Маркетинговое иследование, анализ рынка, исследование потребителей, маркетинговая информация,эффективность маркетинговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 17:33, реферат

Краткое описание

исследовательская работа ЦО "Билайн"

Файлы: 1 файл

МАРКЕТИНГОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ.docx

— 85.60 Кб (Скачать)

Исходя из представленных данных, мы можем видеть огромный рост практически по всем показателям  деятельности предприятия за последние 3-и года. Поэтому представлять темпы роста данных показателей – некорректно.  
Так, выручка от реализации продукции возросла на 6668131 тыс. руб. Также значительно выросла и себестоимость продукции – на 6508676 тыс. руб. Как следствие, возросли показатели валовой прибыли и прибыли от продаж – на 159455 тыс. руб. и на 167316 тыс. руб. соответственно. Фондоотдача предприятия возросла на 606 руб. Показатели фондовооруженности и фондорентабельности также выросли – на 249,5 тыс. руб. и на 12,5% соответственно.  
Но также мы видим и негативные моменты. Так, мы видим незначительное снижение показателя фондоемкости – на 0,01 руб. Это обстоятельство обусловлено тем, что выручка предприятия выросла гораздо выше по отношению к росту среднегодовой стоимости основных производственных фондов. Также снизились и показатели рентабельности продаж и, как следствие, реализованной продукции – на 4,4% и 4,1%. Но в целом все показатели деятельности предприятия остаются положительными и довольно высокими.  
Таблица 2 – Результаты деятельности по привлечению клиентов и расширению доли рынка ОАО «ВымпелКом» за 2007-2008 гг.

Страна 

Число абонентов 

Доля рынка, %

2007 г 

2008 г 

Прирост

2007 г 

2008г 

Прирост

Россия 

30 748 400

48 052 800

17304400

34,6

33,9

-0,7

Казахстан

1 130 700

2 512 700

1382000

35,2

40,6

5,4

Украина

0

278 000

278000

0

0,8

0,8

Узбекистан 

0

421 400

421400

0

31,5

31,5

Таджикистан

0

26 700

26700

0

9,5

9,5


С уверенностью можно сказать, что компания «ВымпелКом» за 2008 г. добилась значительных успехов по привлечению новых клиентов не только на территории России, но и в странах СНГ, Украине и Казахстане. Число абонентов в России за 2008 г. увеличилось на 17304400 человек, в Казахстане на 1382000 человек. За год существования в Украине ОАО «ВымпелКом» приобрел 278000 человек, в Узбекистане 421400 человек, в Таджикистане – 26700 человек.  
Доля рынка преобладает в таких странах, как: Россия (33,9%), Казахстан (40,6%), Узбекистан (31,5%). Незначительная доля рынка в Украине (0,8%) и в Таджикистане (9,5%). Это объясняется тем, что ОАО «ВымпелКом» только в этом году проник на сотовый рынок этих стран.  
Бизнес на Украине развивается в соответствии с планами компании. Организация находится в процессе интеграции УРС в ОАО «ВымпелКом». Бренд Beeline был запущен в апреле 2008 г. Новый бренд и сопровождавшая его маркетинговая компания позволили резко увеличить чистый прирост. Доля в приросте УРС в апреле выросла до 20% в соответствии с независимыми исследованиями. УРС также прилагает значительные усилия по улучшению своей сети. В марте компания получила дополнительный диапазон 1800 МГц в большинстве регионов Украины.  
ОАО «ВымпелКом» приобрел компанию Tacom в Таджикистане в декабре 2007 г. На момент покупки компания владела несколькими лицензиями, включая GSM 900/1800, но ее сеть в этом стандарте находилась в начальной стадии развития. Бренд Beeline был запущен осенью 2008 г.  
Два приобретения в Узбекистане были завершены в январе-феврале 2008 г. и обе купленные компании, Unitel и Buztel, находились в процессе интеграции в Группу компаний «ВымпелКом». Запущен бренд осенью 2008 г.  
Таким образом, с момента основания и по настоящее время ОАО «ВымпелКом» сохраняет устойчивую положительную динамику финансово-хозяйственной деятельности. ОАО «Вымпелком» работает и осуществляет свою деятельность согласно существующим нормам и законодательству, в целях получения прибыли.  
 
3. Исследование потребителя в центре обслуживания клиентов сотовой связи «БИЛАЙН»  
3.1 Обзор услуг ЦО «Билайн»  
ОАО «ВымпелКом» на сегодняшний день предоставляет своим клиентам порядка 20 тарифных планов, детальное рассмотрение которых приведено в таблице 3.  
Таблица 3 – Наименование и описание тарифных планов ЦО «Билайн», предоставляемых на 31.05.2009 г.

Наименование тарифного  плана 

Описание тарифного плана 

1

2

Хороший повод. Область 

45 копеек - звонки внутри тарифа из тарифной зоны «Область».  
45 копеек - SMS внутри тарифа.  
Без абонентской платы.

Монстр общения 

SMS — 45 копеек.  
5 способов связи по низким ценам.  
Единая цена на все местные мобильные.

Супер. Безлимит

Все входящие и местные  исходящие вызовы — бесплатно.

Первый детский 

Возможность звонить и  отправлять SMS при нулевом балансе. Бонус 25 коп/мин. за местные входящие звонки. Специальные цены на SMS, MMS и GPRS-WAP.

Семья

Входящие звонки — бесплатно.  
Фиксированные цены в рублях с НДС.  
Низкая стоимость местных звонков внутри сети.  
Без абонентской платы

Друзья 

Тарифный план для общительных и активных с единой выгодной ценой звонка на все мобильные. Цена исходящего звонка на «любимый» номер «Билайн» – 95 копеек.  
Все входящие – бесплатно. Без абонентской платы.

Проще говоря

Единая выгодная цена исходящих  звонков.Фиксированные цены в рублях с НДС.

1

2

Мини-такса 

Все входящие звонки — бесплатно.  
Абонентская плата — 3 руб. в сутки 
Стоимость исходящих звонков на «Билайн» —45копеек. Стоимость исходящих звонков на мобильные и городские — 1,75 руб.

Друзья. Зажигай 

Тарифный план для общительных и активных с выгодной ценой звонка на все мобильные.

Друзья вместе

Тарифное предложение для общительных и активных людей. 95 копеек - звонки на все мобильные Оренбургской области со второй минуты разговоров в день. Все входящие – бесплатно. Без абонентской платы.

Друзья. Область 

95 копеек – звонки на  мобильные из тарифной зоны  «Область». Все входящие –  бесплатно. Без абонентской платы. 

Хочу сказать 

Входящие звонки — бесплатно. Фиксированные цены в рублях с  НДС.  
После 5 минут платных разговоров стоимость всех местных исходящих звонков до конца дня - в 10 раз ниже.

Клик 

Входящие звонки — бесплатно. Единая цена местных исходящих звонков.  
Фиксированные цены в рублях с НДС  
Низкая стоимость услуг GPRS-WAP и GPRS-Интернет

Твой новый 

Все входящие вызовы — бесплатно 
Звонки на «любимые» номера со скидкой. 
Льготная стоимость звонков на мобильные «Билайн».

Свободный стиль 

Все входящие и местные  исходящие вызовы — бесплатно. Цена исходящих на мобильные – 45 копеек внутри сети «Билайн».

Сообщение

Для людей с ограниченными  возможностями по слуху 
Выгодные цены на SMS и MMS 
Доступный интернет без абонентской платы

Твой клуб (постоплатный)

Скидка на все местные  исходящие звонки внутри тарифа.  
 Постоплатная система расчетов.25 дней на оплату счета.

1

2

Мобильный офис+

2 в 1 PC карта SonyEricsson GC89 и специальный тариф.  
Доступный интернет без абонентской платы.  
Выгодные цены на Мобильный интернет

Проще говоря (постоплатный)

Единая выгодная цена исходящих  звонков.  
Постоплатная система расчетов. 25 дней на оплату счета.

Хочу сказать (постоплатный)

Цена на 90% ниже после 5 минут  общения в день.  
Постоплатная система расчетов.25 дней на оплату счета.


 

ОАО «ВымпелКом» предоставляет различные тарифные планы на все случаи жизни и для различных групп абонентов.  
Также ОАО «ВымпелКом» предоставляет широкий спектр услуг, удобных для клиентов компании. Наличие некоторых услуг оказывает решающее воздействие в борьбе за конкурентные преимущества. Таблица 4 наглядно демонстрирует наличие предоставляемых услуг сети «Билайн».  
Таблица 4 – Наименование и описание предоставляемых услуг ЦО «Билайн» на 31.05.2009 г.

Наименование услуги

Описание услуги

1

2

Ключ к вашим услугам - меню *111#

Не обязательно заучивать  все команды – важно запомнить  одну: *111# вызов.

Говорящее письмо

«Говорящее письмо» - голосовое  звучание отправляемого сообщения.

Мобильный перевод 

«Мобильный перевод» позволит перевести деньги с вашего счета  на счет другого абонента «Билайн» в любое время.

Мобильный платеж

С услугой «Мобильный платеж»  возможность в любом месте  и в любое время оплатить свой счет или счет близкого человека с помощью мобильного телефона.

Карты Google

Карты Google — надежный навигатор в мобильном телефоне.

Интернет 

Возможность подключения  телефона к домашнему компьютеру или ноутбуку.

Любимый номер 

Возможность больше общаться с выбранным абонентом, сделав «любимым»его номер.

1

2

Свои 

Обмен мгновенными сообщениями  с другими абонентами «Билайн».

Хамелеон 

«Хамелеон» — это новости  и развлечения. В течение дня  на дисплее телефона появляются и  задерживаются на 1-3 минуты информационные сообщения на различные темы.

Определитель номера

Определение номера позвонившего абонента.

Разговор втроем и более 

Возможность соединения с  несколькими абонентами одновременно.

Роуминг

Возможность соединения с  абонентом, находящимся вне зоны покрытия «Билайн».

Переадресация

Услуга дает возможность  переадресовать входящие звонки на другой телефон, мобильный или городской.

Передача данных и факсов

Возможность принимать и  отправлять факсы и данные на любой  телефонный номер с помощью мобильного.

Доверительный платеж

С помощью услуги «Доверительный платеж» есть возможность запросить  дополнительные средства на свой баланс, если он близок к нулю, а возможности  оплатить в данный момент нет.

WAP

При помощи WAP, есть возможность  просматривать WAP сайты прямо на дисплее мобильного телефона.

Автоответчик 

Не пропускается ни один звонок, даже если телефон будет  выключен или окажется вне зоны обслуживания.

MMS

Отправка мелодий, картинок с помощью MMS-сообщений.

Антиопределитель номера

Сохраняет номер неизвестным, даже если у собеседника установлен «Определитель номера».

SMS

Отправка текстовых сообщений 

Будь в курсе!

В случае разрядки телефона во время поступившего звонка на телефон  поступит SMS с номером звонившего.

Возможности при нулевом  балансе 

«Живой ноль», «Позвони мне», «Пополни мой счет» помогут оставаться на связи всегда, даже при нулевом балансе.

EDGE

EDGE — это высокоскоростной доступ в интернет с мобильного телефона (в 3 – 3,5 раза быстрее, чем через GPRS)

1

2

Мобильный кошелек 

«Мобильный кошелек» —  это возможность оплачивать покупки  прямо с мобильного телефона.

Запрещение вызовов 

С помощью услуги «Запрещение  вызовов» есть возможность избежать нежелательных звонков с мобильного телефона.


 

 

Тарифные планы и предоставляемые  услуги, создаются с учетом интересов  следующих групп абонентов:  
1)                абоненты, посылающие звонки внутри тарифа в сети «Билайн»;  
2)                абоненты, предпочитающие общение путем отправки SMS-сообщений;  
3)                абоненты дошкольного и школьного возраста;  
4)                активные и общительные абоненты;  
5)                абоненты, предпочитающие общаться в вечернее и ночное время суток;  
6)                абоненты, активно использующие GPRS-WAP и GPRS-Интернет;  
7)                абоненты, регистрирующие «любимые» номера внутри сети «Билайн»;  
8)                абоненты с ограниченными возможностями по слуху;  
9)                абоненты, широко использующие бизнес - услуги;  
10)           абоненты, предпочитающие постоплатную систему расчетов;  
11)           абоненты, желающие оплачивать покупки прямо с мобильного телефона.  
Сотовый оператор ОАО «ВымпелКом» решил, что рациональные аргументы для борьбы за абонентов практически исчерпаны и решил воздействовать на чувства. «Мы хотим, чтобы нас любили», - заявил генеральный директор компании Александр Изосимов. С этой целью компания пошла на обновление бренда.  
Сама суть обновления не столько в изменении визуального образа торговой марки, но в предложении новой философии образа компании.  
Новый логотип компании состоит из двух частей: уникального графического написания слова «Билайн» и круглого черно-желтого знака. Основными цветами нового логотипа являются желтый, черный и белый. Сочетание черно-желтых полосок является отличительной чертой бренда «Билайн». В качестве дополнительных цветов используются также серый и красный. Что касается шрифтов, то основным шрифтом бренда «Билайн» стал Officina Serif, а шрифтом в Интернете является Verdana.  
Разработка нового стиля велась с привлечением двух брендинговых агентств: Wolff Olins, клиентами которого являются такие компании как Orange, Indesit, Sky, Альфа-банк, «Экспресс», Unilever, и стратегического партнера ОАО «ВымпелКом» агентства BBDO.  
Изменение стиля произошло повсеместно: от офисов продаж и веб-сайта до карт экспресс-оплаты, бланков договоров и SIM-карт. В офисах обслуживания абонентам также бесплатно выдается разнообразная обновленная сувенирная продукция. На внедрение нового дизайна в оформлении наружных конструкций затрачено около 2 млн. долларов.  
Основная цель ребрендинга – обеспечить рост компании за счет увеличения лояльности абонентов и объема потребляемых ими услуг. Обновление бренда позволяет компании выделяться на рынке услуг сотовой связи и успешно пробиваться в потоках информации об этих услугах.  
По мнению руководства компании, прежний лозунг «ВымпелКом» - «С нами удобно» - сегодня уже не столь актуален, так сейчас уже не нужно убеждать абонентов, что сотовая связь – это удобно. В то же время, среди основных ценностей обновленного бренда на первом месте все же удобство и простота использования услуг. В число основных ценностей входят также яркость и дружественность по отношению к пользователям.  
Одним из важнейших факторов является то, что «ВымпелКом» начал этот процесс раньше, чем его основные конкуренты. Это позволило провести ребрендинг с меньшими затратами, так как реклама сильно дорожает с течением времени. Кроме того, тот, кто начинает ребрендинг первым, выигрывает темп.  
Это, несомненно важное для рынка услуг сотовой связи в России, событие можно комментировать по-разному, но основные его черты таковы.  
С одной стороны, «ВымпелКом» пошел на определенный риск, предлагая новое решение бренда при огромной популярности у потребителей прежней торговой марки. При этом, новый бренд вышел на рынок без особого повода, то есть в ситуации, когда ни на рынке в целом ни в работе компании не происходит каких-то кардинальных перемен в виде, например, введения нового стандарта связи или принципиальных организационных изменений вроде смены собственника и т.д.  
С другой стороны, сейчас «ВымпелКом» демонстрирует весьма позитивную динамику своего бизнеса и, может быть, на гребне этой позитивной волны и следует обновлять бренд, если это вообще сочтено необходимым. В борьбе за конкурентное преимущество, группа компаний «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») объявила о запуске эксклюзивного сервиса интерактивных текстовых сообщений «Хамелеон».  
«Хамелеон» – это специальное приложение на SIM карте, которое позволяет абонентам «Билайн» в режиме реального времени получать на экраны своих мобильных телефонов самую свежую информацию – новости политики, бизнеса, экономики, культуры и мира развлечений, а также анекдоты, предложения поучаствовать в викторине, закачать новую мелодию, картинку или игру. Для абонентов «Билайн» работают пять тематических каналов. Канал «Инфомания» доступен по умолчанию, а каналы «Таймаут», «Cosmo», «Ведомости» и «Спорт» абонент может подключить с телефона самостоятельно.  
Сервис «Хамелеон» основан на новой перспективной технологии, предложенной израильской компанией Celltick Technologies, с которой «ВымпелКом» заключил эксклюзивное, на территории России, соглашение. Технология Cell Broadcast успешно внедрена компанией Celltick Technologies в ряде стран, а основанные на ней информационные и развлекательные сервисы пользуются успехом у абонентов, поскольку очень просты и удобны в использовании.  
3.2 Анализ потребителей центра обслуживания «Билайн»  
Анализ потребителей центра обслуживания «Билайн» проводился на основе наблюдения и качественные и количественные данные были зафиксированы в протоколе исследования.  
Цель исследования – анализ потребителей центра обслуживания «Билайн» (структуры, динамики, вопросы обращения и степень удовлетворенности).  
Период проведения исследования – апрель-май 2009 г.  
Всех потребителей центра обслуживания «Билайн» условно можно разделить на следующие категории:  
¾              работающие;  
¾              пенсионеры;  
¾              учащиеся (школьники, студенты).  
Структуру потребителей центра обслуживания «Билайн» по категориям за 2 месяца 2009 года представим в таблице 5.  
Таблица 5 – Структура потребителей центра обслуживания «Билайн» по категориям, % (за 2-а месяца 2009 г.)

Показатель 

апрель 

май

Абсолютное отклонение (+, -)

%

чел.

%

чел.

%

чел.

Потребители центра обслуживания, всего, из них:

100,0

1673

100,0

1721

-

+48

Работающие 

62

1037

64

1102

+1

+65

Пенсионеры 

12

201

12

206

-

+5

Учащиеся (школьники, студенты)

26

435

24

413

-2

-22


Итак, в данной таблице  отражены показатели структуры потребителей центра обслуживания «Билайн», и мы видим, что за исследуемый период количество работающих клиентов возросло на 1%, показатель пенсионеров не выявил какой-либо динамики вовсе, а учащихся – снизился на 2%, что, вероятно, связано с окончанием учебного года и отсутствием необходимости использования мобильного телефона, как основной услуги центра «Билайн».  
В следующей таблице мы рассмотрим возрастную структуру потребителей центра обслуживания «Билайн».  
 
Таблица 6 – Возрастная структура потребителей центра обслуживания «Билайн», в % к численности

Показатель 

апрель 

май

Темпы роста, %

Менее 10 лет 

13,4

17,5

159,09

11-16 лет 

15,2

12,0

67,41

17-25 лет 

20,5

22,3

108,25

26-40 лет 

36,9

43,3

123,36

41-55 лет 

13,6

4,7

32,19

Старше 55 лет 

0,4

0,2

22,22


Данные таблицы показывают, что основной контингент потребителей составляют потребители в возрасте 26-40 лет и несколько меньше составляют потребители в возрасте 17-25 лет, наименьшее количество потребителей центра обслуживания приходится на возраст старше 55 лет.  
Индекс удовлетворенности – широко известный показатель, как в России, так и за рубежом. На постоянной основе исследования уровня удовлетворенности клиентов проводятся в Европе, Азии, Америке уже 10-15 лет.  
Доказано, что уровень удовлетворенности клиентов коррелирует с лояльностью клиентов и доходностью бизнеса.  
В ходе исследования измеряется значимость (степень важности) для респондента атрибутов, по которым оценивается фирма, торговая марка, продукт. Затем клиент оценивает конкретную фирму, продукт, торговую марку по этим атрибутам. По результатам измерения рассчитывается индекс удовлетворенности. Таким образом, становится возможным не только ранжировать всех игроков рынка по степени удовлетворенности, но и для каждого из них, сравнив уровень ожидания клиента и его оценку по каждому атрибуту, понять – в чем у него реальное конкурентное преимущество и над чем следует работать в дальнейшем. В исследовании уровня удовлетворенности потребителей, для проведения опроса была сформирована статистически значимая выборка – 30 клиентов центра обслуживания «Билайн».  
В ходе исследования респондентам было предложено оценить степень важности для них различных атрибутов центра обслуживания, а также степень удовлетворенности данными атрибутами относительно тех салонов, с которыми у них был опыт сотрудничества.  
При оценке важности данных атрибутов и степени удовлетворенности ими была использована 10-ти балльная шкала.  
Наименьшую степень важности респонденты присвоили атрибуту «Наличие в продаже Интернет карт» (3,56). Скорее всего, это просто отражает уровень проникновения услуг доступа к Интернет. Наиболее важны для опрошенных такие атрибуты, как график работы салона (8,29), выполнение гарантийных обязательств (8,34), удобство расположения салона (8,77), возможность внесения наличных платежей для операторов мобильной связи (8,84). Самая большая степень важности была присвоена характеристике «Качество обслуживания, вежливость персонала» (8,99). Средний индекс удовлетворенности услугами составляет 71,4%. Соответствие услуг, предлагаемых центром обслуживания «Билайн», ожиданиям потребителей центра можно представить как разность между оценкой и важностью атрибута. Соответственно, результат может получиться как положительным (оценка по атрибуту соответствуют или превосходят ожидания), так и отрицательным (оценка по атрибуту не соответствуют ожиданиям потребителей).  
Результаты показали, что по 10 из 17 атрибутов по крайней мере половина салонов не соответствует ожиданиям своих клиентов (таблица 1). По атрибутам «Печать фотографий с цифровых носителей», «Качество обслуживания, вежливость персонала», «Наличие дисконтных карт, скидки, акции» ни один из салонов не оправдал ожидания своих клиентов.  
 
Таблица 7 – Удовлетворенность потребителей отдельными атрибутами центра обслуживания «Билайн»

Информация о работе Маркетинговое иследование, анализ рынка, исследование потребителей, маркетинговая информация,эффективность маркетинговой деятельности