Макроэкономическое равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 22:01, курсовая работа

Краткое описание

Тема курсовой работы: «Макроэкономическое равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.»
Ключевые слова: Совокупный спрос (AD), совокупное предложение (AS), неценовые факторы AD, неценовые факторы AS, макроэкономическое равновесие, Кейнсианская экономическая теорий, Классическая экономическая теория, макроэкономическая сбалансированность.
Объектом исследования является модель макроэкономического равновесия AD – AS.
Цель работы: на основании литературных источников и методических материалов изучить проблемы макроэкономического равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением, и исследовать пути установления макроэкономической сбалансированности.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….4
1. Понятие и сущность совокупного спроса и совокупного предложения……………………………………………………………...6
1.1 Понятие совокупного спроса и его составляющие, факторы изменения спроса………………………………………………………. 6
1.2 Понятие совокупного предложения, факторы изменения предложения..…………………………………………………………….8
1.3 Неценовые факторы совокупного спроса и совокупного предложения……………………………………………………….……10
1.4 Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели AD – AS (классический и кейнсианский подходы)……………………….……11
2. Макроэкономическая сбалансированность и пути ее достижения в Республике Беларусь…………………………………………………..14
2.1 Система макроэкономических пропорций и их сбалансированность…………………………………………………....14
2.2 Макроэкономическая сбалансированность в Республике Беларусь………………………………………………………………...16
2.3 Пути достижения макроэкономической сбалансированности в Республике Беларусь…………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………...22
Список используемой литературы…………………………………….25

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 108.71 Кб (Скачать)

     - в-третьих, на изменение пропорций влияют и такие факторы, как избранный тип экономического роста (экстенсивный или интенсивный), политические события, стихийные бедствия и т.д.

     Любая национальная экономика стремится  к установлению оптимальных пропорций, т.е. таких, которые обеспечивают наиболее полное удовлетворение общественных потребностей при наименьших затратах живого и  овеществленного труда. С точки  зрения воспроизводства оптимальные  пропорции предусматривают качественное и количественное соответствие между  структурой общественного производства и общественных потребностей.

     В настоящее время сложились устойчивые тенденции изменения макроэкономических пропорций, присущие большинству национальных экономик:

     - в результате повышения технического  уровня производства, проявляющееся  в росте фондовооруженности труда,  сокращается доля живого труда  по сравнению с овеществленным;

     - ускоренными темпами развиваются  наукоемкие отрасли (энергетика, машиностроение, химическая промышленность, приборостроение, электроника и  др.);

     - увеличивается доля непроизводственной  сферы по сравнению с отраслями  материального производства;

     - темпы роста обрабатывающей промышленности  значительно выше, чем добывающей  промышленности;

     - углубление международного разделения  труда приводит к более высоким  темпам роста внешнеторгового  оборота по сравнению с ростом  производства товаров внутри  страны.

     Важно подчеркнуть, что макроэкономические пропорции лежат в основе сбалансированности национальной экономики. Сбалансированность национальной экономики означает соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объемом используемых средств  производства и количеством рабочей  силы, между объемами производимых продуктов и потребностями в  них и т.д. Основу сбалансированности составляет пропорциональность.

     На  практике сбалансированность и пропорциональность обычно неустойчивы и постоянно  нарушаются. Например, экономический  рост ведет к установлению новых  пропорций в экономике. Полного  соответствия между отраслями в  реальной жизни практически не бывает. Поэтому существует постоянная необходимость  в поддержании сбалансированности путем корректировки пропорций  между отдельными сферами и отраслями  экономики. В плановой командно–административной  экономике пропорциональность и  сбалансированность поддерживалась сознательно, в ходе осуществления централизованного  директивного планирования. Формально  это выражалось в составлении  и необходимости выполнения баланса  народного хозяйства. Что же касается рыночной экономики, то здесь пропорциональность и сбалансированность устанавливаются  под действием стихийных сил, а в смешанной рыночной экономике  – и под воздействием государственного регулирования.

 
 

2.2 Макроэкономическая сбалансированность в Республике Беларусь.

 

     Необходимо  отметить, что в экономике Беларуси и других странах СНГ преобладает  производство средств производства, характеризующееся высокой капитало–, материало– и энергоемкостью. Это  является основной причиной необходимости  повышения спроса на инвестиции, сырье  и материалы. Кроме того, по сравнению  с развитыми странами экономика  Беларуси отличается невысоким удельным весом нематериального производства. Причин такой ситуации несколько.

     Одна  из причин – не выдержавшая испытания временем марксистская теория производительного и непроизводительного труда, согласно которой производителен только труд в материальном производстве. Следование этой теории привело к отсутствию адекватного подхода к материальному и нематериальному производству, неучету в национальном доходе продукта нематериального производства, остаточному принципу его финансирования.

     На  сбалансированность экономики Беларуси влияет недостаток собственных топливных  природных ресурсов, сырья для  ряда отраслей промышленности. Поэтому  в Беларуси преобладает ввоз сырья  и комплектующих. Вместе с тем, переход  от административно–командной системы  к рыночной экономике в значительной степени обусловил деформацию всего  воспроизводственного цикла. Поскольку  пропорции устанавливались в  единой стране СССР, то сейчас для таких  относительно небольших республик, как Беларусь, они превратились во внешние пропорции – межгосударственные. Поэтому, если не происходят структурные  реформы, то проблемы сбалансированности приходится решать не внутри республики, а вне ее, на основе межгосударственных договоров.

     Таким образом, в период перехода к рыночным отношениям национальная экономика  Республики Беларусь характеризуется  всеобщей разбалансированностью. Инфляция, разрушение хозяйственных связей нарушили товарно-денежную сбалансированность, баланс денежных доходов и расходов населения, торговый баланс с другими  странами и прежде всего с Россией. Необходима структурная перестройка, институциональные преобразования национальной экономики в соответствии с потребностями страны и запросами  мирового рынка.

     Необходимость структурной перестройки в Республики Беларусь обусловлена следующими факторами:

     Во-первых, это морально устаревшая материально-техническая  база, не позволяющая работать в  условиях рынка.

     Во-вторых, сложившаяся отраслевая структура, которая характеризуется отставанием  производственной и социальной инфраструктур, сферы услуг.

     В-третьих, низкая конкурентоспособность большинства  видов производимой продукции.

     В-четвертых, неоптимальная концентрация производства – доминирование крупных и  сверхкрупных предприятий.

     Переход от планового хозяйства к рыночному  неизбежно ведет к существенному  изменению структуры всей экономики. Построение принципиально новых, кардинально-противоположных  механизмов управления экономикой неразрывно связаны с тяжелыми кризисными явлениями, которые можно решить, только проводя  грамотную, основанную на прошлых опытах структурную политику.

     Роль  государства в переходный период должна быть активной, так как если процесс перехода пустить своим  ходом, то в результате перестройки  можно получить экономику с серьезными и тяжелыми структурными деформациями.

     Несмотря  на проведенные структурные реформы, в настоящее время экономика  Республики Беларусь характеризуется  доминирующей ролью государственного сектора, слабым развитием малого бизнеса, неразвитостью рыночных институтов и инфраструктуры. В связи с этим в 2003 г. была разработана совместно с министерствами, Национальной академией наук Беларуси и облисполкомами программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики, которая критически развивает и дополняет уже принятые и реализуемые документы: Программу социально-экономического развития Республики Беларусь, Концепцию и Программу развития промышленного комплекса РБ на 1998-2015 гг., Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. и др. В соответствии с Программой структурная политика должна быть направлена на повышение эффективности экономики за счет приоритетного развития секторов и отраслей, конкурентоспособных как на внутреннем, так и мировом рынках.

     Рассматривая  общую тенденцию структурных  сдвигов в Республике Беларусь, можно  отметить, что она направлена на формирование такой структуры, которая  соответствовала бы требованиям  современной рыночной экономики. В  подтверждение этого сравним  динамику структурных сдвигов в  США и Беларуси (табл. 1).

 

      Таблица 1. Отраслевая структура экономики (ВВП) США и Республики Беларусь, %.

Отрасли США Республика  Беларусь
1990 2007 1990 2007
Сельское  хозяйство 2,6 1,4 6,1 8,5
Машиностроение 1,9 1,3 6,3 6,7
Обрабатывающая  промышленность 17,9 16,4 22,5 16,2
Нефтехимическая промышленность 2,7 2,5 12,2 11,2
Строительство 4,2 4,3 7,8 5,9
Транспорт 3,0 3,2 8,1 7,5
Связь 2,5 2,9 3,5 4,1
Торговля 15,2 15,9 10,3 16,1
Финансы, страхование 17,8 19,1 1,2 2,2
Услуги 18,4 21,0 7,8 11,5
Прочие  отрасли 13,8 12,0 14,2 10,1
 
 
 
 

     Таким образом, за исследуемый период в  структуре экономики Беларуси произошли  следующие сдвиги:

     - доля сельского хозяйства увеличилась  на 2,4% (В США сократилась на 1,2%);

     - доля машиностроения увеличилась  на 0,4% (В США сократилась на 0,6%);

     - доля обрабатывающей промышленности  сократилась на 6,3% (В США сократилась  на 1,5%);

     - доля нефтехимической промышленности  сократилась на 1,0% (В США сократилась  на 0,2%);

     - доля строительства сократилась  на 1,9% (В США увеличилась на 0,1%);

     - доля транспорта сократилась  на 0,6% (В США увеличилась на 0,2%);

     - доля связи увеличилась на 0,6% (В США увеличилась на 0,4%);

     - доля торговли увеличилась на 5,8% (В США увеличилась на 0,7%);

     - доля финансов и страхования  увеличилась на 1,0% (В США увеличилась  на 1,3%);

     - доля услуг увеличилась на 3,7% (В США увеличилась на 2,6%);

     - доля прочих отраслей сократилась  на 3,5% (В США сократилась на 1,8%).

     Сравнивая структурные сдвиги Республики Беларусь и США необходимо отметить некоторые  особенности. В Республике Беларусь в отличие от США низко развита  такая отрасль экономики, как  финансы и страхование, которая  имеет одно из приоритетных направлений  в высокоразвитых странах. Следует  отметить в РБ высокий удельный вес  таких отраслей, как сельское хозяйство, машиностроение, обрабатывающая и нефтехимическая  промышленность, строительство, торговля и сфера услуг. Причем наибольшие структурные изменения произошли  в таких отраслях, как обрабатывающая промышленность (существенно снизилась), торговля и услуги (значительный рост), сельское хозяйство (увеличение).

 
 

2.3 Пути  достижения макроэкономической  сбалансированности в Республике  Беларусь.

     На  данный момент уже разработана  «Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы». В Программе-2015 на основе анализа и оценки развития национальной экономики в базисном пятилетии (2006–2010 годы), включая оценку последствий мирового финансово-экономического кризиса, а также внешних вызовов, отражающих тенденции мировых экономических процессов, определяются цели, задачи, приоритеты и важнейшие индикаторы социально-экономического развития Республики Беларусь на очередное пятилетие, обосновываются основные показатели, направления, меры и механизмы их достижения, масштабы и пропорции развития межотраслевых комплексов и основных видов экономической деятельности, развития хозяйства областей и г. Минска.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением