Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:14, реферат
Автомобилестроение, как отрасль машиностроения зародилась в 80-90-х годах XIX века во Франции и Германии, а в конце XIX — начале XX веков в Англии, Австро-Венгрии (Богемия), Италии, США, Бельгии, Канаде, Швейцарии и Швеции в связи с объективной общественной потребностью в механизации сухопутных безрельсовых перевозок (прежде всего военных) и вытеснении из данной области человеческой деятельности мускульной силы животных (и людей).
По
мере роста взаимозависимости
Наиболее
важным инновационным фокусом
Особенно сильный рост ожидается в производстве гибридных двигателей – ежегодно на 21%, их доля достигнет 11% общего объема традиционных двигателей. К 2015 г. более 10% всех выпускаемых в мире автомобилей будут оснащаться гибридными двигателями. При этом 70% гибридных автомобилей будут представлять собой так называемые микрогибриды, в которых энергия торможения автомобиля используется для ускорения. Автомобили такого типа найдут рыночное признание в городских ареалах. Гибридная технология весьма универсальна, она может сочетаться со всеми видами топлива: бензином, дизельным топливом, природным газом и биотопливом.
Очень часто инновации оказываются бесполезными из-за того, что головные производители и поставщики компонентов не обладают достаточной информацией о требованиях и потребностях потребителей и не уделяют адекватного внимания инновационному маркетингу. Только одна из шести предлагаемых инноваций реально покупается. На рынке представлено слишком много сложных инноваций, потребитель вынужден ориентироваться среди них интуитивно. Все меньше и меньше водителей имеют представление обо всех функциях своего автомобиля. Даже достаточно известные функции остаются для многих скрытыми. Например, 70% германских и американских автолюбителей знакомы с антиблокировочной системой ABS, но лишь 40% знают, что представляет собой система электронного контроля устойчивости ESC. Хотя много дополнительных опций автомобиля со временем стали серийным оборудованием, число новых опций все время увеличивается. Например, в автомобиле BMW седьмой серии их число возросло с 14 в 1986 г. до 92 в 2006 г. Зачастую потребитель даже не догадывается, какую функцию выполняет та или иная дополнительная опция.
Разные
группы потребителей обладают различным
восприятием эффективности
Эксперты
опросили в крупнейших по объемам
рынка странах – Германии и
США – 550 новых покупателей автомобилей,
чтобы выяснить их предпочтения в
отношении систем пассивной безопасности,
с учетом бюджетных ограничений.
Кроме этого, исследовались познания
дилеров и их способность объяснять
инновационные преимущества потребителям.
Одновременно были опрошены головные
сборочные предприятия и
Результаты исследований показали, что водители просто перегружены информацией об огромном количестве инноваций и часто не ориентируются в них. Особенно это касается названий и аббревиатур (HCCI, JDLS, 4 Matic и т.д.). Была также выявлена преимущественная ориентация потребителей на снижение совокупных издержек владения автомобилем. Опрошенные однозначно заявили, что хотят высокого уровня мобильности по приемлемой цене. Все это свидетельствует, что потребители при покупке нового автомобиля основной акцент делают на мобильности, а не на инновациях.
Что касается дилеров, они при продаже автомобиля тратили на объяснения особенностей встроенных инноваций в среднем по 5 минут, причем многие вообще не уделяли этому внимание.
46%
всех инноваций компаний
Большая
часть автомобильных инноваций
разрабатывается и предлагается
поставщиками комплектующих в виде
дополнительных опций оборудования
автомобиля. Таким компаниям трудно
с достаточной точностью
Привлекательность тех или иных дополнительных опций зависит не только от структуры бюджета потребителя, но и от возрастных групп, а также регионов. Например, 45% европейских автолюбителей в возрасте свыше 55 лет предпочитают автоматическую коробку передач, в то время как лишь 21% более молодых потребителей соглашаются на нее в качестве дополнительной опции. В Германии 55% автолюбителей заказывают боковые подушки безопасности, а в целом по миру этот показатель составляет 46%.
В промышленно развитых странах за последние 20 лет средняя цена на новый автомобиль выросла на 100%, в то время как средний доход семьи – только на 50%. И этот разрыв продолжает увеличиваться из года в год. Причины такой ситуации в технологическом усложнении автомобиля, которое повышает издержки проектирования и производства, а также в растущем числе функций, необходимых для дифференциации автомобильных брендов. Этот процесс не может продолжаться бесконечно, в противном случае потребители сделают выбор в пользу меньших по размерам и функциям автомобилей, что не в интересах основных производителей.
Вот почему инновации по сокращению издержек превратились в основную цель автомобильной промышленности и по важности не уступают функциональным инновациям. Сложность в достижении этой цели заключается в том, что меры должны одновременно приниматься всеми участниками производственной цепочки.
Одновременно большое внимание уделяется снижению издержек проектирования. Все крупные автомобильные компании создают оффшорные центры исследований и разработок (прежде всего в развивающихся странах) с целью снижения инжиниринговых издержек и локализации исследований в области топливных систем. Модульный принцип проектирования способен сократить единичные издержки НИОКР и позволить компаниям производить широкий спектр моделей при сокращении их жизненного цикла.
Экономические
аспекты технологических
В период с 2000 по 2008 г. совокупный рост автомобильной промышленности составил 3,5% для сборочной отрасли и 5,7% для отрасли, поставляющей комплектующие и запасные части к автомобилям. За этот же период затраты на НИОКР сборочных компаний росли на 4,4% в год, а у поставщиков – на 5,5%, отражая усиливающийся процесс аутсорсинга в автомобильной промышленности. В целом в 2005 г. отрасль затратила на НИОКР около 68 млрд долл. Из них 61% пришелся на поставщиков, 31% – на сборочные компании и еще 8% – на компании инженерных услуг.
Наибольшие затраты на НИОКР в расчете на один автомобиль в период с 2000 по 2008 г. осуществляли компании BMW, DaimlerChraisler и Honda. Самые низкие показатели затрат на НИОКР были у компаний Suzuki, Renault-Nissan и Hyundai. В то время как компания BMW затрачивала на исследования и разработки при создании новой модели автомобиля 1,8 млн евро, компания Hyundai – только 120 тыс. евро, то есть в 15 раз меньше.
К
2015 г. около 10% всех автомобилей в Европе,
Китае и Индии будет приходиться на малобюджетные
машины стоимостью от 3 до 7 тыс. евро. Этот
сегмент находится под огромным давлением
издержек и обещает лишь небольшие прибыли.
Тем не менее большая часть сборочных
компаний стремится иметь в своих активах
проекты малобюджетных автомобилей. Хотя
затраты на НИОКР в этом сегменте вряд
ли окупятся в традиционных показателях
прибыли от продаж, они имеют огромное
стратегическое значение для сборочных
компаний в контексте разработки новых
материалов, модулей и технологий, которые
способны радикально снизить издержки
производства. На стадии зрелости будущие
низкозатратные технологии способны революционизировать
другие модели автомобилей.
Для
успешной разработки инноваций требуется
система взаимосвязанных
Такую
систему называют «Структурой инновационной
стратегии» (СИС). Не существует единой
СИС, которая подходила бы для всех компаний.
Для сборочных компаний можно выделить
шесть инновационных архетипов: это создатели
брендов, быстрые имитаторы, приспособленцы
к массовому рынку, революционеры дизайна,
оптимизаторы конечных стадий производственного
цикла, специалисты по оптимизации издержек
и производственного процесса (табл. 1).
Таблица
5. Инновационные
архетипы сборочных
автомобильных компаний
Подготовка инноваций | Акценты и сотрудничество | Бизнес-модель | Пример компаний | |
Создатели брендов | Продуктовые инновации, ориентированые на создание брендов; средние объемы призводства; ориентация на элитного конечного потребителя | Высокая специализация, сильная кооперация с поставщиками, аутсорсинг НИОКР | Ориентация на бренды премиального сегмента; сильная защита интеллектуальной собственности | BMW, Mercedes-Benz |
Быстрые имитаторы | Совершенствование инноваций и доведение их до массового рынка | Средний уровень специализации, выборочная кооперация, интенсивный аутсорсинг НИОКР | Ориентация на низкие издержки, сравнительно низкая степень защиты интеллектуальной собственности | Daewoo, Hyundai |
Приспособленцы к массовому рынку | Адаптируют и улучшают существующие продуктовые инновации | Широкий фокус производства, интенсивный аутсорсинг НИОКР, ограниченное участие в предпринимательских сетях с поставщиками | Ориентация на низкие издержки, слабая защита интеллектуальной собственности, ориентация на бренды. | Ford, GM |
Революционеры дизайна | Ориентация преимущественно на технологические инновации, переход от массового производства к поиску узких рыночных ниш | Инициаторы построения производственных сетей, модульный принцип проектирования, ограниченный аутсорсинг НИОКР | Инновации, ориентированные на снижение издержек, относительно сильная защита интеллектуальной собственности | Toyota, VW |
Оптимизаторы
конечного производственного |
Премиальные продуктовые инновации на основе использования новых систем и компонентов | Узкая специализация, очень ограниченный аутсорсинг НИОКР | Жесткий контроль над интеллектуальной собственностью | Porsche, Hummer |
Специалисты по оптимизации издержек | Инновации на основе новых технологий производства, ориентация на потребителя | Широкий фокус, средний уровень аутсорсинга НИОКР, формальное партнерство | Продукты с низкими издержками, относительно сильная защита интеллектуальной собственности | Kia, Dacia |
Некоторые
итоги
1. Для
России главная угроза связана
с наводнением внутреннего
2. Развивающиеся
рынки, особенно Индия и Китай, окажутся
движущей силой развития отрасли в ближайшие
20 лет. К 2030 г. почти 50% продаж в отрасли
будет приходиться на страны Азии. В развивающиеся
страны сдвигается также и производство
комплектующих. Однако структура размещения
конечных капиталоемких сборочных производств
не претерпит столь же глубоких изменений.
3. Большую
часть рынка будут занимать
небольшие, легкие в
4. Процесс
экономии на масштабах
5. В
нисходящей цепочке
Информация о работе Инновационный потенциал мировой автомобильной промышленности