Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 20:22, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы ставится анализ последствий монопольной деятельности, сравнение антимонопольных законодательств развитых государств, выявление и определение особенностей антимонопольной политики Республики Беларусь.
В данной работе мною были определены следующие задачи
- обобщение теоретических знаний об особенностях монополии, ее видах, функциях и формах
- определение особенности современных монополий
- проведение анализа государственного контроля за монополистической деятельностью в некоторых развитых странах
- выявление особенностей антимонопольной политики и ее усовершенствования в Республики Беларусь
Введение
1. Монополия как вид рыночной структуры
1.1 Сущность и основные виды рыночных структур
1.2 Виды монополий
1.3 Факторы, влияющие на эффективность производства в условиях монополии
2. Антимонопольное регулирование: общая характеристика
2.1 Антимонопольное регулирование в зарубежных странах 1
2.2 Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой
2.3 Особенности антимонопольного регулирования в экономике РБ
3. Совершенствование антимонопольного регулирования в экономике РБ
Заключение
Список использованных источников
В этих случаях при применении абзаца шестого пункта 2 статьи 12 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» необходимо получение согласия антимонопольного органа при приобретении прав пользования и (или) распоряжения 20 процентами и более акции (долей) в уставном фонде юридического лица на основании договора купли-продажи (договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности, договора поручения), только если:
балансовая стоимость активов юридического лица, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса) на последнюю отчетную дату, превышает 100 тыс. базовых величин;
или объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) по итогам финансового, предшествующего году приобретения, превышает 200 тыс. базовых величин.
При этом указанные нормы касаются только случаев приобретения прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, изложенных в абзаце 6 п. 2 статьи 12 Закона, а порядок получения согласия антимонопольного органа на сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов не изменяется в связи с принятием Указа и будет по-прежнему осуществляется в случаях, определенных в абзацах 2 – 5 пункта 2 статьи 12 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
Введение пороговых значений исходит из многолетней практики антимонопольного органа Республики Беларусь и согласуется с мировым опытом (Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Межгосударственного совета по антимонопольной политики СНГ (МСАП), Международной конкурентной сети, ФАС РФ, Антимонопольного комитета Украины) в области конкурентной политики, при котором в антимонопольном законодательстве в качестве критериев пороговых значений для получения согласия антимонопольного органа при экономической концентрации применяются стоимость активов или годовой оборот компаний.
В Указе на законодательном уровне закрепляется право антимонопольного органа заключать соглашения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, в которых определяются:
обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц;
пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги).
В соответствие с нормами Указа организации – монополисты принимают на себя обязательства по недопущению нарушения антимонопольного законодательства и соблюдению пределов изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в условиях освобождения от обязанности формирования (применения) регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), предусмотренной для юридических лиц, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
Такая мера, с учетом проводимой политики по либерализации условий ведения бизнеса, позволит применять в отношении предприятий – монополистов более прогрессивный метод регулирования, позволяющий им развиваться, не осуществляя при этом противозаконную монополистическую деятельность.
Согласно нормам Указа государственные органы (их должностные лица) должны представлять по запросу антимонопольного органа в установленные им сроки документы и сведения, необходимые для осуществления антимонопольным органом функций в соответствии с законодательством (определение состояния товарных рынков, степени их монополизации и концентрации, рассмотрение вопросов недобросовестной конкуренции и интеллектуальной собственности (товарных знаков), др.).
В соответствии со статьей 4 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», статьей 10 Закона Республики Беларусь «О естественных монополиях» антимонопольный орган осуществляет формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (Реестр) и Государственного реестра естественных монополий.
Установление факта доминирующего положения хозяйствующих субъектов является одной из основных и систематически осуществляемых функций антимонопольного органа при принятии решения о включении (исключении) в Реестр; изучении уровня монополизации товарных рынков; рассмотрении вопросов реорганизации хозяйствующих субъектов, а также создания их объединений; выдаче заключений по сделкам с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов, долями уставных фондов хозяйствующих субъектов в соответствии с антимонопольным законодательством.
В целях получения соответствующей достоверной
информации, в том числе основанной на
данных государственной статистики, обосновывающей
принятие антимонопольным органом мотивированных
решений по всем направлениям государственной
антимонопольной политики, с учетом возможных
последующих судебных разбирательств,
требующих наличие соответствующей доказательной
базы, представление государственными
органами (их должностными лицами) необходимых
для антимонопольного органа документов
и сведений закреплено на уровне Указа
Президента Республики Беларусь.
В заключение хотелось бы отметить большую важность вопроса о монополиях, особенно для Беларуси в сегодняшний переходный период. Перед белорусским государством только сейчас встает задача, которую многие развитые страны до сих пор не могут решить эффективно. С одной стороны, нам проще, потому что можно заимствовать огромный опыт, связанный с регулированием деятельности монополий, который накопился за многие десятилетия в этих странах. С другой стороны, нельзя не учитывать специфику формирования и развития монополий. Поэтому, как мне кажется, нашему государству необходимо незамедлительно разработать и принять ряд важных законов, чтобы не допустить нежелательной концентрации монопольной власти в руках небольшого числа фирм. Ведь уже сегодня рынки многих товаров фактически монополизированы, либо на них действуют две-три компании, которым никто не мешает сговариваться, распределять сферы влияния, диктовать цены.
Конкуренцию
белорусским компаниям
Список использованных источников