Самореферентные системы Н.Лумана

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:03, реферат

Краткое описание

В ХХ веке был накоплен большой объем практических знаний и теорий о социальных организациях. Однако Луман постулировал кризис современной теоретической социологии и пришёл к необходимости построения единой социологической теории: «Социология находится в теоретическом кризисе. Эмпирические исследования, в целом действительно успешные, увеличили наши знания, но не привели к единой социологической теории. Социология как эмпирическая наука не может не претендовать на пересмотр своих высказываний на основании данных, полученных при исследовании реальности…»,1. Задачу этой теории он видел в упрощении бесконечной сложности реального мира – в «непрерывном самоупрощении системы» 2. По мнению Лумана, социологическая теория, должна разрабатывать теоретические инструменты, пригодные для познания социального мира, а не заниматься вопросами прогресса и эволюции. Исходя из этих убеждений, Луман ставит перед собой цель разработки понятия и теории общества.

Оглавление

Введение………………………………………………………………стр. 3
Теория общества как системы…………………………….………..стр. 5
Заключение………………………………………………………......стр. 14
Список использованной литературы………………………………стр. 16

Файлы: 1 файл

луман - контрольная работа.docx

— 49.00 Кб (Скачать)

     Системы взаимодействия возникают, когда присутствующие индивиды воспринимают друг друга (а также воспринимают взаимное восприятие). Личное присутствие является принципом отбора и принципом формирования границ этих систем. Тот, кто не присутствует, не принадлежит к ним. Примерами могут служить семейный ужин (в отличие от самой семьи), встреча в одном кабинете, очередь в кассу, массовая демонстрация. Набор элементов систем взаимодействия определяет выбор тем коммуникации. Системы взаимодействия должны фокусироваться на одной теме, стоящей в центре общественного внимания. Это влечет за собой борьбу за контроль центрального положения и внимание других участников взаимодействия, вызывая неравное распределение ценностно-нормативных возможностей даже на этом самом элементарном уровне непосредственного взаимодействия.

     Ограничений такого рода можно избежать в системах другого, социетального типа — всеохватывающих, а потому независимых. Они необязательно должны включать все объективно существующие действия и всех людей, но лишь взаимно приемлемые коммуникативные действия. Сегодня, в отличие от прежних ступеней социальной эволюции, существует только одна социетальная система — мировое общество. Он является просто совокупностью личностных взаимодействий, но системой более высокого порядка.

     Третий  вид социальных систем представляют организации, во множестве областей социальной жизни находящиеся между социетальной системой и системами непосредственного взаимодействия. Организации предполагают новые принципы построения границ, которые не сводятся ни к непосредственному взаимодействию, ни к обществу. «Организованными» являются те системы, которые связывают членство в них со специфическими условиями. Предпосылкой организаций является взаимная независимость изменений в поведенческих требованиях организации и мотивах ее членов. Безличные правила членства (например, подчинение руководству в обмен на заработную плату), несмотря на возможность собственного изменения и добровольность выбора, способствуют длительной стабилизации в значительной мере искусственных (в том числе в ценностно-нормативном аспекте) способов поведения. Благодаря этому становится возможным достижение общего равновесия между системой и требованиями к индивидуальному поведению, способствующее независимости организации от спонтанных личных мотивов, ценностей, моральных обязательств. Мотивы и ценностно-нормативные ориентации «генерализуются» посредством членства: солдаты маршируют, секретари печатают на машинке, профессора читают лекции, а политические лидеры управляют, независимо от того, нравится им это или нет. Только организации способны осуществлять генерализацию мотивов и создавать поведенческие и ценностно-нормативные особенности, необходимые в различных функциональных сферах общества.

     Итак, все три перечисленные виды социальных систем характеризуются типичными  для них средствами коммуникации, механизмами взаимопроникновения, возникновения и преодоления  противоречий и конфликтов.  

  1. СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
 

     С точки зрения Лумана, коммуникация является тем элементарным процессом, который конституирует социальную реальность.

     Этот  процесс характеризуется «смыслом», поскольку в нем всегда присутствуют нереализованные возможности событий  и действий, являющиеся их своеобразным «фоном». Каждое из событий и действий могло бы быть и другим, и постоянно  осуществляется выбор из многих возможностей. Процесс коммуникации замкнут на себя (самореферентен). Он предполагает отличие действительно существующего от того, что лишь возможно. Это отличие постоянно воспроизводится: избирается нечто новое, а избранное ранее уходит в область возможного.

     Каждая  следующая коммуникация связана  с предшествующей,  восприятия людей не являются жестко определенными, они могли бы быть и другими (контингентны). Получатель сообщения может принять или отклонить его. Отклонение также является актом коммуникации. Поскольку одно и то же может иметь разный смысл для разных людей, в коммуникации заключена возможность разногласия. С точки зрения Лумана, конфликт — это отказ, отклонение коммуникации.

     Системы взаимодействия не могут с легкостью  допускать, чтобы открытые конфликты приводили к маргинальному статусу в рамках границ системы. Для этого они недостаточно комплексны. Они сталкиваются с выбором: избежать конфликтов или же разрушить проблему посредством давления и влияния (насилия).

     Другое  важное решение проблемы конфликта  состоит в углублении разобщения между системами взаимодействия и социетальными системами.

     В качестве механизма разрешения конфликтов общество может также использовать перерыв во взаимодействии. Организации увеличивают шансы успеха коммуникации посредством введения иерархических способов управления конфликтами. Принятие этих способов является обязательным для членов. Также разграничиваются внутренние и внешние конфликты, и конфликты, относящиеся к организации или же к ее членам.

     Согласно  теории Никласа Лумана только системы с комплексной организацией способны выжить в очень комплексной среде.  

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Неоспорим тот факт, что творчество Никласа Лумана сыграло важную роль в развитии системно-теоретического направления социологии. Луман попытался пересмотреть социологическую теорию, положив в основу понятие коммуникации и понятие системы. Общество в его теории - разновидность самовоспроизводящейся и самоописывающейся системы, при этом коммуникации являются её элементами, составными частями.

     Социальная  система является операционно закрытой системой. Операционно закрытая система воспроизводится исключительно из собственных операций, и внешние события не являются «вводами» в систему. Воздействия из окружающей среды сами по себе не проникают в систему. Однако эти события изменяют комплексность окружающей среды и, таким образом, служат раздражителями для системы, которая воспроизводится в процессе отграничения себя от окружающей среды. Система улавливает эти события и воспринимает как раздражения потому, что существуют структурные соединения – координирующие связи между процессами в окружающей среде и процессами в системе.

     Операционная  закрытость социальной системы –  следствие самовоспроизводства (аутопойесиза) системы. Коммуникации в системе производятся сетью коммуникаций и, в свою очередь, производят эту сеть как условие (ресурс) последующих операций системы. Аутопойесис обусловливает еще одно важное свойство социальной системы – самореферентность. Коммуникации являются одновременно операциями производства и описания общества. Таким образом, нет внешней референции, то есть нет внешней по отношению к системе инстанции, к которой можно обращаться за описанием общества. Общество – самоописывающая система. Социология – это не описание системы как объекта, это сеть коммуникаций, являющихся операциями самоописания и тем самым самовоспроизводства общества.

     По  мнению самого Никласа Лумана, появление такого подхода является важным, даже необходимым шагом на пути построения единой социологической теории. Теория Лумана объединяет в себе достижения множества концепций, предложенных другими учёными, что также позволяет говорить о её большой значимости для теоретической социологии.

     Социальная  система – это совокупность коммуникаций, поэтому пространственные границы  отражают лишь внутреннее структурирование системы, направленное на преодоление  сложности её самой и окружающей её среды. Проблема субъекта и объекта  также легко разрешима, так как  система создаёт описания самой  себя, и каждая коммуникация предполагает самоописание.

     Луман считает, что такое определение социальной системы способно устранить все препятствия для развития системного подхода в социологии и тем самым создать адекватный инструмент для описания социального мира.

     В своей работе я попыталась изложить ключевые идеи и основные теоретические  положения системной теории Лумана. Очевидно, что в краткой работе невозможно в полной мере описать все аспекты этой концепции и её связи с другими теоретическими разработками. Но цель краткого изложения теоретических положений Никласа Лумана можно считать достигнутой.

     Никлас  Луман выделяет три вида социальных систем: системы взаимодействия, организации и социетальные системы. Конфликт, по мнению Лумана, это отклонение коммуникации, которое возникает, когда работа одной системы вызывает проблемы в другой. Сами по себе, сословно-классовая структура или функциональная дифференциация общества не являются конфликтными. Однако эти факторы являются обстоятельствами «потенциального конфликта» и при определенных условиях могут способствовать его возникновению.

     На мой взгляд, теория самореферентных систем сложна, спорна, ее применение в практических исследованиях без специальной теоретической подготовки и глубокого осмысления материала кажется мне невозможным. Я хотела бы процитировать высказывание К.А. Феофанова о том, что Луман создал «логически строгую и абстрактно-самодостаточную, а потому в известном смысле тупиковую, с точки зрения ее развития, теорию»4.

     Я согласна с мнением многих исследователей, что Никлас Луман оставил для последователей немалое поле размышлений, в частности прояснить тонкости функционирования коммуникаций между человеком и социальными системами.

 

3. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бороноев А.О., Смирнов П.И. О понятиях "общество" и "социальное". Социологические исследования. - 2003. - №8.

2. Гуленко В. В., Социетальный статус личности. «Соционика, ментология и психология личности», М., 1998, №1.

3. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов. Ответственный редактор - академик РАН Г.В. Осипов. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА - М), 2001.

4. Луман Н. Социальные системы: очерк общей теории. Перевод с немецкого Газиева И. Д.. Под редакцией Головина Н.А. СПб, Наука, 2007.

5. Луман Н. Понятие общества. Проблемы теоретической социологии. — СПб., 1994.

6. Мотрошилова Н.В. История философии: Запад - Россия - Восток. / Н.В. Мотрошилова - М: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шилачина 2000.

7. Социологические размышления: Интервью с проф. Н. Луманом // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994.

8. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994.

9. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Мн.: Книжный Дом. 2003.

10. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994.

11. http://ecsocman.hse.ru/data/856/870/1231/005.FEOFANOV.pdf11

12. Феофанов К.А. (кандидат социологических наук, преподаватель социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова). Никлас Луман и функционалистская идея ценностно-нормативной интеграции: конец вековой дискуссии. 1997.


Информация о работе Самореферентные системы Н.Лумана