Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:14, реферат
Автомобилестроение, как отрасль машиностроения зародилась в 80-90-х годах XIX века во Франции и Германии, а в конце XIX — начале XX веков в Англии, Австро-Венгрии (Богемия), Италии, США, Бельгии, Канаде, Швейцарии и Швеции в связи с объективной общественной потребностью в механизации сухопутных безрельсовых перевозок (прежде всего военных) и вытеснении из данной области человеческой деятельности мускульной силы животных (и людей).
|
История
Автомобилестроение, как отрасль машиностроения зародилась в 80-90-х годах XIX века во Франции и Германии, а в конце XIX — начале XX веков в Англии, Австро-Венгрии (Богемия), Италии, США, Бельгии, Канаде, Швейцарии и Швеции в связи с объективной общественной потребностью в механизации сухопутных безрельсовых перевозок (прежде всего военных) и вытеснении из данной области человеческой деятельности мускульной силы животных (и людей).
С
середины XX-го века автомобилестроение
относится к зрелым отраслям промышленности
с высокой (и все возрастающей)
степенью монополизации. В 1913 г. Появляется
сборочная линия на заводе Форда.
В 1930-х годах
В
1950–60-х автомобильная
К 1980-м распространение в
Мировое
производство автотранспорта
В
первом десятилетии XXI века наиболее бурными
темпами развивается
Кризис
и мировой автопром
В 2008 году с началом мирового финансового кризиса автомобилестроение оказалось в числе самых депрессивных отраслей глобальной экономики. Концерны GM и Chrysler были вынуждены уже осенью 2008 года обратиться к правительству США за многомиллиардными кредитами, без которых их выживание стало практически невозможным. Аналогичные кредитные запросы к своим национальным правительствам предъявили и автопроизводители Европы и России.
В начале 2010-х в следствие мирового финансового кризиса в мировом автомобилестроении началась уверенная смена стран-лидеров, в особенности в отношении ранее первенствовавшего американского автопрома, представленного Большой тройкой. Причём, на собственном рынке Большая тройка впервые была потеснена ещё в начале 1980-х японским автопромом, представленным компаниями Toyota, Nissan, Honda, Mitsubishi и т. д., а в конце 20 века на мировом рынке активно развернулись и европейскими автопродуценты, включая концерны Volkswagen Group, Daimler, BMW, Renault, PSA Peugeot Citroën, FIAT и т. д.
Суммарный
объем производства автомобилей
в мире за 2009 год составил 61,7 млн
(-12,8 % к 2008 году)[12]. В 2010 году мировой автопром
начал выходить из рецессии, так продажи
возросли предварительно до 68,5–70 млн
автомобилей против 51,3 млн в 2009-м. В 2011
мировые продажи могут достигнуть уровня
в 75–85 млн автомобилей.
Автомобильная
промышленность: перспективы
развития после кризиса
Тем не менее и российское автомобилестроение, благодаря прежде всего программе утилизации старых автомобилей, показывает заметные признаки оживления: в мае 2010 г. в стране было продано на 25% больше автомобилей по сравнению с маем прошло года, на 40% увеличились продажи АвтоВАЗа. Как заявил глава альянса Renault-Nissan Карлос Гон, нынешний год станет рекордным для глобального автопрома, при этом рост будет обеспечен в том числе за счет России: только АвтоВАЗ продал в 2010 г. 600-700 тыс. автомобилей.
Активное стимулирование государствами продаж новых автомобилей связано со значительной ролью автомобильной промышленности в их экономическом развитии. Доля этой отрасли в машиностроительной продукции Южной Кореи, например, достигает 10%, Японии – 12%, Германии – 14%. Еще выше эта доля в совокупном экспорте: в Японии – 25%, Германии – 20%, Южной Корее – 15%.
Поддержка государства состоит как в стимулировании продаж новых автомобилей, так и в прямой поддержке отрасли. Это могут быть субсидирование кредитов, бонусы на утилизацию старых и покупку новых автомобилей, займы, гарантии по кредитам, стимулирование производства энергоэффективных автомобилей. Государственная поддержка осуществлялась также в форме прямых государственных займов и субсидий компаниям и вмешательства в процессы реструктуризации отрасли. Наиболее известными примерами являются поддержка американским правительством компании General Motors и германским – компании Opel.
В США и Германии программы утилизации автомобилей были настолько успешными, что финансовые ресурсы, выделенные на эти цели, иссякли задолго до дат окончания программ. Размер субсидий и бонусов зависел от типа автомобиля, его возраста и уровня эмиссии выхлопных газов, составляя в среднем от 1500 до 2500 долл. (максимальное значение достигало в США 4500 долл., в Германии – 3000 долл.). По некоторым расчетам, в США рост продаж автомобилей в результате программ государственной поддержки обеспечил 1,7 процентных пункта роста ВВП страны в третьем квартале 2009 г.
В России программа утилизации старых автомобилей стартовала лишь 8 марта 2010 г. Размер бонуса составил 50 тыс. рублей на покупку нового автомобиля. На всю программу, действие которой предполагалось завершить к 1 ноября 2010 г., было выделено 11 млрд. рублей. Однако эти меры оказались настолько успешными, что, по словам В. Путина, программа может быть расширена за счет включения в нее и грузовых автомобилей.
Тренды мирового рынка
Для
того чтобы эти амбициозные
В 2005 г. 25% объема продаж и 35% мирового производства автомобилей приходилось на страны Азии, из которых только на Японию – около 10%. К 2030 г. на этот регион будет приходиться почти 50% продаж и 60% производства. Китай и Индия, с их самым большим в мире населением и его растущим благосостоянием, окажутся мотором роста отрасли в следующие 20 лет, полагает Ананд Махиндра, вице-президент и управляющий директор индийской автомобильной компании Maxindra and Maxindra.
Несмотря на преимущества азиатских стран в части производственных издержек, сборочные заводы в Японии и Западной Европе сохранятся, а США останется мировым лидером по показателям производительности труда в отрасли. Сборочное производство станет еще более капиталоемким.
Бедный,
но обширный массовый рынок Индии
и Китая стимулирует
Велика вероятность, что малобюджетные автомобили увеличат свою долю и на рынке развитых стран. К 2020 г., как полагает Андреас Андрикопулос, управляющий директор крупнейшего в Европе автомобильного дилера Singelidis Group, будет выпускаться заметно меньшее число моделей и автомобильных платформ, а размеры двигателей сократятся.
Демографический
фактор будет способствовать тому,
что в развитых странах, особенно
в Японии, появятся автомобили для
пенсионеров. Они будут просты в
управлении и обслуживании и доступны
для потребителей с низкими доходами.
Инновационный
потенциал
Главный акцент будет сделан на использовании экологичных видов топлива и гибридных технологий. К 2030 г. четверть выпускаемых в мире автомобилей станет использовать альтернативные виды топлива или гибридные двигатели. С учетом возможной волатильности нефтяных цен и потребностей Китая и Индии в импорте нефти их доля может оказаться даже больше.
Ожидается,
что все больший объем ИТ-
Изменятся
и отношения производителей с
поставщиками комплектующих. Поставщики
останутся сердцем
В этих условиях критическим фактором успеха окажется совместное участие в использовании знаний. Для того чтобы эффективно реагировать на изменение спроса со стороны конечного потребителя, а также для более тесного сотрудничества с поставщиками автомобильные компании вынуждены делиться информацией со всеми участниками производственной цепочки. В результате произойдет существенный сдвиг в ИТ-инвестициях от текущих затрат на финансовую отчетность и общую коммуникационную инфраструктуру к инвестициям в управление знаниями, цепочками снабжения и поставок и в разработку новых товаров и услуг.
Более пристальный взгляд на структуру инновационных затрат, осуществляемых компаниями конечной сборки автомобилей (так называемыми OEM – original equipment manufacturer) и компаниями-поставщиками, показывает, что около 40% всех инвестиций в инновации никогда не внедряются в автомобили или не производятся в больших объемах из-за отсутствия спроса со стороны рынка. Из оставшихся примерно 20% инновационных расходов направляется в серийное производство. Еще 20% идет на удовлетворение разнообразных законодательных требований и не определяет специфику автомобиля. Обычно такие инновации также не окупаются. И только 20% представляет собой эффективные инновации. Именно за них и происходит борьба на рынках.
Только
10% автомобильных технологий, находящихся
в стадии разработки, имеет шанс
стать по-настоящему прорывными. Такие
технологии сочетают в себе рыночный
и инновационный потенциалы. К
первому относятся
В то же время прорывные технологии имеют высокий уровень риска. Чем больше инновационный шаг, тем выше риск разработки. Потенциал рынка является очень изменчивой категорией. Взять, например, электрохимические преобразователи топлива (fuel cell): они, разумеется, высокоинновационны по сравнению с традиционными силовыми агрегатами, однако в настоящее время рыночный потенциал для них чрезвычайно мал. Причины – непредсказуемость в эксплуатации, неопределенности в ценообразовании и зависимость от специальных видов топлива. Тем не менее ситуация может со временем измениться и превратить преобразователи топлива в прорывную технологию.
Можно
выделить три долговременных базовых
инновационных тренда. Электротехника
и электроника останутся
Информация о работе Инновационный потенциал мировой автомобильной промышленности