Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 23:02, курсовая работа
Цель исследования, проведенного в курсовой работе – определить, использование каких концепций позволит построить систему управления маркетингом, способную адаптироваться к постоянно меняющимся условиям в информационной среде, приносить максимальную прибыль и удовлетворять спрос потребителя.
Задачи, решаемые при проведении исследования, состоят в следующем:
* рассмотрение существующих концепций маркетинга;
* изучение опыта мировой практики;
* анализ ситуации в России;
* выводы по выбору маркетинговой концепции для создания новых систем управления.
Введение 3
Основная часть 6
1 Концепция маркетинга и ее понятие 6
2 Маркетинг в России на современном этапе развития 17
Заключение 26
Глоссарий 29
Список использованных источников 30
Однако сегодня на российском рынке происходят изменения, и изменения серьезные. Массовое использование компаниями мероприятий по стимулированию сбыта и проведение "тренингов продаж" для своего персонала показывает, что рынок насыщен, и что продать "что угодно", (в том числе и залежалый импортный товар) становиться совсем непросто. Другими словами производственная концепция себя исчерпала, и компании, работающие на российском рынке, переходят к концепции маркетинга, ориентированной на сбыт. Как долго это продлится? Мы не возьмем на себя ответственность заявлять о каких бы то ни было сроках. Скажем только, что в условиях догоняющего рынка его "взросление", то есть переход к последующей концепции, происходит ускоренно. Действительно, сегодня сознание российского потребителя находится под мощным прессингом современной высокотехнологичной рекламы (чего не было в период господства сбытовой концепции на Западе), что делает его менее восприимчивым к любым мероприятиям по продвижению товара, в том числе и стимулированию сбыта. Поэтому переход к следующей концепции не за горами. Это не значит, что стимулирование сбыта исчезнет совсем. Оно безусловно останется, но перестанет быть главным элементом маркетинговой политики фирмы. А главным элементом станут маркетинговые исследования. И реальные предпосылки для этого существуют уже сейчас - их создают крупные фирмы, продвигающие свою продукцию в регионы.
Потребности фирмы российского масштаба при выходе на региональный рынок.
При выходе в регионы фирмы российского масштаба часто испытывают затруднения, связанные с отсутствием достаточной информации о новом рынке. Действительно, поведение потребителей относительно вашего товара в такой стране как Россия, с ее различными экономическими и культурными региональными условиями, а также различной степенью развитости инфраструктуры могут быть непредсказуемыми. Результат же такой коммерческой деятельности (если ориентироваться исключительно на предшествующий опыт и собственную интуицию) может оказаться совсем не таким успешным. 13
Для развития российской экономики по ключевым направлениям необходимо привлекать инвестиции. Так в 1997 был утвержден Порядок предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации, в котором такие гарантии являются поручительством Правительства РФ и предоставляются российским инвесторам под заемные средства для реализации инвестиционных проектов.14
Каждая из концепций, соответствующая определенной философии управления, в зависимости от воззрений руководства, специфики производственно-сбытовой деятельности и рыночных условий в той или иной мере применяется и в настоящее время.
Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы вся деятельность предприятия (научно-техническая, производственная, сбытовая и т.д.) основывалась на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одна из задач маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы ориентировать производство на удовлетворение этих запросов. Маркетинг означает разработку, производство и сбыт того, на что действительно есть потребительский спрос. Система маркетинга ставит производство товаров в функциональную зависимость от запросов и требует производить товары в ассортименте и объеме, нужных потребителю.15 При реализации концепции маркетинга акцент принятия хозяйственных решений смещен от производственных звеньев предприятия к звеньям, чувствующих пульс рынка. Служба маркетинга является мозговым центром, источником информации и рекомендаций не только рыночной, но и производственной, научно-технической и финансовой политики предприятия. Здесь на основе тщательного анализа состояния и динамики спроса и деловой конъюнктуры решается вопрос о необходимости, перспективности, прибыльности производства того или иного продукта.
Большинство потребительских товаров на рынке практически одинаковы с точки зрения качества - даже в случае различий в технологической спецификации товаров потребитель при "слепом тестировании" уловить эти особенности просто не в состоянии.
Вопросы сбыта и стимулирования продаж на сегодняшний день стали еще одной проблемой маркетологов вследствие проникновения информационных каналов повсюду - потребитель уже не успевает перерабатывать весь объем той информации, которую он ежедневно (часто помимо своей воли) получает от производителя, желающего "продвинуть" свой товар. Эффективность рекламы начинает падать, увеличивается влияние более персонифицированных средств коммуникации - директ-маркетинга, личных продаж.
И классическая концепция маркетинга, и концепция социально-ответственного маркетинга, которая появилась в конце ХХ века, все еще имеют множество сторонников, потому что при определенных условиях являются достаточно действенными. Однако компании, которые не начнут перестраивать систему управления маркетингом с учетом современных информационных технологий, стремительно развивающихся в последнее время, рискуют в самое ближайшее время безнадежно отстать от более гибких конкурентов.
Основной задачей маркетолога на данный момент является построение такой системы управления маркетингом, которая была бы способна ежесекундно адаптироваться к новым условиям в постоянно меняющемся информационном мире. Именно поэтому наибольшее значение в организации маркетинга приобретает выработка новых принципов построения системы коммуникации на всех уровнях и во всех областях предпринимательской деятельности - от упаковки товара до кадровых перестановок в совете директоров, что свидетельствует о появлении принципиально новой концепции маркетинга - коммуникационной.
Суть коммуникационной концепции маркетинга заключается в том, что в условиях современного информационного общества главная задача маркетинга состоит в организации грамотной коммуникации на всех этапах деятельности предприятия - от опубликования финансовой отчетности до выбора имени нового товара.
Для того чтобы определить то место, которое маркетинговые коммуникации традиционно занимают в процессе управления маркетингом, и значимость маркетинговых коммуникаций в новых условиях, необходимо провести сравнительный анализ различных концепций маркетинга, которые описаны в зарубежной и отечественной литературе с точки зрения той роли, которая в них отводится маркетинговым коммуникациям. Результаты анализа отражены в Приложении Б.
Таким образом, свободное владение инструментами построения комплекса маркетинговых коммуникаций станет определяющим фактором в создании эффективной системы управления маркетингом.
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Директ-маркетинг (прямой маркетинг) | селективное и персональное обращение к каждому клиенту посредством телефонной коммуникации или письмом (электронным или обычным), представляет собой как минимум одну из возможных стратегий нахождения новых клиентов. Кроме того, уже имеющихся клиентов путем прямого маркетинга информируют о выводе на рынок нового продукта, ценовых и промоушн-акциях, презентациях и т. д. |
2 | Запрос | потребность, подкрепленная покупательной способностью |
3 | Инновационный маркетинг | процесс создания ноу-хау в производстве и обращении на основе инноваций |
4 | Исследование рынка | систематический количественный и качественный анализ одного или совокупности рынков для получения информации о потенциале, емкости рынка, характеристик конкурентной среды, ценах |
5 | Комплекс маркетинга | набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка |
6 | Концепция маркетинга | определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов способами |
7 | Маркетолог | работник фирмы,
предприятия, анализирующий спрос
на производимый товар, рынки сбыта
товара, вырабатывающий рекомендации
для руководства фирмы о |
8 | Нужда | потребности; недостаток в необходимом |
9 | Потребность | нужда, принявшая
форму соответствующую |
10 | Процесс управления маркетингом | процесс, состоящий из анализа рыночных возможностей, отбора целевых рынков, разработки комплекса маркетинга, претворения в жизнь маркетинговых мероприятий |
1 | Постановление
Правительства РФ от 22.11.1997 (ред. от 03.09.1998)
«Об утверждении Порядка |
2 | Акулич И.Л. Маркетинг [текст]; Учебник. / И.Л. Акулич. -2-е изд., перераб. и лоп. – Мн.: Выш.шк., 2008 |
3 | Багиев Г.Л.,
Асаул А.Н. Организация |
4 | Барышев А. Ф. Маркетинг [текст]: учебник. – М.: Академия, 2009. |
5 | Басовский Л.Е. Маркетинг [текст]: учебное пособие. – М. «Инфра-М», 2009. |
6 | Все о маркетинге [текст]: Сборник материалов для руководителей предприятий, экономических и коммерческих служб. - М.: Азимут-Центр, 2007. |
7 | Голубков Е.П. Основы маркетинга [текст]: учебник – М. Финпресс, 2008. |
8 | Гольдштейн Г.Я., Катаев А.В. Маркетинг [текст]: учебное пособие для магистрантов. / Гольдштейн Г.Я., Катаев А.В. Таганрог: ТРТУ, 2008. |
9 | Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент [текст]. — СПб: Питер, 2008. |
10 | Котлер Ф. Основы маркетинга [текст]. – М.: Вильямс, 2008. |
11 | Крылова Г. Д. Маркетинг [текст]: теория и практика/учебник – М.: Юнити-Дана, 2009. |
12 | Левитт Т. Маркетинговая миопия/Классика маркетинга [текст]. – СПб: Питер, 2007. |
13 | Панкрухин А.П. Маркетинг[текст]: учебник для студентов – М.: 2007. |
14 | Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов[текст]. – М.: Эксмо, 2007. |
15 | Журнал. Маркетинг в России и за рубежом [текст]. – 2007, №2. |
А | |
Б |