Задание 1. Эссе
Аналитическая
работа по тексту Л.С. Выготского
«Проблема возраста»
В работах Л.С. Выготского рассматривается
проблема сознания в аспекте исторического,
а также онтогенетического развития
(понимавшегося им как качественное
изменение психики) с учетом влияния
социальных условий жизни и речевого
общения между людьми. В этом,
пожалуй, и заключается основная
особенность культурно-исторической
концепции, которой придерживался
Л.С. Выготский. Это можно доказать
на примере его текста.Размышляя
о динамике детского развития, Л.С. Выготский
выделяет такое понятие как кризис,
и пишет: «Внешние условия, разумеется,
определяют конкретный характер обнаружения
и протекания критических периодов.
Несхожие у различных детей, они
обуславливают крайне пеструю и
многообразную картину вариантов
критического возраста». Дальше он приводит
такие данные: «Установлено, что
если кризис (3 лет) в силу каких-либо
причин протекает вяло и невыразительно,
то это приводит к глубокой задержке
в развитии аффективной и волевой
сторон личности ребенка в последующем
возрасте». Словосочетания «внешние условия»
и «какие-либо причины» как раз
и подразумевают под собой
окружающую ребенка обстановку –
совокупность взаимоотношений и
социальной среды, в которой находится
ребенок. Все это влияет на различные
типы его развития, в частности
кризисы, а значит и на формирование
личности ребенка в целом.В небольшом
абзаце своей работы Л.С. Выготский
затрагивает вопрос о соотношении
знаний об эмбриональном и внеутробном
развитии ребенка и в качестве
вывода пишет: «Психология изучает
не наследственность и не утробное
развитие как таковое, а лишь влияние
наследственности и утробного развития
на процесс его социального развития».
Из этих слов можно заключить, что
наследственность и результат созревания
плода в утробе матери – есть
база для дальнейшего развития личности
ребенка, но оно не определяется только
этой базой. Для полноценного формирования
сознания ребенка нужна культура,
взаимоотношения, деятельность. Нужна
социализация ребенка. Возможно, именно
потому, что в период внутриутробного
развития нет влияния социальной ситуации
– одного из главных понятий в работе
– Л.С. Выготский не включил в свою схему
возрастной периодизации момент эмбрионального
формирования, хоть оно и является немаловажным
в процессе всего развития ребенка.Так,
пока плод находится в утробе матери, помимо
других функциональных систем и органов,
у него формируется и развивается на определенном
физиологическом уровне нервная система
и мозг. После рождения – это база для
развития психических процессов и сознания.
«Если мы остановимся на сознании ребенка,
понимаемом, как его «отношение к среде»,
и примем сознание, порожденное физическими
и социальными изменениями индивида, за
интегральное выражение высших и наиболее
существенных особенностей в структуре
личности, то увидим, что при переходе
от одного возраста к другому растут и
развиваются не только отдельные его функции
или способы деятельности, сколько в первую
очередь изменяется общая структура сознания,
которая в каждом данном возрасте характеризуется
прежде всего определенной системой отношений
и зависимостей, имеющихся между отдельными
его сторонами, отдельными видами его
деятельности». Это высказывание еще раз
подтверждает, что Л.С. Выготский придерживался
культурно-исторической концепции. В развитии
сознания он видит не только качественное
изменение отдельных его функций или характеристик
(например, предметное сознание, развитие
речи, интеллект), но и изменение системы
отношений ребенка с окружающим миром.
Так, по мере взросления ребенок приобретает
новые знания, умения, навыки в определенном
виде деятельности. Он как бы становится
на уровень выше. Соответственно, на более
высоком уровне развития к нему предъявляют
более высокие требования, у него появляются
новые обязанности, он должен осваивать
новые социальные роли. В процессе освоения
нового сознание ребенка вновь претерпевает
изменения, следовательно, снова меняется
система отношений, снова идет развитие.
Л.С. Выготский полно и тщательно,
с привлечением особого внимания
читателя, выводит то понятие среды,
которое является одним из главных
в его работе. Он даже перефразирует
понятие «социальная среда» в более точное
для его концепции – «социальная ситуация
развития». Он пишет о ней так: «Она определяет
целиком и полностью те формы и тот путь,
следуя по которому, ребенок приобретает
новые и новые свойства личности, черпая
их из социальной действительности, как
из основного источника развития, тот
путь, по которому социальное становится
индивидуальным». Главный тезис здесь:
социальная действительность – основной
источник развития. И с этим нельзя поспорить,
ведь все, что окружает ребенка с момента
его рождения обусловлено и социальными
отношениями людей, и отношениями людей
к предметам. Сюда входят и общепринятые
нормы поведения и морали, и история развития
народа или собственной семьи, и уровень
жизни – одним словом, вся культура той
среды, в которой выпало родиться и жить
ребенку. Все это было до его появления,
и будет сопровождать его в течение всей
жизни. Это и есть тот путь, проходя по
которому, ребенок будет усваивать исторически
сформировавшиеся формы и способы поведения
и деятельности, и они будут уже особенностью
его личности.Л.С. Выготский отмечает также,
что «Социальная ситуация развития …
определяет строго закономерно весь образ
жизни ребенка». Сравним, например, ребенка
из мегаполиса и глухой африканской деревушки
(одного возраста). Различны социальные
ситуации развития – различны и образы
жизни. Это довольно глобальное сравнение.
Однако у большинства детей больших городов
образ жизни примерно одинаковый, а различия
в их развитие вносят отношения с окружающими
людьми.При рассмотрении такого понятия,
как зона ближайшего развития, Л.С. Выготский
пишет: «С помощью подражания ребенок
всегда может сделать в интеллектуальной
области больше, чем то, на что он способен,
действуя только самостоятельно». И если
сегодня при решении задача не может быть
решена ребенком без помощи кого-либо,
то завтра он может справиться с ней сам,
если оказанная ему помощь пойдет на пользу.
Следовательно, развитие «пойдет в гору»
под влиянием все той же социальной ситуации
развития, в конкретном случае – взаимодействия
с более опытным человеком.Закончить работу
хотелось бы такой цитатой: « Развитие
внутренних индивидуальных свойств личности
ребенка имеет ближайшим источником его
сотрудничество с другими людьми». Под
словом «сотрудничество» здесь можно
понимать весь спектр человеческих отношений
(речевое общение, чувственные отношения,
совместная деятельность, протекающие
в рамках определенной культуры), которые,
возникая в каждый момент жизни ребенка,
вносят свою лепту в развитие его как личности.
Задание 2.
Определения.
- Психика-это внутренний
духовный мир человека: его потребности
и интересы, желания и влечения, установки,
оценочные суждения, отношения, переживания,
цели, знания, умения, навыки поведения
и деятельности.
- Отражение- копирования
кого-либо как способ общения с ним. В человеческом
поведении обычно наблюдают виды отражения:
перенимание позы, жестикулирование и
выделение тоном голоса.
- Психические процессы- основная фуекция этих процессов
– познавательно-аналитическая. Однако
их роль на разных этапах познания неодинакова.
- Психические свойства- психические свойства имеют свою
цель раскрыть особенности, закономерности,
механизмы индивидуальной и групповой
психики, отдельных психических явлений
и процессов.
- Психические состояния- психические состояния рассматривается
как результат социального взаимодействия,
взаимодействия человека с окружающей
его социальной и природной средой
как результат его деятельности и общения
с другими людьми, результат его обучения
и воспитания.
- Сознание- Декарт ввел
в науку и понятие Сознание (как знания
души о себе). Он понимал человека как «нервную
машину», реагирующую соответствующим
образом на внешние воздействия. На
основе этого подхода Декарт сделал попытку
объяснить возникновения ощущений, ассоциаций,
эмоциональных реакций.
- Человек- понятие видовое
и включает в себя две взаимосвязанные
системы: биологическую и психическую,
духовную. Каждая из этих систем , в свою
очередь, состоит из подсистем и отдельных
феноменов. В своем физиологическом и
психическом развитии человек проходит
несколько стадий: младенчество, детство,
отрочество, юность, взрослость, старость.
- Личность- это конкретный
человек в совокупности тех духовных,
психических особенностей, качеств , которые
характеризуют его как объекта (продукт,
результат) общественного (и другого) развития
и как субъекта преобразования действительности
на основе его познания и отношения к ней.
Личность- это конкретный человек как
носитель сознания (К.К. Платонов) и
самосознания.
- Индивид- это конкретно
отдельный человек.
- Индивидуальность- обычно рассматривается
как совокупность физиологических
и психических особенностей конкретного
человека , характеризующих его своеобразие.
- Самосознание- это высший
уровень развития сознания человека, основа
формирования его умственной активности
и самостоятельности личности в ее суждениях,
оценках, отношениях, действиях и поступках.
Самосознание- осознание личностью своих
возможностей в конкретных условиях жизни
и деятельности.
- Самооценка- оценка
личностью самой себя, своих возможностей,
качеств и места среди других людей, - ценность,
приписываемая себе или отдельным своим
качествам. Относясь к ядру личности, она
– важный регулятор поведения. От нее
зависят взаимодействия человека с окружающими,
его критичность, требовательность к себе,
отношение к успехам и неудачам. Тем самым
она влияет на эффективность деятельности
дальнейшее развитие личности.
- Направленность - один
из важных компонентов структуры личности...
Мотивационная обусловленность действий,
поступков, всего поведения человека конкретными
жизненными целями.
- Мотив – В отечественной
психологии как и общий механизм появления
мотивов рассматривается реализация
потребностей в ходе поисковой активности
и тем самым превращение ее объектов в
мотивы – «предметы потребностей». Отсюда
– центральная закономерность: развитие
мотива происходит через изменение и расширение
круга деятельности, преобразующей предметную
действительность. У человека источник
развития мотивов – это безграничный
процесс общественного производства материальных
и духовных ценностей.
- Мотивация – составляет
побуждения, вызывающие активность организма
и определяющие ее направленность В широком
смысле термин используется во всех областях
психологии, исследующих причины механизмы
целенаправленного поведения человека
и животных.
- Потребность – под потребностью
в психологии понимают испытываемую человеком
нужду в чем-либо. Это состояние физического
и психического дискомфорта, возникающее
у человека при нарушении устойчивого
равновесия во взаимодействии с материальной
и духовной средой его жизни и деятельности.
Оно вызывает у человека стремление предпринимать
меры, действовать по устранению возникшего
негативного состояния дискомфорта.
- Цель – цель задает действие,
действие обеспечивает достижение цели.
Характеризуя цель, можно охарактеризовать
действие. Цели бывают весьма разнообразны,
а главное – разномасштабны. Крупные цели
делятся на более мелкие, те могут дробиться
дальше. Соответственно крупное действие
есть последовательность действий более
низкого порядка с переходами на разные
уровни иерархической системы действий.
Чтобы понять, что побуждает человека
ставить цели и добиваться их осуществлении.
- Локус контроля – отражающее склонность
приписывать причины событий внешним
или внутренним факторам. В первоначальном
варианте теории субъективной локализации
контроля Дж. Роттера (1954) выделялись лишь
два типа Л.К.: интернальный и экстернальный,
которые рассматривались как глобальные
характеристики личности. Обыденное понимание силы
и уверенности значительно отличается
от научной трактовки этих терминов. Многие
люди считают, что способность управлять
эмоциями, желаниями и непосредственными
побуждениями является одной из наиболее
важных характеристик сильной личности
Как правило, чтобы достичь ощущения контроля,
в подобных случаях они прибегают к подавлению
спонтанных побуждений за счет мышечных
усилий. Поэтому для более точной оценки влияния
воспринимаемого контроля на поведение необходимо
учитывать методы, с помощью которых он
устанавливается и поддерживается. Часто
субъективно воспринимаемый контроль достигается
за счет действий, опасных для самого индивида,
за счет подавления других людей или открытого
противодействия всем социальным нормам.
- Деятельность – особую
роль жизнедеятельности человека и
социума в целом играют этнические потребности
человека, основу которых составляют три
ведущие биологически обусловленные потребности:
-в самосохранении;
-в продлении рода, формой выражения этой
потребности является сексуальное влечение;
-в сохранении вида, формами выражения
которой выступают материнский инстинкт
защиты потомства, самопожертвование
во имя других людей своего этноса и другие
потребности.
- Эмоции - (франц. emotion от
лат. emoveo - потрясаю, волную) - субъективные
реакции человека и животных на воздействие
внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся
в виде удовольствия или неудовольствия,
радости, страха и т.д. и охватывающие практически
все виды чувствительности и переживаний.
Сопровождая любые проявления жизнедеятельности
организма , эмоции отражают в форме непосредственного
переживания значимость ( смысл ) явлений
и ситуаций, состояний организма и внешних
воздействий и служат одним из главных
механизмов внутренней регуляции психической
деятельности и поведения, направленных
на удовлетворение актуальных потребностей
(мотивации). Положительные эмоции - связаны
с удовлетворением различных потребностей
организма и, вызываемые полезными воздействиями,
побуждают субъекта к их достижению и
сохранению.
- Чувства – характеризуется
диапазоном чувствительности: границей
между нижним и верхним порогами. Чем ниже
минимальный порог ощущения и чем выше
максимальный, тем шире, больше диапазон
чувствительности. И наоборот, чем выше
нижний порог и ниже верхний, тем уже, меньше
диапазон чувствительности.
- Настроение –состояние
чувств человека , которое весьма изменчиво
и в значительной степени зависит от состояния
здоровья. Дисгармоничное нарушение состояния
воспринимается как плохое настроение
. Наличие того или иного настроения оказывает
огромное влияние на поведение , деятельность и внешний вид
человека. По Хайдеггеру, настроение (он
говорит состояние) является действительным
глубочайшим выражением общечеловеческого
способа бытия. Одним из самых значительных
настроений является страх , ибо благодаря
ему обнаруживается ничто и (опосредованно) бытие человеческого
существования. Настроение интимно проникает
и определяет все отдельные частные переживания
и поступки личности.
- Аффект - Аффект (от лат.
affectus - душевное волнение, страсть) - сильные
эмоциональные - переживания, которые
возникают в критических условиях при
неспособности найти выход из опасных и
неожиданных ситуаций и которые сопряжены
с выраженными двигательными и органическими
проявлениями. Аффект приводит к затормаживанию
всех других психических процессов и реализации
соответствующих поведенческих реакций.
На основе пережитых аффектов формируются
особые аффективные комплексы, которые
могут запускаться, без достаточного осознания
вызвавших реакцию причин, при столкновении даже с
отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей
аффект.
- Стресс-психическое состояние
общего возбуждения, психического напряжения
при действиях в трудных, необычных, экстремальных
ситуациях; неспецифическая реакция организма
на резко изменяющиеся условия среды.
- Воля – это способность
человека сознательно управлять собой
в деятельности с труднодостижимыми целями.
Она предполагает регулирование человеком
своего поведения, торможение им ряда
других стремлений и побуждений, организацию
цепи различных действий в соответствии
сознательно поставленными целями.
- Волевое действие- включает в себя несколько
этапов: - Подготовительный этап.
-Волевой акт начинается с возникновения
побуждения и постановки цели. Кроме этого
волевое действие предваряется еще и обсуждением
цели действия и борьбой мотивов, принятием
решения, планированием действий, средств
и способов их осуществления.
–Основной этап- самый важный в волевом
акте. Это исполнение принятого решения.
В волевом действии оно сопряжено с преодолением
самых значительных объективных (внешних)
и субъективных (внутренних) трудностей.
–Заключительный этап. Его содержанием
явл.анализ и оценка волевого действия
и его результатов.
- Произвольные и непроизвольные
действия – основными признаками
действий являются:
-Целеполагание (в отличие от непроизвольных
импульсивных действий);
-преодоление внутренних (борьба мотивов)
и внешних трудностей.
- Ощущение – простейший,
элементарный психический познавательный
процесс, в ходе которого происходит
отражение отдельных свойств, качеств,
сторон деятельности, ее предметов и явлений,
связей между ними. Ощцщение- это та или
иная степень чувствительности человека,
его органов чувств к физическим, химическим
и другим свойствам среды.
- Анализатор-это нервно-физиологический
аппарат, инструмент ощущений, с помощью
которого человек отражает ту или иную
сторону, область действительности.
- Восприятие- это целостное
отражение предметов и явлений, непосредственно
воздействующих на органы чувств человека.
- Целостность- с предметностью
восприятия связанна его целостность.
В отличие от ощущения, отражающего отдельные
свойства предметов и явлений, непосредственно
воздействующих на органы чувств человека,
при восприятии в сознании человека отражаемый
объект предстает в совокупности многих
качеств и свойств как целостный объект,
находящийся во взаимосвязях с другими
объектами.
- Константность- независимость
отражения объективных качеств предметов
(величины, формы, цвета, содержания и др.)от
воспринимаемых условий.
- Структурность-свойство
восприятия объединять воздействующие
стимулы в целостные.
- Предметность- членение
единого феноменального поля - на четко
очерченные и обладающие устойчивостью
предметы, способностью к которому обладают
младенцы самого раннего возраста. Развитие предметности
восприятия - в онтогенезе - связано с успешностью
практических действий - ребенка, которые
опираются на общественно выработанные
формы взаимодействия с внешними предметами.
- Избирательность- врожденное или приобретенное
при жизни свойство психики, присущее
всем живым существам, это селективный
процесс, который постоянно управляет
органами чувств и не дает мозгу обрабатывать
с равной вероятностью множество символов,
которые постоянно воздействуют на него.
Избирательность проявляется в пристрастном
отношении человека к определенной группе
воздействий, независимо от того, на каком
уровне психической деятельности оно
развертывается (избирательные восприятие,
чувствительность, внимание, память, мышление
и т. д.). Наличие избирательного отношения
к воздействиям может проявляться в большей
скорости их обнаружения, в повышенном
к ним внимании и в особой тонкости различения
градаций этих сигналов по ряду показателей
как порознь, так и одновременно.
- Внимание – это динамическая
сторона сознания, психики человека, выражающая
степень ее направленности на тот или
иной объект, его отдельные стороны и степень
сосредоточенности сознания на нем.Это
обеспечивает адекватное отражение
объекта, он воспринимается более плотно,
точно и качественно.
- Объем – определяется
максимальным количеством объектов, которое
человек может воспринимать в единицу,
времени в связи с какой-нибудь задачей.
Индивидуальные различия по объему внимания
значительны. Средним считается объем
внимания, при котором человек воспринимает
одновременно четыре-шесть объектов.
- Концентрация- способность
человека в деятельности сосредоточиться
на главном с одновременным отвлечением
от второстепенного.
- Устойчивость- это умение
длительное время задерживать внимание
на избирательном объекте. Эта особенность
внимания зависти от особенностей нервной
системы человека (чем слабее нервная
система и чем более возбуждена, тем устойчивость
внимания ниже), от мотивации, внешних
обстоятельств.
- Переключение- перевод
внимания с одного объекта на другой, с
одних видов действий и деятельности на
другие.
- Распределение- способность
одновременно держать в поле внимания
несколько объектов, видов деятельности,
воспринимать и осуществлять их в равной
степенно эффективно.
- Непроизвольное внимание- возникает и поддерживается независимо
от сознательных намерений человека и
обусловлено особенностями объекта (его
новизны, неожиданности появления, степени
значимости для человека и т.д.).
- Произвольное – это высшая
специфическая человеческая форма внимания.
Она возникает, когда человек ставит перед
собой задачи, сознательные цели, и поэтому
неразрывно связана с речью.
- Послепроизвольное –
возникает на основе произвольного, как
бы вырастает из него и заключается
в сосредоточенности на объекте в силу
его ценности, значимости, интереса для
личности. При этом сохраняется его сознательная
целенаправленность и снимается волевая
напряженность.
- Память - играет важную
роль в жизни человека и его профессиональной
деятельности. Это одна и форм психического
отражения, состоящая в закреплении, сохранении
и последующем воспроизведении в психики,
сознании человека прошлого опыта, его
отдельных элементов.
- Представление - наглядный образ
- предмета, воспроизведенный по памяти
в воображении - . Образы представлений,
как правило, менее ярки и менее детальны,
чем образы восприятия - , но в них находит отражение
самое характерное для данного предмета.
При этом степень обобщенности того или
иного представления может быть различной,
в связи с чем различают единичные и общие представления. Посредством языка,
привносящего в представление общественно
выработанные способы логического оперирования
понятиями - происходит перевод представления
в абстрактное понятие.
- Запоминание- первичный процесс.
От него во многом зависят сохранение
сведений в памяти и их использование.
В процессе запоминания участвуют многие
нервные центры и связи.Чем больше их затронуто,
участвует в это процессе, тем запоминание
надежнее.
- Сохранение- непассивный процесс
удержания информации. Особую роль в сохранении
информации, алгоритмов действий играет
практическое их применение, практика.
- Воспроизведение- процесс
извлечения из памяти сохраненного материала.
Оно может протекать на уровне узнавания,
когда устанавливается идентичность воспринимаемого
и сохраненного в памяти.
- Мышление – в психологии
определяется как психический познавательный
процесс, состоящий в опосредованном и
обобщенном отражении человеком действительности
в ее существенных и сложных связях и отношениях.
Оно опосредованное отражение действительности
и всегда осуществляется с помощью слова,
речи, оно возможно без языка.
- Анализ - процесс расчленения
целого предмета или явления на составные
части — в плане мысленных представлений
или материального моделирования. У человека
развилась способность выполнять анализ
на уровне оперирования понятиями. Считается,
что анализ включен во все акты практического
и познавательного взаимодействия организма
со средой и является необходимым этапом
познания; он — одна из основных операций,
из коих слагается реальный процесс мышления;
с него начинается любое научное исследование.
Анализ неразрывно связан с синтезом.
- Синтез - мыслительная
операция — включенный в акты взаимодействия
организма со средой процесс практического
или мысленного воссоединения целого
из частей или соединения различных элементов,
сторон объекта в единое целое. Являет
собой необходимый этап познания.Синтез
неразрывно связан с анализом, они взаимодополняют
друг друга. Как свойственные людям мыслительные
операции, синтез и анализ исторически
формируются в ходе их материально-преобразующей
деятельности.
- Сравнение – заключается
в сопоставлении вещей, явлений, их свойств
и выявлений общности или различий между
ними.
- Обобщение - При исследовании
формирования новых обобщений в психологии
применяется методика образования понятий
искусственных, когда анализируются типичные
для конкретного человека способы группирования
объектов (синкретическое, комплексное,
собственно понятийное). При исследовании
обобщений в психологии применяются методики
определения понятий, их сравнения и классификации.
Широко распространены исследования по
целенаправленному управлению процессом
усвоения обобщений. С одним словом связано
обычно несколько обобщений; использование
одного из них зависит от контекста ситуации,
высказывания, от мотивов и целей субъекта
деятельности речевой. Формирование обобщений,
обогащающих общественный опыт, есть вклад
и в историческое развитие мышления.
- Классификация – предполагает
отнесение отдельного предмета, явления
к группе предметов или явлений. Это поведение
частного под общее, осуществляемое обычно
по наиболее существенным признакам.
- Наглядно-действенное
мышление проявляется непосредственно
в процессе деятельности человека.
- Наглядно-образное мышление
протекает на основе образов, представлений,
который человек воспринимал и усвоил
раньше.
- Словесно-логическое- характеризуется определенными
качествами, которые нередко именуются
качествами ума или интеллектуальными
качествами человека.
- Темперамент – это психическое
свойство личности, характеризующие динамические
особенности психической деятельности,
функционирования психических процессов
человека, их силу, скорость возникновения
и перестройки.
- Характер – система относительно
устойчивых психических черт, качеств
личности, ее психический склад, который
определяет линию поведения человека
и выражается в его отношениях к окружающему
миру, деятельности, другим людям и самому
себе. Характер человека определяет его
типичные формы поведения и деятельности,
его значимые поступки, а не случайные
ситуативные реакции на те или иные обстоятельства.
- Черта характера – в характере
выделяются инструментальные, исполнительные
черты, придающие поведению и деятельности
человека определенный стиль, манеру действий
и поступков: умения, навыки, привычки,
установки.
Задание 3. Задача.
Индивид. Личность.
Индивидуальность.
Индивид – это представитель биологического
вида.
Можно выявить первичные
и вторичные свойства индивида.
К первичным свойствам индивида
относятся:
- Возраст;
- Пол;
- Конституциональные особенности (телосложение);
- Нейродинамические свойства мозга (свойства нервной системы);
- Особенности функционировании геометрии полушарий;
К Вторичным свойства индивида:
- Темперамент;
- Задатки (анатомо-физиологические особенности человека, на основе которых формируются способности);
Личность – 1) это сознательный индивид, занимающий
определенное место в обществе и
выполняющий определенные функции;
2) в широком понимании
личность, есть некое организованное
и организующее целое (структура), относительно
постоянных свойств (черт), динамически
развивающихся из врожденных задатков
индивида во взаимодействии с жизненной
средой.
Индивидуальность
отражает только те особенности психики
и личности индивида, которые присущи
только данному человеку.
Психологическая
структура личности по К. Платонову.
Включает в себя особенности
эндокринной и нервной систем,
которые определяют темперамент
человека. Это чисто биологическая
подструктура.
Подструктура
форм отражения. Она включает познавательные
процессы и эмоционально-волевые процессы.
Подструктура
опыта. Включает умения, навыки,
привычки, приобретение которых обуславливается
той средой, в которой человек живет.
Подструктура
направленности. Она объединяет мировоззрение,
идеалы, убеждения, моральные черты личности
и т.д.
Мировоззрение - это отражение систем взглядов,
общее понимание мира человека, и отношение
к ним.
Убеждение – это осознанная потребность личности,
побуждающая её действовать, в соответствие
со своими качествами. Это представление
знаний и идей, ставших мотиваит поведения
человека и определяющие его отношение
к действительности.
Задание 4. Тестовое
задание.
- Расставьте по порядку этапы развития психологии:
В) Психология
как наука о поведении;
А) Психология
как наука о душе;
Б) Психология
как наука о сознании;
Г) Психология
как наука, изучающая объективные
закономерности, механизмы и проявления
психики;
2. Каким
образом можно представить соотношение
понятий: личность, индивид, человек, индивидуальность
(начиная с самого широкого)?
Соотношение
понятий «индивид», «личность», «индивидуальность».
Длительное время в марксистской
литературе указанные понятия почти
не различались и употреблялись
как нечто взаимозаменяемое. Постепенно
этот подход был преодолен. Названные
понятия однопорядковые, но не идентичные.
Вместе с тем различение этих понятий
не должно приводить к другой крайности
- их резкому разграничению и противопоставлению.
Наиболее
общим, родовым понятием является человек.
Человек - это субъект общественно-исторической
деятельности и культуры, или - точнее
- субъект данных общественных отношений
и тем самым общемирового исторического
и культурного процесса. Будучи высшей
ступенью развития живых организмов, на
Земле, он по своей природе представляет
собой единство социальных и природных
качеств, получивших отражение в определении
человека как целостной многосложной
биосоциальной (биопсихосоциальной) системы.
Индивид
- это единичный пред добросовестность ставитель
человеческого рода, частное от общего,
отдельно взятый человек - безотносительно
к его реальным антропологическим и социальным
особенностям. Родившийся ребенок -- индивид,
но он не есть еще человеческая индивидуальность.
Индивид становится индивидуальностью
по мере того, как он перестает быть только
«единицей» человеческого рода и приобретает
относительную самостоятельность своего
бытия в обществе, становится личностью.
Личность
- это человеческий индивид, взятый
в аспекте его социальных качеств
(взгляды, способности, потребности, интересы,
моральные убеждения и т. д.). Она
представляет собой динамичную, относительно
устойчивую целостную систему интеллектуальных,
социально-культурных и морально-волевых
качеств человека, выраженных в индивидуальных
особенностях его сознания и деятельности.
«... Сущность «особой личности»,- писал
К. Маркс,- составляет не ее борода, не ее
кровь, не ее абстрактная физическая природа,
а ее социальное качество...». Социальные
качества личности проявляются в ее действиях,
поступках, в ее отношении к другим людям.
Если
по своей сущности личность социальна,
то по способу своего существования
она индивидуальна. Индивидуальность
- это неповторимый, самобытный способ
бытия конкретной личности в качестве
субъекта самостоятельной деятельности,
индивидуальная форма общественной жизни
человека.
Человек
представляет собой целостное единство
биологического (организменного), психического
и социального уровней, которые
формируются из двух: природного и
социального, наследственного и
прижизненно приобретенного. При
этом человеческий индивид - это не простая
арифметическая сумма биологического,
психического и социального, а их интегральное
единство, приводящее к возникновению
новой качественной ступени - человеческой
личности.