

Файлы: 1 файл

курс (3).docx

— 67.81 Кб (Скачать)
 

   СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..4

 
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАРКЕТИНГВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ……………………………..……………………...5

1.1.Понятие и цели прогнозирования……………………………….

1.2. Способы разработки прогноза…………………………………. 
2. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ………………………7 
    2.1. Качественные методы прогнозирования……………………...9 
    2.2. Количественные методы прогнозирования……………........13 
3. РАЗРАБОТКА И ОЦЕНКА ПРОГНОЗОВ В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ(НА ПРИМЕРЕ УП
«Белримед» ОО «БелОИ»)…………………………………………………………19 
    3.1. Экономическая характеристика предприятия………………19 
    3.2. Анализ использования методов прогнозирования в маркетинговой деятельности УП «Белримед» ОО «БелОИ»……..21

 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ……………………………. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

    Курсовая  работа на тему: «Особенности прогнозирования  в маркетинговых исследованиях»

    Объект  исследования: УП «Белримед» ОО «БелОИ»

Целью курсовой работы является анализ и разработка рекомендаций по прогнозированию при  проведении маркетинговых исследований на предприятии УП «Белримед» ОО «БелОИ».

    Для реализации цели были поставлены и  решены  следующие задачи:

  • изучена  сущность, и понятие процесса прогнозирования в маркетинговых исследованиях;
  • даны рекомендации по совершенствованию процесса прогнозирования в маркетинговых исследованиях на примере предприятия УП «Белримед» ОО «БелОИ»
 

    Ключевые  слова: прогнозирование, маркетинговые  исследования, количественные методы прогнозирования, качественные методы прогнозирования. 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Проблема  прогнозирования, вследствие быстрых, порой плохо предсказуемых изменений  внешней среды, за последнее десятилетие  стала особенно сложной. С учетом этих трудностей и критичности ошибок в прогнозах некоторые специалисты были вынуждены заговорить о тщетности прогнозирования. На самом деле прогнозирование — это обязанность, которую в явной или неявной форме неизбежно должны выполнять все фирмы. Прогнозирование — наиболее сложный вид деятельности в системе маркетинговых исследований. Оно является основным и завершающим этапом такого рода исследований, главные результаты которого товаропроизводители закладывают в основу программ своей деятельности. Различия в горизонте прогностической работы находят отражение в характере фирменного планирования: стратегическое планирование — на базе средне- и долгосрочных прогнозов, а текущее планирование хозяйственных операций — на основе краткосрочных прогнозов.

Целью курсовой работы является анализ и  разработка рекомендаций по прогнозированию  при проведении маркетинговых исследований на предприятии УП «Белримед» ОО «БелОИ».

    Для реализации цели были поставлены и  решены  следующие задачи:

- изучены сущность и понятие процесса прогнозирования при проведении маркетинговых исследований;

-даны рекомендации по совершенствованию процесса прогнозирования про проведении маркетинговых исследований;

Для выполнения работы применялись общенаучные  методы исследования: диалектические, системные, аналитические, статистические, маркетинговые.

    1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МАРКЕТИНГВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
 
    1. Понятие и цели прогнозирования
 

Прогнозирование - специальное исследование, предметом которого выступают перспективы развития явления. Прогнозирование не сводится к созданию определенной картины будущего, а предполагает учет вариантности развития явлений и оценку перспектив создания модели в соответствии с ожидаемым или желаемым. Помимо получения возможных будущих оценок тех или иных исследуемых параметров, целью прогнозирования также является побуждение к размышлению о том, что может произойти во внешней среде и к каким последствиям для фирмы это приведет. Прогнозирование является основным и завершающим этапом маркетинговых исследований, главные результаты которого товаропроизводители закладывают в основу программ своей деятельности. Различия в горизонте прогностической работы находят отражение в характере фирменного планирования: стратегическое планирование — на базе средне- и долгосрочных прогнозов, а текущее планирование хозяйственных операций — на основе краткосрочных прогнозов. Оба этих направления как составная часть системы маркетинговой деятельности тесно взаимодействуют между собой, увязывая стратегию с оперативной деятельностью. Стратегическое планирование выполняет функции связующего звена между рынком и производством, между прогнозированием будущих условий хозяйствования и поисками путей достижения намеченных стратегических целей. В этом смысле прогнозирование условий хозяйствования подразумевает оценку будущих состояний внешней среды, в первую очередь рыночной, в которой предстоит действовать товаропроизводителю. Одновременно прогнозируются внутренняя среда предприятия, ее вероятные изменения.

Разработка  прогнозов будущего состояния условий  хозяйствования включает оценку предстоящей  конъюнктуры рынка (для краткосрочных  прогнозов) и тенденций изменения  рынка и его «смежников» (для  средне- и долгосрочных прогнозов). В методическом плане важно обеспечить сопряжение звеньев цепи «прогноз—план» за счет установления периодов прогнозирования в соответствии с задачами планирования. В процессе разработки стратегии действий следует уделять достаточное внимание и долгосрочным, и краткосрочным аспектам с целью исключения доминирования каких-либо аспектов. По этой причине прогнозы проводятся как с кратко-, так и с долгосрочными периодами упреждения. Методологически при средне- и долгосрочном прогнозировании не учитываются частные и случайные факторы развития рынка; чем длительнее прогнозный период, тем более обобщенным становится прогноз, а факторы воздействия на конъюнктуру рынка уступают место факторам, формирующим длительные, существенные тенденции рынка. Существует широкий круг методик и методических подходов к прогнозированию. Выбор прогностического аппарата и умелое его использование в целях прогнозирования — это довольно сложная проблема, в частности и в методолого-методическом плане, о чем свидетельствует отсутствие единого общепризнанного набора конкретных методик и процедур прогнозирования. Нельзя, однако, не отметить, что имеется существенное сходство методов прогнозирования, используемых зарубежными и российскими специалистами.

В условиях быстро меняющейся среды интуиция и  воображение могут стать важным средством восприятия реальности, дополняя количественные подходы, основывающиеся только на фактах. Понятно, однако, что чисто качественным методам также присущи определенные недостатки, в силу чего интуиция должна проверяться с помощью фактов и знаний. Иначе говоря, все сильнее назревает потребность в сопоставлении этих двух методов и их интегрировании.

Чаще  всего в практике маркетинговых  исследований прогнозируются следующие  величины:

  • Объемы продаж
  • Размер и емкость рынка
  • Объемы производства
  • Объемы импорта
  • Динамика цен
 

1.2. Способы разработки прогноза

    1. Анкетирование

1.1 Выявление мнений населения

1.2. Экспертные методы

    • метод Дельфи
    • метод мозговой атаки

        2.Экстраполирование

2.1. Трендовые модели

2.2. Модель прогнозирования, графическое изображение

2.3. Логарифмическая функция

2.4. Гипербола

2.5. Показательная функция

2.6.Парабола 2-го порядка

       3. Аналитическое моделирование 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. МЕТОДЫ  ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРИМЕНЯЕМЫЕ В МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
 

    Общая характеристика методов прогнозирования

Методы Характеристика  методов
1. Качественные С помощью  знаний и интуиции формулируются  будущие состояния исследуемой  проблемы (увеличение, уменьшение, останется  на том же уровне)
1.1.Метод  Дельфи Форма опроса экспертов, при которой их анонимные ответы обрабатываются в течение нескольких туров, и после ознакомления всех участников экспертизы с промежуточными результатами получают групповую оценку исследуемой проблемы
1.2. Метод коллективных оценок руководства и специалистов предприятия

(метод «мозговой  атаки»)

Основан на гипотезе, что среди большого числа идей, суждений имеется несколько, которые отвечают наиболее вероятному ходу будущего развития спроса. Опирается на не формальный анализ. Применяется в форме обмена мнениями специалистов о тенденциях развития спроса на то вары, производимые предприятием
1.3. Метод сценарного развития Подготовка  и согласование представления о  проблеме (на пример, о тенденциях развития спроса на товар с учетом влияющих на него факторов). Сценарии пишутся экспертами вначале индивидуально, а затем согласовываются
2. Количественные Количественная  оценка будущего состояния объекта исследования на основе данных прошедших периодов и действующих факторов с помощью математических методов
2.1 .Экстраполяция

временного ряда

Проекция временного ряда на будущие периоды времени, т. е. распространение тенденций, установленных  в прошлом, на будущий период
2.2. Экономико-матема тическое

моделирование

Построение  экономико-математической модели в виде не которой функциональной зависимости величины показателя от определяющих его факторов
2.2.1. Прогноз на основе индикаторов Оценка хода развития процесса на базе одного или  не скольких известных индикаторов (показателей), например смежных отраслей промышленности
2.2.2. Корреляционный и регрессионный анализ Определение направления  и силы связи между независи мыми переменными и зависимой переменной. Построение однофакторной и многофакторной регрессионной модели
3. Комбинированные методы Используя результаты прогнозов, полученные различными методами, рассчитывают интегрированный прогноз  в виде точечной или интервальной оценки
 
    1. Качественные методы прогнозирования

Метод Дельфи - Суть этого метода в том, чтобы с помощью серии последовательных действий – опросов, интервью, мозговых штурмов – добиться максимального консенсуса при определении правильного решения. Анализ с помощью дельфийского метода проводится в несколько этапов, результаты обрабатываются статистическими методами.

Базовым принципом метода является то, что  некоторое количество независимых  экспертов (часто несвязанных и  не знающих друг о друге) лучше  оценивает и предсказывает результат, чем структурированная группа (коллектив) личностей. Позволяет избежать открытых столкновений между носителями противоположенных  позиций т.к. исключает непосредственный контакт экспертов между собой  и, следовательно, групповое влияние, возникающее при совместной работе и состоящее в приспособлении к мнению большинства. Даёт возможность  проводить опрос экстерриториально, не собирая экспертов в одном  месте (например, посредством электронной  почты)

Субъекты:

  • группы исследователей, каждый из которых отвечает индивидуально в письменной форме.
  • организационная группа — сводит мнения экспертов воедино.

Этапы:

Предварительный - подбор группы экспертов — чем больше, тем дольше — до 20.

Основной - постановка проблемы — экспертам рассылается вопрос и предлагается его разбить на подвопросы. Организационная группа отбирает наиболее часто встречающиеся. Появляется общий опросник.

Этот опросник рассылается экспертам. Их спрашивают — можно ли добавить ещё что-то; достаточно ли информации; есть ли дополнительная информация по вопросу? В итоге — 20 вариантов ответов, где есть дополнительные аспекты, запрос информации, предоставленная информация. На этой основе составляется следующий опросник. Улучшенный опросник вновь рассылается экспертам, которым теперь надо дать свой вариант решения, а также рассмотреть наиболее крайние точки зрения, высказанные другими экспертами. Эксперты должны оценить проблему по аспектам: эффективность, обеспеченность ресурсами, в какой степени соответствует изначальной постановке задачи. Таким образом выявляются преобладающие суждения экспертов, сближаются их точки зрения. Всех экспертов знакомят с доводами тех, чьи суждения сильно выбиваются из общего русла. После этого все эксперты могут менять мнение, а процедура повторяется. Итерации повторяются, пока не будет достигнута согласованность между экспертами, или не будет установлено отсутствие единого мнения по проблеме. Изучение причин расхождений в оценках экспертов позволяет выявить незамеченные ранее аспекты проблемы и зафиксировать внимание на вероятных последствиях развития анализируемой проблемы или ситуации. В соответствии с этим и вырабатывается окончательная оценка и практические рекомендации. Обычно проводится три этапа, но если мнения сильно разнятся - то больше.

Информация о работе Особенности прогнозирования в маркетинговых исследованиях