Маркетинг предприятий снабжения и производственной инфраструктуры АПК.

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:04, реферат

Краткое описание

Введение
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС (АПК) - совокупность связанных между собой общественным разделением труда отраслей экономики, обеспечивающих воспроизводство продуктов питания и промышленных предметов потребления из сельскохозяйственного сырья в соответствии с потребностями общества и спросом населения.

Файлы: 1 файл

Мой реферат.docx

— 32.71 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Введение

 

Предприятия снабжения и  производственная инфраструктура АПК.

 

Маркетинг предприятий снабжения  и производственной инфраструктуры АПК.

 

Вывод

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ  КОМПЛЕКС (АПК) - совокупность связанных между собой общественным разделением труда отраслей экономики, обеспечивающих воспроизводство продуктов питания и промышленных предметов потребления из сельскохозяйственного сырья в соответствии с потребностями общества и спросом населения.

В состав АПК  входят три основные сферы:

  1. Сфера включает отрасли, снабжающие сельское хозяйство и другие сферы комплекса средствами производства, сельское строительство и др.;
  2. Сфера - собственно сельское хозяйство;
  3. Сфера, в которую входят отрасли, осуществляющие заготовку, транспортировку, переработку, хранение и сбыт конечной продукции комплекса.

В развитом АПК формируется 4-я сфера, включающая отрасли производственной, социальной, сервисной, научной, информационной и другой инфраструктуры, которые сами непосредственно не создают продукта, но необходимы для его создания и нормального эффективного функционирования АПК.

В структуре  АПК существуют два крупных подкомплекса:

1) по производству и реализации  продуктов питания, который образует  продовольственный комплекс (ПК);

2) по производству и реализации  промышленных предметов потребления  из сельскохозяйственного сырья. 

Развитие АПК, совершенствование  его отраслевой и территориальной  структуры способствуют более рациональному  размещению производства, комплексному и эффективному использованию ресурсов, улучшению конечных результатов  его функционирования, обеспечению  продовольственной безопасности страны.

Перед тем как перейти  к раскрытию основного вопроса, необходимо определиться, какие предприятия  относятся к предприятиям снабжения  и производственной инфраструктуры АПК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предприятия снабжения и производственная инфраструктура АПК.

 

Деятельность  производственного предприятия условно можно разделить на три основных этапа:

1) снабжение;

2) производство;

3) реализация продукции.

Все эти три этапа тесно  взаимосвязаны между собой и  нет такого предприятия, на котором  не решаются в той или иной мере перечисленные вопросы.

Снабжение - представляет собой процесс обеспечения предприятия-производителя необходимыми ему средствами производства (основными и оборотными).

Под инфраструктурой в экономике понимается комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и сельскохозяйственное производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, железнодорожный транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и т.п.).

Инфраструктура  делится на две группы:

1) производственная инфраструктура;

2) непроизводственная (социальная) инфраструктура.

В первую группу включаются отрасли инфраструктуры, непосредственно обслуживающие материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и пр.

 Во вторую группу  включаются отрасли, опосредованно  связанные с процессом производства: подготовка кадров, школьное и  высшее образование, здравоохранение  и т.д.

Таким образом, к предприятиям снабжения АПК относятся предприятия, которые обеспечивают предприятия  отрасли АПК необходимыми средствами производства (основными и оборотными). Снабжение предприятий АПК включает в себя поставку сельскохозяйственных машин, запасных частей к ним, минеральных удобрений, ГСМ и др.

К предприятиям инфраструктуры АПК относятся предприятия непосредственно  обеспечивающие сельскохозяйственное производство. Сфера деятельности данных предприятий может включать в себя транспортировку и хранение сельскохозяйственной продукции, её переработку и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маркетинг предприятий  снабжения и производственной инфраструктуры АПК.

 

Известно, что маркетинг – это управление созданием товаров и услуг и механизмами их реализации, как единым комплексным процессом.

Исходя из этого, можно  определить те цели и задачи, которые  стоят перед маркетингом предприятий  снабжения и производственной инфраструктуры АПК, а также особенности маркетинга.

Маркетинговые исследования и прогнозирование являются важными элементами не только в системе формирования эффективно функционирующего рынка продукции. Современное производство сельскохозяйственной продукции является частью единого аграрного комплекса, вопросы снабжения и организации инфраструктуры в котором занимают не последнее место. И этот факт не требует доказательств. Действительно, нельзя развивать производство зерна на конкретной территории, если не построены дороги, по которым зерно будет поступать в хранилище, или если отсутствует само хранилище для зерна, а также, если не решена проблема снабжения (поставка ГСМ, запасных частей для комбайнов и т.д.).

Таким образом, задачи маркетинга предприятий  снабжения и производственной инфраструктуры АПК включают в себя:

1) изучение интеграционных процессов на аграрном рынке;

2)построение моделей организации производства и сбыта материально-технических ресурсов;

3) анализ спроса на средства производства (основные и оборотные);

4) анализ развития инфраструктуры  АПК на конкретной территории  и разработка новых программ.

Основой современной модели рынка материально-технических ресурсов является его формирование и развитие на основе современной маркетинго-логистической концепции как методологической основы управления материальными потоками в процессах снабжения, производства и сбыта продукции.

В странах с развитой рыночной экономикой, логистическая концепция в современном понимании возникла в конце 1950-х годах прошлого века и первоначально была связана с оптимизацией технологического цикла производства продукции, в частности, сокращением времени производства и минимизацией уровня производственных запасов сырья и материалов. За последующие годы логистика как наука сформировалась в результате эволюции и взаимного проникновения таких научных дисциплин и концепций, как организация снабжения и сбыта, операционный менеджмент, маркетинг, материальное планирование и в настоящее время формы организации агропромышленной интеграции рассматриваются как интегрированные маркетинго-логистические системы или как качественно новые структуры, действующие на принципах маркетинга и логистики.

Принцип логистики применительно  к материально-техническому снабжению предприятий АПК состоит в организации и регулировании процессов снабжения данных предприятий. Например, нельзя допускать избыток материальных запасов, так как это ведёт к отвлечению оборотных средств. Нельзя также допускать чрезмерно низкий уровень материальных запасов, так как это может привести к остановке производства. Именно поиск «золотой середины» и является главной задачей маркетинга и логистики на предприятиях снабжения АПК.

Что касается предприятий  производственной инфраструктуры АПК, то здесь необходимо исходить из того, что существует определённый «набор»  обслуживающих производств для  конкретных видов производств. В первую очередь необходимо установить, какие виды сельскохозяйственного производства развиты в регионе. Например, выращивание зерна требует наличия транспорта для его вывозки и специальных хранилищ.

 

Материально-технические  ресурсы для отраслей АПК, а также сельскохозяйственная продукция и продукты ее переработки в большинстве случаев являются совершенно специфичными товарами с присущими только им требованиями к условиям хранения, переработки, управлению организацией, производством, запасами материальных ресурсов и готовой продукцией.

В последние годы акцент маркетинговых исследований сместился от создания преимуществ в конкурентной борьбе к построению механизмов и схем, позволяющих перейти от жесткой конкуренции при производстве какого-то вида товара к моделям, основанным на сотрудничестве, путем добровольной потери части коммерческой и производственной самостоятельности с целью координации и стабилизации снабжения, производства и сбыта по всей цепочке смежных отраслей. Одним из важнейших принципов организации рынка материально-технических ресурсов для АПК является принцип единства материально-технического снабжения, ремонта, гарантийного и послегарантийного обслуживания, а также снабжения запчастями на весь срок службы машины.

Выбирая лучшее соотношение  цены и качества при покупке сложной техники, требующей специализированного технического обслуживания и ремонта, потребитель принимает во внимание не только качество техники, но и разветвленность сети пунктов и мастерских по ее ремонту и техническому обслуживанию, а также оперативность, качество и эффективность этих услуг как в гарантийный, так и в послегарантийный периоды.

Немалое значение в формировании и развитии рынка материально-технических ресурсов имеет анализ сезонности их спроса. Потребность предприятий агропромышленного комплекса в материально-технических ресурсах имеет явно выраженный и устойчивый сезонный характер. В пиковые периоды происходит наибольший износ используемого технологического оборудования, его частый выход из строя. Соответственно в эти моменты существует наибольшая необходимость в материально-техническом обеспечении производства.

Изучение сезонности позволяет  выявить характер неравномерности внутригодового удовлетворения спроса и помочь потребителю в решении проблемы рационального сочетания во времени массового производства, пребывания продукции на складах, объемов переработки, а также поступления продукции в розничную торговлю.

Сезонность спроса на рынке  материально-технических ресурсов диктует особую стратегию снабженческих фирм на данном рынке, тем самым позволяя им успешно конкурировать и быть более привлекательными для покупателей через создание определенной системы скидок и кредитования. Учет сезонности на рынке материально-технических средств может быть востребован и при формировании портфеля заказов на приобретение техники и запасных частей к ней сельскохозяйственными предприятиями.

Особое место в маркетинге предприятий снабжения и производственной инфраструктуры АПК отводится согласованию управленческих решений с государственными и муниципальными органами. Развитие отрасли АПК является одной из основных задач государства. Установление связи с государственными органами, которые решают вопросы развития сельского хозяйства в конкретном регионе позволяет владеть информацией и участвовать в проектах, финансируемых из бюджета.

Так, государственные органы могут планировать инвестирование закупок материальных ресурсов для аграрного сектора.

Для того, чтобы все данные, используемые в маркетинговом анализе, прогнозировании на аграрном рынке поступали быстро, а результаты этих исследований и возможные предложения своевременно получали покупатели материально-технических ресурсов необходим новый технологический уровень с применением информационных технологий и компьютерных систем. Научно-технический прогресс, затронувший все сферы экономики, не мог не коснуться и аграрного сектора.

Электронно-компьютерная система коренным образом изменила организацию торговли и материально-технического снабжения. Во всем мире происходит бурное развитие виртуальных форм торговли и материально-технического снабжения. При этом пользователи и покупатели могут получить весь спектр информационных и торговых услуг, а также аналитическую информацию и консультации прямо на рабочем месте, как правило, в режиме реального времени. Клиент получает полную информацию о ценах и условиях продаж и услуг на все виды ресурсов.

Использование персональных компьютеров, создание на их базе локальных и телекоммуникационных сетей и автоматизированных рабочих мест позволили осуществлять мониторинг и управление производственными, технологическими, распределительными и другими процессами, связанными с организацией материально-технического снабжения.

Как показывает зарубежный опыт, обеспечить подлинную конкурентоспособность аграрного сектора экономики в современных условиях невозможно без развитой телекоммуникационной инфраструктуры. Именно поэтому сельскохозяйственный маркетинг в странах с развитой рыночной экономикой активно использует не только компьютеры, но и современные телекоммуникационные средства.

Современная технология обработки  и передачи информации, телекоммуникации, спутниковая связь – наукоемкие отрасли производства, развитие которых требует огромных капиталовложений, приоритетного финансирования, развития системы демонстрационных проектов. Для этих наукоемких отраслей характерна производственная и научно-техническая кооперация – основа современных интеграционных процессов, происходящих в экономике развитых стран.

Развитие Интрернет-технологий поднимает ситуацию с организацией производства на качественно иной уровень. В частности, развитие, например, электронной коммерции позволяет практически полностью избавиться от сбытовой инфраструктуры.

То есть разговор идет не о том, чтобы облегчить или упростить труд менеджера по продажам за счет предоставления ему той или иной информации быстрее, в большом объеме и т.д., а об исчезновении такой позиции – менеджер по продажам. Покупатель сам может получить все необходимую информацию на сайте фирмы и тут же произвести оплату товара. Таким образом, изменяется уже не только организационная структура компании, но и целые направления ее экономической деятельности.

Информация о работе Маркетинг предприятий снабжения и производственной инфраструктуры АПК.