Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 20:36, курсовая работа
Управление маркетингом затруднено в связи с тем, что на маркетинговую деятельность оказывает влияние большое число факторов, которые довольно сложно предвидеть. И тем не менее благодаря управлению все элементы маркетинга объединяются в систему. Управление маркетингом является необходимостью, вызванной разнообразными изменениями в процессе воспроизводства, способствующими возникновению не менее разнообразных проблем руководства. Чем мобильнее маркетинговая деятельность, тем больше потребность в управлении.
Введение......................................................................3
I. Место маркетинга в системе управления предприятием........................…..5
II. Маркетинговая концепция формирования оптимальной структуры управления предприятием........….11
III. Организационное построение служб маркетинга предприятия.........….16
IV. Практика организации маркетинга на российском предприятии.....….24
V. Контроль маркетинговой деятельности предприятия...........................…30
Заключение...............................................................…35
Список
литературы.........................................36
производство путем обратной связи (системы маркетинга). По существу, новый
хозяйственный механизм рождает новые и отбрасывает ненужные функции, а если
это так, то должны отмирать элементы старых организационных структур и
появляться новые, которые и должны выполнять эти новые функции.
На основе анализа тенденций развития организационных структур
управления предприятий и их объединений при внедрении маркетинга можно
сделать следующие выводы:
1) В условиях рыночной экономики предприятия и их объединения должны
создавать службы маркетинга с функциями изучения рынков сбыта и
определения
спроса на продукцию
ней, обеспечения
ее конкурентоспособности,
и сервисного обслуживания.
2) Службы маркетинга должны иметь устойчивые и тесные прямые и обратные
связи со всеми другими подразделениями предприятия и оказывать на них
постоянное
влияние с тем, чтобы
требований потребителей к качеству, функциональному назначению и
другим потребительским свойствам продукции, ее производство в
необходимом для рынка объеме и ассортименте; современное и
качественное фирменное обслуживание; достижение запланированного
объема прибыли.
3) Все работники предприятий должны привлекаться для разработки и
реализации
цели, стратегии и тактики
4) Следует постоянно доводить до сознания всех работников, что маркетинг
не относится только к сбыту продукции, а в корне изменяет всю систему
управления, и ориентирует каждую службу и каждого работника на
достижении конечной цели предприятия.
5) Организация управления на принципах маркетинга необходима даже в
условиях дефицита, так как исключает возможность выпускать продукцию,
не отвечающую
нуждам и потребностям
II. Маркетинговая концепция
структуры управления
Период
производства к рыночным
подсистемы в рынок вызывает необходимость создания маркетинговой системы в
соответствующих производственно-хозяйственных структурах. В связи с этим,
современная концепция управления предприятием состоит в том, что вся ее
деятельность (научно-техническая, производственная, сбытовая, по
техническому обслуживанию и т.п.) основывается на знании потребительского
спроса и его изменения в перспективе. Иными словами, система маркетинга
предполагает производить продукцию и виды услуг в объеме полного сбыта и
ставит тем самым производство продукции (услуг) в функциональную
зависимость от спроса. Отсюда следует, что, безусловно, найдет сбыт, а не
пытаться навязывать покупателю несогласованную предварительно с рынком
продукцию. Поэтому служба маркетинга, создаваемая в предприятиях, должна
являться мозговым центром, источником информации и рекомендаций не только
рыночной, но и производственной, научно-технической, финансовой политики
предприятия.
Использование маркетинга коренным образом меняет концепцию управления
в предприятиях, где в качестве основополагающей выходит не общее управление
производством, а управление
производственно-хозяйственной
предприятия по разработке, производству и реализации продукции (услуг) в
соответствии с рыночным спросом на нее в целом.
В результате этого, например, в области определения целей и задач
целей и задач деятельности предприятия решающими становятся уже ее
рыночные, а не производственные возможности, когда общие предприятия,
направленные на производство какой-либо продукции, увязываются с
конкретными требованиями рынка с целью извлечения в процесс ее реализации
максимальной прибыли. В этих условиях резко возрастает роль маркетинговой
службы, специалисты которой должны находиться в начале, а не в конце
производственного цикла.
Все это приводит к специфическим особенностям в построении
организационных структур управления предприятием, действующим на принципах
маркетинга.
Прежде всего предприятие должно формировать как минимум четыре
службы: маркетинговую, которая обеспечивает рыночную деятельность;
производственную, обеспечивающую производство продукции или оказание услуг
по рекомендациям службы маркетинга; юридическую, которая отвечает за
правовое обеспечение отношений с заказчиками, поставщиками, подрядчиками,
собственным персоналом предприятия; штабную, обеспечивающую нормальное
функционирование трех основных служб, их взаимодействие. При этом каждое
предприятие должно иметь свою структуру, которая определяется видом
продукции (услуг), масштабами производственной и сбытовой деятельности,
рынками, на которых оперирует предприятие и т.д.
Любая
организационно-
для того, чтобы обеспечивать свое существование и развитие, пропускать
через себя и обмениваться с внешней средой тремя потоками: энергии,
вещества, информации.
Схема такой структуры обязана отражать пути беспрепятственного
движения всех трех указанных потоков. При этом структурные подразделения
внутри организации (отделы, службы и т.п.) должны возникать вполне
естественно там и только там, где необходимо преобразовать эти потоки в
другую количественную или качественную информацию (форму).
При
создании структуры следует
ясности схем циркуляции потоков. Кроме того, необходимо выделять в
структуре оперативные элементы, от которых зависит материальное выполнение
планов организации (линейные подразделения) и штабы (отделы финансовых,
транспортно-эксплуатационных и т.п.), являющиеся по существу обслуживающими
подразделениями у линейных и призванные создавать все усилия для
эффективного функционирования последних.
Важнейшим
условием при формировании
является необходимость учета автоматизации практически всех процессов
управления организации является необходимость учета автоматизации
практически всех процессов управленческой деятельности (формирование
соответствующих АРМ), предусматривая при этом необходимость работы с
компьютерами работников всех уровней - от непосредственных исполнителей
до дирекции (руководителей организации). Именно такой подход позволит
сформировать структуру, в общих чертах способную сохранить ее в течение
многих лет и допускающую, вместе с тем, быстрые организационные
(структурные) коррективы, перестройки.
Организационные
структуры управления
основе существующих структур. В процессе формирования структуры управления
предприятия, действующей на принципах маркетинга, должны быть разрешены в
первую очередь, следующие главные вопросы, стоящие перед ними:
- суть долгоср
очных и краткосрочных целей, маркетинговая стратегия по
достижению этих целей;
- количественный состав персонала, необходимый для обеспечения
функционирования
структуры с соответствующим
качеств, уровнем подготовки и компетенции этих людей;
- наладка локальных автоматизированных сетей и автоматизация
управленческих работ;
- обеспечение финансовыми ресурсами, необходимыми для рентабельного
функционирования предприятия.
Подбор
и рациональная расстановка
организационной структуры основывается на оценке их профессионально-
квалификационных и
для них должностных инструкций.
При создании (или совершенствовании) опганизационной структуры
управления предприятием необходимым условием его эффективности является
сбалансированность на каждом рабочем месте, и в первую очередь в аппарате
управления системы и средств, необходимых и достаточных для выполнения этих
функций. Иными словами, сбалансированность означает, что функции, не
обеспеченные средствами для их выполнения, не должны придаваться какому-
либо рабочему месту и, вместе с тем, не должно быть средств, не связанных с
той или иной функцией.
Кроме того, уравновешены (сбалансированы) должны быть обязанности и
права работников, а также ответственность и власть, которыми они обладают,
и прежде всего руководящий состав.
Кроме того, на предприятии должно быть сформировано организационная
культура в целом и его структурных подсистем (субкультур) на основе
определенных принципов и с учетом факторов, определяющих эту культуру
(см.рис.1).
Рис.1.
Структурная схема
предприятия.
Организационная
культура придает
предприятием свое конкретное «лицо», отражающее стиль и характер
управленческих взаимосвязей как внутри него, так и во внешнем проявлении с
другими экономическими субъектами хозяйствования. Главными принципами,
формирующими организационную структуру предприятия, являются: комплексность
представлений о назначении производственной системы (предприятия);
первоочередность определения ценностей и философии данной системы;
историчность; отрицание силового воздействия; комплексность оценки.
В заключении необходимо отметить, что никакая структура управления не
является наилучшей, так как у всех могут быть достоинства и недостатки.
Следовательно, она (структура) должна периодически анализироваться в связи
с ее успехами или неудачами на рынке, и, в случае необходимости,
перестраиваться в направлении ликвидации отдельных служб и создания других
и т.п., а также изменения ее субкультур и организационной культуры в целом
для достижения соответствующих краткосрочных и долгосрочных целей
организации (предприятия).
III. Организационное построение служб маркетинга предприятия.
Управление маркетингом предполагает построение организационной
структуры службы маркетинга.
Для установления реальных связей производителя с рынком прежде всего
необходимо добиться,
чтобы организационно-управленческая
предприятия, каждая его хозяйственная единица ориентировалась на
маркетинговую, а не сбытовую деятельность, что предполагает создание
маркетинговой службы и организацию ее работы.
Маркетинговая
служба предприятия
действующее на основе принципов и методов маркетинга. Основные задачи
маркетинговой службы – комплексное изучение рынка, анализ ситуации,
производственно-сырьевых и товарных ресурсов предприятия; выбор рынка;
разработка и осуществление стратегии и тактики маркетинга; разработка
маркетинговых программ и обеспечение их выполнения; обоснование
рекомендаций по управлению качеством товара; разработка комплекса
маркетинга (товарной, ценовой, сбытовой политики и политики формирования
спроса и стимулирования сбыта) и обеспечение его рационального
функционирования.
Успешное функционирование маркетинговой службы предприятия
предполагает комплексную деятельность экономического, валютно-финансового,
планирующего, технико-производственного, сбытового и исследовательского
характера, что предопределяет высокие требования к уровню теоретической
подготовки персонала этой службы.
Существует несколько ориентаций организационных структур
маркетинговых служб на предприятии. Наиболее распространенная из них –
функциональная, товарная, региональная и сегментная (см. рис.2а, 2б, 2в и
2г).
Рис.2а. Функциональная ориентация структуры маркетинга.
Управляющий маркетингом
Управляющий рекламой товара А
Управляющий сбытом товара А