Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 22:11, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть основные понятия рынка труда, проанализировать его состояние на примере Республики Беларусь
Методы исследования: анализ и синтез, обобщение, сравнительный анализ, корреляция.
Исследования и разработки: изучены основные понятия заданной темы, а также различных теоретические подходы к исследованию рынка труда, исследовано состояния рынка труда в Республике Беларусь, выявлены основные тенденции развития.
Введение 2
1. Теоретические основы рынка труда: спрос, предложение и равновесие. 2
2. Модели рынка труда. 2
2.1 Неоклассический подход 2
2.2 Кейнсианский подход 2
2.3 Монетаристская модель 2
2.4 Институционалистская модель 2
3. Заработная плата, сущность, формы и системы. 2
4. Особенности функционирования рынка труда в Республике Беларусь. 2
4.1 Занятость населения 2
4.2 Безработица 2
4.3 Денежные доходы 2
Заключение 2
Литература 2
Минимальная заработная плата – вид государственной гарантии, который представляет собой требование общества к собственникам организации относительно нижнего уровня оплаты труда неквалифицированного работника, отработавшего полностью законодательно установленный фонд рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности.
Итак, заработная
плата- это цена фактора “труд’.
Различают две основные формы
заработной платы – сдельную и
повременную, на основе которых формируются
определенные системы заработной платы.
Системы заработной платы разнообразны:
простая повременная, сдельная, прямая,
сдельно-премиальная, сдельно- прогрессивная,
аккордная.
В данном разделе мы проанализируем последние данные Национального статистического комитета по основным показателям состояния рынка труда за 2011 год
В I полугодии 2011 г. в экономике республики было занято 4 663 тыс.человек, что на 0,1% больше, чем в I полугодии 2010 г. В общей численности населения, занятого в экономике, 3 467,7 тыс. человек, или 74,4% составляли работники организаций (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности). Кроме того, на условиях совместительства и по гражданско-правовым договорам для работы в этих организациях привлекалось 147,8 тыс. человек. Данные о численности занятого населения Республики Беларусь приведены в таблице 1.1:
Таблица 1.1 Численность занятого населения
Уменьшение численности занятого населения в I полугодии 2011 г. по сравнению с январем-маем текущего года вызвано прежде всего уменьшением численности работников в крупных и средних организациях. Организациями (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) в I полугодии 2011 г. было принято на работу 382,9 тыс. человек, в том числе на дополнительно введенные рабочие места – 28,7 тыс., уволено по различным причинам 410,2 тыс. человек. Соотношение принятых и уволенных работников по республике составило 93,4% (в январе-мае текущего года – 95,4%). Из общей численности уволенных 7,8% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 1% – в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций.
В I полугодии текущего года 62,1 тыс. работников организаций (1,8% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в I полугодии 2010 г. – 3,9%). В июне 2011 г. по сравнению с маем численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), уменьшилась на 21,8% и составила 6,7 тыс. человек, численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась в 3 раза и составила 4,9 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платы по инициативе нанимателя в июне 2011 г. были предоставлены 3 тыс. человек, или 60,3% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска. Динамика численности работавших в режиме вынужденной неполной занятости (кроме субъектов малого предпринимательства негосударственной формы собственности) характеризуется следующими данными:
Таблица 1.2 Численность работающих неполное рабочее время
Общее количество неотработанного времени в I полугодии 2011 г. составило 456,4 тыс. человеко-дней (в I полугодии 2010 г. – 1 200,3 тыс. человеко- дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 3,7 тыс. человек (в I полугодии 2010 г. – 9,6 тыс. человек). Из общего числа неотработанных по этой причине человеко-дней на предприятия обрабатывающей промышленности приходилось 71,7%, на строительные организации – 12,3%. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составила в обрабатывающей промышленности 2,6 тыс. человек, в строительстве – 0,4 тыс. человек.
Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец июля 2011 г. составила 30,5 тыс. человек, что на 19,4% меньше, чем в июле 2010 г. и на 0,4% меньше, чем в июне 2011 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец июля 2011 г. соста-вил 0,7% от экономически активного населения (на конец июля 2010 г. – 0,8%). Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, и уровне зарегистрированной безработицы приведены в таблице:
Таблица 1.3 Уровень безработицы
В январе-июле 2011 г. на учет было поставлено 180,8 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 109,1 тыс. человек, или 60,3% от числа обратившихся. Трудоустроено в январе-июле текущего года 122,3 тыс. человек, в том числе 76,1 тыс. безработных, или 62,2% от числа всех трудоустроенных. Данные о численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, по областям и г. Минску приведены в таблице:
Таблица 1.5 Численность безработных на июль 2011
На оплачиваемые общественные работы в январе-июле 2011 г. было привлечено 47,6 тыс. человек, из них 28,4 тыс. безработных, или 59,8% от числа привлеченных. На конец июля 2011 г. в общей численности зарегистрированных безработных женщины составляли 52,8%. На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на конец июля 2011 г. условно приходилось 0,5 безработных (на конец июля 2010 г. – 0,7 безработных). Из общего числа вакансий 80,5% предназначены для трудоустройства рабочих. Средний размер пособия на одного безработного в июле 2011 г. составил 75,4 тыс. рублей, или 17,1% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.
В I полугодии 2011 г. общий объем денежных доходов населения составил 65,1 трлн. рублей и по сравнению с I полугодием 2010 г. увеличился на 37,1%. Реальные денежные доходы (денежные доходы, рассчитанные с учетом изменения индекса потребительских цен на товары и услуги) увеличились на 12,3%. Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в I полугодии 2011 г. по сравнению с I полугодием 2010 г. увеличились на 9,9% при прогнозе роста на 2011 год на 8-9,5%. Данные, характеризующие основные показатели доходов населения, приведены в таблице:
Таблица 1.5 Основные показатели доходов населения
На следующей диаграмме будет наглядно представлена средняя заработная плата в июне 2011г. по отдельным видам экономической деятельности:
Проанализировав основные показатели за первое полугодие 2011 года, мы можем отметить положительную динамику практически по всем основным показателям, характеризующим состояние рынка труда в Республике Беларусь. Однако, несмотря на проводимую в Республике Беларусь активную политику в области занятости и трудоустройства граждан, регулирования оплаты труда, белорусский рынок труда имеет ряд проблем, решение которых – задача государства. Опыт высокоразвитых стран показывает, что эффективное функционирование рынка труда предполагает наличие устойчивых рыночных институтов и множества зрелых элементов рыночной инфраструктуры. Это возможно путем формирования законодательной и нормативной баз рыночных преобразований, закрепляющих нормы взаимодействия государства, бизнес-сообщества, гражданского общества, создания новой культуры деловых отношений, реализации контрактного права, укрепления доверия между хозяйственными субъектами, реформирования трудовых отношений, введения новой системы социальной защиты населения и осуществления других новаций на рынке труда и в экономике в целом.
Формирование белорусского рынка
труда начинается с 1991 г. За этот период
созданы нормативно-правовая база его
регулирования, государственная служба
занятости, организован мониторинг рынка
труда, разрабатываются и реализуются
ежегодные государственная и региональная
программы занятости населения, оказывается
широкий спектр услуг гражданам, обратившимся
по вопросам трудоустройства или за консультацией
в органы государственной службы занятости.
Основными ориентирами белорусского рынка
труда являются поддержание высокого
уровня занятости населения, снижение
безработицы и рост заработной платы.
Рынок труда - важнейшее звено национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Труд - важнейший фактор производства и основной источник доходов экономически активной части населения. Углубление экономического кризиса, сокращение объемов капиталовложений отрицательно отразилось на занятости населения и значительно увеличило число безработных и работающих в режиме вынужденной неполной занятости в Республике Беларусь. Скрытая безработица и неполная занятость превратились в одну из основополагающих проблем в современном обществе. В настоящее время одной из главных задач государственного регулирования является преобразование скрытой безработицы в полную эффективную занятость.
Немаловажной задачей остается решение проблем подготовки и переподготовки кадров. Согласование потребности производства в работниках с возможностью профессиональной подготовки в рамках системы профессионального образования;налаживание отношений предприятий с высшими учебными (средними специальными) заведениями по вопросу востребованных рынком специалистов; привлечение работодателей к участию в финансировании подготовки нужных им высококвалифицированных специалистов – все эти меры во многом будут способствовать наиболее полному удовлетворению требований работодателей в части объема получаемых знаний, умений, навыков молодых специалистов и позволят стабилизировать ситуацию на рынке труда.
Приоритетной задачей политики в Республике Беларусь на современном этапе является также обеспечение достойного уровня заработной платы. Реформирование системы оплаты труда должно быть направлено на разработку гибких систем оплаты труда, в максимальной степени учитывающих результативность вклада каждого работника, финансовые возможности предприятий и особенности отраслей экономики.
Особую
актуальность приобретают в настоящее
время вопросы
Подводя итог, следует сказать, что государство должно уделять особое внимание проблемам рынка труда. Ориентация государственной политики в области регулирования занятости и заработной платы, отслеживание процессов в сфере труда, прогноз их развития должны быть направлены, прежде всего, на предупреждение возникновения кризисных ситуаций, смягчение напряженности на рынке труда.
1 Экономическая теория: учебник для вузов / Под редакцией Носова С.С. – М.: Определение заработной платы, 2000. – С.137.
2Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / Под редакцией А.П. Егоршина. – М.: Сущность и функции заработной платы, 2006. – С.182.
3Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / Под редакцией А.П. Егоршина. – М.: Сущность и функции заработной платы, 2006. – С.183.
4 Мотивация трудовой деятельности: учебное пособие / Под редакцией А.П. Егоршина. – М.: Сущность и функции заработной платы, 2006. – С.183.
Информация о работе Маркетинговые исследования молочной отрасли