Аналитическая работа по тексту Л.С. Выготского «Проблема возраста»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 16:28, аттестационная работа

Краткое описание

В работах Л.С. Выготского рассматривается проблема сознания в аспекте исторического, а также онтогенетического развития (понимавшегося им как качественное изменение психики) с учетом влияния социальных условий жизни и речевого общения между людьми. В этом, пожалуй, и заключается основная особенность культурно-исторической концепции, которой придерживался Л.С. Выготский

Файлы: 1 файл

Индивид.+Личность.+Индивидуальность..docx

— 50.03 Кб (Скачать)

Задание 1. Эссе

Аналитическая работа по тексту Л.С. Выготского

 «Проблема возраста»

 

В работах Л.С. Выготского рассматривается  проблема сознания в аспекте исторического, а также онтогенетического развития (понимавшегося им как качественное изменение психики) с учетом влияния  социальных условий жизни и речевого общения между людьми. В этом, пожалуй, и заключается основная особенность культурно-исторической концепции, которой придерживался  Л.С. Выготский. Это можно доказать на примере его текста.Размышляя  о динамике детского развития, Л.С. Выготский  выделяет такое понятие как кризис, и пишет: «Внешние условия, разумеется, определяют конкретный характер обнаружения  и протекания критических периодов. Несхожие у различных детей, они  обуславливают крайне пеструю и  многообразную картину вариантов  критического возраста». Дальше он приводит такие данные: «Установлено, что  если кризис (3 лет) в силу каких-либо причин протекает вяло и невыразительно, то это приводит к глубокой задержке в развитии аффективной и волевой  сторон личности ребенка в последующем  возрасте». Словосочетания «внешние условия» и «какие-либо причины» как раз  и подразумевают под собой  окружающую ребенка обстановку –  совокупность взаимоотношений и  социальной среды, в которой находится  ребенок. Все это влияет на различные  типы его развития, в частности  кризисы, а значит и на формирование личности ребенка в целом.В небольшом  абзаце своей работы Л.С. Выготский  затрагивает вопрос о соотношении  знаний об эмбриональном и внеутробном  развитии ребенка и в качестве вывода пишет: «Психология изучает  не наследственность и не утробное развитие как таковое, а лишь влияние  наследственности и утробного развития на процесс его социального развития». Из этих слов можно заключить, что  наследственность и результат созревания плода в утробе матери – есть база для дальнейшего развития личности ребенка, но оно не определяется только этой базой. Для полноценного формирования сознания ребенка нужна культура, взаимоотношения, деятельность. Нужна  социализация ребенка. Возможно, именно потому, что в период внутриутробного развития нет влияния социальной ситуации – одного из главных понятий в работе – Л.С. Выготский не включил в свою схему возрастной периодизации момент эмбрионального формирования, хоть оно и является немаловажным в процессе всего развития ребенка.Так, пока плод находится в утробе матери, помимо других функциональных систем и органов, у него формируется и развивается на определенном физиологическом уровне нервная система и мозг. После рождения – это база для развития психических процессов и сознания. «Если мы остановимся на сознании ребенка, понимаемом, как его «отношение к среде», и примем сознание, порожденное физическими и социальными изменениями индивида, за интегральное выражение высших и наиболее существенных особенностей в структуре личности, то увидим, что при переходе от одного возраста к другому растут и развиваются не только отдельные его функции или способы деятельности, сколько в первую очередь изменяется общая структура сознания, которая в каждом данном возрасте характеризуется прежде всего определенной системой отношений и зависимостей, имеющихся между отдельными его сторонами, отдельными видами его деятельности». Это высказывание еще раз подтверждает, что Л.С. Выготский придерживался культурно-исторической концепции. В развитии сознания он видит не только качественное изменение отдельных его функций или характеристик (например, предметное сознание, развитие речи, интеллект), но и изменение системы отношений ребенка с окружающим миром. Так, по мере взросления ребенок приобретает новые знания, умения, навыки в определенном виде деятельности. Он как бы становится на уровень выше. Соответственно, на более высоком уровне развития к нему предъявляют более высокие требования, у него появляются новые обязанности, он должен осваивать новые социальные роли. В процессе освоения нового сознание ребенка вновь претерпевает изменения, следовательно, снова меняется система отношений, снова идет развитие.

Л.С. Выготский полно и тщательно, с привлечением особого внимания читателя, выводит то понятие среды, которое является одним из главных  в его работе. Он даже перефразирует понятие «социальная среда» в более точное для его концепции – «социальная ситуация развития». Он пишет о ней так: «Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому, ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным». Главный тезис здесь: социальная действительность – основной источник развития. И с этим нельзя поспорить, ведь все, что окружает ребенка с момента его рождения обусловлено и социальными отношениями людей, и отношениями людей к предметам. Сюда входят и общепринятые нормы поведения и морали, и история развития народа или собственной семьи, и уровень жизни – одним словом, вся культура той среды, в которой выпало родиться и жить ребенку. Все это было до его появления, и будет сопровождать его в течение всей жизни. Это и есть тот путь, проходя по которому, ребенок будет усваивать исторически сформировавшиеся формы и способы поведения и деятельности, и они будут уже особенностью его личности.Л.С. Выготский отмечает также, что «Социальная ситуация развития … определяет строго закономерно весь образ жизни ребенка». Сравним, например, ребенка из мегаполиса и глухой африканской деревушки (одного возраста). Различны социальные ситуации развития – различны и образы жизни. Это довольно глобальное сравнение. Однако у большинства детей больших городов образ жизни примерно одинаковый, а различия в их развитие вносят отношения с окружающими людьми.При рассмотрении такого понятия, как зона ближайшего развития, Л.С. Выготский пишет: «С помощью подражания ребенок всегда может сделать в интеллектуальной области больше, чем то, на что он способен, действуя только самостоятельно». И если сегодня при решении задача не может быть решена ребенком без помощи кого-либо, то завтра он может справиться с ней сам, если оказанная ему помощь пойдет на пользу. Следовательно, развитие «пойдет в гору» под влиянием все той же социальной ситуации развития, в конкретном случае – взаимодействия с более опытным человеком.Закончить работу хотелось бы такой цитатой: « Развитие внутренних индивидуальных свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество с другими людьми». Под словом «сотрудничество» здесь можно понимать весь спектр человеческих отношений (речевое общение, чувственные отношения, совместная деятельность, протекающие в рамках определенной культуры), которые, возникая в каждый момент жизни ребенка, вносят свою лепту в развитие его как личности.

 

 

 

 

Задание 2.

Определения.

    1. Психика-это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки, оценочные суждения, отношения, переживания, цели, знания, умения, навыки поведения и деятельности.
    2. Отражение- копирования кого-либо как способ общения с ним. В человеческом поведении обычно наблюдают виды отражения: перенимание позы, жестикулирование и выделение тоном голоса.
    3. Психические процессы- основная фуекция этих процессов – познавательно-аналитическая.  Однако их роль на разных этапах познания неодинакова.
    4. Психические свойства- психические свойства имеют свою цель раскрыть особенности, закономерности, механизмы индивидуальной и групповой психики, отдельных психических явлений и процессов.
    5. Психические состояния- психические состояния рассматривается как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с окружающей его социальной  и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания.
    6. Сознание- Декарт ввел в науку и понятие Сознание (как знания души о себе). Он понимал человека как «нервную машину», реагирующую соответствующим образом на внешние воздействия.  На основе этого подхода Декарт сделал попытку объяснить возникновения ощущений, ассоциаций, эмоциональных реакций.
    7. Человек- понятие видовое и включает в себя две взаимосвязанные системы: биологическую и психическую, духовную. Каждая из этих систем , в свою очередь, состоит из подсистем и отдельных феноменов. В своем физиологическом и психическом развитии человек проходит несколько стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, взрослость, старость.
    8. Личность- это конкретный человек в совокупности тех духовных, психических особенностей, качеств , которые характеризуют его как объекта (продукт, результат) общественного (и другого) развития и как субъекта  преобразования действительности на основе его познания и отношения к ней. Личность- это конкретный человек как носитель  сознания (К.К. Платонов) и самосознания.
    9. Индивид- это конкретно отдельный человек.
    10. Индивидуальность- обычно рассматривается как совокупность физиологических  и психических особенностей конкретного человека , характеризующих его своеобразие.
    11. Самосознание- это высший уровень развития сознания человека, основа формирования его умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях, оценках, отношениях, действиях и поступках. Самосознание- осознание личностью своих возможностей в конкретных условиях жизни и деятельности.
    12. Самооценка-  оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, - ценность, приписываемая себе или отдельным своим качествам. Относясь к ядру личности, она – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимодействия человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности дальнейшее развитие личности.
    13. Направленность - один из важных компонентов структуры личности... Мотивационная обусловленность действий, поступков, всего поведения человека конкретными жизненными целями.
    14. Мотив – В отечественной психологии как и общий механизм появления мотивов рассматривается реализация  потребностей в ходе поисковой активности и тем самым превращение ее объектов в мотивы – «предметы потребностей». Отсюда – центральная закономерность: развитие мотива происходит через изменение и расширение круга деятельности, преобразующей предметную действительность. У человека источник развития мотивов – это безграничный процесс общественного производства материальных и духовных ценностей.
    15. Мотивация – составляет побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность В широком смысле термин используется во всех областях психологии, исследующих причины механизмы целенаправленного поведения человека и животных.
    16. Потребность – под потребностью  в психологии понимают испытываемую человеком нужду в чем-либо. Это состояние физического и психического дискомфорта, возникающее  у человека при нарушении устойчивого равновесия во взаимодействии с материальной и духовной средой его жизни и деятельности. Оно вызывает у человека стремление предпринимать меры, действовать по устранению возникшего негативного состояния дискомфорта.
    17. Цель – цель задает действие, действие обеспечивает достижение цели. Характеризуя цель, можно охарактеризовать действие. Цели бывают весьма разнообразны, а главное – разномасштабны. Крупные цели делятся на более мелкие, те могут дробиться дальше. Соответственно крупное действие есть последовательность действий более низкого порядка с переходами на разные уровни иерархической системы действий. Чтобы понять, что побуждает человека ставить цели и добиваться их осуществлении.
    18. Локус контроля  – отражающее склонность приписывать причины событий внешним или внутренним факторам. В первоначальном варианте теории субъективной локализации контроля Дж. Роттера (1954) выделялись лишь два типа Л.К.: интернальный и экстернальный, которые рассматривались как глобальные характеристики личности.  Обыденное понимание силы и уверенности значительно отличается от научной трактовки этих терминов. Многие люди считают, что способность управлять эмоциями, желаниями и непосредственными побуждениями является одной из наиболее важных характеристик сильной личности Как правило, чтобы достичь ощущения контроля, в подобных случаях они прибегают к подавлению спонтанных побуждений за счет мышечных усилий. Поэтому для более точной оценки влияния воспринимаемого контроля на поведение необходимо учитывать методы, с помощью которых он устанавливается и поддерживается. Часто субъективно воспринимаемый контроль достигается за счет действий, опасных для самого индивида, за счет подавления других людей или открытого противодействия всем социальным нормам.
    19. Деятельность – особую роль жизнедеятельности  человека и социума в целом играют этнические потребности человека, основу которых составляют три ведущие биологически обусловленные потребности:                                                                                            -в самосохранении;                                                                                                                                            -в продлении рода, формой выражения этой потребности является сексуальное влечение;                                                                                                                                                                   -в сохранении вида, формами выражения которой выступают материнский инстинкт защиты потомства, самопожертвование во имя других людей своего этноса и другие потребности.
    20. Эмоции -  (франц. emotion от лат. emoveo - потрясаю, волную) - субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. и охватывающие практически все виды чувствительности и переживаний. Сопровождая любые проявления жизнедеятельности организма , эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость ( смысл ) явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей (мотивации). Положительные эмоции - связаны с удовлетворением различных потребностей организма и, вызываемые полезными воздействиями, побуждают субъекта к их достижению и сохранению.
    21. Чувства – характеризуется диапазоном чувствительности: границей между нижним и верхним порогами. Чем ниже минимальный порог ощущения и чем выше максимальный, тем шире, больше диапазон чувствительности. И наоборот, чем выше  нижний порог и ниже верхний, тем уже, меньше диапазон  чувствительности.
    22. Настроение –состояние  чувств человека , которое весьма изменчиво и в значительной степени зависит от состояния здоровья. Дисгармоничное нарушение состояния воспринимается как плохое настроение . Наличие того или иного настроения оказывает огромное влияние на поведение , деятельность и внешний вид человека. По Хайдеггеру, настроение (он говорит состояние) является действительным глубочайшим выражением общечеловеческого способа бытия. Одним из самых значительных настроений является страх , ибо благодаря ему обнаруживается ничто и (опосредованно) бытие человеческого существования. Настроение интимно проникает и определяет все отдельные частные переживания и поступки личности.
    23. Аффект - Аффект (от лат. affectus - душевное волнение, страсть) - сильные эмоциональные - переживания, которые возникают в критических условиях при неспособности найти выход из опасных и неожиданных ситуаций и которые сопряжены с выраженными двигательными и органическими проявлениями. Аффект приводит к затормаживанию всех других психических процессов и реализации соответствующих поведенческих реакций. На основе пережитых аффектов формируются особые аффективные комплексы, которые могут запускаться, без достаточного осознания вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект.
    24. Стресс-психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при действиях в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды.
    25. Воля – это способность человека сознательно управлять собой в деятельности с труднодостижимыми целями. Она предполагает регулирование человеком своего поведения, торможение им ряда других стремлений и побуждений, организацию цепи различных действий в соответствии сознательно поставленными целями.
    26. Волевое действие- включает в себя несколько этапов: - Подготовительный этап.       -Волевой акт начинается с возникновения побуждения и постановки цели. Кроме этого волевое действие предваряется еще и обсуждением цели действия и борьбой мотивов, принятием решения, планированием действий, средств и способов их осуществления.          –Основной этап- самый важный в волевом акте. Это исполнение принятого решения. В волевом действии оно сопряжено с преодолением самых значительных объективных (внешних) и субъективных (внутренних) трудностей.                                                                               –Заключительный этап.  Его содержанием явл.анализ и оценка волевого действия и его результатов.
    27. Произвольные и непроизвольные действия – основными признаками действий являются:                                                                                                                                                                                                -Целеполагание (в отличие от непроизвольных импульсивных действий);                                               -преодоление внутренних (борьба мотивов) и внешних трудностей.
    28. Ощущение – простейший, элементарный психический познавательный процесс, в ходе которого происходит  отражение отдельных свойств, качеств, сторон деятельности, ее предметов и явлений, связей между ними. Ощцщение- это та или иная степень чувствительности человека, его органов чувств к физическим, химическим и другим свойствам среды.
    29. Анализатор-это нервно-физиологический аппарат, инструмент ощущений, с помощью которого человек отражает ту или иную сторону, область действительности.
    30. Восприятие- это целостное отражение предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека.
    31. Целостность- с предметностью восприятия связанна его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека, при восприятии в сознании человека отражаемый объект предстает в совокупности многих качеств и свойств как целостный объект, находящийся во взаимосвязях с другими объектами.
    32. Константность- независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета, содержания и др.)от воспринимаемых условий.
    33. Структурность-свойство восприятия объединять воздействующие стимулы в целостные.
    34. Предметность- членение единого феноменального поля - на четко очерченные и обладающие устойчивостью предметы, способностью к которому обладают младенцы самого раннего возраста. Развитие предметности восприятия - в онтогенезе - связано с успешностью практических действий - ребенка, которые опираются на общественно выработанные формы взаимодействия с внешними предметами.
    35. Избирательность-  врожденное или приобретенное при жизни свойство психики, присущее всем живым существам, это селективный процесс, который постоянно управляет органами чувств и  не дает мозгу обрабатывать с равной вероятностью множество символов, которые постоянно воздействуют на него. Избирательность  проявляется в пристрастном отношении человека к определенной группе воздействий, независимо от того, на каком уровне психической деятельности оно развертывается (избирательные восприятие, чувствительность, внимание, память, мышление и т. д.). Наличие избирательного отношения к воздействиям может проявляться в большей скорости их обнаружения, в повышенном к ним внимании и в особой тонкости различения градаций этих сигналов по ряду показателей как порознь, так и одновременно.
    36. Внимание – это динамическая сторона сознания, психики человека, выражающая степень ее направленности на тот  или иной объект, его отдельные стороны и степень сосредоточенности  сознания на нем.Это обеспечивает адекватное отражение  объекта, он воспринимается более плотно, точно и качественно.
    37. Объем – определяется максимальным количеством объектов, которое человек может воспринимать в единицу, времени в связи с какой-нибудь задачей. Индивидуальные различия по объему внимания значительны. Средним считается объем внимания, при котором человек воспринимает одновременно четыре-шесть объектов.
    38. Концентрация- способность человека в деятельности сосредоточиться на главном с одновременным отвлечением от второстепенного.
    39. Устойчивость- это умение длительное время задерживать внимание на избирательном объекте. Эта особенность внимания зависти от особенностей нервной системы человека (чем слабее нервная система и чем более возбуждена, тем устойчивость внимания ниже), от мотивации, внешних обстоятельств.
    40. Переключение- перевод внимания с одного объекта на другой, с одних видов действий и деятельности на другие.
    41. Распределение- способность одновременно держать в поле внимания несколько объектов, видов деятельности, воспринимать и осуществлять их в равной степенно эффективно.
    42. Непроизвольное внимание- возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений человека и обусловлено особенностями объекта (его новизны, неожиданности появления, степени значимости для человека и т.д.).
    43. Произвольное – это высшая специфическая человеческая форма внимания. Она возникает, когда человек ставит перед собой задачи, сознательные цели, и поэтому неразрывно связана с речью.
    44. Послепроизвольное – возникает на основе произвольного, как бы вырастает  из  него и заключается в сосредоточенности на объекте в силу его ценности, значимости, интереса для личности. При этом сохраняется его сознательная целенаправленность и снимается волевая напряженность.
    45. Память - играет важную роль в жизни человека и его профессиональной деятельности. Это одна и форм психического отражения, состоящая в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении в психики, сознании человека прошлого опыта, его отдельных элементов.
    46. Представление -  наглядный образ - предмета, воспроизведенный по памяти в воображении - . Образы представлений, как правило, менее ярки и менее детальны, чем образы восприятия - , но в них находит отражение самое характерное для данного предмета. При этом степень обобщенности того или иного представления может быть различной, в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка, привносящего в представление общественно выработанные способы логического оперирования понятиями - происходит перевод представления в абстрактное понятие.
    47. Запоминание- первичный процесс. От него во многом зависят сохранение сведений в памяти и их использование. В процессе запоминания участвуют многие нервные центры и связи.Чем больше их затронуто, участвует в это процессе, тем запоминание надежнее.
    48. Сохранение- непассивный процесс удержания информации. Особую роль в сохранении информации, алгоритмов действий играет практическое их применение, практика.
    49. Воспроизведение- процесс извлечения из памяти сохраненного материала. Оно может протекать на уровне узнавания, когда устанавливается идентичность воспринимаемого и сохраненного в памяти.
    50. Мышление – в психологии определяется как психический познавательный процесс, состоящий в опосредованном и обобщенном отражении человеком действительности в ее существенных и сложных связях и отношениях. Оно опосредованное отражение действительности и всегда осуществляется с помощью слова, речи, оно возможно без языка.
    51. Анализ - процесс расчленения целого предмета или явления на составные части — в плане мысленных представлений или материального моделирования. У человека развилась способность выполнять анализ на уровне оперирования понятиями. Считается, что анализ включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой и является необходимым этапом познания; он — одна из основных операций, из коих слагается реальный процесс мышления; с него начинается любое научное исследование. Анализ неразрывно связан с синтезом.
    52. Синтез -   мыслительная операция — включенный в акты взаимодействия организма со средой процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое. Являет собой необходимый этап познания.Синтез неразрывно связан с анализом, они взаимодополняют друг друга. Как свойственные людям мыслительные операции, синтез и анализ исторически формируются в ходе их материально-преобразующей деятельности.
    53. Сравнение – заключается в сопоставлении вещей, явлений, их свойств и выявлений общности или различий между ними.
    54. Обобщение - При исследовании формирования новых обобщений в психологии применяется методика образования понятий искусственных, когда анализируются типичные для конкретного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, собственно понятийное). При исследовании обобщений в психологии применяются методики определения понятий, их сравнения и классификации. Широко распространены исследования по целенаправленному управлению процессом усвоения обобщений. С одним словом связано обычно несколько обобщений; использование одного из них зависит от контекста ситуации, высказывания, от мотивов и целей субъекта деятельности речевой. Формирование обобщений, обогащающих общественный опыт, есть вклад и в историческое развитие мышления.
    55. Классификация – предполагает отнесение отдельного предмета, явления к группе предметов или явлений. Это поведение частного под общее, осуществляемое обычно по наиболее существенным признакам.
    56. Наглядно-действенное  мышление проявляется непосредственно в процессе деятельности человека.
    57. Наглядно-образное мышление протекает на основе образов, представлений, который человек воспринимал и усвоил раньше.
    58. Словесно-логическое- характеризуется определенными качествами, которые нередко именуются качествами ума или интеллектуальными качествами человека.
    59. Темперамент – это психическое свойство личности, характеризующие динамические особенности психической деятельности, функционирования психических процессов человека, их силу, скорость возникновения и перестройки.
    60. Характер – система относительно устойчивых психических черт, качеств личности, ее психический склад, который определяет линию поведения человека и выражается в его отношениях к окружающему миру, деятельности, другим людям и самому себе. Характер человека определяет его типичные формы поведения и деятельности, его значимые поступки, а не случайные ситуативные реакции на те или иные обстоятельства.
    61. Черта характера – в характере выделяются инструментальные, исполнительные черты, придающие поведению и деятельности человека определенный стиль, манеру действий и поступков: умения, навыки, привычки, установки.

 

                           

 

 

 

 

 

 

Задание 3. Задача.

Индивид. Личность. Индивидуальность.

Индивид – это представитель биологического вида.

Можно выявить первичные  и вторичные свойства индивида.

К первичным свойствам индивида относятся:

  1. Возраст;
  2. Пол;
  3. Конституциональные особенности (телосложение);
  4. Нейродинамические свойства мозга (свойства нервной системы);
  5. Особенности функционировании геометрии полушарий;

К Вторичным свойства индивида:

  1. Темперамент;
  2. Задатки (анатомо-физиологические особенности человека, на основе которых формируются способности);

Личность – 1) это сознательный индивид, занимающий определенное место в обществе и                   выполняющий определенные функции;

2) в широком понимании  личность, есть некое организованное и организующее целое (структура), относительно постоянных свойств (черт), динамически развивающихся из врожденных задатков индивида во взаимодействии с жизненной средой.

Индивидуальность  отражает только те особенности психики и личности индивида, которые присущи только данному человеку.

Психологическая структура личности по К. Платонову.

Включает в себя особенности  эндокринной и нервной систем, которые определяют темперамент  человека. Это чисто биологическая  подструктура.

Подструктура  форм отражения. Она включает познавательные процессы и эмоционально-волевые процессы.

Подструктура  опыта.  Включает умения, навыки, привычки, приобретение которых обуславливается той средой, в которой человек живет.

Подструктура  направленности. Она объединяет мировоззрение, идеалы, убеждения, моральные черты личности и т.д.

Мировоззрение  - это отражение систем взглядов, общее понимание мира человека, и отношение к ним.

Убеждение – это осознанная потребность личности, побуждающая её действовать, в соответствие со своими качествами. Это представление знаний и идей, ставших мотиваит поведения человека и определяющие его отношение к действительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     

    Задание 4. Тестовое  задание. 

 

  1. Расставьте по порядку этапы развития психологии:

В) Психология как наука о поведении;

А) Психология как наука о душе;

Б) Психология как наука о сознании;

Г) Психология как наука, изучающая объективные  закономерности, механизмы и проявления психики;

2. Каким образом можно представить соотношение понятий: личность, индивид, человек, индивидуальность (начиная с самого широкого)?

Соотношение понятий «индивид», «личность», «индивидуальность». Длительное время в марксистской литературе указанные понятия почти  не различались и употреблялись  как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Названные  понятия однопорядковые, но не идентичные. Вместе с тем различение этих понятий не должно приводить к другой крайности - их резкому разграничению и противопоставлению.

Наиболее  общим, родовым понятием является человек. Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры, или - точнее - субъект данных общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. Будучи высшей ступенью развития живых организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.

Индивид - это единичный пред добросовестность ставитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек - безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок -- индивид, но он не есть еще человеческая индивидуальность. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.

Личность - это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Она представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. «... Сущность «особой личности»,- писал К. Маркс,- составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество...». Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям.

Если  по своей сущности личность социальна, то по способу своего существования  она индивидуальна. Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека.

Человек представляет собой целостное единство биологического (организменного), психического и социального уровней, которые  формируются из двух: природного и  социального, наследственного и  прижизненно приобретенного. При  этом человеческий индивид - это не простая арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к возникновению новой качественной ступени - человеческой личности.

Информация о работе Аналитическая работа по тексту Л.С. Выготского «Проблема возраста»