Понятие имени. Содержание и объем имени

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 21:35, реферат

Краткое описание

Логика (от греч. logos – слово, понятие, рассуждение, разум) – в наиболее широком понимании ее предмета – исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в ее основе закономерности движения к истине.

Мышление человека находится в неразрывной связи с языком. Язык есть средство актуализации мыслей, необходимое условие осуществления мыслительного процесса.

Оглавление

I. Понятие имени. Содержание и объем имени

Введение

1. Общая характеристика имени

2. Содержание имени

3. Объем имени

4. Закон обратного отношения между содержанием и объемом имени

5. Виды имен

II. Найти имена противоположные и протеворечащие следующим: вежливость, умный, любовь

Заключение

Литература

Файлы: 1 файл

реферат контр работа.doc

— 108.00 Кб (Скачать)


БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по предмету «Логика»

Тема:

         «Понятие имени. Содержание и объем имени»

  

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Студент I курса

                                                           МИДО ----- группы

                                                       Веремейчик В.Н.


СОДЕРЖАНИЕ

 

I.                   Понятие имени. Содержание и объем имени

Введение

1. Общая характеристика имени

2. Содержание имени

3. Объем имени

4. Закон обратного отношения между содержанием и объемом имени

5. Виды имен

II. Найти имена противоположные и протеворечащие следующим: вежливость, умный, любовь

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Логика (от греч. logos – слово, понятие, рассуждение, разум) – в наиболее широком понимании ее предмета – исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в ее основе закономерности движения к истине.

Мышление человека находится в неразрывной связи с языком. Язык есть средство актуализации мыслей, необходимое условие осуществления мыслительного процесса. Абстрактная человеческая мысль не могла бы реализоваться, если бы не было необходимого для нее средства выражения, которым является язык. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их формах, о законах мышления. Поэтому в исследовании языковых выражений и отношений между ними логика видит одну из своих задач.

Язык как форма и мышление как содержание составляют неразрывное тождество, которое само по себе не является ни формой, ни содержанием, но одновременно является и тем и другим. Но поскольку это тождество содержит в себе различие, то в целях анализа можно рассмотреть форму в отрыве от содержания, и наоборот, хотя неразрывность означает, что форма не может быть бессодержательной, а содержание неоформленным.

Язык не материальная оболочка мысли, а способ ее осознания и объективизации. Мысль, не оформленная в языке, не осознается нами, хотя, очевидно, и существует, подтверждением чему является так называемая интуиция. Поэтому язык – непосредственная действительность мышления, а действительное мышление проявляет себя в форме осмысленного языка.

Мысли выражаются словами. Идеальные образы и образования, наполняющие наше сознание, при их логическом анализе должны быть выражены в языке, иначе их невозможно ни зафиксировать для себя, ни передать другим. Язык - материальный носитель мысли. Когда мы произносим, пишем или слышим предложения и высказывания, мы, прежде

всего, обмениваемся с другими тем, что находится у нас в голове. Язык - посредник в обмене мыслями. Однако уже давно было замечено, что передача наших внутренних интимных переживаний и впечатлений с помощью речи не всегда бывает адекватной. При превращении мыслей в предложения что-то утрачивается, а что-то, наоборот, добавляется. Именно поэтому иногда какую-нибудь идею или образ точнее передает, скажем, художник картиной или балерина танцем. В этом смысле говорят о других, неречевых языках, относя к ним, помимо жестов и изображений, даже чертежи и цвета светофора, а также множество иных сигналов и знаков... Слова часто имеют шатко определенные смысловые границы, к тому же еще и зависящие от предметной области.

Для логики подобное обращение со словами недопустимо. В каждое понятие должно быть вложено одно единственное значение, оно должно соответствовать только одному предмету или одному классу предметов.

В противном случае, понятие не сможет выполнить свои логические функции. Причем приложимость понятия к целому классу в теоретическом отношении важнее. Если бы однозначность всегда выражалась в соответствии понятия только одному единственному предмету, явлению, свойству, признаку, если бы абсолютно для каждого из них требовалось бы вводить свое отдельное понятие, то тогда не существовало бы обобщения и логика со всеми своими понятиями потеряла бы всякий смысл.

Рассматривая структуру языка, можно разбить его выражения на классы таким образом, что замена одного выражения другим из того же класса не делает осмысленный текст бессмысленным, однако замена одного выражения другим при их принадлежности к разным классам превращает осмысленный текст в бессмысленный. Общие классы взаимозаменяемых выражений называются логическими категориями. Основными логическими категориями являются высказывания, имена и функторы.

Имя – выражение естественного или искусственного языка, обозначающее предмет или совокупность сходных предметов.

Отдельные предметы выделяются из среды сходных путем или присоединения им собственных имен, как это имеет место, например, среди людей, или приписывания отдельному предмету дескриптивного (описательного) имени, котором указывается на черту индивидуального предмета, свойственную лишь ему.

Каждый человек сталкивается в своей сознательной деятельности с какими-либо аспектами проблемы именования. Родители дают имена детям, писатели – своим персонажам. Мореплаватели называют открываемые ими острова и земли. Ученые именуют обнаруженные небесные тела, химические элементы и т.д. Практически все, что становится объектом интереса человека, оказывается подверженным процедуре именования.

Значимость и фундаментальность зафиксированы в Библии. В Ветхом Завете именование вещей следует сразу же за актом их творения. Первым именовал сущее Бог. Первой сущностью, об именовании которой говорится в Ветхом Завете, был свет. Первое дело, которое сделал Адам, было именование.

Значимость проблем именования и то внимание, которое уделяется им в логике, методологии и философии, обусловлено тем, что культура слова и мысли во многом определяется тонкостью понимания смысла и значения слов, правильностью их употребления. Точность выражения мысkи, понимание собеседниками друг друга, сама возможность языковой коммуникации в значительной мере базируется на правильном употреблении слов – имен. Важность этих вопросов получила отражение даже в некоторых устоявшихся оборотах речи. Например, фраза «Давайте называть вещи своими именами», как известно, выражает пожелание или требование говорить правду и точно излагать суть дела. Исследование проблем именования позволяет глубже поныть сложные связи между словами, мыслями и вещами в процессе познания и практической деятельности.

1.                  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИМЕНИ

 

Имя – выражение языка, обозначающее предмет или множество, совокупность предметов. При этом “предмет” понимается в самом широком, обобщенном смысле слова. .[1] Предметы – это деревья, животные, реки, озера, моря, числа, геометрические фигуры, отдельные люди, их группы, организации и т.д.

Элементарная осмысленная единица языка – слово. Будучи знаком, оно имеет смысл, если обозначает некоторую реальность независимо от того, является эта реальность объективной или нет.

Значительную часть выражений языка составляют имена, используемые для обозначения отдельных или сходных предметов. Под предметом в логике понимают не только материальные объекты, обладающие пространственно-временными характеристиками, но и отдельные свойства, отношения, процессы, явления, события, научные абстракции, общие представления, чувственные образы, продукты человеческой фантазии и т.д. Предмет в логике – это предмет мысли.

Характер некоторого предмета, его особенность определяется присущим ему набором свойств и отношений, которые называются признаками. Признаки – это все то, в чем предметы сходны между собой или чем они отличаются друг от друга.

Из вышесказанного стало понятно, что понятие отличается от слов, обыденных представлений об определениях. Чтобы охарактеризовать сущность понятия в логике необходимо найти различия между понятием и всем остальным.

Первое, что отличает понятие от слова или выражения, - это однозначность, четко заданный смысл. Слова часто имеют шатко определенные смысловые границы, к тому же еще и зависящие от предметной области. Многие слова имеют вообще по несколько значений. Для логики подобное обращение со словами недопустимо. В каждое понятие должно быть вложено одно единственное значение, оно должно соответствовать только одному предмету или одному классу предметов. В противном случае, понятие не сможет выполнить свои логические функции. Причем приложимость понятия к целому классу в теоретическом отношении важнее. Если бы однозначность всегда выражалась в соответствии понятия только одному единственному предмету, явлению, свойству, признаку, если бы абсолютно для каждого из них требовалось бы вводить свое отдельное понятие, то тогда не существовало бы обобщения и логика со всеми своими понятиями потеряла бы всякий смысл.

Понятия потому и необходимы, что они сокращают нашу речь, а следовательно, и мышление. Они полезны тем, что охватывают множество однородных предметов. Но при этом границы самого данного множества должны быть заданы определенно. В них нельзя включать то, что к делу не относится. Только тогда, когда осмысливаемая группа предметов выделена строго и однозначно, можно говорить о применении к соответствующему им понятию правил и процедур, разработанных в логике.

Обозначение предметов требует выделения в них каких-то определенных признаков, которых в любой вещи бесконечно много. Поэтому при образовании понятий абстрагирование и идеализация обязательны. Как правило, в учебной литературе говорят о выделении существенных признаков, оставляемых в содержании понятия. В общем-то, это правильно в том смысле, что к этому надо стремиться. Но надо помнить, что выделение именно существенных признаков, свойств, черт не всегда выполняется на деле, а иногда неосуществимо вообще. Сущность тех или иных предметов, процессов, явлений определяется наукой, да и тут нередки неразрешимые споры. На практике нам чаще всего достаточно указать на признаки, по которым обсуждаемые предметы или явления однозначно отличаются от всего остального, так, чтобы при назывании не данной вещи возникло путаницы. Наряду с существенными признаками вполне допустимо поэтому использование при формировании понятия также признаков, достаточных для отличия; они позволяют задать предмет достаточно однозначно, чтобы его можно было не спутать с другими, хотя они могут не быть существенными для. На практике использование именно таких признаков для образования понятий встречается даже чаще. Обращение к сущности характерно и неизбежно для научных текстов и рассуждений. За пределами научного знания чаще всего обходятся без них.

Только тогда, когда осмысливаемая группа предметов выделена строго и однозначно, можно говорить о применении к соответствующему им понятию правил и процедур, разработанных в логике.

Среди всего этого многообразия надо выбирать свойства наиболее типичные, характерные для данного рода вещей. От остальных отвлекаются. Поэтому при образовании понятий абстрагирование и идеализация обязательны.

Существенно, чтобы признаки, положенные в основу понятия, не просто принадлежали данному виду вещей, но чтобы они сверх того отличали эту разновидность вещей от других. Игнорирование такого требования довольно часто ведет к ошибкам, к необоснованным выводам.

Слова «совокупность», «множество» употребляются в их обычном, интуитивно ясном смысле, как обозначающие собрание каких-либо предметов. При этом не обязательно предполагается материальное собрание каких-то предметов в конкретном месте. Может быть просто мысленное объединение предметов в некоторое множество.

Совокупность однородных в каком-нибудь отношении предметов в логике называют классами. Объединение предметов в класса осуществляется с помощью общих имен, приписываемых каждому индивидуальному предмету как элементу класса на основе принадлежности ему некоторого общего с другими элементами признака.

Например, имя «человек» приписывается тем и только тем живым существам, которые имеют свойство «обладать сознанием». Совокупность всех этих существ составляет класс людей.

Признаки, на основе которых выделяются классы предметов, одни классы отличаются от других, служат основанием для присвоения классам и составляющим их индивидуальным предметам того или иного имени.

Индивидуальные предметы, составляющие некоторый класс, называются его элементами, а по отношению к обозначающему их имени – десигнатами. Для их выделения используют либо собственные имена, либо индивидуальные, образованные от общих с помощью различных имяобразующих функторов. Например, от общего имени «трактор» можно образовать индивидуальное с помощью функтора «этот» или функтора «стоящий на подворье»: «этот трактор» или «стоящий на подворье». Такого рода индивидуальные имена обладают ситуативным характером: имеют смысл только для определенного места и определенного времени и теряют его в другое время и в другом месте.

Имена связываются с предметами отношением обозначения. Поэтому любое языковое выражение, которое служит для обозначения предмета мысли, является именем. Благодаря отношению обозначения слово или словосочетание приобретает смысл и значение и становится формой выражения мысли.

Таким образом, именами называются слова или словосочетания, которые выражают мысли о предметах с точки зрения их отличительных признаков.

 

2.СОДЕРЖАНИЕ ИМЕНИ

 

К числу основных характеристик имени относится его содержание (смысл). Содержание имени – это совокупность мыслимых в имени признаков предметов.

Под признаком понимается любое свойство, любая характеристика предмета. Признак – все то, что характеризует предмет. Содержание имени должно фиксировать, выражать какие-то свойства, признаки, характеристики обозначаемых именами предметов, которые были бы в своей совокупности присущи каждому предмету, выделяемому этим именем (т.е. входящему в объем имени), и только этим предметам. Это основное требование к содержанию имени.Можно сказать, что содержание имени – это зафиксированная именем информация, однозначно выделяющая объем имени.

Использование того или иного имени в коммуникативном процессе предполагает в качестве непременного условия знание признаков обозначенного этим именем предмета. При отсутствии такого знания пользоваться каким-либо именем невозможно. Непонятное слово не будет именем для того, кто не это слово не понимает. Знание о специфических признаках предметов, обозначенных некоторым словом, делает последнее осмысленным именем.

Информация о работе Понятие имени. Содержание и объем имени