Задачи по логике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 10:47, контрольная работа

Краткое описание

Задание:
Выявить логические формы следующих высказываний:

2. Ни один студент нашей группы не имеет академической задолжности.

Ни один, не имеет – логические постоянные

Студент нашей группы, академическая задолжность – логические переменные

Ни один S не суть Р

4. Некоторые ученые – альпинисты.

Некоторые, есть - логические постоянные

Ученые, альпинисты - логические переменные

Некоторые S суть Р

Оглавление

Тема 1. Предмет логики и её значение в профессионально-педагогической деятельности 2

Тема 2. Понятие 2

Тема 3. Определение понятий 5

Тема 4. Деление понятий. 6

Тема 5. Суждение. 7

Тема 6. Сложные суждения и их виды. 8

Тема 7. Умозаключение. 10

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.DOCX

— 37.08 Кб (Скачать)

    2. Если через проводник пропустить электрический ток,

                                            А 

    то  проводник нагреется. 

          В 

    Импликация: первая ситуация с необходимостью вызывает вторую: А        В. Истинность А является достаточным условием истинности В.

    4. Деньги – продукт  стихийного развития  товарных отношений,  а не результат  договоренности или  какого-либо иного  сознательного акта.

    Деньги –  продукт стихийного развития товарных отношений 

                                                             А

    а не результат  договоренности или какого-либо иного  сознательного акта 

          В

    Конъюнкция:   А ^ В. Суждение истинно тогда и только тогда, когда истинны все входящие в него суждения 

II.  Решите задачу, используя понятие равносильности высказываний:

    «В  деле об убийстве имеются  подозреваемые – Петр и Павел. Допросили четверых свидетелей. Показания первого таково:

    - Я знаю только, что Петр не  виноват.

    Второй  свидетель:

    - Я знаю лишь, что  Павел не виноват.

    Третий  свидетель:

    - Я знаю, что из  первых двух высказываний, по меньшей мере, одно истинно.

    Четвертый:

    - Я знаю, что показания  третьего свидетеля  ложны. Четвертый  свидетель оказался  прав. Кто совершил  преступление?» 

     Обозначим высказывание «Пётр виноват» через  а, высказывание «Павел виноват» через в.  Тогда показания первого свидетеля будут выглядеть так: ~а, показания второго свидетеля так: ~в. Третий свидетель утверждает дизъюнкцию показаний первых двух свидетелей - ~a v ~в. Четвёртый свидетель утверждает, что дизъюнкция ложна, т.е. отрицает её: ~(~a v ). Известно, что последнее утверждение истинно. Теперь преобразуем его, применяя отношение эквивалентности:

~(~a v ) = ~ ~a & ~ ~в = а & в – отрицание дизъюнкции эквивалентно конъюнкции отрицаний

     Конъюнкция а & в истинна, истинна  и дизъюнкция a v в, а это значит, что истинно суждение а и истинно суждение в, т.е. Пётр и Павел вместе совершили преступление.

Тема 7. Умозаключение.

Задание:

  1. Произведите превращение следующих суждений:

   2. Некоторые приговоры суда не являются обвинительными - частноотрицательное

    Некоторые  S не суть Р

    Некоторые  S суть не Р 

    Некоторые приговоры  суда являются необвинительными - частноутвердительное

   4. Все граждане Российской Федерации имеют равные права перед закономобщеутвердительное

    Все S суть Р

    Ни одно S не есть все Р 

    Ни один гражданин  Российской Федерации не имеет неравных прав - общеотрицательное 

II. Произвести обращение следующих суждений:

    2. Металлы не растворяются  в воде.- общеутвердительное А превращается в I c ограничениями (ограничение связано с тем что понятия S и Р взяты в разном объеме)

    Все S есть Р 
    Некоторые Р есть S
     

    Некоторые не растворяющиеся в воде вещества –  металлы.

    4. Не один невинный  не должен быть  привлечен к уголовной  ответственности.- общеотрицательное (суждение Е обращается в Е без ограничения) 
    Все S не-есть Р 
    Все Р не-есть S
     

    К уголовной  ответственности не привлечен ни один невиновный. 

III. Сделайте вывод путем противопоставления предикату из следующих суждений:

    2. Некоторые сделки  являются односторонними.

    Некоторые S суть Р – частноутвердительное, не может быть противопоставлено педикату.

    4. Студенты являются  учащимися.

    Все S суть Р

    Ни одно не Р не суть S 

    Ни один не учащийся не является студентом. 
     

Тема 8. Простой категорический силлогизм.

Задание:

  1. Определить, соблюдены ли общие правила силлогизма и правила его фигур в следующих примерах:

    2.   Все планеты вращаются  вокруг Солнца.

           Земля вращается вокруг Солнца.

           Следовательно, Земля – планета.

     А: Все планеты (Р) вращаются вокруг Солнца (М) – большая посылка.

     А: Земля (S) вращается вокруг Солнца (М) – меньшая посылка.

     А: Следовательно, Земля (S) – планета (Р) – заключение.

     Нарушено  правило терминов: средний термин М не распределён ни в одной  из посылок.

     Нарушено  правило фигур: силлогизм построен по II фигуре, для которой требуется, чтобы одна из посылок была отрицательной. В этом силлогизме нет отрицательной посылки, поэтому вывод не следует. 

    4.    Слова людей соизмеряются  с их делами.

          «Электрон»  - слово. 

           Следовательно, электрон соизмеряется  с делами людей.

     А: Слова (М) людей соизмеряются с их делами (Р) – большая посылка.

     А: «Электрон» (S) – слово (М) – меньшая посылка.

     А: Следовательно, электрон (S) соизмеряется с делами (Р) людей – заключение.

     Нарушено  правило терминов: произошло учетверение терминов. Термин «слово» упоминается в разном смысле – философском и обыденном.

     Силлогизм построен по I фигуре. Правила фигур не нарушены. 

    6.    Все планеты –  небесные тела.

           Луна – не планета.

           Следовательно, луна не является  небесным телом. 

     А: Все планеты (М) – небесные тела (Р) – большая посылка.

     Е: Луна (S) – не планета (М) – меньшая посылка.

     Е: Следовательно, луна (S) не является небесным телом (Р) – заключение.

     Нарушено  правило терминов: предикат вывода в заключении распределён, а в  посылке он не распределён, произошло  расширение большего термина.

     Нарушено  правило фигур: силлогизм построен по I фигуре, для которой требуется, чтобы меньшая посылка была утвердительной.  

  1. Решить  логическую задачу:

    Прапорщик решил узнать, сколько  времени потребуется  его солдатам, чтобы  добраться до поля боя. Он спросил рядового: «Если пять солдат могут пройти 1/5 километра  за пять минут, то сколько  нужно солдат, чтобы  пройти 4 км за 100 минут?». Что ответил рядовой?

     Ответ: Любое количество солдат. 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Гетманова А.Д. Учебник по логике.- М.: Черо, 2000 – 304 с.
  2. Иванов Е.А. Логика. – М.: Изд-во БЕК, 1996. – 309 с.
  3. Логика: учебное пособие / сост.: М.Д. Купарашвили, А.В. Нехаев, В.И. Разумов, Н.А. Черняк. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. – 124 с.
  4. Черняк Н.А. Логика: Учебное пособие. – Омск: Омск. гос. ун-т, 2004. - 84 с.

Информация о работе Задачи по логике