Макроэкономическое равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Тема курсовой работы: «Макроэкономическое равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.»
Ключевые слова: Совокупный спрос (AD), совокупное предложение (AS), неценовые факторы AD, неценовые факторы AS, макроэкономическое равновесие, Кейнсианская экономическая теорий, Классическая экономическая теория, макроэкономическая сбалансированность.
Объектом исследования является модель макроэкономического равновесия AD – AS.
Цель работы: на основании литературных источников и методических материалов изучить проблемы макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением, и исследовать пути установления макроэкономической сбалансированности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….4
1. Понятие и сущность совокупного спроса и совокупного предложения……………………………………………………………...6
1.1 Понятие совокупного спроса и его составляющие, факторы изменения спроса………………………………………………………. 6
1.2 Понятие совокупного предложения, факторы изменения предложения..…………………………………………………………….8
1.3 Неценовые факторы совокупного спроса и совокупного предложения……………………………………………………….……10
1.4 Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели AD – AS (классический и кейнсианский подходы)……………………….……11
2. Макроэкономическая сбалансированность и пути ее достижения в Республике Беларусь…………………………………………………..14
2.1 Система макроэкономических пропорций и их сбалансированность…………………………………………………....14
2.2 Макроэкономическая сбалансированность в Республике Беларусь………………………………………………………………...16
2.3 Пути достижения макроэкономической сбалансированности в Республике Беларусь…………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………...22
Список используемой литературы…………………………………….25

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 108.71 Кб (Скачать)

     Основной  целью Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

         С учетом преемственности  направлений экономического развития и роли важнейших факторов в достижении социально-экономических целей, предлагаются следующие приоритетные направления  социально-экономического развития страны на предстоящее пятилетие:

        • развитие человеческого потенциала;
        • предпринимательство и инициатива;
        • инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств;
        • рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность внешней торговли;
        • устойчивое развитие регионов;
        • качественное и доступное жилье;
        • эффективный агропромышленный комплекс.

     В предстоящем пятилетии предусматривается  переход от экономики директив к  экономике инноваций, основанной на деловой инициативе, личной заинтересованности в создании и повсеместном внедрении  новых технологий и производств.

     Основной  целью модернизации экономических  институтов и механизмов государственного регулирования является создание стимулов для экономического роста на основе либерализации условий экономической  деятельности субъектов хозяйствования всех форм собственности, формирования благоприятного бизнес–климата.

     Постепенное снижение роли государственных органов  в прямом управлении деятельностью  организаций даст возможность сместить акценты на косвенные и индикативные инструменты государственного регулирования, перейти к стратегическому планированию, формированию и реализации отраслевых инновационных стратегий и государственной  научно–технической политики.

     Необходимо  изменение системы мотивации деятельности организаций, создание заинтересованности в повышении эффективности производства и максимизации прибыли.

     В течение пятилетия будет осуществлен переход от административных методов к использованию рыночных стимулов. 
Будут созданы благоприятные условия для деятельности юридических лиц всех форм собственности и индивидуальных предпринимателей на основе: 
-преимущественного использования уведомительных порядков ведения бизнеса; 
-упрощения и обеспечения стабильности законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность;

-уменьшения «контрольной нагрузки» на бизнес, исключения излишних проверок коммерческих организаций.

     Для прибыльно работающих организаций, не использующих государственную поддержку  и исполняющих обязательства  перед государственным бюджетом, будет ограничено количество проверок, осуществляемых контролирующими органами. При этом налоговым органам будет  разрешено проводить не более  одной проверки в пять лет; 
соразмерности применяемых административных взысканий и экономических нарушений; повышения эффективности налоговой системы и придания ей в первую очередь стимулирующего характера; поддержания полноценной конкурентной среды и создания механизмов государственно–частного партнерства; формирования равных партнерских отношений с бизнесом и обеспечения благоприятных условий для работы субъектов хозяйствования; 
гармонизации национального законодательства с международными нормами и правилами в целях интегрирования Беларуси в мировую экономику.

     В предстоящем пятилетии предусматривается  повышение эффективности и совершенствование  структуры реального сектора  экономики на основе приоритетного  развития наукоемких видов экономической  деятельности, снижения импортоемкости производства, сбалансированной специализации, вспомогательных и обслуживающих  производств, рационального использования  внутренних ресурсов.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Анализ  модели AD - AS показывает, что законы рыночного равновесия действуют  и на уровне национальной экономики  в целом. Она служит схемой для  объяснения основных сил, действующих  в экономике, и их последствий. Модель дает возможность сделать вывод  о необходимости или нежелательности  государственного вмешательства в  экономику.

     На  проблему государственного воздействия  на экономику ученые, принадлежащие  к разным школам, имеют принципиально  различные мнения.

 
    • В основе классической модели общего экономического равновесия лежит закон Сэя: предложение  товаров создает свой собственный  спрос. Ключевые переменные - цены благ, заработная плата, процентная ставка, - являются гибкими, благодаря чему обеспечивается равновесие на рынке  товаров, рынке труда и денежном рынке. Дж. М. Кейнс подверг критике  закон Сэя и представления  классиков о способности рыночной системы автоматически возвращаться в состояние равновесия в случае его нарушения.
 
    • Совокупный  спрос AD – это суммарное количество товаров и услуг, которые намерены купить домашнее хозяйства, бизнес, государство и заграница при различном уровне цен в стране (при прочих равный условиях). Основными компонентами совокупного спроса, или совокупных расходов, в открытой экономике являются:
      • Потребительские расходы(C)
      • Инвестиционные расходы(I)
      • Государственные расходы(G)
      • Чистый экспорт(X)
 
    • Объяснение  отрицательного наклона кривой AD объясняется тремя эффектами: 1) эффект процентной ставки 2) эффектом реальных денежных запасов и 3) эффектом импортных закупок.
 
    • Смещение  кривой AD вызывают неценовые факторы, или детерминанты совокупного спроса (изменение объема денежной массы в политике государственных расходов и налогообложения идр.)
 
    • Совокупное  предложение AS – это объем выпуска, который намерены предложить фирмы при каждом данном уровне цен в стране (при прочих равных условиях)
 
 
    • Кривая  AS имеет различную конфигурацию в моделях классиков и кейнсиацев. Горизонтальная кривая AS отражает экстремальный кейнсианский случай для краткосрочного периода, в течение которого цены и заработная плата негибки. Кривая AS с положительным наклоном- нормальная кривая AS характерна для классической модели, рассматривающей долгосрочный период, в течении которого цены и заработная плата приобретают гибкость.

       

    • Положительный наклон кривой AS объясняется эффектом издержек производства, т.е. отражает рост издержек на единицу продукции по мере роста ВВП.
 
    • Смещение  кривой AS вызывают неценовые факторы, среди которых важнейшими являются: изменения уровня заработной платы, цен на сырье и материалы, степени монопольной власти производителей на рынках, налогообложения фирм и др.
 
    • Макроэкономическое  равновесие – это состояние экономики, когда намерения всех покупателей приобрести созданный ВВП при данном уровне цен совпадают с намерениями всех продавцов предложить объем совокупного выпуска при том же уровне цен. В модели AD-AS рассматриваются варианты макроэкономического равновесия и в условиях неполной занятости, и в условиях инфляции, в зависимости от того, на каком участке «синтетической» кривой совокупного предложения пересекает ее кривая совокупного спроса.
 
    • Макроэкономические пропорции – количественные и качественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально–производственными частями национальной экономики. Каждый тип национальной экономики имеет свои особенности формирования макроэкономических пропорций.
 
    • На сбалансированность экономики Беларуси влияет недостаток собственных топливных природных  ресурсов, сырья для ряда отраслей промышленности. Поэтому в Беларуси преобладает ввоз сырья и комплектующих.
 
    • В период перехода к рыночным отношениям национальная экономика Республики Беларусь характеризуется всеобщей разбалансированностью.
 
 
    • Разработана «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы», целью которой  является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Т.Г. Бродская, В.И. Видяпин, В.В. Громыко В.В. и др., «Экономическая теория», учебное пособие,  Москва, 2008 год, стр. 201-202.
  2. В.А. Яллай, «Макроэкономика», учебное пособие, Псков, 2003 год, стр.14-16,  17-18, 19-20
  3. И. И. Чиповская, Т.А. Левченко, «Макроэкономика», учебное пособие, Владивосток, 2007 год,  стр.76-78, 80-82.
  4. Электронный ресурс: Макроэкономическое равновесие, режим доступа: http://finanalys.ru/main.html
  5. В.Г. Кулешов, «Государство и рынок», учебное пособие, Минск, 2001 год, стр. 116.
  6. Сб. научн. трудов под ред. Н.И. Глазуновой, «Актуальные проблемы государственного строительства и управления», Минск, 2007 год, стр.91
  7. О.С. Сухарев, «Национальное богатство и структурная политика», Весник БГЭУ,  2008 год - №2, стр. 24-38.
  8. Электронный ресурс: Министерство экономики Республики Беларусь, режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/macroeconomy/programma_soc_econom_razvitia

Информация о работе Макроэкономическое равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением