Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:03, реферат
В ХХ веке был накоплен большой объем практических знаний и теорий о социальных организациях. Однако Луман постулировал кризис современной теоретической социологии и пришёл к необходимости построения единой социологической теории: «Социология находится в теоретическом кризисе. Эмпирические исследования, в целом действительно успешные, увеличили наши знания, но не привели к единой социологической теории. Социология как эмпирическая наука не может не претендовать на пересмотр своих высказываний на основании данных, полученных при исследовании реальности…»,1. Задачу этой теории он видел в упрощении бесконечной сложности реального мира – в «непрерывном самоупрощении системы» 2. По мнению Лумана, социологическая теория, должна разрабатывать теоретические инструменты, пригодные для познания социального мира, а не заниматься вопросами прогресса и эволюции. Исходя из этих убеждений, Луман ставит перед собой цель разработки понятия и теории общества.
Введение………………………………………………………………стр. 3
Теория общества как системы…………………………….………..стр. 5
Заключение………………………………………………………......стр. 14
Список использованной литературы………………………………стр. 16
институт
правоведения и предпринимательства
кафедра
государственно-правовых
дисциплин
контрольная
работа
по социологии на тему:
«Самореферентные
системы Н. Лумана»
Выполнил(а): студент(ка) 1 курса
заочного отделения, 511 гр.
Скавронская
Ю.Ю.
Санкт-Петербург – Пушкин
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Вклад Никласа Лумана в социологию необычайно велик. Немецкий социолог-теоретик, он является ведущим представителем социологического конструктивизма, функционального анализа и системной теории в социологии.
В ХХ веке был накоплен большой объем практических знаний и теорий о социальных организациях. Однако Луман постулировал кризис современной теоретической социологии и пришёл к необходимости построения единой социологической теории: «Социология находится в теоретическом кризисе. Эмпирические исследования, в целом действительно успешные, увеличили наши знания, но не привели к единой социологической теории. Социология как эмпирическая наука не может не претендовать на пересмотр своих высказываний на основании данных, полученных при исследовании реальности…»,1. Задачу этой теории он видел в упрощении бесконечной сложности реального мира – в «непрерывном самоупрощении системы» 2. По мнению Лумана, социологическая теория, должна разрабатывать теоретические инструменты, пригодные для познания социального мира, а не заниматься вопросами прогресса и эволюции. Исходя из этих убеждений, Луман ставит перед собой цель разработки понятия и теории общества.
Основными работами, в которых Луман развивал теорию социальных систем, были: шесть сборников статей под общим названием “Социологическое просвещение”, работы: “Социальные системы: очерк общей теории” (1984) и “Общество общества” (1997). Его теория о представлении общества в качестве самовоспроизводящейся и самореферентной системы оставляет немалое поле для размышления, она интересна, в чем то – парадоксальна, и безусловна актуально для исследования.
Целью данной работы является краткое изложение основных положений теории социальных сомореферентных систем Никласа Лумана.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
- определить ключевые идеи и основные понятия теории общества как самовоспроизводящейчя и самореферентной системы;
- определить виды социальных систем, предлагаемые в теории;
-
определить элементы
- выявить проблему конфликта;
-
обозначить особенности
Объектом исследования является теория самореферентеных систем Никласа Лумана.
В теоретических разработках Н. Лумана констатируется кризис обществоведения. Переосмыслению подверглись теоретические воззрения Аристотеля, Г.В.Ф. Гегеля, И. Канта Ф. Ницше, К. Маркса, М. Вебера, Э. Гуссерля, Т Парсонса, Г. Башляра, Г. Зиммеля, Э. Гидденса, З. Фрейда, А. Пуанкаре, К. Поппера, Ж. Дерриды, И. Валлерстайна, а также многих других мыслителей и ученых-обществоведов от античности до современности. В 60-х годах Н. Луман обучался в Гарвардском университете у видного американского социолога Т. Парсонса. В своих работах Н. Луман развивает идеи структурного функционализма Т. Парсонса, но если для Парсонса первичной и определяющей по отношению к "функции" является "структура", то сам Луман считает первичной функцию, а не структуру. По мнению Парсона, все элементы системы необходимы и полезны. Луман предлагает представить структуры в виде проблем, т.е. выяснять не каковы их функции, а какие структуры могли бы выполнить определенную функцию. Это означает, что каждая структура может быть заменена иной структурой, эквивалентной относительно данной функции. Согласно теории Лумана не структурный функционализм, а функциональный структурализм является основным методологическим требованием его концепции.
Ключевое для социологии понятие общества Луман считает размытым, неопределённым; он выделяет три препятствия в определении этого понятия:
Луман утверждает, что вышеперечисленные препятствия могут быть преодолены в рамках системного подхода к обществу. Он предлагает положить в основу понятие коммуникации и тем самым переформулировать социологическую теорию, использовав в качестве базового понятия понятие системы, а не понятие действия. Это связано с тем, что концепция социального действия не позволяет дать корректное понятие общества, потому что действие соотносится с несоциальными величинами – субъектом, индивидом, живым телом, то есть местом в пространстве.
Для того, чтобы пояснить, каким образом Луман пришёл к концепции общества, как аутопойетической самореферентной системы, следует сказать несколько слов о развитии системного анализа. В развитии системного анализа в социологии можно выделить три этапа.
На первом этапе общество воспринималось с точки зрения естественных наук (биологии), как некоторая целостность, аналогичная или даже равная биологическому организму. Основной акцент делался на том, что общество, подобно живому организму, состоит из взаимосвязанных и взаимозависимых частей. Соответственно, задачей социолога являлось изучение взаимосвязей и взаимозависимостей в этом образовании. Такой подход был связан с первоначальным намерением представить социологию естественной наукой, занимающейся проблемами, сходными с проблемами биологии, поскольку она занимается изучением развития и функционирования отдельного биологического вида - человека. Отсюда господство биологических аналогий и попытки представить общество как организм, состоящий из взаимосвязанных частей (в качестве которых выступали люди, группы, коллективы, общности или институты, иначе говоря, некие физические объекты). Предметом социологии в этом случае мыслилась необходимость изучения взаимосвязей и взаимозависимостей этих объектов в рамках социальной системы.
С дальнейшим развитием общей теории систем, акцент стал делаться на различиях между обществом, как социальной системой и организмом, как системой биологической.
На
втором этапе развития системного подхода
понятие “система” стало в
основном применяться лишь как абстракция,
отражающая поведение сложных образований,
состоящих из взаимосвязанных частей.
Акцент сместился с анализа
Третьим этапом развития системного подхода к социальному миру стала теория самореферентных систем. В данной теории под системой понимается нечто, способное отличить себя от внешней среды и воспроизводить эту границу. По мнению Лумана, общество является примером такой самовоспроизводящейся и самореферентной системы. Оно постоянно производит различение себя и внешней среды – это и даёт ему право называться системой.
Общество как система является аутопойетическим, то есть самовоспроизводящимся, в том смысле, что акт воспроизводства не предполагает воссоздаваемости причин и условий производства. Термин “аутопойезис” Луман заимствовал у известного нейробиолога Хумберто Матураны.
Система является производимым произведением, формой различения системы и окружающей среды. Общество выступает не только аутопойетической системой, но и системой самореферентной, что означает его способность описывать себя, воспроизводя в этом описании самого себя. По мнению Лумана, «исходным пунктом любого системно-теоретического анализа должно быть различие системы и окружающего мира — на сей счет сегодня есть, пожалуй, полный профессиональный консенсус. Системы ориентированы на свой окружающий мир не только случайным образом или адаптивно, но прежде всего по структуре. Они конституируются и сохраняются путем создания и сохранения различия с окружающим миром и пользуются своими границами для его регулирования. Без различия с окружающим миром не было бы даже самореференции, так как различие является функциональной предпосылкой самореферентных операций. В этом смысле сохранение границ является сохранением системы» 3.
Элементами
социальной системы при таком
понимании оказываются
Теория Лумана хорошо описывает и объясняет современные процессы и явления, когда автономизировавшиеся системы – политика, экономика, право, наука, религия и т. д. – самовоспроизводятся на основе специфических коммуникаций. Их элементы – коммуникации – соотнесены исключительно друг с другом. Внутрисистемная коммуникация обеспечивается особыми символическими средствами (власть в политике, деньги в экономике, закон в праве, истина в науке, вера в религии и т. д.), а межсистемная коммуникация затруднена, поскольку каждая система реагирует на процессы в других системах весьма избирательно. Например, экономические проблемы представлены в политических коммуникациях лишь в той мере, в какой обсуждение этих проблем способствует воспроизводству системы власти; правовые проблемы представлены в экономических коммуникациях лишь в той мере, в какой законодательство можно использовать для достижения коммерческого и финансового успеха, и т. д.
Ключевая идея теории Лумана, которая на первый взгляд кажется пародоксальной, состоит в том, что человек находится за пределами системы, являясь частью окружающей среды. Социальность явлений определяется не тем, что они результаты действий людей, а тем, что эти явления приобретают смысл в результате коммуникаций. Это значит, что социальным может быть и то, чего люди не делали, например НЛО. Их существование в качестве реальных объектов проблематично, но существование их в качестве коммуникаций – предмета оживленных дискуссий – совершенно очевидно. Нахождение человека как субъекта действия в окружающей среде системы не означает, что система представляет собой комплекс объективных структур.
Неверно было бы считать, что у Лумана субъекты "исчезают", чтобы уступить место саморазворачиванию систем. В действительности у исследователя каждая система (подсистема) является субъектом для себя самой, в то время как субъекта социальных систем (в качестве индивидуального или коллективного сознания) в теории Лумана нет. Идея же индивидуального субъекта как центра любой системы затушевывается. В результате каждый индивид считается субъектом для себя и в какой-то мере для "психической системы", но всеохватывающая система индивидуальных субъектов в концепции Лумана отсутствует. Одновременно с этим он утверждает, что каждая функциональная система (подсистема) включает в себя всех индивидов. Луман подчеркивает, что из логики его рассуждений не следует, будто бы люди не важны для общества. Чтобы общество и его подсистемы могли существовать, наличие окружающей среды необходимо. Системы не могут функционировать в пустоте. Н. Луман считал, что человек как часть окружающего систему мира, и тем более сам этот мир, представляют собой комплексные образования, которым самореферентная система уступает по сложности. Поэтому одна из задач социологии состоит в выявлении особенностей их взаимодействия.
Луман разграничивает системы взаимодействия, организации и социетальные системы. По его мнению, это разграничение соответствует ключевым направлениям современной социологии — теориям межличностного и символически опосредуемого взаимодействия, теориям организаций и различным подходам к построению теории общества. На его взгляд, ни один из видов систем, также как ни одна из теорий, выбравших в качестве объекта какой-либо один из обозначенных системных уровней, не являются самодостаточными для понимания социальных процессов.