Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 15:04, курс лекций
Комплекс маркетинга (или маркетинг-микс) рассматривается как набор взаимосвязанных инструментов (видов деятельности), с помощью которых компания активно строит свою текущую деятельность и решает задачи по достижению поставленных целей.
3. Комплекс маркетинга (или маркетинг-микс) рассматривается как набор взаимосвязанных инструментов (видов деятельности), с помощью которых компания активно строит свою текущую деятельность и решает задачи по достижению поставленных целей.
Комплекс маркетинга или 4P включает четыре инструмента:
В настоящее время модель «4P» считается упрощенной, но ее прогрессивная роль в формировании теории и развитии практики маркетинга очевидна.
Одним из первых Ф. Котлер включает в комплекс маркетинга составляющую «персонал» и их становится пять или 5P: товар (услуга), цена, персонал, коммуникации, товародвижение.
5 Фандрайзинг – направление менеджмента, нацеленное на привлечение внешних источников финансирования для развития преимущественно некоммерческой деятельности.
Фандрайзинг (от англ. fundraising (to raise fund)) — это:
Основные усилия в ходе кампании по фандрейзингу следует
направить на получение поддержки от: различных трестов и фондов;
благотворительных организаций и пожертвований; доход от
членских взносов; помощь деньгами или услугами/товарами. Однако
не следует забывать и о самом важном источнике финансирования.
Если музей получает основную поддержку от городской
администрации, местного или федерального правительства, то этот
источник финансирования всегда должен стоять на первом месте
при организации
связей с общественностью и
проще – да и важнее – обеспечить стабильные и регулярные
дотации, чем находиться в постоянном поиске новых источников
дохода. музеи могут быть полезны
местным (или национальным) правительственным органам,
обеспечивающим основное финансирование, содействуя тому,
чтобы их программы гибко реагировали на социальные изменения в
обществе.
Большинство российских некоммерческих организаций живут по принципу: «Что с неба упало, то мое», т.е. не занимаются регулярным и продуманным сбором средств
1. маркетинг это инструмент,
потребности и нужды потребителя. В случае с музеями потребителями являются наши реальные и
потенциальные посетители. Если основная стратегия для выживания музеев России в новых экономических условиях – доказать обществу свою необходимость и пользу, то они должны активно изучать свою реальную аудиторию, удовлетворять ее потребности и влиять как на нее, так и на свою потенциальную аудиторию с целью привлечения большого числа посетителей. Маркетинг в данном случае является важным инструментом, помогающим добиться
поставленных целей. Музей, способный продемонстрировать высокие показатели посещаемости, располагает ключевым преимуществом, открывающим новые источники дохода. Однако мы
можем использовать маркетинг и в качестве инструмента помогающего определить, удовлетворить и оказать влияние на потребности финансирующих музей организаций и потенциальных спонсоров.
Процесс осуществления маркетинга
имеет цикличный характер и подразумевает
постоянный анализ и пересмотр достигнутого
в целях повышения
• Стадия 1: подготовка, включающая проведение исследования и
анализ, а также составление маркетингового плана
• Стадия 2: осуществление
• Стадия 3: анализ и оценка
• Стадия 4: корректировка и пересмотр
9. Мероприятия, проводимые в целях осуществления маркетингового
плана, могут включать некоторые или все из ниже перечисленных
пунктов:
• Работа с прессой и СМИ: рассылка всевозможных пресс-
релизов в различные СМИ; информационные письма основным
теле- и радио компаниям и ведущим журналистам.
• Информационные материалы для широкой публики:
брошюры и буклеты; вкладыши и листовки; плакаты;
рекламные материалы,информационные
распространяемые прямой рассылкой;
• Реклама: рекламные объявления в газетах и журналах; плакаты
определенного размера, размещаемые в общественном транспорте;
реклама на радио и реклама государственных служб вещания.
• Формирование общественного мнения: специальные брифинги
и приемы для местного сообщества и политических лидеров;
разработка и составление заявок на спонсорскую поддержку;
создание и постоянное обновление списка контактов; обращение к
спонсорам и отслеживание результатов.
• Туризм: распространение музейных рекламных материалов в
Информационно-туристические
туристических организаций и тур-операторов; проведение
ознакомительных экскурсий для гидов и консьержей .
• Забота о посетителе: убедитесь, что все до единого сотрудники
музея, с которыми посетителей входит в непосредственный контакт,
имеют четкое представление о плане музейного здания и хорошо знают о программах.
такие мероприятия, как открытие новой
выставки, предоставляют прекрасную возможность создать
определенный резонанс в СМИ и пригласить в музей влиятельных
людей, которые будут польщены вашим вниманием и получат
прекрасное впечатление от музея, представшего им во всем своем блеске.
10. Мониторинг и оценка
Понимание факторов успеха или неудачи во всех разделах
маркетингового плана
чрезвычайно важно для
будущего. Методы оценки посредством самоотчета, включающие
интервью или анкетирование, гораздо более надежны, чем метод
наблюдения.
• Реклама- Эту область оценить нелегко. Если вы включили ваучеры или
купоны в рекламу, размещенную в газетах и журналах, вы можете
снабдить каждый купон определенным цифровым или буквенным
кодом. Опрос посетителей о том, что привело их в музей,
полезен, однако опыт показывает, что люди совсем не всегда могут
точно вспомнить, что именно побудило их прийти.
• Бюджет- Реальные затраты на рекламу, как правило, весьма сильно
отличаются от первоначально запланированных.
• Распространение рекламных материалов- Одним из путей выявления наиболее успешных каналов распространения ваших рекламных буклетов является включение в
них простых заявок на участие в конкурсе.
• Туризм- Любой маркетинговый план, ориентированный на туристов, должен
быть впоследствии проанализирован. Наиболее надежный путь –
дать указание сотрудникам на контроле опрашивать посетителей о
том, откуда они прибыли.
• Пресса и СМИ- Число упоминаний и публикаций в прессе может служить своего
рода количественным показателем.
• Забота о посетителе- Это тот параметр, который необходимо отслеживать ежедневно.
Менеджеры должны осуществлять регулярный мониторинг.
Содержится ли музей в чистоте и порядке? Все ли сотрудники
вежливы с посетителями и тепло их приветствуют? Всем ли
стандартам отвечает музей? .
11. Принято различать людей, которые посещают музей в данный
момент времени (реальная аудитория музея) и всех тех людей,
которые потенциально могут стать его посетителями
(потенциальная аудитория). (Таблица 1). Многие музеи
проводят исследование посетителя, ориентируясь на реальную
аудиторию. Однако иногда наше внимание может быть
сосредоточено на потенциальной аудитории, т.е. в тех случаях,
когда наша задача состоит в том, чтобы увеличить
посещаемость или привлечь новую аудиторию (например,
иностранных туристов, а не
местных ученых-исследователей)
или просто удержать своего посетителя в условиях растущей
конкуренции.
Потенциальная аудитория обычно слишком разнородна по своему
составу, чтобы работать с ней, как с единой, однородной группой,
будь то в области выставок, рекламы или обслуживания посетителя.
Необходимо постараться избежать распространенной ошибки: если
мы будем стремиться угодить всем сразу, то в результате не угодим
никому. Таким образом, мы должны выбрать для своей работы одну
или несколько целевых аудиторий.
Целевая аудитория – абстрактное понятие, однако, она
непосредственно и четко связана с реальной и потенциальной
аудиториями (Таблица 1), и именно исходя из нее, музей строит
свою дальнейшую деятельность и разрабатывает свой продукт.
Примером целевой аудитории могут служить местные школьные
группы, включающие детей в возрасте от 7 до 11 лет, в программу
обучения которых входят дисциплины, связанные с экспозицией
музея.
12. анализ поведения посетителей для этого нужен:
1.предварительный план
2.составление плана где прописывается исполнение и методика проведения
3. определение финансовых ресурсов
Методы исследования:
А)Полевое или статистическое исследование- наблюдение, рассказ посетителей-один на один-анкетирование , интервью; групповое интервью.
Б)Кабинетное исследование.
При проведение статист исслед можно провести интервью с каждым или раздать анкеты. Как правило 2/3 анкет бывают испорчены, из-за этого результат может быть бесполезным
А)составляя текст анкеты должен определяться по размеру, типы вопросов, их порядок и систему фиксации ответов
Б)Средне статистич посетит может уделить 10-12 мин
Составление анкет и опросников для проведения интервью.
1.краткой и простой по содержанию
2.Включайте только те вопросы, которые имеют непосредственное отношение к цели исследования
3. Разбейте сложные вопросы на несколько более простых
4. Избегайте сложных терминов.
5. Располагайте вначале знакомые/привычные вопросы, а потом
незнакомые/непривычные
6. Стремитесь получить ответы, которые легко обрабатывать и
анализировать; избегайте неоднозначности
После проведения исследования следует кодировка и обработка полученных данных.
15. любой музей должен добывать средства для своего существования не из одного, а из нескольких источников, - как традиционных, так и нетрадиционных. Финансирование может осуществляться за счет спонсорской поддержки, даров,пожертвований и коммерческой деятельности. Большинство музеев по-прежнему зависит от государственного финансирования для основных видов своей деятельности.
Все большее число музеев нанимает специальных сотрудников для работы, связанной с маркетинговыми исследованиями и написанием заявок на дополнительное финансирование. Каждый музей должен найти свои собственные – оптимальные и приемлемые – способы зарабатывания дополнительных средств. Они открывают кафе или даже рестораны для того,
чтобы сделать посещение музея более приятным. Магазин, предлагающий подарочные и сувенирные изделия, отражающие профиль музея, может (подобно кафе) стать дополнительным способом привлечения музейных посетителей. Еще одним потенциальным приемом повышения доходов музея могут стать публикации. Еще одним источником доходов для музеев являются продажи по каталогам изделий, выполненных по музейным образцам, с доставкой их по почте.
Для предприимчивых музеев есть множество способов получения дополнительных доходов, но здесь необходим осторожный подход, чтобы время и денежные ресурсы не оказались потраченными впустую.
18. Музейный магазин не является на столько прибыльным делом, но если это будет организованная деятельность магазина может стать источником дохода. «Чистая прибыль» - обозначающий ту часть прибыли, которая остается от общего дохода после вычета всехзатрат. Обычные коммерческие магазины вычитают затраты на аренду, отопление, электричество, заработную плату. Таким образом, если музейному магазину не нужно оплачивать эти накладные расходы, он может приносить доход, а иногда даже делать существенный вклад в музейный денежный фонд. Посетителей будут привлекать предметы или сувениры, которые останутся на память о посещении музея.Всем хочется заполучить нечто уникальное, что-то такое, что трудно достать в другом месте. Музейный магазин – не просто коммерческое предприятие, это составная часть того опыта, который посетитель получает в ходе визита. Именно поэтому музеи всегда стремятся повысить притягательность своего магазина и выгодно подать свой товар. Плохо организованный магазин может привести быстрыми финансовыми потерями.