Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 21:14, реферат
Сегодня для многих организаций, предоставляющих услуги, преуспевающее будущее зависит от понимания ожиданий и желаний клиентов. Признание значимости проведения маркетинговых исследований для достижения и поддержания качества предоставляемых услуг повышает возможности достижения успеха в бизнесе. Основными факторами, определяющими успешность предпринимательства в сфере услуг, являются поиск и использование данных относительно клиентов для дальнейшего планирования мероприятий маркетинга, а также разумная обратная связь между клиентами и служащими.
Маркетинговые исследования и анализ потребителя рынка услуг
Федорец
М.Н.,
аспирант Новосибирского
государственного технического
университета,
ведущий эксперт-аналитик
по маркетингу Агентства
МК (г. Новокузнецк)
Опубликовано в номере: Маркетинг в России
и за рубежом №6 / 2002
Сегодня для многих организаций, предоставляющих услуги, преуспевающее будущее зависит от понимания ожиданий и желаний клиентов. Признание значимости проведения маркетинговых исследований для достижения и поддержания качества предоставляемых услуг повышает возможности достижения успеха в бизнесе. Основными факторами, определяющими успешность предпринимательства в сфере услуг, являются поиск и использование данных относительно клиентов для дальнейшего планирования мероприятий маркетинга, а также разумная обратная связь между клиентами и служащими. Проведение маркетингового исследования поможет выявить совокупность вариантов, которой удовлетворяет предложение данных поставщиков услуг, и на этой основе скорректировать программу маркетинга с целью достижения конкурентоспособного преимущества. В случае предложения новой услуги проведение исследования позволит выявить критерии, которых потребители придерживаются, приобретая услугу, для включения новой услуги в совокупность рассматриваемых вариантов.
Маркетинговые исследования являются средством поддержания постоянного контакта с клиентами, помогающим понять механизм, применяемый ими при оценке процесса обслуживания перед закупкой, в течение предоставления услуги и после потребления.
Можно выделить следующие основные направления маркетинговых исследований рынка услуг:
Процесс маркетинговых исследований обычно начинается с формулирования проблемы и целей исследования.
Формулирование проблемы исследования почти всегда следует из пробелов информации о рынке, уже доступной руководству организации. Например, поставщик услуг может обладать всесторонними и современными данными относительно рынка своих текущих услуг, но может в результате проведения исследования обнаружить существование некоторых неудовлетворенных рыночных потребностей, которые необходимо рассматриваются как открывающиеся возможности для развития новых услуг.
Цели маркетинговых исследований в сфере услуг различны — вот некоторые из них:
Выбор методов
исследования (качественный или количественного
анализ) будет зависеть от цели проводимого
исследования, а также исходя из
источников доступной информации. Однако
следует отметить, что качественное
исследование — это исследование
и интерпретация ожиданий, мотивации
и поведения небольшой выборки
целевых потребителей. Оно поможет
определить параметры для будущих
исследований и выявить ключевые
критерии, которыми руководствуются
потребители при приобретении услуги
и которые могут быть измерены
количественным исследованием. Количественные
же исследования проводятся с целью
измерения отношения
Данные могут
быть собраны косвенно путем наблюдения
или через непосредственный контакт
с респондентом. Наблюдательные методы
требуют объективности и
Сбор первичной рыночной информации — часть исследования, которую лучше всего доверить маркетинговым агентствам, чем осуществлять самой организацией, предоставляющей услуги. Прежде всего потому, что респонденты скорее всего, дадут честные ответы третьим лицам, чем непосредственно представителям организации, проводящей исследование.
Этот элемент
честности, или объективности, является
особенно важным в сфере услуг, где
восприятие потребителями обслуживания
не может быть измерено отдельно от
образа организации, предоставляющей
услугу, и ее персонала. Например, респонденты
не могут оценивать степень
С одной стороны,
анализ качественной информации исследования
позволяет выявить отношения
между побудительными стимулами
и поведением потребителя —
Ожидания и
поведение различных сегментов
рынка услуг необходимо исследовать
отдельно, для чего ответы могут
подразделяться по следующим признакам:
правовым, экономическим, географическим,
демографическим, поведенческим
и т.п. Многие организации и фирмы, оказывающие
услуги, при проведении сегментации акцентируют
свое внимание на разделении рынка по
демографическому и географическому признакам.
В качестве единиц географической сегментации
могут выступать большие регионы, страны,
административно-
Однако, хотя демографические
и географические данные имеют практическую
ценность, поскольку доступны и хранятся
в удобном формате, в действительности
они не объясняют, почему существуют
различия в поведении потребителей.
Анализ различных групп клиентов,
имеющих общие потребности и
поведение в процессе приобретения
услуги, может иметь большую
Именно поэтому организации, предоставляющие услуги, и прежде всего коммерческие банки, страховые компании, туристические фирмы, имеют четкие наработки и подходы к сегментации рынков согласно типу клиентов. Пример данного подхода сегментации по отраслевому признаку корпоративных клиентов коммерческого банка и основные потребности каждого сегмента представлены в таблице.
Сегментация корпоративных клиентов банка по отраслевому признаку и их основные потребности
|
Анализ практики маркетинговых исследований в сфере услуг показывает все возрастающий акцент на исследованиях соблюдения стандартов качества предоставления услуг, а именно того, что клиенты хотят получить, а так же каковы мотивы покупательского поведения [13].
Одной из целей
проведения маркетинговых исследований
является определение факторов, влияющих
на решение потребителя о
Модели поведения потребителя дают отправную точку и концептуальную структуру для анализа процессов закупки. Они имеют практическую ценность для менеджеров по маркетингу, поскольку позволяют разработать основу стратегии маркетинга, а также могут применяться как прогнозирующий инструмент — с учетом набора параметров, лежащих в их основе.
Поведение потребителя на рынке услуг может быть подразделено на три этапа [12].
Стадия предпотребления включает ряд действий потребителя, которые он обычно предпринимает, прежде чем приобретет услугу, — начиная с выявления проблемы, сбора информации и заканчивая определением набора возможных вариантов. На этой стадии потребители определяются относительно своих желаний и ожиданий от приобретения услуги, а также выявляют приемлемые для себя варианты (некий стандарт). Причем явно или неявно этот стандарт может быть определен поставщиком услуги, самим потребителем или установлен на основе анализа и сравнения других подобных услуг. Следует отметить, что, поскольку услуги носят нематериальный характер, в любой ситуации предзакупки услуги остаются абстрактными.
Информация о работе Исследовании маркетинговых анализов и потребителя на рынке