Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2015 в 11:06, контрольная работа
Целью данной работы является изучение предмета логики.
В соответствии с поставленной целью требуется решить следующие задачи:
изучить предмет, объект и значение логики;
рассмотреть мышление как главный предмет изучения логики;
раскрыть понятие о логической форме и логическом законе;
рассмотреть взаимосвязь логики и языка.
Введение
Предмет, объект и значение логики
Мышление как главный предмет изучения логики
Понятие о логической форме и логическом законе
Логика и язык
Заключение
Список использованной литературы
Основой познания является практика. Практика является движущей, побудительной силой познания и критерием истинности. В практической деятельности люди сталкиваются с различными свойствами предметов и явлений, часто непонятными для них. Чтобы добывать себе материальные блага, они должны изучать природу, знать ее тайны. Познание свойств предметов необходимо для того» чтобы раскрыть «тайны» природы и поставить их на службу человеку. Так, изучение строения атомного ядра позволило человечеству найти новый источник энергии.
В настоящее время практика поставила перед человечеством глобальные проблемы сохранение природы на нашей планете, овладение новыми источниками энергии, освоение космоса, ресурсов Мирового океана и др. Познание направлено на решение этих проблем.
Все науки, в конечном счете, возникли из практических потребностей людей математика — из потребностей измерения земельных участков и вместимости сосудов; астрономия — из потребностей мореплавания, медицина — из потребностей борьбы с болезнями.
Как осуществляется процесс познания. Познание осуществляется в двух
основных формах — в форме чувственного
познания и в форме абстрактного мышления.
Практика не выделяется в особую форму,
ибо процесс познания начинается с практики
(как основы познания) и заканчивается
практикой (как критерием истины).
Всякое эмпирическое познание начинается
с живого созерцания, с ощущений, чувственных
восприятии. Предметы воздействуют на
наши органы чувств и вызывают в мозгу
ощущения и восприятия. Других средств
приема сигналов из внешнего мира для
передачи их в мозг, кроме органов чувств,
у человека нет.
Формами чувственного познания являются
ощущения, восприятия, представления.
Ощущение — это отражение отдельных свойств
предметов или явлений материального
мира, непосредственно воздействующих
на органы чувств (например, отражение свойств горького,
соленого, теплого, красного, круглого,
гладкого и т. д.).
Каждый предмет имеет не одно, а множество
свойств: В ощущениях и отражаются различные
свойства предметов. Ощущения как субъективный
образ объективного мира возникают в коре
больших полушарий головного мозга. Чувствительность
органов чувств повышается в зависимости
от тренировки. Человек обычно различает
3—4 оттенка черного цвета, профессионалы
— до 40 оттенков.6
Ощущения есть непосредственная связь сознания с внешним миром. Ощущения возникают в результате воздействия предметов на различные органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Если человек лишен одного или нескольких органов чувств (как, например, у слепоглухонемых), то остальные органы чувств значительно обостряются и частично восполняют функции недостающих.
Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т. е. способ связи ее составных частей. В логических формах отражается не вся полнота содержания мира, существующего вне нас, а его общие структурные связи, которые необходимо воплощаются и в структуре наших мыслей.
Основными формами абстрактного мышления являются: понятие, суждение и умозаключение.
Отдельные предметы или их совокупности отражаются мышлением человека в понятиях, различных по своему содержанию. Например, «юридический закон» и «клевета» — понятия, отражающие различные предметы мысли. Юридический закон — это нормативный акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Клевета есть распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений. Но эти различные явления мыслятся одним и тем, же способом — как определенная совокупность их общих, существенных свойств, или признаков.
Выделяя характерные в определенном отношении признаки одного предмета или общие, повторяющиеся признаки группы предметов, мы образуем понятие предмета А как некоторую совокупность его существенных признаков а, б, с и т. д., определенным образом связанных друг с другом.
Таким образом, различные предметы отражаются в мышлении человека одинаково — как определенная связь их существенных признаков, т. е. в форме понятия.
В форме суждений отражаются отношения между предметами и их свойствами. Эти отношения утверждаются или отрицаются. Например, в суждении «Обвиняемый имеет право на защиту» утверждается отношение между обвиняемым и правом на защиту. В суждении «Лицо, совершившее преступление в состоянии опьянения, не освобождается от уголовной ответственности» отношение между указанным лицом и освобождением от уголовной ответственности отрицается.
Приведенные суждения различны по своему содержанию, однако способ связи частей (элементов) этого содержания одинаков; эта связь выражается в форме утверждения или в форме отрицания. Обозначив понятия, входящие в суждение, принятыми в логике символами S (субъект) — так обозначается понятие о предмете суждения — и Р (предикат) — понятие о признаке предмета, получим схему, общую для любого суждения данного типа: S — Р, где S и Р — понятия, входящие в суждения, а знак «—» — обозначение связи между ними. Под S и Р можно мыслить любые предметы и их свойства, под знаком «—» — любую связь (и утвердительную, и отрицательную). Таким образом, суждение представляет собой определенный способ отражения отношений предметов действительности, выраженный в форме утверждения или в форме отрицания.7
Рассматривая умозаключение,
Подобным же способом, т. е. благодаря связи суждений, можно получить вывод из суждений, имеющих любое содержание.
Следовательно, можно выделить нечто общее, что имеется в различных по содержанию умозаключениях: способ связи между суждениями.
Рассмотрев основные формы мышления — понятие, суждение и умозаключение, мы нашли в каждой из них нечто общее, что не зависит от конкретного содержания мыслей, а именно: способ связи элементов мысли — признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует не само по себе, а в определенных логических формах: понятиях, суждениях, умозаключениях.
Логическая форма, или форма мышления,— это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.
В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет чистого, лишенного формы содержания, нет чистых, бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму. Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики.
При рассмотрении закона мышления необходимо различать истинность мысли и логическую правильность рассуждения.
Мысль является истинной, если она соответствует действительности. Мысль, не соответствующая действительности, является ложной.
Истинность мыслей по содержанию — необходимое условие достижения верных результатов в процессе рассуждения. Другим необходимым условием является логическая правильность рассуждения. Если это условие не соблюдается, то ложный результат может быть получен и из истинных суждений.
В одной из своих работ Ф. Энгельс раскрывает ошибку в рассуждениях своего идейного противника и в связи с этим проводит следующую аналогию: «Это вполне в духе того старого майора, который приказал позвать своего вольноопределяющегося: «Послушайте! Вы, говорят, доктор,— заходите же ко мне время от времени; когда имеешь жену и семерых детей, всегда найдется, кого полечить».
Вольноопределяющийся: «Виноват, господин майор, я доктор философии!»
Майор: «Это для меня безразлично, доктор есть доктор». Ошибка в рассуждении майора связана с отождествлением нетождественных понятий: «доктор» в значении врач и «доктор» как человек, имеющий ученую степень доктора философии, что, конечно, не одно и то же. Поэтому из истинных суждений «доктор — это человек, который лечит» и «вольноопределяющийся — доктор» получено ложное заключение «вольноопределяющийся — это человек, который лечит». Понятие, которое должно связывать суждения, в действительности их не связывает. Рассуждение построено логически неправильно.8
Логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления. Нарушение вытекающих из них требований ведет к логическим ошибкам. Так, в приведенном примере отождествление нетождественных понятий связано с нарушением требования закона тождества.
Закон мышления — это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения.
Таким образом, верный результат в процессе рассуждения мы получим при соблюдении двух условий: 1) если мысли, из которых строится рассуждение, будут истинными по содержанию и 2) если процесс рассуждения будет логически правильным, т. е. подчиненным законам мышления. «Если наши предпосылки верны и если мы правильно применяем к ним законы мышления, то результат должен соответствовать действительности...».
Следует различать формально-логические и диалектические законы мышления. Законы, изучаемые формальной логикой (законы тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания, обратного отношения между объемом и содержанием понятия и др.), обусловливают правильность рассуждений. Благодаря их действию выведение новых знаний из истинных и проверенных суждений с необходимостью приводит к истине. Законы диалектики — законы единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений и другие — являются не только законами объективного мира; они действуют и в мышлении и являются предметом изучения диалектической логики. Сознательное применение этих законов в процессе познания позволяет глубоко и полно воспроизвести в мышлении диалектику материального мира: взаимосвязь явлений, их изменение и развитие, существующие в них внутренние противоречия и т. д.
Познавая сложные диалектические процессы объективного мира, мышление вместе с тем подчиняется формально-логическим законам, без соблюдения которых нельзя отразить диалектику вещей.
Законы и формы мышления представляют собой отражение в сознании человека свойств, связей и отношений предметов объективной действительности.
4. Логика и язык
Языком в широком смысле называют любую знаковую информационную систему, выполняющую функции формирования, хранения и передачи информации и выступающую средством общения между людьми. Комплексное изучение языка осуществляется особой наукой — семиотикой (общей теорией знаковых систем), которая анализирует язык в трех аспектах: синтаксическом, семантическом и прагматическом.
Синтаксис — это раздел семиотики, изучающий структуру языка: способы образования, преобразования и связи между знаками. Семантика занимается проблемой интерпретации, т. е. анализом отношений между знаками и обозначаемыми объектами. Прагматика анализирует коммуникативную функцию языка — эмоционально-психологические, эстетические, экономические и другие практически значимые отношения носителя языка к самому языку.
Языки делятся на естественные и
Естественные, или национальные, языки — это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Они возникли для удовлетворения социальной потребности людей в закреплении и передаче накопленной в процессе материально-практической деятельности информации и для удовлетворения потребности в общении между людьми. Естественные языки отличаются богатыми выразительными возможностями и универсальным охватом самых различных областей жизни.9
Искусственные языки — это вспомогательные знаковые системы, специально создаваемые на базе естественных языков для точной и экономной передачи научной и другой информации. Они конструируются не собственными средствами, а с помощью другого, как правило, естественного языка или ранее построенного искусственного языка. Язык, выступающий средством построения или изучения другого языка, называется метаязыком, а второй — языком-объектом. Метаязык при этом должен обладать более богатыми по сравнению с языком-объектом выразительными возможностями.10
Искусственные языки различной степени строгости широко используются в современной науке и технике: химии, математике, теоретической физике, вычислительной технике, кибернетике и т. д. Искусственный формализованный язык используется и логической наукой для теоретического анализа мыслительных структур.
Общепринятым в современной логике является так называемый язык логики предикатов. Рассмотрим кратко принципы построения и структуру этого языка.
Важное значение для выявления логической формы мыслей при анализе естественного языка имеет смысловая или семантическая характеристика языковых выражений. Основными его семантическими категориями являются: имена предметов, имена свойств, предложения.