Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 17:11, контрольная работа
В данной работе пойдет речь о такой важной области, как маркетинговые исследования в Интернет с точки зрения основных подходов и принципов их проведения
Пример. Интернет-агентство Promo.ru провело первую в истории российского Интернета online фокус-группу, главной целью которой была разработка концепции позиционирования сайта VOLVO.RU В российском сегменте сети Интернет. Фокус-группа проводилась с 13 по 21 ноября 2000 г., заказчиком выступила компания «Независимость» (www.volvo.ru), крупнейший дилер автомобилей марки Volvo в России. Для проведения группы использовался метод Focus-Forum. Задачами проводимого исследования были: оценка восприятия имиджа марки Volvo представителями целевой аудитории; изучение каналов получения информации автомобильной тематики; тестирование пользовательского интерфейса и структуры сайта: привлекательность дизайна, соответствие сайта ожиданиям аудитории, удобство пользования навигацией и популярность разделов сайта, информационная и функциональная достаточность; изучение восприятия марки Volvo, а также выявление отношения к автомобилям данной марки; разработка рекомендаций по модернизации сайта; разработка рекомендаций по общему позиционированию компании в Интернете.
Фокус-группы средствами видео- или аудиоконференции - это проведение дискуссии между респондентами и модератором в режиме «Real Audio» или «Real Video», который позволяет участникам конференции видеть и слышать друг друга и модератора.
Модератор
может посылать и письменные сообщения
– вопросы или, например, адрес
тестируемого сайта или графические
изображения упаковки. Организация
подобных конференций наиболее трудна.
Здесь требуется наличие
Проведение
фокус-групп в Интернете
• удобство для участников и клиентов
(наблюдение и участие в группе в удобное
время в привычном месте – работа, дом),
возможность участия в фокус-группе респондентов,
находящихся в разных городах, регионах,
странах;
• объективность ответов из-за снижения
взаимного личностного влияния между:
участниками группы, участниками и ведущим
группы (модератором);
• повышение скорости обработки результатов
группы, так как транскрипт (стенограмма)
дискуссии готовится автоматически;
• возможность изменения программы исследования
в зависимости от ответов участников в
течение нескольких дней (времени проведения
группы);
• удобство при тестировании ресурсов
и рекламы в сети Интернет;
• возможность достичь определенных целевых
групп, например, привлечения специфических
респондентов (экспертные группы).
В результате проведения исследований методом фокус-групп формируются конспекты группы, краткий и полный отчеты.
Конспекты группы – это записи всех вопросов модератора и ответов респондентов, расположенных в хронологическом порядке (дополнительно возможное расположение ответов: по респондентам, по темам).
Краткий отчет – анализ конспектов группы и ответов на основные вопросы исследования.
Полный отчет – это детальный анализ всех высказанных респондентами мнений, ответов на все поставленные в исследовании вопросы и приведение выработанных рекомендаций в соответствие с целями исследования.
Недостатки
фокус-форума и фокус-чата:
• участники склонны писать свои ответы
кратко. Письменный ответ требует обдумывания,
структурирования своих мыслей.
• в ходе традиционной фокус-группы (в
режиме оффлайн) участники взаимодействуют
между собой и с модератором, в результате
чего формируется некое общее мнение,
обладающее всеми преимуществами системного
высказывания – по своей насыщенности
общее мнение более наполнено и более
емко, чем простое сложение мнений отдельных
участников. При проведении сессии фокус-чат
групповая динамика практически отсутствует.
• при проведении фокус-чата или фокус-форума
невербальные реакции участников скрыты
от модератора. Поэтому проведение фокус-групп
в режиме on-line предоставляет в распоряжение
модератора гораздо меньше психологических
техник вследствие отсутствия непосредственного
контакта модератора с участниками.
• online фокус-группы можно применять, но
только для очень специфических целей,
например, когда надо столкнуть и сопоставить
мнения людей из разных географических
регионов.
Недостатки аудио- и видеоконференций: невысокое качество передачи данных;
Общие
недостатки всех видов online фокус-групп:
• невозможность полного контроля за
ходом и длительностью дискуссии (в любой
момент респондент может встать из-за
компьютера и пойти на кухню пить чай);
• проверка респондентов на удовлетворение
заявленным требованиям не может гарантировать
того, что в дискуссии участвуют те респонденты,
которые нужны, а не те, которые имеют желание
поучаствовать. У исследователя нет гарантий,
что респондент не является группой экспертов
из конкурирующей компании;
• отсутствие возможности наблюдать невербальные
реакции (при использовании Web-камеры проблема
технического оснащения);
• респондент должен иметь доступ в Интернет
с хорошей связью и уметь быстро печатать;
• для ведения фокус-группы модератору
нужны навыки умения вести online-дискуссию,
в частности, «чатиться» (что непросто:
вид мелькающих строчек часто сбивает
с мысли; помимо этого необходимо уметь
«выхватывать» сообщения, требующие немедленного
ответа, из общего потока);
• требуются специальные программные
продукты и техническое оснащение;
• не все темы уместны для обсуждения,
некоторые могут быть неуместными или
даже скучными (впрочем, как и в традиционной
фокус-группе).
Глубинные интервью в Интернет.
Глубинные индивидуальные интервью в сети Интернет по форме реализации являются средним между фокус-чатом или опросом по e-mail. Иногда для целей глубинного интервью используются Интернет-пейджинговые программы, такие, как ICQ.
В случае интервью по e-mail вопросы посылаются модератором в электронный почтовый ящик респондента, интервью с помощью Интернет-пейджинговых программ больше напоминает чат, за исключением того, что в стандартном диалоговом окне отсутствует возможность общения с несколькими респондентами, что подходит под цели глубинного индивидуального интервью. Глубинные индивидуальные интервью (наряду с фокус-группами) online проводит компания MASMlResearch Ltd. Это лидирующая исследовательская корпорация, специализирующаяся на изучении потребительского рынка и проведении социально-политических опросов в странах Восточной Европы и СНГ.
В целом данный метод исследования посредством Интернет встречается значительно реже, чем предыдущие два. Общие недостатки его такие же, как у фокус-чатов и опросов, самые очевидные из которых: сложность контроля над респондентами, ограничение перечня обсуждаемых тем, следовательно, решаемых задач исследования, в силу специфики самого Интернета, проблемы связи. Главным достоинством метода является возможность контакта с физически удаленным респондентом.
Интернет-панель.
Интернет-панель
– это база данных респондентов, согласившихся
участвовать в маркетинговых исследованиях
в течение какого-то времени.
Интернет-панель сегодня – обычная практика,
принятая во всем мире, когда создается
база данных потенциальных респондентов,
что позволяет избежать необходимости
рассылки спама. Кроме того, данные, сообщаемые
о себе респондентом, позволяют делать
выборки, необходимые для каждого конкретного
исследования.
Экспертные опросы.
Экспертный опрос в сети Интернет чаще всего проводится с использованием конференций (неорганизованный опрос) в режиме online или e-mail по базе данных (организованный опрос). В первом случае используются конференции тематических сайтов, которые посещают необходимые вам эксперты (например, для целей данной работы был проведен экспертный опрос на конференции компании ГФК «Русь», пользуясь информацией, опубликованной в журналах с высоким уровнем доверия к ним («Маркетинг в России и за рубежом»), что 90% посетителей данной конференции – сотрудники компании и прочие специалисты в области маркетинга. Недостатком данного метода является то, что, несмотря на данные исследований демографии посетителей этой конференции, нет гарантии, что в экспертном опросе примут участие специалисты, мнение которых можно действительно считать экспертным.
Во втором случае рассылаются письма по e-mail экспертам, адреса которых взяты из базы данных. Здесь проблема заключается в том, что необходима предварительная договоренность и согласие эксперта на участие в опросе, так как в противном случае ваше письмо может быть удалено, как «спам» и процент возврата заполненных анкет «response rate» будет очень низким. Достоинством данного метода является то, что снижается риск ответа «постороннего человека», так как посылается именное обращение.
Маркетинговые
исследования в Интернет – эффективный
инструмент управления бизнесом и взаимодействия
с потенциальными/реальными
Рост числа активных Интернет-пользователей и общего числа пользователей дает основания полагать, что Интернет-аудитория будет приближаться по размерам к генеральной совокупности и повлечет уменьшение вероятности получить смещенную выборку. Это, в свою очередь, будет способствовать еще большему использованию Интернет, как уникальной среды для проведения качественных и количественных маркетинговых исследований.