Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 03:57, реферат
В настоящее время большинство компаний в той или иной форме регулярно осуществляют рыночные исследования.
Маркетинг является одним из видов управленческой деятельности и влияет на расширение производства и торговли путем выявления запросов потребителей и их удовлетворения. Он увязывает возможности производства и реализации товаров и услуг с целью покупки продукции потребителем.
Вопрос 1.Основные и специфические функции маркетинга.
В настоящее время большинство компаний в той или иной форме регулярно осуществляют рыночные исследования.
Маркетинг является одним из видов управленческой деятельности и влияет на расширение производства и торговли путем выявления запросов потребителей и их удовлетворения. Он увязывает возможности производства и реализации товаров и услуг с целью покупки продукции потребителем.
Маркетинг используется не только производственными предприятиями, но также торговыми организациями, организациями сферы услуг, отдельными лицами. Поэтому маркетинг не является какой-то универсальной, унифицированной концепцией, напротив, направления и методы ее реализации требуют адаптации к типу организации, условиям и возможностям ее применения.
Для правильного понимания и применения теории маркетинга на практике необходимо глубокое изучение функций маркетинга.
Функции маркетинга - отдельные виды или комплексы видов специализированной деятельности, осуществляемые в процессе организации и осуществления маркетинга. К важнейшим функциям маркетинга относят: исследование маркетинга и сбор информации; планирование маркетинга; организацию маркетинга; разработку нового продукта; продвижение продукта; сбыт и распределение продукта.
Очевидно, что тип маркетинга определяет и способ управления им. Управление маркетингом, по определению Филиппа Котлера, — это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п.
Задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогло организации в достижении стоящих перед ней целей. Проще говоря, управление маркетингом — это управление спросом.
Выделяют пять основных подходов
(концепций), на основе которых коммерческие
организации осуществляют свою маркетинговую
деятельность, т.е. деятельность по управлению
спросом: концепция совершенствования
производства, концепция маркетинга
и концепция социально-
Эти концепции характеризуют различные периоды и основные социальные, экономические и политические перемены, произошедшие в развитых странах в уходящем столетии. В качестве доминирующей тенденции произошедших изменений выступает перенос акцента с производства и товара на сбыт, а также на проблемы, которые стоят перед потребителями и обществом в целом.
Кратко рассмотрим сущность
названных ранее концепций
1) Производственная концепция или концепция совершенствования производства. Согласно этой концепции потребитель ориентируется на доступные для себя товары, имеющие невысокую цену. Предприятия, придерживающиеся такой концепции, имеют преимущественно серийное или крупносерийное производство с высокой эффективностью и низкой себестоимостью, а продажа выпускаемых ими товаров производится с помощью многочисленных торговых предприятий. Усилия предприятий, следующих этой концепции, как правило, должны быть нацелены на совершенствование процесса производства, а следовательно, на снижение уровня издержек и повышение производительности труда и эффективности производства. Производственной концепции придерживаются производители, которые четко ориентированы на отрасль с хорошими перспективами роста, имеют невысокую диверсификацию и действуют в условиях минимального политического и социального контроля. Диверсификация — это расширение ассортимента производимых изделий и видов предоставляемых услуг на основе одновременного развития многих, не связанных друг с другом производств.
Основные предпосылки использования сбытовой концепции заключаются в следующем:
а) главная задача фирмы состоит в достижении определенного объема продаж своих товаров;
б) потребители не будут покупать товары в объеме, необходимом с точки зрения фирмы, без определенного воздействия;
в) потребителей можно заставить купить данные товары с помощью различных методов стимулирования продаж;
г) покупатели будут делать повторные покупки или имеется достаточное количество потенциальных потребителей.
Фирмы, которые руководствуются
сбытовой концепцией, обычно полагают,
что потребители не имеют ярко
выраженного намерения
Следует иметь в виду,
что на практике реализация сбытовой
концепции связана с
Таким образом, концепция маркетинга - это ориентация на покупателей, подкрепленная комплексом мер, нацеленных на удовлетворение потребностей рынка.
Концепция маркетинга является составной частью политики, известной как "суверенитет потребителя", когда решение о том, что следует производить, должно приниматься не фирмой, не правительством, а потребителями. Фирма производит то, что необходимо потребителю, и, максимизируя таким образом благополучие потребителя, обеспечивает себе получение необходимой прибыли.
Стремление предприятия
к постоянному расширению, монопольному
положению на рынке, максимизации прибыли
за счет снижения издержек производства
и повышения цен продаж было до
недавнего времени общепринятой
и признанной мотивационной основой
предпринимательской
Для социально-этической концепции маркетинга характерны следующие наиболее типичные и обязательные требования:
1. Основная цель предприятия
должна состоять в
2. Предприятие должно
быть постоянно занято поиском
возможностей создания новых
товаров, полнее
3. Предприятие должно
отказываться от производства
и продажи таких товаров,
4. Потребители, опираясь
на собственные действия и
общественное мнение, должны поддерживать
только те предприятия,
5. Потребители, заботясь
о сохранении и повышении
6. Предприятие должно
создавать и внедрять в
Так как цель социально-этической концепции маркетинга - обеспечение долговременного благополучия не только отдельного предприятия, но и общества в целом, то при управлении маркетингом на уровне предприятия необходимо учитывать, по крайней мере, четыре момента: потребности покупателя (потребителя), жизненно важные интересы потребителя, интересы предприятия интересы общества.
К числу общих функций
управления относятся функции
Функция планирования. Одна
из основных целей маркетинга - установление
максимально возможной
Организационная функция маркетинга имеет своей целью внедрение принципов маркетинга в практику работы компании и состоит из следующих подфункций:
- Создание и управление
маркетинговой структурой на
фирме. Это собственно
- Разработка и реализация
мероприятий маркетингового
- Организация процесса
стратегического
Контроль - заключительная стадия
цикла управления маркетингом, завершающее
звено процесса принятия, корректировки
и реализации решения. Здесь очень
важно заметить, что это вовсе
не означает, что контроль как элемент
всего процесса управления маркетингом
не должен применяться и на других
стадиях цикла управления. Контроль
и ревизия маркетинга позволяет
не только выявлять, но и предупреждать
различные отклонения, ошибки и недостатки,
находить новые резервы и возможности
развития фирмы, анализировать правильность
принятия управленческих решений и
указывать на недостатки и возможные
методы и пути их устранения, непредвзято,
в соответствии с фактическими расчетами
оценивать уровень
Аудит (ревизия) маркетинга представляет собой комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды предприятия (или бизнес-единицы), ее задач, стратегий и оперативной деятельности с целью выявления возникающих проблем, ошибок и открывающихся возможностей и выдачи рекомендаций относительно плана действий по совершенствованию маркетинговой деятельности этой фирмы. В западной практике регулярный аудит маркетинга проводится крупными и средними компаниями не реже одного раза в год.
Информация о работе Основные и специфические функции маркетинга