Анализ итогов выборов президента по субъектам РФ в 2004 и 2008 годах

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 04:12, курсовая работа

Краткое описание

Главная цель данной работы заключается в проведении анализа итогов выборов президента РФ в 2004 и 2008гг., в частности, анализ активности населения на основе статистических данных по числу избирателей за каждый год выборов президента.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
Сбор статистической базы;
Ранжирование собранных данных и нанесение полученных рангов на карту;
Анализ пространственного распределения исследуемых показателей, для чего используются картографические материалы за каждый год по каждому из показателей;
Характеристика выборов президента РФ за 2004 и 2008 гг. на основе сводной таблицы, представленной Центральной Избирательной Комиссией РФ;

Оглавление

Введение 4
Глава 1. Избирательная система Российской Федерации. Президентские выборы 2004 и 2008 гг. 5
1.1. Избирательная система РФ 5
1.2. Избирательная активность 7
1.3. Выборы президента РФ (2004 и 2008 гг) 8
Глава 2. Анализ итогов выборов 2004 и 2008гг. Анализ активности избирателей 11
2.1. Анализ итогов выборов 2004 и 2008 гг. 11
2.2. Анализ активности избирателей 12
Заключение 15
Список использованных источников 16

Файлы: 1 файл

Выборы Президента РФ.doc

— 111.00 Кб (Скачать)
 
 

      ФАКУЛЬТЕТ: Экономический

      КАФЕДРА:  Региональной экономики  и географии 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

      НА  ТЕМУ:

АНАЛИЗ ИТОГОВ ВЫБОРОВ ПРЕЗИДЕНТА ПО СУБЪЕКТАМ РФ В 2004 И 2008 ГОДАХ 
 

      Студент:

        Группа

      Страна: РФ 
 
 

      Научный руководитель: старший преподаватель

            Зав. кафедрой:  
 

      Москва-2008 
Оглавление

 

       Введение

      Голосование за кандидатов в президенты традиционно  вызывает у россиян заведомо больший интерес, нежели выборы любых других уровней. Каждые выборы имели свои особенности, и потому данная тема вызывает у меня интерес. Кроме того, я уже достигла того возраста, когда могу обладать активным избирательным правом и участвовать во всех выборах, проводимых в нашей стране.

      Главная цель данной работы заключается в проведении анализа итогов выборов президента РФ в 2004 и 2008гг., в частности, анализ активности населения на основе статистических данных по числу избирателей за каждый год выборов президента.

      Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

    • Сбор статистической базы;
    • Ранжирование собранных данных и нанесение полученных рангов на карту;
    • Анализ пространственного распределения исследуемых показателей, для чего используются картографические материалы за каждый год по каждому из показателей;
    • Характеристика выборов президента РФ за 2004 и 2008 гг. на основе сводной таблицы, представленной Центральной Избирательной Комиссией РФ;
    • Выявление лидеров и основных причин лидерства;
    • Выявление основных причин активности избирателей на выборах президента РФ за данный период;
    • Выявление наиболее активных субъектов РФ и объяснение причин их активности.

      В работе применялись статистический, сравнительный, аналитический и  картографичсекий методы. При обработке базы данных применялись программы Microsoft Word, Microsoft Excel. Карты выполнялись с помощью программы графического редактирования Paint,   работающей в операционной среде WindowsXP.

      Основными источниками информации являются ресурсы Интернета – информационно-аналитические сайты, а также данные журналов «Эксперт», «Власть».

 

       Глава 1. Избирательная система Российской Федерации. Президентские выборы 2004 и 2008 гг.

      1.1. Избирательная система  РФ

      «Выборы президента Российской Федерации проводились в 1991, 1996, 2000, 2004 и 2008 годах. Решение о введении поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием сроком на 5 лет, было принято на референдуме 17 марта 1991 года, соответствующие положения включены в Конституцию РСФСР. Положение о прямых выборах президента сохранилось и в Конституции Российской Федерации 1993 года, однако срок его полномочий сокращён до четырех лет» (1).

      «В 1991 году на выборах президента России сложилась избирательная система абсолютного большинства, согласно которой для избрания президента на общих выборах (первый тур голосования) необходимо, чтобы за него проголосовало большинство активных избирателей (чтобы выборы состоялись, надо чтобы больше половины зарегистрированных избирателей приняло в них участие). Если на общих выборах президент не избран, проводится повторное голосование (второй тур голосования) по двум кандидатурам, набравшим наибольшее число голосов» (9).

      Выборы  президента России регулируются Конституцией и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации». Законы о выборах президента принимались фактически под каждые выборы — в 1991, 1995, 1999 и 2003 году. Положения избирательного законодательства постоянно развивались, но основы избирательной системы оставались неизменными.

      Выборы президента РФ назначаются Советом Федерации РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. В соответствии со статьей 5 ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», днем голосования на выборах президента является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран президент Российской Федерации.

      Кандидаты на должность президента могут быть выдвинуты, во-первых, политическими партиями (при этом политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата в президенты), во-вторых, в порядке самовыдвижения (в этом случае его кандидатура должна быть поддержана группой не менее 500 избирателей, зарегистрированной в Центральной избирательной комиссии).

      Регистрацию кандидатов в президенты осуществляет Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. Для регистрации в качестве кандидата, гражданин должен предоставить следующие документы:

  • подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (кандидат в президенты обязан собрать в свою поддержку не менее двух миллионов подписей избирателей; от данного тредования освобождаются кандидаты, выдвинутые политическими партиями, допущеными к распределению депутатских мандатов по итогам ближайших предыдущих выборов в Государственную думу);
  • документ, подтверждающий факт оплаты изготовления подписных листов;
  • протокол об итогах сбора подписей избирателей;
  • список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей;
  • сведения об изменениях в данных о кандидате;
  • первый финансовый отчет кандидата.

      Центральная избирательная комиссия не позднее  чем через 10 дней после приема указанных  документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации.

      Президент России избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании. Право избирать президента России имеет каждый гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет (за исключением недееспособных лиц, а также лиц, находящихся в местах лишения свободы).

      Голосование происходит на специально оборудованных избирательных участках путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, и последующего помещения заполненного бюллетеня в опломбированный стационарный ящик для голосования.

      Первоначальный подсчет  голосов осуществляют участковые избирательные комиссии, которые направляют протоколы о результатах подсчета в территориальные избирательные комиссии. Территориальные избирательные комиссии после предварительной проверки правильности составления протоколов участковых комиссий, составляют протоколы об итогах голосования на соответствующей территории и направляют их в избирательные комиссии субъектов РФ, которые с свою очередь после их проверки составляют протоколы об итогах голосования на территории субъектов, и направляют их в Центральную избирательную комиссию.

      Центральная избирательная комиссия не позднее  чем через десять дней после дня  голосования определяет результаты выборов.

      Таким образом, избирательная система  РФ представляет собой последовательную структуру, где определены порядок выборов президента, выдвижение кандидатов, ход голосования и подсчет и публикация результатов выборов.

      1.2. Избирательная активность

      Активность  избирателей - один из социально-политических показателей степени и формы  вовлеченности избирателей в политическую жизнь. Формы этой вовлеченности могут быть разнообразными. Политическая активность может ограничиваться простым дисциплинированным голосованием (как в сельских районах), может быть определена высокой степенью солидарности между избирателями вокруг какой-либо темы (к примеру, строительству хранилища переработанных ядерных отходов около города). В таком случае к выборам, где кандидаты активно эксплуатируют подобную тему, среди избирателей будет большой интерес, что ведет за собой высокую явку на выборы.

      Также признаком высокой активности является высокая степень интереса к политическим событиям, т.е. люди стремятся быть в  курсе их, следят за политическими  новостями.

      Существует  и другая форма политической активности, характерная для молодых горожан, имеющих высшее образование, для которых она носит форму осознанного выбора.

      Также известно, что для старшего поколения, пенсионеров или сельских жителей  более характерна дисциплинарная активность, т.е. голосование они рассматривают  как долг.

      Кроме того, избирателей различают по степени  политической активности. Традиционно  считается, что наибольшая политическая активность характерна для людей  старшего поколения, для пенсионеров. Некоторые исследования, проведенные  в различных регионах, позволяют сделать также следующие выводы, заключающие в себе, что одна из наиболее политически активных групп – это избиратели с высоким социальным статусом (руководители предприятий, предприниматели и др.). Очевидно, что политическая активность зависит от возраста: наиболее активно старшее поколение. Также она зависит и от уровня образования: избиратели с высшим образованием более активны, чем избиратели со средне-специальным или средним образованием.

      1.3. Выборы президента РФ (2004 и 2008гг)

      На  выборах Президента в 2004 году ни одна выставленная кандидатура не представляла серьёзной угрозы для переизбранного на второй срок действовавшего президента Владимира Путина.

      Путин также был единственным кандидатом, ранее участвовавшим в президентских  выборах. Участники трёх (Владимир Жириновский и Аман Тулеев) и двух (Геннадий Зюганов и Григорий Явлинский) предыдущих выборов подряд в 2004 году по разным причинам не выставили свои кандидатуры. Партии ЛДПР Жириновского и КПРФ Зюганова в выборах участвовали, но были представлены новичками — Олегом Малышкиным и Николаем Харитоновым.

      Выборы  прошли 14 марта 2004 года. Избранный на второй срок Путин был инаугурирован 7 мая, ровно в четвёртую годовщину первого вступления в должность.

      Табл 1. Результаты выборов-2004

      Кандидат Число голосов (абсолютное) Число голосов (в процентах от числа избирателей, принявших участие в голосовании)
Владимир  Путин       49565238       71,31%
Николай Харитонов       9513313       13,69%
Сергей  Глазьев       2850063       4,10%
Ирина Хакамада       2671313       3,84%
Олег  Малышкин       1405315       2,02%
Сергей  Миронов       524324       0,75%
Число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов       2396219       3,45%
Число недействительных бюллетеней       578824       0,84%

      Как видно из представленной таблицы 1 в 2004 году на выборах в президенты РФ были зарегистрированы 6 кандидатов.

      «Иван Рыбкин был зарегистрирован как кандидат, однако через несколько дней снял кандидатуру после невыясненной историей с его пропажей и обнаружением в Киеве» (7).

Информация о работе Анализ итогов выборов президента по субъектам РФ в 2004 и 2008 годах