Как преуспеть в аптечном бизнесе

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 20:41, реферат

Краткое описание

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАРКЕТИНГ ДЛЯ АПТЕК

Файлы: 1 файл

КАК ПРЕУСПЕТЬ В АПТЕЧНОМ БИЗНЕСЕ.docx

— 39.68 Кб (Скачать)
 

КАК ПРЕУСПЕТЬ В АПТЕЧНОМ БИЗНЕСЕ 

ПРАКТИЧЕСКИЙ  МАРКЕТИНГ ДЛЯ  АПТЕК 

В жестких  условиях конкуренции напряженную  борьбу за выживание приходится вести  всем участникам  фармацевтического  рынка - от крупной  фармацевтической  компании до рядовой аптеки. Последней приходится нелегко еще и потому, что ее руководителям подчас сложно ориентироваться в современных маркетинговых технологиях, которые могут помочь занять свое место на рынке. 

Фармацевтический   маркетинг  может быть определен как процесс, посредством которого предоставляется  фармацевтическая  помощь. Акцент в  фармацевтическом   маркетинге  стоит на  фармацевтической  помощи, а не только на лекарственных препаратах. Любой товар, услуга или идея, направленные на оказание  фармацевтической  помощи, могут быть предметом  фармацевтического   маркетинга . Как в случае маркетинга товаров широкого потребления, любое аптечное предприятие направляет свои усилия на продажу нужного товара в нужных количествах в удобном месте в удобное время по цене, которую может и хочет заплатить потребитель. Это и есть четыре составляющие маркетингового комплекса. 

Нужный  товар ... 

Основным  источником доходов аптечных учреждений является продажа лекарственных  препаратов и парафармацевтической продукции, и от того, какой ассортимент товаров предложит аптека своим покупателям, зависит, придут они снова в эту аптеку или нет. Следовательно, чтобы узнать, какие товары предлагать покупателям, необходимо задаться вопросом: а кто он - наш покупатель? Для составления "портрета" своего клиента необходимо знать:

- возраст,  пол, имущественное положение,  профессиональную принадлежность  и т.д. типичных покупателей;

- как  часто они посещают ваше аптечное  учреждение, приобретают ли лекарства  только у вас или в других  аптеках;

- удовлетворены  ли клиенты уровнем обслуживания  в вашей аптеке и т.д.

Для того чтобы получить эту информацию, совсем не обязательно пользоваться услугами специальных агентств и проводить  полномасштабные маркетинговые  исследования. Иногда достаточно систематизировать  уже имеющуюся информацию. Вот  несколько примеров. Аптека А находится недалеко от остановки автобусов, следующих в аэропорт, и ее основные клиенты - пассажиры аэропорта. Самыми продаваемыми позициями в аптеке "А" являются препараты из "аптечки туриста" (активированный уголь, зеленка, перевязочные средства, средства при отравлениях, средства от комаров, презервативы, средства от похмелья и др.).

Аптека В находится вблизи женской консультации и детской поликлиники. Основными покупателями являются женщины и молодые мамы. Поэтому в аптеке В в большом ассортименте представлены лекарственные препараты для лечения гинекологических заболеваний, а также большой ассортимент товаров для новорожденных (бутылочки, соски, пустышки, детская косметика, детское питание).

Полезно воспользоваться наблюдениями персонала  торгового зала, данными о продажах по часам и дням недели, прямо  задать посетителям вопросы при  совершении покупки.

Понятно, что если аптека расположена в "спальном" районе, и основными ее посетителями являются люди с относительно невысоким  доходом, то в ассортименте должны преобладать  товары с низкой ценой. Если же аптека находится в центре города, и основными  покупателями являются сотрудники близлежащих  офисов крупных фирм, то в ее ассортимент  целесообразно включать больше дорогих  лекарственных препаратов, дорогой  лечебной косметики и т.д.

Увеличить товарный ассортимент можно тремя  основными способами:

- наращиванием  вверх - увеличением товарного  ассортимента в сторону более  дорогих товаров;

- наращиванием  вниз - увеличением ассортимента  в сторону более дешевых товаров;

- наращиванием  в обоих направлениях - увеличением  ассортимента как в сторону  более дорогих товаров, так  и в сторону более дешевых  товаров. 

... В  нужном количестве 

Каждый  руководитель аптеки знает, насколько  для финансового благополучия предприятия  важна рациональная структура товарного  ассортимента. Поэтому роль эффективного управления товарными запасами трудно переоценить.

Целью (и результатом) управления на этом участке является создание такой  структуры товарных запасов, которая  бы:

- отвечала  нормативным требованиям к ассортименту;

- максимально  удовлетворяла спрос покупателей;

- давала  максимальную прибыль аптеке  при минимуме издержек.

Для того чтобы иметь возможность систематически отслеживать и анализировать  структуру и динамику товарных запасов, информация о них должна быть упорядочена. Для этого практически в каждой аптеке сейчас используется система учета товарных запасов, работающая на базе персональных компьютеров.

Цель  процесса управления товарными запасами заключается в построении такой  системы товародвижения, при которой  в аптеке находился бы оптимальный  товарный запас, который пополнялся бы в оптимальные промежутки времени  оптимальным количеством товаров.

Одним из методов, позволяющих выявить  стратегические группы ассортимента на основе сопоставления количественных и стоимостных показателей, является так называемый АВС-метод управления товарно - материальными запасами.

Согласно  АВС-методу, запасы товаров делятся на 3 категории по степени экономической важности для аптеки и по их удельной стоимости.

Категория А включает ограниченное количество наиболее экономически значимых препаратов, которые требуют постоянного и скрупулезного учета и контроля. Данная группа составляет 70-80% объема продаж. Категория В состоит из тех видов товаров, которые имеют меньшую экономическую важность. На эту группу приходится 10-20% объема продаж. Категория С включает широкий ассортимент оставшихся товаров, ее доля составляет 10% от общего объема продаж (таблица). 

Таблица 

АВС-анализ ассортимента аптеки (пример) 

-----------+---------------------------------+-------------------¬

¦  Группа  ¦    Наименование лекарственных   ¦Доля группы в общем¦

¦          ¦           препаратов            ¦   объеме продаж   ¦

¦          ¦                                 ¦      аптеки       ¦

+----------+---------------------------------+-------------------+

¦Группа А  ¦Но-шпа, Анальгин, Корвалол,      ¦                   ¦

¦          ¦Нафтизин, Ампициллин,            ¦                   ¦

¦          ¦Цитрамон, Аспирин и т.д.         ¦       70%         ¦

+----------+---------------------------------+-------------------+

¦Группа В  ¦Аскорутин, Галазолин, Нистатин,  ¦                   ¦

¦          ¦5-Нок, Пенталгин, Парацетамол    ¦                   ¦

¦          ¦и т.д.                           ¦       20%         ¦

+----------+---------------------------------+-------------------+

¦Группа С  ¦Солкосерил, Либексин,            ¦                   ¦

¦          ¦Задитен, Максиган, Плантакс      ¦                   ¦

¦          ¦и т.д.                           ¦       10%         ¦

L----------+---------------------------------+-------------------- 

Кроме того, должна быть определена страховка, если будут наблюдаться колебания  спроса и поставок. Прежде чем перейти  к рассмотрению вопроса, как должен определяться размер страхового запаса в аптеке, следует подробнее остановиться на вопросе целесообразности его  создания.

Страховой запас товара - это специально созданный  запас некоторых видов товара, предназначенный для покрытия возможной  недостаточности обычных его  запасов. Страховой запас создается  для предотвращения экономических  потерь аптеки в случае отсутствия данного товара.

Очевидно, что иметь страховой запас  на все виды товаров, продающихся  в аптеке, нецелесообразно. Такой  запас имеет смысл создавать  лишь в том случае, если:

- отсутствие  товара может повлечь за собой  существенные экономические потери (упущенная выгода);

- аптека  обязана в любое время иметь  определенный уровень запасов  данного товара (обязательный ассортимент);

- наличие  определенного ассортимента необходимо  для поддержания престижа данной  аптеки в глазах покупателей.

Создание  и поддержание страхового запаса товаров является достаточно затратным  мероприятием. Поэтому при определении  перечня товаров, страховой запас  которых аптека решила поддерживать, вначале необходимо оценить, какой  экономический эффект это обеспечит.

Безусловно, перечень товаров, страховой запас  которых вы решаете создать, определяется в каждом случае индивидуально, но руководствоваться  следует все же экономическими соображениями. На величину страхового запаса влияют:

- колебания  спроса (средний - максимальный) в течение одного дня в штуках упаковок;

- колебания  сроков исполнения заказа (средний - максимальный) в днях.

Если  страховой запас создается для  покрытия дефицита в случае

нерегулярных  поставок при стабильном среднедневном  уровне спроса,

то количество упаковок в этом запасе определяется как произведение среднедневного расхода  данного товара (шт.) и максимального

количества дней задержки поставки данного товара в  обозримом

прошлом.

Если  страховой запас создается для  компенсации трудно предсказуемых  колебаний спроса, необходимо предварительно провести статистическое исследование, что не представляет никакой сложности  при условии использования системы  комплексной автоматизации аптеки. Полученные результаты экстраполируют на будущий период и исходя из полученных данных формируют страховой запас. 

... В  удобном месте в удобное время 

Эти факторы  в маркетинге аптеки являются составляющими  теми преимуществами, которые позволяют  вести успешную борьбу с конкурентами. При схожем ассортименте многих аптек, наличии на полках торговых залов  препаратов одних и тех же производителей решающими в борьбе за потребителя  становятся иные факторы. "Все для  удобства покупателей...". Этот принцип  с успехом можно применить  и в аптечной торговле.

Для чего потребитель приходит в аптеку? Ответ "приобрести медикаменты", безусловно, верный, но далеко не полный. Наряду с приобретением товара для клиента важны такие факторы, как удобный график работы аптеки, удобное расположение аптеки, наличие указателей, вывески, высокий уровень сервиса (внимательное отношение персонала к посетителям, быстрота обслуживания), возможность получить квалифицированную консультацию непосредственно у провизора и др. Все это стимулирует покупателя не только к тому, чтобы приобрести у вас нужный препарат сегодня, но и пользоваться именно вашими услугами в будущем.

Вот несколько  примеров, демонстрирующих "слабые стороны" аптеки в этом вопросе. Час  пик спроса в аптеке А приходится на вечерние часы, ориентировочно с 17.00 до 19.00, и меньше всего посетителей в обеденные часы. Однако график работы сотрудников составлен таким образом, что в час пик покупателей обслуживает два фармацевта, а с 12.00 до 16.00. - три. Или следующий пример. Автор статьи наблюдала такую ситуацию, когда пожилая клиентка попросила фармацевта отпустить ей диклофенак в таблетках, вместо чего фармацевт пробила упаковку диклофенака в ампулах. Женщина, покупавшая много раз препарат, удивилась вдруг резко изменившейся цене и тогда обратила внимание, что вместо таблеток купила ампулы. После долгих выяснений купленный товар был обменен.

С помощью  маркетингового анализа (путем анкетирования  покупателей или наблюдения) можно  определить оптимальный график работы, при необходимости увеличить  количество работающих сотрудников  в час пик, установить стандарты  обслуживания, а при необходимости  провести дополнительные собеседования  с сотрудниками с целью обеспечить надлежащий уровень сервиса и  т.д. 

Информация о работе Как преуспеть в аптечном бизнесе