Предмет, объект и значение логики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 11:06, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение предмета логики.
В соответствии с поставленной целью требуется решить следующие задачи:
изучить предмет, объект и значение логики;
рассмотреть мышление как главный предмет изучения логики;
раскрыть понятие о логической форме и логическом законе;
рассмотреть взаимосвязь логики и языка.

Оглавление

Введение
Предмет, объект и значение логики
Мышление как главный предмет изучения логики
Понятие о логической форме и логическом законе
Логика и язык
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

логика.doc

— 139.00 Кб (Скачать)

Имена предметов — это отдельные слова или словосочетания, обозначающие предметы.

Имена, выступая условными представителями предметов в языке, имеют двоякое значение. Множество предметов, к которым относится данное имя, составляет его предметное значение и называется денотатом. Способ, с помощью которого выделяется такое множество предметов путем указания на присущие им свойства, составляет его смысловое значение и называется концептом, или смыслом.

По составу различают имена простые, которые не включают других имен («государство»), и сложные, включающие другие имена («спутник Земли»). По денотату имена бывают единичные и общие. Единичное имя обозначает один предмет и бывает представлено в языке именем собственным (Аристотель,) или дается описательно (самая большая река в Европе). Общее имя обозначает множество, состоящее более чем из одного предмета; в языке оно бывает представлено нарицательным словом (закон) либо дается описательно (европейское социалистическое государство).

Выражения языка, обозначающие свойства и отношения, называются предикаторами. В предложениях они обычно выполняют роль сказуемого (например, «быть синим», «бегать», «дарить», «любить» и т. д.). Число имен, к которым относится данный предикатор, называется его местностью. Предикаторы, выражающие свойства, присущие отдельным предметам, называются одноместными (например, «небо синее»). Предикаторы, выражающие отношения между двумя и более предметами, называются многоместными. Например, предикатор «любить» относится к двухместным («Мария любит Петра»), а предикатор «дарить» — к трехместным («Отец Дарит книгу сыну»).

Предложения — это выражения языка, посредством которых нечто утверждается или отрицается о явлениях действительности. Повествовательные предложения по своему логическому значению выражают истину либо ложь.

Алфавит языка логики предикатов, отражая и следуя за семантическими категориями естественного языка, включает следующие виды знаков (символов):

1) а, b , с, ... — символы для единичных имен предметов; их называют предметными постоянными(константами);

2) х, у, z ,... — символы общих имен предметов; их называют предметными переменными;

3)Р1, Q 1, R 1, … ; Р2, Q 2, R 2, …, Р n , Qn , Rn - символы для предикаторов, индексы над которыми выражают их местность: 1 — одноместный, 2 — двухместный, п — местный. Их называют предикатными переменными;

4)p , q , r – символы для высказываний, которые называют высказывательными или препозиционными переменными ;

5)", $ — символы для кванторов, " — квантор общности, он символизирует выражения: все, каждый, всякий, всегда и т. п. $ — квантор существования, он символизирует выражения: некоторый, иногда, бывает, встречается, существует и т. п.;

6) логические связки:

Ù — конъюнкция (соединительное «и»);

Ù — дизъюнкция (разделительное «или»);

® —импликация (союз «если..., то...»);

º — эквивалентность (союз «если и только если..., то...»);

Ø — отрицание («неверно, что...»);

7) технические знаки: (;) —левая  и правая скобки.11

Других знаков, кроме перечисленных, алфавит языка логики предикатов не включает.

Второй этап построения языка логики предикатов — это определение допустимых в нем выражений, которые называются правильно построенными формулами, сокращенно ППФ.

С помощью приведенного искусственного языка строится формализованная логическая система, называемая исчислением предикатов. Элементы языка логики предикатов будут использоваться в дальнейшем изложении для анализа отдельных фрагментов естественного языка.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная ее правил. Разумеется, можно правильно мыслить, не изучив логику, однако нельзя и недооценивать практического значения этой науки.

Задача логики в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить, правильно сознавать окружающий мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить “грамотно”, развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.

Логика – необходимый инструмент, освобождающий от личных, ненужных запоминаний, помогающий найти в массе информации то ценное, что нужно человеку. Она нужна “любому специалисту, будь он математик, медик, биолог”.

Мыслить логично – это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе в работе юриста.

Знание логики помогает юристу подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в показаниях и так далее. Все это имеет значение в работе юриста, направленной на укрепление законности и правопорядка.

Целью данной работы являлось изучение предмета логики. 
В ходе работы были изучены предмет, объект и значение логики, рассмотрено мышление как главный предмет изучения логики, раскрыто понятие о логической форме и логическом законе, рассмотрена взаимосвязь логики и языка.

И в заключение необходимо отметить, что человек, к какой бы исторической цивилизации он ни принадлежал, нуждается в истине. И первобытные люди, и наши современники, познавая окружающий их мир, стремятся получить истину. Обладание истинным знанием одним людям приносит радость и удовлетворение, другим, наоборот, горе: сильных истина зовет на подвиг, у слабых — парализует волю, приводит их к пессимизму и растерянности. Но, несмотря ни на что, все люди стремятся к истине, получению новой информации о мире, в котором они живут. Обладание истиной продвигает всех нас вперед на нелегком пути познания. 
Но добыть истинное знание, пусть даже не полное, не окончательное, всегда нелегко. Порой это связано с самопожертвованием. Известны подвиги многих выдающихся ученых, отдавших свою жизнь служению людям, добывавших истину для блага человечества. Итальянский ученый и философ Джордано Бруно, развивавший гелиоцентрическую космологию Коперника и выдвинувший концепцию о бесконечности и бесчисленном множестве миров Вселенной, был обвинен в ереси и сожжен инквизицией в Риме. Ряд ученых-физиков, изучавших радиоактивность, подверглись радиоактивному облучению. Некоторые ученые-микробиологи проводили эксперименты на себе. 
Люди хотят знать не только законы природы и сущность общественных явлений, но и тайны человеческого мозга. Еще в XVII в. английский философ Ф. Бэкон говорил о том, что знание и могущество человека совпадают. 
Однако тернист путь к истине. Как образно сказал К. Маркс, «в науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам».12 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Абачиев С.К. Формальная логика с элементами теории познания: учебник для вузов / С. К. Абачиев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 635 с.
  2. Александров Д.Н.. Логика. Риторика. Этика: учебное пособие / Д. Н. Александров. – М.: Флинта Наука, 2002. – 168 с.
  3. Гетманова А. Д. Логика /А.Д. Гетманова. – М.: КноРус, 2012. – 416 с.
  4. Гусев Д. А. Краткий курс логики. Искусство правильного мышления/Д.А. Гусев. – М.: НЦ ЭНАС, 2003. – 190 с.
  5. Демидов И.В. Логика: учебник / И. В. Демидов. – 8-е изд. – М.: Дашков и К, 2013. – 347 с.
  6. Дмитревская И.В. Логика / И.В. Дмитревская. – М.: Флинта, 2013. – 384 с.
  7. Ивин А. А. Логика: Учеб. пособие для вузов / А. А. Ивин. – М.: Высш. шк., 2004. – 304 с.
  8. Ивлев Ю.В. Логика: учебник / Ю. В. Ивлев; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2004. — 287 с.
  9. Логика: учебник для юридических вузов / Под ред. В. П. Сальникова. – СПб.: Лексикон, 2001. – 320 с.
  10. Логика: Учебник для юридических вузов / под ред. проф. В. И. Кириллова. – Изд. 6-е, перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 240 с.
  11. Ломиворотов М. М. Логика для юристов: Учеб. пособие в схемах и упражнениях/М.М Ломиворотов. – Волгоград, 2006. – 32 с.
  12. Михайлов К.А.. Логика. Практикум: учебное пособие для бакалавров / К. А. Михайлов, В. В. Горбатов. – М.: Юрайт, 2012. – 509 с.
  13. Никифоров А. Л. Логика/А.Л. Никифоров. – М.: Весь мир, 2001. – 224 с.
  14. Рузавин Г. И. Логика: Практический курс: учебник для вузов / Г. И. Рузавин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 256 с.
  15. Сковиков А.К. Логика: учебник и практикум для бакалавров / А.К. Сковиков. – Москва: Юрайт, 2013. – 575 с.
  16. Тымцяс В. Г. Логика: Курс лекций / В. Г. Тымцяс. – М.: ПРИОР, 1999. – 160 с.
  17. Челпанов Г. И. Учебник логики/Г.И. Челпанов. – М.: Прогресс, 1994. – 248 с.

 

1 Демидов И.В. Логика: учебник / И. В. Демидов. – 8-е изд. – М.: Дашков и К, 2013. – 18 с.

 

2 Абачиев С.К. Формальная логика с элементами теории познания: учебник для вузов / С. К. Абачиев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 86 с.

 

 

3 Александров Д.Н.. Логика. Риторика. Этика: учебное пособие / Д. Н. Александров. – М.: Флинта Наука, 2002. – 168 с.

 

4 Александров Д.Н.. Логика. Риторика. Этика: учебное пособие / Д. Н. Александров. – М.: Флинта Наука, 2002. – 168 с.

 

5 Гетманова А. Д. Логика /А.Д. Гетманова. – М.: КноРус, 2012. – 151 с.

 

6 Дмитревская И.В. Логика / И.В. Дмитревская. – М.: Флинта, 2013. –84 с.

 

7 Гусев Д. А. Краткий курс логики. Искусство правильного мышления/Д.А. Гусев. – М.: НЦ ЭНАС, 2003. – 48 с.

 

8 Ивлев Ю.В. Логика: учебник / Ю. В. Ивлев; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2004. — 106 с.

 

9 Никифоров А. Л. Логика/А.Л. Никифоров. – М.: Весь мир, 2001. – 43 с.

 

10 Никифоров А. Л. Логика/А.Л. Никифоров. – М.: Весь мир, 2001. – 43 с.

 

11 Ивлев Ю.В. Логика: учебник / Ю. В. Ивлев; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Проспект, 2004. — 287 с.

 

12 Абачиев С.К. Формальная логика с элементами теории познания: учебник для вузов / С. К. Абачиев. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 635 с.

 


Информация о работе Предмет, объект и значение логики