Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 10:11, реферат
Транспортный рынок — совокупность различных видов транспорта и транспортных предприятий, взаимодействующих и конкурирующих друг с другом в процессе продажи и оказания транспортных услуг пользователям транспорта. Его можно характеризовать также как совокупность транспортных и нетранспортных предприятий и индивидуумов, взаимодействующих друг с другом, чтобы продавать и покупать транспортную продукцию (услугу). Виды транспорта и транспортные предприятия исходя из своих технико-экономических особенностей и возможностей могут по-разному и с различными качеством и стоимостью оказывать эти услуги, образуя тем самым конкурентный транспортный рынок. Основные конкуренты ж.-д. транспорта — автомобильный, а по дальним пассажирским перевозкам — воздушный транспорт.
Транспортный
рынок — совокупность различных
видов транспорта и транспортных
предприятий, взаимодействующих и
конкурирующих друг с другом в
процессе продажи и оказания транспортных
услуг пользователям
Либерализация коммерческой деятельности
промышленных и транспортных предприятий,
повсеместное акционирование авиакомпаний,
предприятий автомобильного транспорта,
пароходств и портов, распад централизованной
системы расчетов за грузовые перевозки
всеми видами транспорта повлекли за собой
возникновение конкурентной среды на
транспортном рынке, на котором среди
множества субъектов одними из основных
являются экспедиторы и грузовладельцы.
Транспортный
рынок с коммерческой и юридической
точек зрения можно разделить на три уровня.
На первом находятся покупатели транспортных
услуг — грузоотправители, грузополучатели
и грузовладельцы, то есть заказчики; на
втором — экспедиторы, являющиеся посредниками
в продаже транспортных услуг, но в то
же время организующие и контролирующие
полностью или частично технологическую
цепь доставки грузов; на третьем — перевозчики
(ж. д., пароходства, авиакомпании, автотранспортные
фирмы и т. д.) и пункты выполнения операций,
связанных с погрузкой, выгрузкой, передачей
на другие виды транспорта, ремонтом подвижного
состава, и другие организации, непосредственно
оказывающие транспортные услуги.
Взаимоотношения по купле-продаже транспортных
услуг, а также по их оказанию могут осуществляться
непосредственно между субъектами первого
и третьего уровней, минуя второй, как
это было до начала рыночных реформ на
транспорте. При наличии соответствующего
договора с ж.-д. администрацией (или другим
перевозчиком) конкретной страны экспедитором
по ее сухопутной территории (или водным
путям) может являться грузовладелец (например,
экспедирование по территории Украины
нефтепродуктов компаниями «Лиа-Ойл СА»,
«Индутек СПА», по территории Литвы —
«Витол СА» и др.).
Экспедиторы могут выполнять часть функций перевозчиков, например, перевозку в транспортных единицах — вагонах, судах, автомобилях или контейнерах, погрузо-разгрузочные работы и хранение грузов в складских помещениях, арендуемых или являющихся их собственностью, и др. (перевозка нефтепродуктов в цистернах и танкерах компаниями «Русский мир», «SFAT», «Лукойл-Транс», «Бруквуд», ООО «Линкойл» и др.). Часто одно юридическое лицо осуществляет функции грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков (например, Новолипецкий металлургический комбинат продает свою продукцию после перевозки в собственных или арендованных вагонах). Грузовладельцу удобнее иметь дело с одним экспедитором на всех этапах (звеньях транспортной составляющей логистической цепи) перемещения товара от пункта отправления до пункта назначения (при перевозке всеми видами транспорта и прохождении через порты). В перспективе такие перевозки для предотвращения проволочек, связанных с переоформлением документов в пунктах передачи грузовых отправок с одного вида транспорта на другой, возможных хищений и т. д., будут осуществляться не только в съемных транспортных единицах (контейнерах, контрейлерах, рэйлтрейлерах, роудрейлерах и др.), но и по единому документу, а управление ими — из одного логистического диспетчерского центра.
Спрос на транспортные услуги — потребность пользователей (клиентов) транспорта в перевозках и других видах услуг. Он выражается в потребных объемах перевозок грузов и пассажиров с указанием корреспондирующих пунктов, расстояний и времени перевозки, а также необходимых условий доставки и дополнительных услуг, связанных с погрузочно-выгрузочными, перевалочными, таможенными и другими операциями. По грузовым перевозкам спрос определяется, как правило, в тоннах и тонно-километрах, а по пассажирским — числом пассажиров и пассажиро-километров. На дополнительные услуги в ряде случаев спрос определяется стоимостью работ и услуг. При планировании перевозок различают общий спрос и платежеспособный спрос на транспортные услуги, который подкреплен покупательной способностью. Платежеспособный спрос выражает такие объемы перевозок, работ и услуг, за которые клиенты готовы уплатить определенную сумму денег.
Эластичность спроса на транспортные услуги — чувствительность изменения спроса от изменения каких-либо факторов, способность его увеличиваться (снижаться) при изменении определяющего фактора, например, при снижении (увеличении) тарифа или цены, уровня дохода, качества и др. Численно эластичность спроса характеризуется коэффициентом ценовой эластичности — процентным соотношением приращения объема спроса и вызывающего его приращения тарифа. Если этот коэффициент по модулю больше 1, спрос называют эластичным, если меньше — неэластичным. При эластичном спросе незначительное снижение тарифа приводит к заметному росту погрузки, грузооборота, пассажирооборота или других показателей, характеризующих сбыт транспортных услуг. Эластичность спроса на транспортные услуги изучают раздельно для пассажирских и грузовых перевозок. Имеет смысл обсуждать значение коэффициента эластичности для отдельного рода груза на выбранном направлении, в пассажирских перевозках — для вагонов отдельных типов и в зависимости от рода поездки на выбранном направлении. Для большинства родов грузов на большинстве ж.-д. направлений этот коэффициент меньше 1. Для пассажирских перевозок он близок к 1; для вагонов некоторых типов (например, плацкартных, межобластных) и ряда поездок (в период школьных и студенческих каникул, отпусков) этот коэффициент превышает 1.
Стимулирование
спроса на транспортные услуги — один
из элементов комплекса
Актуально развитие на ж. д. традиционных неценовых
методов стимулирования спроса на транспортные
услуги, таких как реклама на транспорте
и работа с общественностью. Информация
о любом мероприятии ж. д., направленном
на повышение качества обслуживания клиентов,
должна доводиться своевременно до их
сведения. Для этого ж. д. налаживают сотрудничество
с центральными и региональными СМИ, проводят
собственные рекламные и иные мероприятия
и т. д.
Реклама на транспорте — средство информации о предполагаемых транспортных услугах, составная часть маркетинговой коммуникационной политики ж. д. Наряду с общими условиями производства и распространения любой рекламы она имеет свою специфику, связанную с тем, что транспортные средства сами используются в качестве носителей рекламных материалов. В условиях конкуренции между видами транспорта и транспортными предприятиями необходимость активной рекламной деятельности на транспорте несомненна. Новые виды транспортных услуг, фирменное обслуживание грузовладельцев и пассажиров высокоскоростного движения, транзитные транспортные коридоры, скидки и льготы для отдельных пользователей, доставка груза «от двери до двери», комфортабельные пригородные электропоезда, сервисные услуги на вокзалах и в поездах и т. п. требуют грамотной, доходчивой и оригинальной рекламы. В задачи рекламы входят также стимулирование продаж, работа со средствами массовой информации и связи с общественностью, организация выставок и презентаций новых технологий и техники, соответствующее оформление вокзалов и других помещений и т. п. На ж.-д. транспорте созданы отделы рекламы в структурах Системы фирменного транспортного обслуживания, пассажирском комплексе, организованы пресс-службы в МПС, управлениях дорог и других подразделениях. Учитывая сложность и жесткость конкуренции рекламных компаний, в ряде случаев МПС целесообразно использовать самостоятельные рекламные агентства для изготовления и распространения рекламных материалов о работе транспорта, его продукции на радио, телевидении и в печати. При этом важно соблюдение положений Закона о рекламе, предусматривающего определенные правила подготовки содержания и распространения рекламы, в том числе и ограничивающие использование транспортных средств и придорожной полосы отвода земли для размещения рекламы, если она может привести к нарушению безопасности движения.
Практическа работа
по дисциплине Маркетинг
студента группы 3Д
1040-п/Д-1317
Сорокина. А.А.
по теме:
«Неценовые методы стимулирования спроса
на транспортные услуги».
Преподаватель
Зотова Е.А.
ЯФМИИТ
2013г
Информация о работе Неценовые методы стимулирования спроса на транспортные услуги