Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 20:55, контрольная работа
Понятия «больше» и «меньше» наряду с понятием равенства возникли в связи со счетом предметов и необходимостью сравнивать различные величины. Понятиями неравенства пользовались уже древние греки. Архимед (III в. до н. э.), занимаясь вычислением длины окружности, установил, что «периметр всякого круга равен утроенному диаметру с избытком, который меньше седьмой части диаметра, но больше десяти семьдесят первых». Иначе говоря, Архимед указал границы числа ∏: Ряд неравенств приводит в своем знаменитом трактате «Начала» Евклид. Он, например, доказывает, что среднее геометрическое двух положительных чисел не больше их среднего арифметического.
Однако все эти рассуждения проводили словесно, опираясь в большинстве случаев на геометрическую терминологию. Современные знаки неравенств появились лишь в XVII— XVIII вв. Знаки < и > ввел английский математик Т. Гарриот (1560—1621), знаки ≥ и ≤ французский математик П. Буге (1698—1758).
Неравенства и системы неравенств широко используются как в теоретических исследованиях, так и при решении важных практических задач.
Историческая справка……………………………………………………………3
Определение неравенства ……………………………………………………….4
Метод интервалов ………………………………………………………………..5
Дробно-рациональные неравенства……………………………………………5,6
Иррациональные неравенства ………………………………………………6,7,8
Неравенства содержащие знак абсолютной величины ………..8,9,10
Показательные неравенства ……………………………………...10,11
Логарифмические неравенства ……………………………………...11
Применение неравенств ……………………………………………..12
Список используемой литературы ……………………………………………13
ОТВЕТ. x Є (– 3, 3)
ПРИМЕР. Решите неравенство .
Выражения под знаком модуля обращаются в ноль при х1 = 2, х2 = 2 и х3 = . Для определения знаков подмодульных выражений решим неравенства 5 – х ≥ 0 х ≤ 5;
x – 2 ≥ 0 x ≥ 2; 7 – 2x ≥ 0 x ≤ .
Составим схему
I II III
+ + + –
– + + +
+ + – –
////////////////º º\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
2 3,5 5
Решим неравенство, раскрывая модуль на каждом из полученных интервалов.
I. ; II. ;
III. . Неравенству удовлетворяют значения 3,5< x ≤ 5;
IV. Неравенству удовлетворяют значения х > 5.
ОТВЕТ. х Є (– ∞;2) (3,5; + ∞)
2. Неравенство вида равносильно системе
ПРИМЕР. Решите неравенство
Из уравнения 5х + 6 = 0 находим критическую точку х = . Разобьем числовую ось на промежутки и . На первом из них = – 5х – 6 и неравенство становится равносильным неравенству х² + 5х + 6 = (х + 3)(х + 2) > 0 для х Є
(– ∞, – 3) .
На втором интервале = 5х + 6, х² – 5х – 6 = (х + 1)(х – 6) > 0 для х Є (– ∞, – 1) (6, + ∞). Объединяя эти решения, получим решение данного неравенства в виде
3. Неравенство вида равносильно совокупности неравенств .
ПРИМЕР. Решите неравенство 3 + х² > 7.
Данное неравенство можно
и х² – 3х – 4 > 0. Поскольку х² + 3х – 10 = (х – 5)(х – 2), х² – 3х – 4 = (х + 1)(х – 4), то множество решений неравенств совокупности, а следовательно, и исходного неравенства, есть х Є
4. Неравенство вида решается при помощи разбиения ОДЗ на промежутки, каждый из которых является промежутком знакопостоянства как функции , так и функции g(x), на которых решается неравенство без знака модуля. Объединение найденных решений дает множество всех решений исходного неравенства указанного вида целесообразно решать, перейдя к равносильному неравенству .
Например, неравенство равносильно неравенству (х – 1)² > x² т.е.
ПРИМЕР. Решите неравенство
Точки х = 1 и х = 2 делят числовую ось (ОДЗ неравенства) на три промежутка: х < 1, 1 ≤x ≤2, x > 2. Решим данное неравенство на каждом из этих промежутков.
Если х < 1, то х – 1 < 0 и 2 – х ≥ 0. Неравенство принимает вид 1 – х + 2 – х > 3 + х, то есть х < 0. Таким образом, в этом случае решениями неравенства являются все отрицательные числа. Если 1 ≤ х ≤ 2, то х – 1 ≥ 0 и 2 – х ≥ 0. Имеем
Полученная система неравенств решений не имеет. Следовательно, на отрезке [1, 2] исходное неравенство решений не имеет.
Если х > 2, то х – 1 > 0 и 2 – х < 0. Имеем
.
Объединяя найденные решения на всех частях ОДЗ, получаем решение неравенства в виде .
Показательные неравенства
Решение простейших показательных неравенств основано на свойствах монотонности степени:
Простейшие показательные неравенства решаются методом приведения обеих частей неравенства к одному основанию.
Пример. Решите неравенство
Приводя обе части неравенства к одному основанию, получаем , так как 0 < 0,04 < 1 5х – х² – 8 > – 2 (2, 3).
Равносильные преобразования показательных неравенств
В области допустимых значений функции , h(x) и g(x) справедливо:
1) 2)
3) 4)
Логарифмические неравенства
ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Неравенства, содержащие переменную под знаком логарифма, называются логарифмическими.
Решение простейших логарифмических неравенств основано на свойстве монотонности логарифмической функции. Существует два метода решения логарифмических неравенств 1)метод перехода к решению равносильных совокупностей неравенств; 2)метод разбиения ОДЗ данного неравенства на промежутки, на которых решаются соответствующие равносильные неравенства.
При решении логарифмических
ПРИМЕР. Решите неравенство log (2 + x) < 1
Данное неравенство
совокупности двух систем:
Применение неравенств.
Неравенства и системы неравенств широко используются как в теоретических исследованиях, так и при решении важных практических задач.
Неравенства применяют при исследовании элементарных функций и решении задач на максимум и минимум (преимущественно геометрического и физического смысла). Часто то или иное неравенство служит важным вспомогательным средством, основной леммой, позволяющей доказать или опровергнуть существование каких то объектов (скажем, решений уравнения), оценить их количество, провести квалификацию – это является геометрическим смыслом. Во многих разделах математики, особенно в математическом анализе, неравенства встречаются значительно чаще чем равенства. Скажем решение каких то практически важных уравнений лишь по счастливой случайности удается найти точно – в виде числа или формулы, а для приближенного решения всегда требуется указать оценку погрешности т.е. доказать некоторые неравенства. С помощью неравенства задаются основные числовые множества, формулируются определения предела непрерывной монотонной функции, последовательности целого ряда других важных понятий. Неравенства – это не только вспомогательный инструмент. В каждой области математики – алгебре теории чисел, в геометрии и топологии в теории вероятности и теории функций, математической физике и теории дифференциальных уравнений, теории информации и дискретной математики – можно указать результаты, формулируемые в виде неравенств. Как опытному шахматисту помогает знание основных дебютов, так и математику полезно знать некоторые часто встречающиеся классические тождественные неравенства.
Список используемой литературы
1. Энциклопедический словарь юного математика 1985г.
2. Алгебра и начало анализа: Учебник для 10 – 11 классов средней школы/ Колмогоров А.Н, Абрамов А.М. 1992г.
3. Крамор В.С. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начала анализа 1990г.
4. Уравнения и неравенства/
5. Учебное пособие для учащихся старших классов и абитуриентов вузов Рыбалко А.Ф., Рыбалко Н.М. 2000г.
Информация о работе Неравенства с одной переменной и способы их решения