Анализ современного состояния Российского рынка туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 14:12, реферат

Краткое описание

Рынок - это сфера обмена. Предметом обмена на туристском рынке являются туристские услуги, которые представляют собой деятельность различных предприятий туристской индустрии (гостиниц, ресторанов, перевозчиков, предприятий досуга, организаторов путешествий и др.) по удовлетворению путешественников в различного рода услугах. Анализируя рынок туристских услуг, мы сознательно ограничиваем сферу нашего исследования системой экономических отношений лишь в одном, но очень важном сегменте туристской индустрии - деятельности туристических фирм. По определению туристические фирмы как организаторы путешествий и обслуживания туристов представляют собой стержневое звено в системе рыночных экономических отношений в туристской индустрии. Следует также отметить, что, несмотря на свою очевидную значимость, именно эта сфера рыночных отношений в индустрии туризма до настоящего времени остается недостаточно освещенной.

Оглавление

Введение _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 3-4
1. Этапы развития частного сектора российского рынка
предложения по организации туристских путешествий_ _ _ _ _ 5-8
2. Тенденции развития российского туристского рынка_ _ _ _ _ 9-11
3. Особенности потребительского спроса на туристские услуги 12
4. Международный аспект_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 13-16
Литература_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 17

Файлы: 1 файл

Анализ современного состояния Российского рынка туристских услуг.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Объединения гостиниц чаще всего касаются отдельных сфер деятельности, например маркетинга. Члены объединения представлены в глобальных сетях бронирования, Интернете, в каталоге объединения, публикациях в сетевых информационных бюллетенях, на туристских выставках и ярмарках. Действует совместная программа обучения и повышения квалификации персонала.

Происходит объединение туристических  фирм с финансово-кредитными организациями, что дает возможность усилить  финансовый потенциал компании, расширить  клиентскую базу, сбытовую сеть. Так, объединение туристической компании «Инна Тур» с холдингом «Госинкор» позволило компании открыть свои представительства в С.-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Томске, Тольятти. За два года, 2001-2002 гг., оборот «Инна-Тур» вырос с 40 до 120 млн. долл., число обслуженных компанией туристов возросло до 550 тыс. Однако этот опыт оказался не вполне удачным - бывшим владельцам «Инны Тур» пришлось покинуть холдинг. Видимо, сказалась недостаточно детальная проработка правовой базы объединения, вопросов оценки интеллектуальной собственности и предпринимательской способности, процесса принятия стратегических решений.

Развивается процесс укрупнения туристических  фирм за счет увеличения штатной численности, расширения офисных помещений, открытия филиалов и развития новых направлений сферы услуг. Например, «Роза ветров» со времени основания выросла из крошечного агентства в группу компаний со штатом 70 человек и оборотом 10 млн. долл. В настоящее время группа «Роза ветров» объединяет пять подразделений, в том числе управляющую компанию, центр красоты и здоровья «Арт-Мед», фирмы, специализирующиеся по внутреннему туризму, туроператорской и турагентской деятельности .

Начиная с 2000 г. активно развивается  процесс становления сетевой  торговли туристскими услугами. Сетевая торговля туруслугами представлена объединениями юридически самостоятельных операторских компаний и турагентств, выступающих под единым брендом. На отечественном рынке в настоящее время работают около 10 сетевых операторов, среди них «Магазин горящих путевок», «Туринфо Глобал трэвел», «Метрополь-экспресс», Greenex, «Куда.ru», «Роза ветров».

Сетевые объединения создаются  на основе договора франчайзинга. При  заключении договора управляющая компания (франчайзор) передает турагентству (франчайзи) свои коммерческие секреты, проводит обучение сотрудников франчайзи, предоставляет ему право выходить на рынок под своим брендом, оказывает поддержку по менеджменту и ведению бизнеса, включает его в свои информационные базы данных, телефонные справочники, оказывает помощь в рекламе. Предоставляя франчайзи право использования своего товарного знака, франчайзор требует от него выполнения определенных правил, касающихся текущих операций в бизнесе.

Получая столь серьезную  поддержку от франчайзора, франчайзи  берет на себя обязательство отчислять  на регулярной основе определенный процент от выручки по франчайзинговым операциям. При этом франчайзи не теряет своей юридической самостоятельности и имеет право на ведение собственного бизнеса. Франчайзи обязаны предоставлять отчет о продаже франчайзингового продукта, чтобы определить сумму отчислений франчайзору.

Основная идея вхождения в сеть состоит в возможности подключения  к фирменным технологиям управляющей  компании. Все участники франчайзингового соглашения должны следовать определенным стандартам в финансовой, технологической и административной работе. По своему определению сетевая торговля требует максимальной стандартизации во всем, начиная от выбора поставщиков и кончая технологиями продаж. Особые требования предъявляются к качеству турпродукта, который должен максимально удовлетворять всех участников проекта. Стремясь сохранить свои корпоративные секреты, управляющие компании требуют от своих франчайзи выполнения обязательства не входить в другие сети.

Большинство франчайзинговых  компаний работает в Москве. Исключение, пожалуй, составляет сеть Greenex, которая началась с агентства в Екатеринбурге. В 1999 г. она открыла свой офис в Москве. В настоящее время Greenex объединяет 13 агентств: помимо 7 московских, действуют агентства в Челябинске, Перми, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. В 2001 г. Greenex запустила новую программу «АСУ-Greenex», разработанную конкретно под функциональную схему сети. Наиболее важным компания считает технологическое взаимодействие операторов-поставщиков и агентов, организацию системы контроля и рекламную работу. Другое направление крупных инвестиций - открытие новых точек продажи. Затраты на подготовку и оснащение одной торговой точки составляют около 80 тыс. долл. Офисы Greenex оборудуются по единому стандарту при точном следовании корпоративному стилю. Срок окупаемости нового офиса составляет 1,5-2 года. Руководство Greenex также довольно своими результатами, основные показатели работы сети в 2001 г. выросли в 1,5-2 раза. Постоянная клиентская база сети составляет около 10 тыс. человек, показатель повторных обращений - 70%.

На российском туристском рынке  активно ведут себя финансовые структуры, которые создают туристические  фирмы по собственным инвестиционным проектам. В 2001 г. финансовая группа «Тантьема» создала в России сеть бюро путешествий, используя современные западные технологии. Принципы работы сети разрабатывались с привлечением американских и европейских консультантов. Держателем торговой марки является новая компания «Туральянс». Компании сети обеспечены единой информационной системой, корпоративными тренингами, собственной маркетинговой службой, занимающейся исследованиями рынка и надежности туроператоров.

Новое сетевое объединение входит в пул «Шесть семерок», что дает ему ряд преимуществ. «Шесть семерок» представляет собой крупный торговый пул. В него входят такие крупные компании, как «М.Видео», «Седьмой континент», «Спортмастер», «Арбат Престиж» и др. Эти названия хорошо известны российским потребителям, они имеют надежную репутацию. Являясь равноправным партнером этих фирм, «Туральянс» участвует в совместной рекламе пула на радио, телевидении, в прессе. Членство в пуле автоматически поднимает престиж бренда.

Сеть успешно развивается благодаря  поддержке сильного финансового  инвестора. В настоящее время  в сеть входят 17 собственных бюро путешествий и множество франчайзинговых агентств, которые управляются по единым стандартам, изложенным в «Корпоративной книге». Требование соответствия стандартам, в частности, включает унифицированность офисов, уникальное внутреннее оформление офиса, обязательную фирменную одежду для менеджеров. Сильной стороной Туральянса является высокая технологичность операций, активное использование электронных продаж через сайт «куда.ру» в Интернете, а также участие в пуле «Шесть семерок», от которого выигрывает конечный потребитель. По клубным картам клиентам турфирмы предоставляются скидки на услуги и товары у остальных членов пула.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности потребительского  спроса на туристские услуги

 

Универсальные статистические наблюдения содержат данные, характеризующие демографическую ситуацию, уровень жизни населения, развитие рынков товаров и услуг, в том числе услуг туризма и отдыха. Наибольший интерес с точки зрения характеристики спроса на туристские услуги представляют данные об уровне и структуре денежных доходов населения, структуре конечного потребления домохозяйств, составе и структуре расходов на конечное потребление, включая расходы на оплату услуг. Так, в 1999 г. в структуре потребительских расходов домашних хозяйств расходы на покупку продуктов питания составили 51,3%, расходы на покупку непродовольственных товаров - 30,2%, расходы на оплату услуг - 13,9%, в том числе на оплату санаторно-оздоровительных услуг - 0,5% .Доля расходов населения на покупку товаров и оплату услуг в структуре использования денежных доходов составила в 2001 г. почти 75%, а в 2002 г. - 73%.

Вследствие значительной социальной дифференциации российского общества разные социальные группы по-разному  относятся к услугам туризма  и отдыха. По 10%-ным группам обследуемого населения на группу с самым низким уровнем благосостояния приходится лишь 0,3% расходов на санаторно-оздоровительные услуги, в то время как по группе населения с наивысшими доходами этот показатель равен 43,4%. Доля расходов на оздоровительный отдых превышает 10%-ный барьер лишь в 7, 8, 9 и 10-й группах, что свидетельствует о том, что туристские услуги доступны в настоящее время группам населения с доходом, выше среднего. Большая часть всех потребительских расходов на санаторно-оздоровительные услуги (91,4%) производится представителями седьмой, восьмой, девятой и десятой социальных групп, располагающих наибольшими денежными доходами.

В связи с сегментацией спроса на туристские услуги и доступностью услуг для наиболее зажиточных слоев  населения универсальные статистические наблюдения не могут в полной мере удовлетворить профессиональных организаторов туризма, которым требуется более детальное исследование туристского спроса. Специализированные консультационные фирмы проводят целевые исследования спроса на туристские услуги, однако их мощности позволяют получить данные только в региональном разрезе по целевым сегментам.

Проникновение ТНК в российский гостиничный сектор способствует интернационализации  производства туристских услуг. Приобретение путевки на отдых в России не означает приобретения услуг отечественных производителей. Например, крупнейший отель «Лазурная» в самом популярном отечественном курорте г. Сочи управляется международной цепью «Рэдиссон САС».

 

 

 

4. Международный аспект

 

Российский рынок международного туризма охватывает совокупный спрос резидентов на путешествия внутри страны и за рубеж, а также спрос нерезидентов на туристские услуги внутри страны, поддержанные соответствующим предложением со стороны профессиональных организаторов туризма и поставщиков туристских услуг.

Спрос резидентов на путешествия внутри страны и за рубеж обладает особой подвижностью, что приводит к возрастанию  объемов внутреннего туризма  за счет сокращения туристских потоков  за рубеж, и наоборот. Данная тенденция проявляется особенно ярко в период кризисов, как это случилось, например, в 1998 г., либо в период экономического роста. В 2002 г. по сравнению с 2000 г. российские граждане совершили на 10,7% больше поездок за рубеж (20,3 млн.) и на 16,3% меньше дальних поездок по России (46,9 млн.).

В связи с существующей взаимной зависимостью в динамике внутреннего, выездного и въездного туризма  представляется целесообразным рассмотреть  некоторые аспекты развития международного туризма в России.

Таблица 3

Международные туристские потоки

 

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2003 г. в % к

         

2000 г.

2002 г.

Посетило Россию иностранных  граждан, тыс. чел.

21 169

21 570

23 296

22 514

106,4

96,6

В том числе:  

из государств-участников СНГ

13 759

14 491

15 415

14 366

104,4

93,2

из стран вне СНГ

7410

7079

7881

8148

110,0

103,4

Посетило зарубежные страны граждан России, тыс. чел.

18 371

17 939

20 343

20 468

111,4

100,6

В том числе: 

государства-участники  СНГ

8552

7537

8907

8823

103,2

99,1

страны вне СНГ

9819

10 402

11 436

11 645

118,6

101,8


Данные ФСБ России (Пограничная служба): здесь и  далее число въехавших иностранных  граждан показано без учета въехавших  на постоянное место жительства, число  выехавших за рубеж российских граждан - без учета выехавших на постоянное место жительства и военнослужащих.

Среди субъектов Российской Федерации  наибольший приток зарубежных туристов традиционно отмечается в приграничных регионах (за счет однодневных посетителей), а также в Москве, Санкт-Петербурге, Московской области, Приморском крае, Краснодарском крае, Ленинградской, Калининградской областях, куда иностранцы приезжали на более длительный срок и останавливались в коллективных средствах размещения (по численности иностранных граждан, обслуженных в России в коллективных средствах размещения, удельный вес этих регионов в 2003г. составил почти 70%). Во внутреннем туризме лидерство по посещаемости принадлежит Москве, Краснодарскому краю, Московской области, Санкт-Петербургу, Свердловской, Тюменской областям, республикам Татарстан и Башкортостан, Ставропольскому краю, Челябинской, Нижегородской и Ростовской областям, на долю которых приходилось более половины численности отечественных туристов, воспользовавшихся в 2003 г. услугами коллективных средств размещения.

Среди целей международных поездок в 2003 г. первенство принадлежит частным посещениям (50,5% среди выехавших туристов и 65,4% среди въехавших туристов), туризм как средство рекреации и отдыха занимает второе место (в выездном туризме - 27,6%, во въездном туризме - 14,0%).

Исходя из вышеприведенных оценок, туристская мобильность населения России, измеряемая соотношением общего числа туристских поездок граждан страны к среднегодовой численности ее населения, составляет порядка 40%. Согласно международным подходам массовый характер туризм приобретает, когда более 50% населения осуществляет хотя бы по одной туристской поездке в год. В Германии, к примеру, этот показатель превышает 75%. Туристская мобильность населения является одним из факторов, способствующих развитию туристской индустрии и международного туризма.

Как показывают проведенные автором  расчеты на основании статистических данных за 2002 г., на долю организованного  туризма по числу обслуженных  турфирмами туристов приходится только 3,1% российских и иностранных туристов (табл.4). Наибольшее число туристов обращается в турфирмы по выездному туризму (5,4%). По внутреннему и въездному туризму доля организованного туризма составляет соответственно 2,5 и 2,3%.

Таблица 4

Распределение числа  туристов по видам туризма в 2002 г.

 

Число организованных туристов, тыс.чел.

Итого туристов, тыс.чел.<1>

Доля организованных туристов к итогу, %

Всего

2820,3

90 539

3,1

В том числе:

внутренний туризм

1182,3

46 900

2,5

въездной туризм

532,8

23 296

2,3

выездной туризм

1105,2

20 343

5,4

Информация о работе Анализ современного состояния Российского рынка туризма