Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2011 в 19:28, курсовая работа
Целью курсового проекта является изучение ассортимента и проектирование ассортиментной политики ИП Когай В.Б. Цель проекта предопределила круг взаимосвязанных задач, решение которых составило содержание настоящей работы:
- раскрыть теоретические основы ассортиментной политики;
- выявить основные тенденции ассортиментной политики предприятия;
- спроектировать стратегии ассортиментной политики.
Введение
1Теоретические основы ассортиментной политики_______________________6
1.1 Общая характеристика товара______________________________________6
1.2 Формирование ассортимента и управление им________________________7
1.3 Товарный знак, брэнд, упаковка, маркировка товара__________________15
2 Анализ ассортиментной политики ИП Когай В.Б______________________19
2.1 Анализ ассортиментных групп____________________________________19
2.2 ABC –анализ____________________________________________________20
2.3 Точка безубыточности продаж ассортиментной группы «Хлеба»________22
2.4 Жизненный цикл товара__________________________________________23
2.5 Анализ прибыльности товарных групп______________________________24
3 Проект ассортиментной политики на предприятии ИП Когай В. Б________26
3.1 Стратегии ЖЦТ_________________________________________________26
3.2 Матрица БКГ___________________________________________________27
3.3 Стратегии принятия окончательного решения________________________29
3.3.1Модифицированная матрица Мак Кинзи___________________________29
3.3.2 Стратегии управления ассортиментом_____________________________30
Заключение
Библиографический список
Наряду с производством различных товаров предприятие оказывает определенные услуги, необходимые для обеспечения продаж и эксплуатации данных товаров. Совокупность таких услуг принято считать сервисным обслуживанием. Предпродажное сервисное обслуживание обусловлено необходимостью подготовки товара к продаже и его использованию, а также целесообразностью консультирования и обеспечения потенциальных потребителей необходимыми документами. Гарантийное и послегарантийное обслуживание необходимо для обеспечения эффективного потребления товаров.[4]
2АНАЛИЗ
АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ИП
2.1 Анализ
ассортиментных групп
Весь ассортимент предприятия ИП Когай В.Б. разобьем на 10 товарных групп и найдем их глубину, ширину и насыщенность.[3]
Таблица 1 Ассортиментные группы
Название группы | Товарные позиции |
1. Хлеба | Хлеб 1 сорт 0,6кг, «Бородинский» 0,4кг, «Деревенский» 0,55кг, «Мариинский» 0,4кг, «Свежий» с витаминами и железом 0,4кг, Хлеб 1 сорт 0,3кг, 2 сорт 0,6кг, Горчичный 0,5кг, Гречишный, Луковый 0,4кг, Отрубной 0,4кг, «По-домашнему» 0,8кг, Пшеничный ржаной 0,6кг, Солодовый 0,28кг, Солодовый 0,5кг. |
2. Булки - батоны | Батон «Нарезной», батон «Бутербродный», батон «Плетенка», батон «Хала», батон луковый, батон с изюмом, батон с кунжутом, батон с маком, батон с тмином, булка «Ароматная», булка «Детская», булка «Любительская», булка «Сдоба», булка 0,075, булка 0,1кг, булка 0,350кг, булка 0,5кг, булка 0,6кг, булка «Кулич», булка праздничная с маком, плюшка, булка с орехами, булка сдобная, булочка с марципаном, булочка соленая, булочка с повидлом, витушка, губадия, крендель Петровский, круасаны, кулич, мютаки, Нан бухарский, сдоба выборгская, сдобная мелочь. |
3.Пироженое | Кольцо заварное, кольцо с орехами, корж, зефир, «Корзинка», «Школьное», «Бисквитное», «Бисквитное с кремом», «Воздушное», «Заварное», «Картошка в шоколаде», «Лотто», «Медовое», «Медок», «Осеннее», «Персик», «песочное», «Птичье молоко», «Птичье молоко в шоколаде», «Снежок», пицца, «Картошка», «Ромовая баба», «Сахарные шараки», слойка воздушная, сосиска в тесте, тарталетки, турбинка. |
4. Пряники | «Любимые», «Маковка», ванильные, глазированные, Городецкие, Забава, кокосово-ореховые, кокосовые, фруктовые, шоколадные. |
5.Кексы-рулеты | Рулет ванильный с маком, рулет Калейдоскоп, рулет кремовый, рулет фруктовый, рулет цветной, кекс «Столичный», 0,075кг, кекс «Столичный» 0,150кг, кекс «Шахматный». |
6.Сухари | 0,3кг, ванильные 0,3кг, ванильные 1кг |
7. Тесто | - |
8.Торты | «К Рождеству», «Баварский», «Бисквитный», «Золотой век», «Крем-брюле», «Медовый», «Муравейник», «Птичье молоко», Чак-чак. |
9.Печенье | Золотистые палочки, «Березовое полено», «Кокосовый рай», «Курабье», «Домашнее», «Кокосовый рай», «Кошачьи лапки», «Лира», «Персик», песочное, песочно-ореховое, рогалики, печенье с изюмом, с орехом, Уфимское. |
10.Пироги | Песочный, с капустой, с курагой, с рыбной консервой, яблочный. |
Широта ассортимента=10; Глубина (Хлеба)=15;
Глубина (Булки – батоны)=36; Глубина (Пирожное)=28;
Глубина (Пряники)=10; Глубина (Кексы-рулеты)=8;
Глубина (Сухари) =3; Глубина (Тесто)=1;
Глубина (Торты)=9; Глубина (Печенье)=15;
Глубина (Пироги)=5; Насыщенность ассортимента = 140.
Ассортимент
ИП Когай В. Б. достаточно широкий. Самые
глубокие ассортиментные группы «Булки
– батоны», «Пироженое», «Печенье» и «Хлеба».
Ассортимент ИП Когай В. Б. отличается
большой насыщенностью (140 товарных позициы).
2.2 АВС
– анализ
Для определения наиболее рентабельных ассортиментных групп проведем ABC- анализ, в результате которого все ассортиментные группы разделятся на три блока, в зависимости от объема продаж.[3]
Таким образом, в группу А входят самые главные продукты, требующие повышенного внимания, от их реализации зависит эффективность деятельности предприятия, они составляют 78,1% от всего объема продаж и 39,2% от имеющегося ассортимента. В группу В входят товары составляющие 18,9% то общего объема продаж и 30,8% от ассортимента. Из этого блока можно выделить группы «Пироги» и «Пирожное» и перевести их в блок А за счет увеличения объема продаж, стимулируя спрос на товары этих групп и создавая новые виды товаров. В группу С входят товары составляющие 3,9%; от общего объема пролдаж и 30,4% ассортимента. В этом блоке находятся устаревшие товары ( «Пряники», «Сухари»). Их необходимо усовершенствовать (рецептуру, упаковку). Также здесь находится новый товар – тесто, спрос на который необходимо развивать.
Т.о. в группу А входит 20% продуктов, которые обеспечивают 78,1% оборота фирмы, на этой группе реализуется правило Паретто (20/80).
Таблица 2 Исходные данные для АВС – анализа
№ | Название товарной группы | Доля каждой в общем объеме, % | Доля нарастающим итогам | Объем продаж, тыс. руб. | Доля от общего объема продаж, % | Доля нарастающим итогам | Группа |
1 | Хлеба | 10 | 10 | 11641,44 | 60,6 | 60,6 | А |
2 | Булки-батоны | 10 | 20 | 3361,8 | 17,5 | 78,1 | |
3 | Пироги | 10 | 30 | 1479,19 | 7,7 | 85,8 | В |
4 | Пирожное | 10 | 40 | 1344,72 | 7 | 92,8 | |
5 | Рулеты-кексы | 10 | 50 | 806,83 | 4,2 | 97 | |
6 | Торты | 10 | 60 | 192,1 | 1 | 98 | С |
7 | Печенье | 10 | 70 | 172,89 | 0,9 | 98,9 | |
8 | Тесто | 10 | 80 | 96,05 | 0,5 | 99,4 | |
9 | Пряники | 10 | 90 | 96,05 | 0,5 | 99,9 | |
10 | Сухари | 10 | 100 | 19,12 | 0,1 | 100 |
Рисунок 1 АВС – анализ
2.3 Точка безубыточности продаж ассортиментной группы «Хлеба»
Анализируя ассортиментную политику,
необходимо определить точку безубыточности,
в которой полученный доход, покрывает
все расходы на производство продукции.
Таблица 3 Исходные данные для анализа безубыточности.
Объем реализованной продукции | Переменные затраты, руб. | Постоянные затраты, руб. | Выручка, руб. |
1 | 9,06 | 148 | 10,8 |
10 | 90,6 | 148 | 107,5 |
20 | 181,2 | 148 | 216 |
30 | 271,8 | 148 | 324 |
40 | 362,4 | 148 | 432 |
50 | 453 | 148 | 540 |
Рисунок 2. Точка безубыточности
Точка А – точка безубыточности.
Т.о. товар, проданный в количестве менее
21 шт., будет убыточным, а продажи сверх
точки безубыточности будут приносить
доход.
2.4. Жизненный цикл товара
Для того, чтобы реализация продукции
приносила прибыль, необходимо, чтобы
ассортиментные группы, входящие в ассортимент,
находились на разных стадиях жизненного
цикла. Для формирования правильной ассортиментной
стратегии определим стадии жизненного
цикла каждой ассортиментной группы.[3]
Таблица 4 Исходные данные для определения фазы ЖЦТ
Ассортиментная группа | Выручка в 2006 году, тыс. руб. | Выручка в 2007 году, тыс. руб. | Изменение выручки, тыс. руб. |
Хлеба | 7975,41 | 11641,44 | +3666,03 |
Булки-батоны | 2059,32 | 3361,8 | +1302,48 |
Пироги | 95,23 | 1479,19 | +1383,96 |
Пирожное | 1023,71 | 1344,72 | +321,01 |
Рулеты-кексы | 476,14 | 806,83 | +330,69 |
Торты | 59,52 | 192,1 | +132,58 |
Печенье | 71,42 | 172,89 | +101,47 |
Тесто | 95,23 | 96,05 | +0,82 |
Пряники | 11,9 | 96,05 | +84,15 |
Сухари | 35,71 | 19,21 | -16,5 |
µ=730,67
δ=1093,64
(µ-0.5δ) =183,85
(µ+0.5δ) = 1277,49
Т.о.
ассортимент ИП Когай В. Б. состоит из товаров,
находящихся на различных стадиях ЖЦТ.
Группы «Хлеба», «Булки-батоны» и «Пироги»
- на стадии роста (соответственно 3666,03›1277,49;
1302,48›1277,49; 1383,96›1277,49). Ассортиментные
группы «Пирожное» и «Рулеты-кексы» находятся
в фазе зрелости и насыщения. И в фазе спада
находятся ассортиментные группы : «Торты»,
«Печенье», «Тесто», «Пряники», «Сухари»
2.5. Анализ прибыльности товарных групп
Маржинальная прибыль = Выручка - Переменные издержки
Кзн=Доп*Рмарж*Кобз, где
Таблица 6. Ранжирование товарных групп по коэффициенту значимости
Товарные группы | Доля в объеме продаж | Ранг, Доп | Доля в маржинальной рентабельности, % | Ранг, Рмарж | Коэффициент оборачиваемости товарных запасов, дней | Ранг, Кобз | Коэффициент значимости, Кзн (2*4*6) | Ранг,Кзн |
1.Хлеба | 60,6 | 1 | 50 | 1 | 583,91 | 1 | 1 | 1 |
2. Булки-батоны | 17,5 | 2 | 20 | 2 | 2265,69 | 2 | 8 | 2 |
3.Пироги | 7,7 | 3 | 10 | 3 | 50961,61 | 6 | 54 | 4 |
4. Пирожное | 7 | 4 | 9 | 4 | 4549,15 | 3 | 48 | 3 |
5. Рулеты-кексы | 4,2 | 5 | 6 | 5 | 9706,09 | 4 | 100 | 5 |
6. Торты | 1 | 6 | 2 | 6 | 78099,52 | 8 | 288 | 6 |
7. Печенье | 0,9 | 7 | 1,5 | 7 | 67998,83 | 7 | 343 | 7 |
8. Тесто | 0,5 | 8 | 0,6 | 9 | 49018,86 | 5 | 360 | 8 |
9. Пряники | 0,5 | 9 | 0,7 | 8 | 354915,58 | 10 | 720 | 9 |
10. Сухари | 0,1 | 10 | 0,2 | 10 | 155007,5 | 9 | 900 | 10 |
Итого | 100 | - | 100 |
Кобз – ранг коэффициента оборачиваемости товарных запасов
Кобз = Средняя стоимость запасов \ Себестоимость реализованной продукции* 365
Доп - ранг доли в объеме продаж (в ден. ед.)
Рмарж – ранг доли в маржинальной рентабельности
На основе данных таблицы 6 можно сделать
вывод, что наиболее выгодным является
производство товарной группы «Хлеба»,
затем «Булки-батоны», «Пирожное» и т.
д.[6]
3 ПРОЕКТ
АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ НА
3.1 Стратегии
ЖЦТ
Для товаров, находящихся в фазе роста, необходимо использовать следующие маркетинговые стратегии:
1.Стратегия интенсивного маркетинга (высокая цена и высокий уровень затрат на операционный маркетинг)
2. Стратегия резкого увеличения своей доли рынка. Цель стратегии: увеличение доли рынка или повышение рентабельности за счет максимального использования массового производства.
3. Стратегия дифференциации или резкого различия. Стратегия предполагает наличие ноу-хау. Фирма создает ситуацию конкуренции, обладает значительной рыночной силой.
4. Стратегия варьирования элементами маркетингового комплекса. Включает: стратегию обороны, стратегию инновации и технологического совершенствования, стратегию консолидации рынка посредством интенсивного сбыта и политики товарной гаммы, покрывающей все сегменты рынка, освоение выпуска новых товаров.
Для товаров, находящихся в фазе зрелости и насыщения:
1. Стратегия поддержания объема сбыта на определенном уровне. Сохранение существующей рыночной доли и уровня прибыльности.
2. Стратегия производственной диверсификации направлена на рост продаж за счет разработки улучшенных товаров.
3. Стратегия добавления характеристик товара (вкус, запах, форма, состав).
Для ассортиментных групп, находящихся в фазе спада («Торты», «Печенье», «Тесто», «Пряники», «Сухари») необходимо использовать стратегии: