В
условиях необходимости мобилизации все
более крупных ресурсов для решения производственно-сбытовых
и иных задач, неопределенности коммерческих
результатов (особенно при экспорте), требуется
тщательная проработка всего комплекса
вопросов, входящих в товарную политику.
Необходимое продуманное на длительную
перспективу решение таких проблем, как:
оптимизация ассортимента (номенклатуры)
производимых изделий с учетом их потребительских
характеристик и особенностей технологии
производства; темпы обновления продукции
в целом и по отдельности ее видам с учетом
жизненного цикла; соотношение новых и
«старых» изделий в программе, новых и
освоенных рынков при сбыте; уровень обновления
товаров, выход на рынок с принципиально
новыми видами продукции; выбор времени
выхода на рынок с новыми товарами и изъятия
из программы существующих, но теряющих
рыночные позиции товаров и др. Эти вопросы
решаются в такой привязке к рынку, его
требованиям, к поведению конкурентов.
Поскольку
рыночный успех отныне является главным
критерием оценки деятельности отечественных
предприятий, а их рыночные возможности
предполагаются правильно разработанной
и последовательно осуществляемой товарной
политикой, то именно на основе изучения
рынка и перспектив его развития предприятие
получает исходную информацию для решения
вопросов, связанных с формированием,
управлением ассортиментом и его совершенствованием.
К
решению задач товарной политики на любом
хозяйственном уровне необходим стратегический
подход. Это означает, что любое решение
в указанной области должно приниматься
не только с точки зрения текущих интересов,
но и с учетом того, как оно «работает»
на конечные цели. Такой подход требует
концентрации усилий на решающих направлениях.
Стратегия
- это долговременный курс товарной политики,
рассчитанный на перспективу и предусматривающий
решение принципиальных задач. Разработанная
применительно к тому или иному периоду
(3-5 лет и более) товарная стратегия в основе
своей, в течении данного времени остается,
как правило, практически неизменной.
Товарную
политику невозможно отделить от реальных
условий деятельности предприятия-изготовителя,
специфики его профиля. Вместе с тем, как
показывает практика, находящиеся примерно
в одинаковых тяжелых условиях сложившейся
рыночно экономичной обстановки в России
промышленные предприятия по-разному
решают свои товарные проблемы: одни проявляют
полное незнание и беспомощность, а другие,
следуя принципам и методам маркетинга,
находят перспективные пути.
3. Проанализируйте,
стратегию маркетинга, применяемую на
Вашем предприятии.
АСУ Экспресс-3 - аппаратно-программный
комплекс автоматизации, применяемый
в ОАО РЖД, Автоматизированная система
управления пассажирским комплексом
Объектами
автоматизации АСУ «Экспресс-3» являются
пассажирские и финансовые хозяйства
железных дорог по их основным информационно-технологическим
направлениям. Используемые в России,
СНГ и Балтии АСУ «Экспресс-3» взаимодействуют
между собой через сеть передачи данных
(СПД) и инфосеть 21. Схема их единого информационного
пространства обслуживания пассажиров
и управления пассажирскими перевозками
(рис. 2.) Структурно все АСУ «Экспресс-3»
объединены в единую вычислительную сеть,
работающую в реальном масштабе времени
по единому технологическому процессу
обслуживания пассажиров и работников,
железных дорог.
Рис.
2 Схема их единого информационного пространства
обслуживания пассажиров и управления
пассажирскими перевозками.
Все
региональные системы АСУ «Экспресс-3»
имеют общий распределённый банк данных,
на базе которого осуществляется их взаимодействие
и функционирование. Входной информацией
систем являются заказы и сообщения, поступающие
от их абонентов, через кассовые терминалы,
АРМ-ы служебного пользования, справочные
устройства, автоматы по продаже билетов
и запросы, поступающие от пассажиров
через интернет.
Абонентами
– пользователями АСУ «Экспресс-3» являются
кассиры билетных и багажных касс, работники
разных служб дорог и банков, автоматы
по продаже билетов, информационные табло
и сами пассажиры, обращающиеся в систему
через справочные установки и через ИНТЕРНЕТ.
Управление
всеми основными технологическими процессами,
связанными с перевозкой пассажиров, АСУ
«Экспресс-3» осуществляет, используя
исходные данные об образующихся пассажиропотоках,
о наличии парка пассажирских вагонов,
его состояния и дислокации на сети дорог.
Для реализации своих функций АСУ «Экспресс-3»
имеет в каждой физической системе девять
программных подсистем, выполняющих определённые
функции.
Подсистема
билетно-кассовых операций (БКО) осуществляет
оформление, и учёт проездных документов
во всех видах железнодорожных сообщений
с учётом действующих правил, тарифов
и льгот. БКО каждой системы «Экспресс-3»
содержит свою нормативно-справочную
информацию о местах в поездах, отправляющихся
с данного региона.
Комплексная
автоматизированная информационно-справочная
подсистема (ЭКАСИС) предназначена для
информационного обслуживания пассажиров
во всех видах железнодорожных сообщений.
Она выполняет справочно-информационные
заказы, поступающие по линиям связи от
кассовых терминалов, справочных устройств
(киоски, информаторы), сети интернет, информационных
табло вокзалов, пунктов продажи билетов,
автоматов, других автоматизированных
систем и различных периферийных информационных
устройств.
Подсистема
управления багажной работой (ЭСУБР) осуществляет
управление багажной работой, включающей
оформление и учёт багажа, грузобагажа,
его погрузку, выгрузку, хранение и розыск.
Заказы в подсистему поступают по линиям
связи с багажных кассовых терминалов,
на которых работают багажные кассиры,
оформляющие перевозку багажа и грузобагажа.
Накапливаемая в системе исходная информация
о погрузке, выгрузке и хранении багажа
и грузобагажа используется при необходимости
для его розыска и планирования с выдачей
через АРМ багажных работников данных
для плана формирования багажных перевозок
и необходимой информации руководству
дорог.
Автоматизированная
подсистема по управлению парком пассажирских
вагонов (АСУ ПВ) реализует функции управления
эксплуатацией и ремонта вагонов. Она
функционирует на всех 3х уровнях: на уровне
линейных предприятий, на уровне дорог
и верхнем уровне ОАО «РЖД». Информационной
основой подсистемы является база данных
парка пассажирских вагонов, которая доступна
всем заинтересованным пользователям
на каждом уровне управления.
Программа
работы АСУ ПВ включает в себя:
подготовку
вагонов и составов в рейс;
дислокацию
парка на сети дорог;
инвентарный
учёт парка, включая учёт пробегов вагонов;
ремонт
вагонов и материально-техническое снабжение
вагонных участков и депо;
составление
графика работы проводников и контроль
за ним.
Помодельная
система управления парком пассажирских
вагонов этой программы использует:
Модель
наличия парка вагонов, которая обеспечивает
ведение паспортов собственных, прикомандированных,
арендованных и коммерческих вагонов;
расчёт потребности в вагонах для выполнения
графиков движения; оптимизацию состава
приписного парка; слежение за вагонами
с продлённым сроком службы.
Модель
перевозочного процесса, включающую наряды
на формирование поездов; натурные листы
на все категории поездов; дислокацию
вагонов; ситуации на путях, станциях и
базах отстоя; учёт случаев брака в поездной
и маневровой работе.
Модель
ремонта вагонов, включающую диагностику
узлов и деталей вагонов; учёт материалов
и запчастей; управление ремонтами в цехах
предприятий, анализ качества выполненных
ремонтов.
Модель
работы поездных бригад, включающую формирование
и обработку маршрутных листов; планирование
и учёт объёмов работы резерва проводников;
планирование труда и отдыха проводников.
Подсистема
финансового и статистического учёта
и взаиморасчётов за пассажирские перевозки
(ЭФИС) обеспечивает получение необходимой
отчётности по внутригосударственному
и международному железнодорожным сообщениям.
Осуществляет контроль финансовой деятельности
билетных и багажных кассиров, выдавая
отчётные документы по их финансовой деятельности
в разрезе билетных и багажных касс и пунктов
продажи в целом. Позволяет вводить и учитывать
проездные и перевозочные документы, оформленные
дополнительно по ручной технологии. Ведёт
материальный учёт всех бланков документов,
поступающих на склад и выдаваемых кассирам.
Организует архив долгосрочного хранения
финансовых отчётностей, включая международные
взаиморасчёты.
Подсистема
РАСПИСАНИЕ связана с подготовкой и вводом
нормативно-справочной информации в период
смены расписания поездов. Накапливаемая
информация о корреспонденциях пассажиропотоков
служит основой для решения проблем, связанных
с построением плана формирования, графика
движения поездов и выработки оперативных
регулировочных мероприятий. Корреспонденции
рассчитываются, как по всем поездам, так
и по заданным группам поездов, железным
дорогам и направлениям.
Подсистема
СЕРВИС обеспечивает взаимодействие с
другими разными системами, как для оформления
проездных документов в смешанном сообщении,
так и предоставления разнообразных услуг
пассажирам по их требованиям.
Подсистема
АРХИВ обеспечивает архивирование исходных
и выдаваемых данных с целью их дальнейшего
использования в форме банка данных со
сроком хранения 12 лет.
Подсистема
АСУ-Л осуществляет оценку эффективности
назначения, регулирования составности
и отмены пассажирских поездов по фактическим
данным об использовании мест в поездах,
использовании коммерческих скидок и
доплат за повышенный уровень сервиса.
Подсистема формирует эксплуатационные
и экономические показатели, которые количественно
и качественно характеризуют решение
проблем деятельности пассажирского комплекса
и весь процесс управления пассажирскими
перевозками. Они включают объёмы выполненной
работы и использование подвижного состава.
К количественным показателям относятся
количество отправленных пассажиров,
корреспонденции пассажиропотоков, пассажирооборот,
пробег в вагоно и поездо километрах, объёмы
посадки и высадки по станциям, средний
состав поезда. Качественные показатели
включают населённость вагонов, степень
использования вместимости вагонов, коэффициенты
сменяемости мест, среднюю дальность перевозки
пассажиров.
Мониторинг
рынка пассажирских перевозок является
комплексной задачей по организации перевозочного
процесса, ориентированной на более полное
удовлетворение постоянно меняющегося
спроса на транспортные услуги и повышение
рентабельности отрасли.
Эта
задача включает в себя:
оценку
реальных объёмов перевозок по направлениям,
железным дорогам, категориям поездов
и типам вагонов;
выявление
неудовлетворительного спроса по сегментам
транспортного рынка и выдачу комплекса
мероприятий по его освоению;
разработку
достоверных прогнозов;
оценку
использования производственного потенциала
пассажирского комплекса и определение
стратегии и тактики его развития.
Система
«Экспресс-3» преобразует для решения
проблемы маркетинга проездных документов,
суммах доходов, маршрутах поездов и т.д.
После чего группирует её по определённым
категориям и выдаёт пользователю в виде
необходимых схем, диаграмм, графиков,
таблиц.
Основой
проблемы построения прогноза является
анализ посуточных отправлений пассажиров.
При этом банк данных АСУ «Экспресс-3»
обеспечивает полную автоматизацию сбора
данных о проданных проездных документах
и свободных местах на каждую дату за 12
предшествующих лет.
АСУ
«Экспресс-3» решает проблемы оперативного
отслеживания экономической эффективности
(рентабельности) назначения и отмены
поездов и определённых групп вагонов
для выбора экономически целесообразного
варианта освоения перевозок, максимального
использования вместимости подвижного
состава и сокращения эксплуатационных
затрат.
Список литературы
1.
Алексунин В. А. Маркетинг: Учебник.
- М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К°», 2005. -- 204 с.
2.
Басовский Л.Е. Маркетинг: Курс лекций.-
М.: ИНФРА-М, 2002. --219 с.
3.
Бронникова Т.С., Чернявский А.Г. Маркетинг:
учебное пособие.- М.:Издательство
ПРИОР, 2002. - 128 с.
4.
Зайцев Н.Л. Экономика промышленного
предприятия. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 358 с.
5.
Овечкина О.М. Основы маркетинга:
Учеб, пособие. - М.: Издательство деловой
и учебной литературы, 2004. -288с.
6. Лебедева О.А., Лыгина Н.И. Маркетинговые
исследования рынка: Учебник.- М.: ФОРУМ:
ИНФРА-М, 2005.- 192 с.
7. Основы предпринимательства.
Учебник/Под. ред. А.С. Пелиха.- 5-е изд., перераб.
и доп.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.- 512 с.
8. Предпринимательство: Учебник./Под
ред. М.Г. Лапусты.- 3-е изд., исп. и доп.- М.:
ИНФРА-М, 2003.- 534 с.