Образование и развитие рынка лизинга в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение сущности лизинга и выявление его преимуществ по сравнению с традиционными формами финансирования, а также обоснование мероприятий по развитию и улучшению лизинга в России.

При реализации данной цели решались следующие задачи:
- Определение лизинга и его классификация;
- Описание основных преимуществ лизинга;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. История возникновения и понятие лизинга
2. Российское и международное законодательство о лизинге. Совершенствование российского законодательства о лизинге
3. Объекты и субъекты лизинга
4. Виды лизинга
5. Финансовый лизинг
6. Оперативный лизинг
7. Другие виды лизинга
8. Перспективы развития российского рынка лизинговых услуг
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая раб. Образование и развитие лизинга в России.docx

— 61.00 Кб (Скачать)

      В оперативном лизинге арендные ставки обычно выше, чем в финансовом, поскольку  арендодатель, не имея гарантий полной окупаемости затрат, вынужден учитывать  возможные коммерческие риски путем  повышения цен на услуги. Арендаторы, напротив, с помощью оперативного лизинга пытаются избежать рисков, связанных с владением имуществом (например, его быстрым моральным  устареванием, снижением рентабельности вследствие изменения конъюнктуры  рынка и т.п.), или прямых или  косвенных непроизводительных затрат, чаще всего вызванных ремонтом или  простоем техники.

      Арендаторы  предпочитают оперативный лизинг в  следующих случаях, когда:

      - предполагаемые доходы от использования  арендуемого оборудования не  окупают его первоначальной цены;

      - арендуемое оборудование требуется  на небольшой срок (сезонные работы  или разовое целевое использование);

      - арендуемое оборудование требует  специального технического обслуживания;

      - арендуется новое, непроверенное  оборудование.

      Основная  масса сделок оперативного лизинга  сосредоточена в таких отраслях, как сельское хозяйство, строительство, горнодобывающая промышленность, транспорт  и т.п. Арендодатели, действующие  на рынке оперативного лизинга, как  правило, непосредственно связаны  с производителями оборудования и имеют довольно узкую специализацию.

 

7. Другие виды лизинга

      Для многих типов оборудования в деловой  практике разработаны специальные  виды лизинговых договоров, часто сочетающие элементы финансового и оперативного лизинга. Особенно широко они применяются  при сдаче в аренду автотранспортных средств, сельскохозяйственной и дорожно-строительной техники. Характерно, что арендодатели, которыми в этом случае чаще всего  являются финансовые учреждения, проводят лизинговые операции через дилеров, знающих специфику рынка и  способных предоставлять технические  услуги, в связи с этим отношения, связанные с договорами поручения, являются еще одним типом отношений, включаемых в комплекс отношений  по лизингу.

      Например, при сдаче в аренду крупномасштабных объектов (самолеты, суда, железнодорожное  оборудование, буровые платформы  и вышки, комплектное оборудование предприятий) практикуется групповой (акционерный) лизинг с участием нескольких компаний в роли арендодателя. В  таких сделках часто используются заемные средства, полученные в банках или у других кредиторов.

      Из  других видов лизинга можно также  отметить:

      - возвратный лизинг ("лиз-бэк") - сделка, в которой владелец имущества  продает его арендодателю и  затем арендует это имущество  у последнего. Этот вид лизинга  применяется, когда собственник  испытывает нужду в средствах  и тем самым улучшает свое  финансовое состояние;

      - лизинг "поставщику", по которому  продавец оборудования также  становится арендатором, как и  при лизинге "лиз-бэк", однако  арендованное оборудование используется  не им, а другими арендаторами, которых он обязан подыскать  и сдать им оборудование в  субаренду;

      - лизинг со специальными услугами - сделка, в которой арендодатель  берет на себя безусловную  ответственность за ремонт и  обслуживание оборудования;

      - лизинг с полным набором услуг  включает услуги арендодателя  по ремонту, обслуживанию, страхованию  имущества, выплату налогов на  собственность;

      - генеральный лизинг предусматривает  право арендатора дополнять список  арендуемого оборудования без  заключения новых контрактов;

      - контрактный наем - специальный вид  аренды, по которому пользователям  могут предоставляться комплектные  парки машин, сельскохозяйственной, дорожно-строительной техники, автотранспортных  средств;

      - компенсационный лизинг - форма аренды, при которой арендная плата  производится поставками продукции,  выработанной на арендуемом оборудовании;

      - международный лизинг, который характеризуется  тем, что его участники (лизинговая  компания, арендатор, поставщик ) могут находиться в разных  странах.

      Международный лизинг осуществляется в двух формах: прямой и косвенный зарубежный лизинг.

      Сделки  прямого зарубежного лизинга  подразделяются на два типа:

      - сделки, в которых лизинговая  компания покупает оборудование  у национальной фирмы, а затем  предоставляет его зарубежному  арендатору (экспортный лизинг);

      - сделки, в которых арендодатель  покупает оборудование у иностранной  фирмы, а затем предоставляет  его отечественному арендатору (импортный  лизинг).

8. Перспективы развития  российского рынка  лизинговых услуг

Доминирование российских лизингодателей на отечественном  рынке лизинга подтверждается и  исследованиями западных экономистов. По прогнозам Банка международных  расчетов, российский рынок лизинга  продолжит расти, однако рост немного  замедлится по сравнению с прошлыми годами и составит 25-30%. Российские компании будут по-прежнему удерживать 60% отечественного рынка. При этом наиболее уязвимыми  будут компании, которые не принадлежат  российским или иностранным банковским группам, особенно если таким лизингодателям придется рефинансировать краткосрочные  долговые обязательства.

Российские  эксперты указывают среди негативных факторов, которые могут сказаться  на темпах развития лизингового сектора  в России, сложную ситуацию в сфере  налогообложения, в частности в  области НДС. Налоговые органы продолжают ужесточать контроль над бизнесом лизингодателей, которым по роду деятельности постоянно  приходится возмещать НДС из бюджета. Причем, как правило, налог требуется  возместить в приличных объемах - 18% от каждого купленного и сданного в лизинг объекта. Эти суммы достаточно крупные, поэтому перед возвращением средств из бюджета налоговые  органы проводят тщательные проверки лизинговых компаний. В итоге проблемы с возмещением НДС отнимают немало времени и сил у лизингодателей, а это, в конечном счете, отрицательно влияет на рост рынка финансовой аренды в целом.

Нестабильная  ситуация в мировой экономике  оказывает разноплановое влияние  на рынок лизинга в России. Начинающаяся стагнация экономики США, которая может перерасти в глобальный финансовый кризис, не позволит большинству крупных иностранных компаний серьезно заниматься российским рынком лизинга и будет способствовать укреплению экономического положения российских компаний. Хотя существует мнение, что у некоторых лизинговых компаний, не связанных напрямую с банковским сектором, могут возникнуть проблемы с финансированием. Ведь, как известно, последствием кризисов является отток капитала с растущих рынков, и, как следствие, финансирование отечественных компаний через западные банки будет затрудняться. Более того, проблемы могут возникнуть и у тех лизингодателей, которые получают финансовые ресурсы в России. Это, вероятно, будет выражаться в повышении ставок по предоставляемым кредитам и может привести к отказу в выдаче долгосрочных финансовых ресурсов. Сложности с привлечением долгосрочных кредитов вызовут необходимость заимствовать средства на краткосрочный период, то есть будет наблюдаться перекос в сторону краткосрочных займов. При этом произойдет ужесточение требований по обеспечению кредитов. По оценкам, лизинговые компании в ближайшем будущем могут рассчитывать лишь на ссуды под 20% годовых, в то время как год назад ставка кредитования лизингового сектора в зависимости от уровня риска финансируемой сделки составляла не более 17%.

В общем, влияние кризиса на западном рынке  достаточно ограничено, оно затронуло  пока лишь сегмент банковских услуг  для частных лиц: ипотеку, потребительское  кредитование (выросли ставки, ужесточились требования). Однако благодаря грамотным  действиям Банка России этот кризис пока практически никак не отразился  на рынке банковских услуг для  юридических лиц. Тем не менее, несмотря на проблемы, российские лизингодатели  продолжают наращивать свой бизнес на внутреннем рынке. А вот будут  ли выходить лизинговые компании на международные  рынки, хотя бы для начала в ближнем  зарубежье, остается вопросом.

Заключение

Рынок лизинга в России в последние  годы зарекомендовал себя как один из наиболее быстрорастущих сегментов  финансовой системы. Есть основания  полагать, что высокие темпы роста  данного рынка сохранятся и в  текущем году, и в ближайшей  перспективе, если удастся решить проблемы, тормозящие его развитие. Об этом говорилось на IX Ежегодной конференции для  лизингодателей и лизингополучателей "Лизинг как эффективный инструмент развития бизнеса", прошедшей этим летом в Москве, которую организовала газета The Moscow Times при поддержке ассоциации "Рослизинг".

Выступая  на конференции, директор департамента рейтингов финансовых институтов рейтингового агентства "Эксперт РА" Павел  Самиев отметил, что стремительный  рост рынка лизинга в нашей  стране обусловлен большим спросом  в экономике на лизинговые услуги. Сказываются и значительный износ  основных фондов, и неудовлетворенность  банковскими услугами, и проблемы с залогами. А в сфере лизинга  как раз с этим все обстоит  хорошо. Соответственно лизинг в России занял некую нишу, которую во многих странах занимают банки.

Российский  рынок лизинга уже вошел в  топ-10. Более того, сейчас в мировом  масштабе он уже приближается к ведущей  пятерке. Международные консультанты на основе опыта России даже разрабатывают  некоторые советы для развивающихся  стран.

Если  посмотреть на рынок с точки зрения структуры, то железнодорожная техника  и автотранспорт - вот два основных сектора, которые определяют облик  рынка лизинга. Хотя в общем-то эти  секторы достаточно сильно отличаются по своим свойствам. Автотранспорт - это условно некая розница.

Сектору железнодорожной техники присущи  более крупные сделки и меньшее  количество игроков. Можно сказать, что это несколько более закрытый рынок для вхождения на него.

Москва  занимает порядка 43% от всех сделок по объемам. Но тем не менее доля столицы  в настоящее время снижается. В 2005-2006 годах наблюдался колоссальный рост количества представительств, филиалов, точек продаж в регионах. Предполагается, что в ближайшие два года эффект работы представительств окажется в  регионах еще сильнее.

Рассматривая  ситуацию на рынке с точки зрения сроков и структуры договоров, г-н  Самиев сказал, что преобладающая  часть договоров заключается  на срок от 1 года до 3 лет. Но наблюдается  также рост доли договоров на больший  срок - от 3 до 5 лет. Не исключен в перспективе  достаточно сильный рост сегмента договоров  на срок свыше 5 лет.

Что касается точек роста, то аналитики видят  очень большой потенциал в  крупных сделках, которые будут  доступны только ограниченному кругу  компаний. Например, такие крупные  квазигосударственные сделки, которые  касаются олимпийских строек, реформы  энергетики, развития авиатехники, обеспечат  вклад в прирост рынка порядка 25%.

Автотранспорт, строительная техника (т.е. условная розница) обеспечат в общем росте рынка  в текущем году примерно 20%. Это  самый конкурентный и рыночный сектор. Предполагается, что в будущем  он будет расти достаточно быстро, но вот сейчас в силу конъюнктурных  обстоятельств он оказался на втором месте по возможному вкладу в прирост  рынка лизинга.

Государственные программы поддержки отраслей, в  том числе сельского хозяйства (Росагролизинг), обеспечат прирост  рынка примерно на 10%.

Ну и, наконец, еще около 10% прироста в  этом году обеспечат единичные крупные  сделки на специализированное оборудование для очень крупных частных  объектов.

По данным докладчика, с точки зрения объемов  сделок на рынке наблюдается рост доли государственных компаний и  компаний, которые принадлежат иностранным  собственникам, и соответственно падение  доли отечественных собственников, в том числе как прибанковских, так и частных. Доля государственных, квазигосударственных компаний по объему сделок в текущем году может приблизиться к 30%. Доля иностранных собственников  в совокупности тоже должна увеличиться.

В настоящее  время, по мнению г-на Самиева, фондирование становится наиболее важным фактором для дальнейшего роста.

Естественно, в этом плане у разных компаний достаточно разные условия. И если раньше они были примерно в одном положении (даже несмотря на разные ставки), то сейчас эта разница сильно увеличилась. Те компании, которые имеют доступ к дешевым ресурсам и к большим  объемам этих ресурсов, могут расти  гораздо быстрее, чем рынок в  среднем.

Информация о работе Образование и развитие рынка лизинга в России