Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 10:08, шпаргалка
1. Логика как наука и ее значение в системе образования.
2. Формирование и основные этапы развития логики. Современная л. и основные сферы ее практ. применения.
3. Познание – основные уровни и формы. Понятие логической формы мышления.
4. Мышление и язык. Естественные и искусственные языки. Основные функции языка.
Логика — наука о мышлении, ее предметом, являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Логика, изучающая познающее мышление и применяемая как средство познания, возникла и развивалась как философская наука и в настоящее время представляет собой сложную систему знаний, включающую две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую.
Значение логики: ее задача - научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить и правильнее познавать окружающий мир.
Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Мыслить логично — это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в работе юриста, требующей точности мышления, обоснованности выводов.
I) Возникновение л. связано с именем Аристотеля (4 в. до н. э.). Арестотель формирует 3 основ. формально лог-их законов:1) з-н Тождества.2) з-н Не противоречия. 3) з-н Исключенного третьего.
II) В ср.века в теор. лог. не было существ-х изменений, но при этом принципы формальной логики использовались как ср-во аргументации и приемы искусства.
III) В конце 16 в Френцис Беком: теор. индуктивной лог, индуктивная и дедуктивная лог-ки объединяются в ед обл знаний, и становятся обязательными эл-ом в сис-ме образ-я.
IV) 17 –18 в- развитие математических знаний и ср-ва математики (Г. Лейбниц), используются для анализа чел-го мышления. Появляется математическая или символическая логика, котор. в начале 20 в становится основой для появления кибернетики. Ряд оригинальных идей выдвинули М.В. Ломоносов, А.Н.Радищев, Н.Г.Чернышевский.
V) В начале 19 в Гегель разрабатывает сис диалектической логики. Формальная л. – философская наука о формах и законах правильного мышления.
Под современной
л. имеется ввиду формальная л. - наука о
формах мышления, о формально-логических
законах и других связях и отношениях
между мыслями по их лог-м формам.
Современная логика состоит из трех частей:
логическая антропология (предпосылки,
обусловленные человеческим фактором),
логическая онтология (знание о мире),
чистая логика (определение лог-го следования
между высказываниями).
Сферы применения: наука, техника, информационные технологии.
Познание есть диалектический процесс отражения мира в сознании людей. Это движение мысли от незнания к знанию, от неполного и неточного знания к более точному и полному. 2 уровня: 1. Чувственный.
Ощущение – отражение отдельных св-в предметов или явлений матер-го мира, воздействующего на органы чувств.
Восприятие – целостное отражение внешнего матер-го предмета, воздействующего на органы чувств. Представление – чувственный образ предмета в данный момент нами не воспринимается, но ктр ранее воспринимался (творческое и воспроизводящее).
2. Рациональный.
Понятие – форма мышл. в ктр отражаются существенные признаки класса однородных предметов.
Суждение – форма мышл. в ктр что либо утверждается или отрицается о предметах, их св-вах.
Умозаключение – форма мышл. непосредственно из одного или нескольких суждений, называющимися посылками.
Мышление отражает действительность в определенных логических формах: 1)предметно-действенное- отражает действительность в обобщенных образах, абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное; 2)наглядно-образное - процесс опосредствованного отражения действительности. Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике; 3)словесно-логическое - связано с языком, мысль может возникнуть и существовать только на базе языкового материала.
Мышление- это процесс активного опосредованного отражения действительности в обобщённых образах, неразрывно связанный с языком.
Язык – средство повседневного общения людей. Язык является знаково – информационной сис-мой, продуктом духовной деятельности чел-ка.
Виды языков: Естественный – исторически сложившийся в обществе, сначала в звуковую, а в затем в граф. инфо-ую знаковую сис. Св-во языка – замкнутость.
Искусственный – вспомогательная знаковая сис возникшая на основе естественного языка для более точной и экономной передачи инф. (языки математики, символической лог, физики, информатики, эсперанто? и тд)
Функции языка: передавать и получать накопленные знания, практические умения, жизненный опыт, осуществляет процесс обучения и воспитания.
Язык л. – - специально создаваемый современной л. для своих целей язык, способный следовать за логической формой рассуждения и воспроизводить ее даже в ущерб краткости и легкости общения. Я. л. является языком формализованным.
Структура языка л.
I) Имя - слово как словосочетание, обозначающий к.л. предмет, а также св-ва и отношения действительности. Имена бывают единичные и общие. Имя имеет 2 хар-ки: Денотат – значение имени. Концепт – смысл имени или способ, при помощи ктр мы назыв какой либо предмет.
II) Предикторы – выражения, отряжающие св –ва языка. В зависимости от того к какому числу имен относятся, бывают либо одноместные, либо многом.
III) Функциональные знаки
Алфавит формальной логики
1.Единые имена, логическая константа
2.Общие имена логические переменные
3.Предикторы.
IV) Предложения – высказывания, утверждающие или отрицающие существование предмета их св-в и отношений.
V) Кванторы –логич. операция, дающая количеств-ю хар-ку области предметов, к которой относится выражение, получаемое в результате её применения
VI) Лог союзы: конъюнкция (соед. «и»); дизъюнкция(«или») строгая и слабая; импликация (следование) «если», «то».
VII) Отрицание «не» (инверсия)
Семиотика - наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков),изучает характерные особенности отношения «знак — означаемое».
Знак, основное понятие семиотики, материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого др. предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.
Значение, информация, передаваемая знаком в процессе коммуникации
Объектный язык - язык, выражения которого относятся к некоторой области объектов, их свойств и отношений. Напр. язык арифметики говорит о числах и т.д.; язык химии - о химических веществах и реакциях и т. д.
Метаязык- язык, средствами которого описываются и исследуются свойства некоторого другого, предметного (объективного) языка.
Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы:
1.синтактика изучает структуру языка.
2.семантика рассматривает отношение знаков к обозначаемому;
3.прагматика- анализирует функции языка.
Поняие-форма мышления, отраж. предметы в их существ. признаках, опред. связь существ. признаков предмета, абстрагирующая его от массива др. предметов, необлад. такими признаками. (S). Одна из основных форм науч. познания
Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии.
Объемом понятия называется множество предметов, которое мыслится в понятии. Напр.Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.
Рассматривая отношения между понятиями, следует прежде всего различать понятия сравнимые и несравнимые.
Сравнимыми называются понятия, имеющие некоторые признаки, позволяющие их сравнивать др. с др.
Несравнимыми наз-ся понятия, не имеющие общих признаков, поэтому и сравнивать их невозможно.
Совместимые понятия -понятия, объемы которых полностью или частично совпадают.
Три вида отношений совместимости: 1) равнообъемность, 2) пересечение (перекрещивание) и 3) подчинение (субординация).
Несовместимые понятия - понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично. Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объемов.
Три вида отношений несовместимости: 1) соподчинение, 2) противоположность, 3) противоречие.
Схема: Круги Эйлера
Совместимые
1равнозначные
2.пересечение
3.подчинение
Круги не закончены!!!, дорисуйте!!!
Обобщение – лог операция перехода от видового понятия к родовому путем отбрасывания от содержания долгов родового понятия его видообразующего признака.
Ограничение – лог операция перехода от родового понятия в видовому, путем добавления к содержанию данного родового понятия видообразующих признаков.
Поняие-ф.м., отраж. предметы в их существ. признаках, опред. связь существ. признаков предмета, абстрагирующая его от массива др. предметов, необлад. такими признаками. (S). Одна из основных форм науч. познания
Содержанием понятия наз. совокупность существ. признаков предмета, кот. мыслится в данном понятие.
Обьём понятия -множество предметов, кот. мыслится в понятие.
Содержание и обьём понят. тестно связ друг с другом.
Закон: Увеличение содерж. понят. уменьшает обьём получившегося понятия и наоборот. «Государство»- «современное гос.»- обьём сокр., содер. увеличивается, становится шире и богаче, информации о предмете больше. «ВУЗ»-«Учеб. завед.»- V увеличивается, но содержание понятие, колич. информ., отлич. признаков, свойств и черт уменьшается, понятие становится более широким, массив предметов, входящих в него увеличивается. Этот зак. лежит в основе лог. операций.
Деление понятия- лог операция в ходе ктр объем данного понятия распределяется на несколько подмножеств, ктр назыв членами деления
Делимое понят.- понят., V кот. нужно раскрыть. Выступает родовым, поделенное-виды..
Члены деления- соподчин. виды, на кот. делится понятие.
Основание деления- признак. по кот. произв. деленние, критерий.
Правила деления
1.) Соразмерность д.: объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов членов деления. Ошибки: а) неполное деление; б) деление с меньшими членами;
2.)Д. должно производится толь
3) Члены деления должны исключать друг друга.
4) Д. д.б. непрерывным, нельзя делать скачки в делении.
Классификация – это разновидность д. понятия, представляет собой вид последовательного д. и образует развернутую сис в ктр каждый ее член делится на подвиды.
Сущ-ет классификация по видообразующему признаку.
Классификация может проводится по существенным (естественным) и несущественным (вспомогательным) признакам.
Определение – это лог операция ктр раскрывает содержание понятия, либо устанавливает значение термина. С помощью определения понятий мы указываем на сущность отраженных в понятии предметов, раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определенных предметов от других предметов.
2 вида определения понятий:
Реальные – раскрывают сущность предметов (естественный отбор – процесс выживания наиболее приспосабливаемых особей, ктр ведет к приемущестрву сильной особи над другими.);
Номинальные – если определенный термин обозначает понятие. (Вещества растворов ктр проводят эл ток, назыв электропроводными.)
Правила определения:
1) Определение должно
быть соразмерным т.е. объем
определения понятия должен
2) Определение не должно содержать круга.
3)Определение должно
быть четким и достаточно
Суждение-форма мышления в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета и которая может быть либо истинной, либо ложной.