Задачи по логике

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 10:47, контрольная работа

Краткое описание

Задание:
Выявить логические формы следующих высказываний:

2. Ни один студент нашей группы не имеет академической задолжности.

Ни один, не имеет – логические постоянные

Студент нашей группы, академическая задолжность – логические переменные

Ни один S не суть Р

4. Некоторые ученые – альпинисты.

Некоторые, есть - логические постоянные

Ученые, альпинисты - логические переменные

Некоторые S суть Р

Оглавление

Тема 1. Предмет логики и её значение в профессионально-педагогической деятельности 2

Тема 2. Понятие 2

Тема 3. Определение понятий 5

Тема 4. Деление понятий. 6

Тема 5. Суждение. 7

Тема 6. Сложные суждения и их виды. 8

Тема 7. Умозаключение. 10

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.DOCX

— 37.08 Кб (Скачать)

Оглавление

Тема 1. Предмет логики и её значение в профессионально-педагогической деятельности 2

Тема 2. Понятие 2

Тема 3. Определение понятий 5

Тема 4. Деление понятий. 6

Тема 5. Суждение. 7

Тема 6. Сложные суждения и их виды. 8

Тема 7. Умозаключение. 10

 

Тема 1. Предмет  логики и её значение в профессионально-педагогической деятельности

Задание:

  1. Выявить логические формы следующих высказываний:

2. Ни один студент нашей группы не имеет академической задолжности.

   Ни  один, не имеет – логические постоянные

   Студент нашей группы, академическая задолжность – логические переменные

   Ни  один S не суть Р

4. Некоторые ученые  – альпинисты.

   Некоторые, есть - логические постоянные

   Ученые, альпинисты - логические переменные

   Некоторые S  суть Р

II. Указать, требование каких формально-логических законов нарушены и в чем суть этих нарушений:

2. Невозможно съесть  яйцо натощак:  откусив яйцо один  раз, будешь уже  есть яйцо не  натощак. -  нарушен закон тождества (подмена понятия «съесть»  понятием «откусить». Слова «съесть» и «откусить» не тождественны).

4. В этой курсовой  работе не раскрыто  основное содержание  темы. Но она все  же заслуживает  хорошей оценки. – закон достаточности основания (нарушение причинно-следственных связей между основанием и следствием) 

Тема 2. Понятие

Задание:

  1. Дайте логическую характеристику понятиям:

Человек

По  объему:

непустое

общее

несобирательное

По содержанию:

конкретное

положительное

безотносительное

 

Товар

По  объему:

непустое

общее

собирательное

По содержанию:

конкретное

положительное

безотносительное

 

Леший

По  объему:

Пустое (нулевое)

По содержанию:

конкретное

положительное

безотносительное

 

Человек, не знающий страха

По  объему:

Непустое

Общее

несобирательное

По содержанию:

абстрактное

отрицательное

безотносительное

 

Зевс

По  объему:

Пустое (нулевое)

По содержанию:

конкретное

положительное

безотносительное

 

Мужество

По  объему:

непустое

общее

несобирательное

По содержанию:

абстрактное

положительное

безотносительное

 

Растение

По  объему:

непустое

общее

несобирательное

По содержанию:

 конкретное

 положительное

 безотносительное

Коллекция

По  объему:

непустое

общее

собирательное

По содержанию:

 конкретное

 положительное

 безотносительное

Поэма

По  объему:

непустое

общее

несобирательное

По содержанию:

 конкретное

 положительное

 безотносительное

 
  1. Подберите понятия, отношения  между которыми выражались бы следующими схемами:

 

Пересечение:

А – собака

В – домашнее животное

С – лошадь

 

Пересечение:

А – юрист

В – депутат

С – спортсмен

 
 

 
 

 
Соподчинение:

А – Дерево

В – береза

С – сосна

Подчинение, пересечение:

А – хлеб

В –  черный хлеб

С – свежий хлеб

  1. Произведите обобщение следующих понятий:

   Суждение  – форма мышления

   Школа – учебное учреждение

   История - наука

   Дом –  здание

   Повесть - литературный жанр

   Коммерция - деятельность

   Словарь -  книга

   Университет – учебное заведение

   Профессор - ученый

   Учебник - книга

Тема 3. Определение понятий

Задание:

  1. Соблюдены ли правила определения? Если нет, то, укажите, какие нарушения?

   2. Забастовка –  это когда рабочие  бастуют.

      Правила определения  не соблюдены:  ошибка - тавтология

   4. «Сепулькарии – объекты, служащие для сепуления».

     Правила определения  не соблюдены:  ошибка – определение  неизвестного через  неизвестное

   6. Историк – человек  изучающий историю.

      Правила определения не соблюдены: ошибка - тавтология

   8. Государство –  это политическая  организация.

      Правила определения не соблюдены: ошибка – широкое определение

II. В следующих определениях выделите определяемое понятие, ближайшее родовое понятие и видовой отличительный признак:

   2. «Жизнь есть способ  существования белковых  тел».

   Определяемое  понятие – жизнь

   Ближайшее родовое понятие – способ существования

   Видовой отличительный признак – белковых тел

   4. Секвестр бюджета  – это сокращение  расходов по незащищенным  статьям.

   Определяемое  понятие – секвестр бюджета

   Ближайшее родовое понятие – сокращение расходов

   Видовой отличительный признак – незащищенные статьи

Тема 4. Деление понятий.

Задание:

  1. Приведите пример деления объема понятия и членение целого на части.

Деление объема понятия:

Электрический ток делится на постоянный и переменный.

В промышленности получение стали осуществляется тремя способами: кислородно-конверторным, мартеновским и в электропечах.

Членение  целого на части:

Строение цветка ржи: цветочная чешуя, тычинки, рыльце пестика, завязь.

В скелете человека различаются отделы: скелет головы, туловища и конечностей.

  1. Определить, соблюдены ли правила деления. Если нет, то укажите, какие допущены ошибки.

    2. Леса делятся на  лиственные и хвойные (деление неправильное – неполное, т.к. указаны не все виды родового понятия). 

    4. Договоры делятся на устные, письменные и долгосрочные (деление неправильное, т.к. деление производится по нескольким основаниям - смешение). 

    6. Люди делятся на  мужчин, женщин и  детей (деление неправильное, т.к. деление производится по нескольким основаниям - смешение). 
     

Тема 5. Суждение.

    Задание:

  1. Дать логическую характеристику суждениям и установить распределенность терминов:

    2. «Некоторые лекарства  опаснее самих  болезней».

    По составу  – простое суждение

    По качественной и количественной определенности -  частноутвердительное

    субъект S нераспределен (объем S лишь частично включен в объем Р)

    педикат Р распределен

    4. Возможно, существуют  внеземные цивилизации.

    По составу  – простое суждение

    По качественной и количественной определенности -  общеутвердительное

    субъект S и педикат Р распределен

    6. Некоторые студенты  нашей группы сдали  все зачеты.

    По составу  – простое суждение

    По качественной и количественной определенности -  частноутвердительное

    Субъект S нераспределен (объем S лишь частично включен в объем Р)

    Педикат Р распределен

II. Установить соотношение истинности и ложности по «логическому квадрату», взяв за исходные следующие пары суждений:

    2. Ни одна математическая  проблема не приобрела  такой популярности, как проблема «квадратуры  круга»  – общеотрицательное (Е)

    Существуют  математические проблемы, которые не приобрели такой популярности, как  проблема «квадратуры круга» – частноотрицательное (О)

    Суждения  подчинены друг другу.

    4. Все математики, стремящиеся  к решению проблемы  «квадратуры круга», уверены в успехе  – общеутвердительное (А)

    Некоторые математики, стремящиеся к решению проблемы «квадратуры круга», уверены в  успехе – частноутвердительное (I)

    Суждения  подчинены друг другу. 

  Тема 6. Сложные суждения и их виды.

Задание:

  1. Обозначить буквами простые суждения, записать сложные суждения в символической форме и установить их вид и истинность:

Информация о работе Задачи по логике