Понятие гипотезы и её структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 08:05, контрольная работа

Краткое описание

Задачей познания является достижение объективной истины в целях практического преобразования мира. Истина никогда не рождается в готовом и законченном виде. Достоверному познанию предметов и явлений объективного мира всегда предшествует длительная работа по осмыслению многочисленного фактического материала, доставляемого наблюдением. Эта мыслительная деятельность всегда сопровождается построением различного рода догадок и предположительных объяснений относительно действительных причин наблюдаемых явлений.

Оглавление

1.Введение.
2.Понятие гипотезы и её структура.
3.Виды гипотез. Понятие версии.
4.Построение гипотез. Проверка гипотез.
5.Способы доказательства гипотез.
6.Заключение.

Файлы: 1 файл

Гипотеза нормальная.doc

— 73.00 Кб (Скачать)

Министерство образования  науки

Российской Федерации

Новосибирский юридический  институт (филиал)

Национального исследовательского

Томского государственного института

 

 

 

 

Кафедра общественных наук.

Тема: Гипотеза

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

          по логике

          студента 1 курса               

заочного отделения

группа 21-ЗБ

Клопотенко Константин Сергеевич

проверил: преподаватель

Хлебников Михаил Владимирович

 

 

 

Новосибирск 2012

 

Содержание

 

1.Введение.

2.Понятие гипотезы и её структура.

3.Виды гипотез. Понятие версии.

4.Построение гипотез. Проверка гипотез.

5.Способы доказательства гипотез.

6.Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

Задачей познания является достижение объективной истины в  целях практического преобразования мира. Истина никогда не рождается в готовом и законченном виде. Достоверному познанию предметов и явлений объективного мира всегда предшествует длительная работа по осмыслению многочисленного фактического материала, доставляемого наблюдением. Эта мыслительная деятельность всегда сопровождается построением различного рода догадок и предположительных объяснений относительно действительных причин наблюдаемых явлений.

На первых порах объяснения носят предположительный, проблематичный характер. Дальнейшее исследование вносят поправки в эти объяснения. В итоге наука и практика преодолевают многочисленные отклонения, заблуждения и противоречия и достигают объективно истинных результатов.

Существенная роль в  этом процессе возникновения новых знаний принадлежит гипотезе.

2.Гипотеза и её структура.

Гипотеза-это научно обоснованное предположение о причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или событий природы, общества и мышления.

Гипотеза является формой развития и естественных, и общественных, и технических наук. С точки  зрения логической структуры она не сводится к какой-то одной форме мышления: понятию, суждению или умозаключению, а включает в свой состав все эти формы.(Гетманова А.Д. Учебник по логике.-М.: Издательство «Владос», 1995.-202 с).

Термин «гипотеза» употребляется в двух значениях: как предположение, объясняющее явление (гипотеза в узком смысле), и как прием мышления,

включающий в себя выдвижение предположения, его развитие

и доказательство (гипотеза в широком смысле).

Гипотеза не может быть истинной или ложной. Она прекращает свое существование, когда получает подтверждение и становится достоверным знанием и когда опровергается и становится ложным знанием. С точки зрения логической структуры она не сводится к какой-то одной форме мышления: понятию, суждению или умозаключению, а включает в свой

состав все эти формы.(Спирин А.Д. Учебное пособие. -Кемерово: 2007.- 104 с).

 Существенные признаки гипотезы:

1.Специфика гипотезы- быть формой развития знаний- предопределяется основным свойством  мышления: его постоянным  движением- углублением и развитием, стремление человека к раскрытию новых закономерностей и причинных связей, что необходимо диктуется потребностями практической жизни.

Гипотеза является такой  необходимой логической формой, без  которой невозможен переход от незнания к знанию в любой области науки и практической деятельности.

О познании каких бы явлений  ни шла речь- явлений природы или  общественной жизни, единичных предметов  или закономерностей,- новое знание всегда возникает первоначально  в форме гипотезы. Этим объясняется  всеобщий характер гипотезы как формы развития человеческих знаний.

2.Построение гипотезы  всегда сопровождается выдвижением  предположения, объясняющего исследуемые  явления. Оно всегда выступает  в форме отдельного суждения  или системы взаимосвязанных суждений о свойствах единичных фактов или закономерных связей явлений.

Гипотеза, дающая в итоге  лишь вероятное знание, является незавершенным этапом на пути к истине. Чтобы превратить в достоверное знание, предложение подлежит научной или практической проверке. Процесс проверки гипотезы, приводит в итоге либо подтверждению гипотезы, либо к её опровержению. В связи с этим следует строго различать гипотезу и доказанные с её помощью положения. Гипотеза всегда содержит в себе нуждающееся в проверке вероятное знание. Доказанное же с её помощью положение уже не является собственно гипотезой, ибо содержит в себе проверенное и не вызывающее сомнений истинное знание.

3.Возникающее при построений  гипотезы предложение рождается  в результате анализа фактического  материала, на базе обобщения многочисленных наблюдений. Гипотеза- это не любая догадка, фантазия или допущение, а обоснованное, опирающееся на конкретные материалы предложение. Возникновение гипотезы- это закономерный логический процесс.

Любая гипотеза имеет:

  1. Исходные данные, или основания.
  2. Конечны результат рассуждения- предложение.
  3. Обработку исходных данных.
  4. Логический переход к рассуждению.

Завершающий этап- проверка гипотезы, превращающая предложение  в достоверное знание или опровергающая  его.  (Кириллов В.И; Старченко А.А. Логика.- М.: Высшая школа,  1982. –245-247 с).

 

Логическая  структура гипотезы состоит из следующих

элементов:

основание– совокупность фактов или обоснованных утверждений, на которых строится предположение;

форма– совокупность умозаключений, которая ведет от основания гипотезы к основному предположению;

предположение(или гипотеза в узком смысле слова) –

выводы из фактов и утверждений, выражающих содержание гипотезы.( Спирин А.Д. Учебное пособие.-Кемерово: 2007.- 105 с).

 

3.Виды гипотез. Понятие версии.

Виды гипотез.

В зависимости от оснований классификации выделяют

Несколько видов гипотез. По содержанию и выполняемымфункциям гипотезы могут быть рабочими и научными. В зависимости от степени общности научные гипотезы подразделяют так же на общие, частные и единичные.

Рабочая гипотеза выдвигается, как правило, на первых

Этапах исследования как временное предположение. Ее цель – систематизировать результаты наблюдений и дать согласующееся с ними предварительное описание изучаемого явления. Чтобы стать научной, гипотеза должна быть единственны аналогом данного процесса или явления, должна давать объяснение как можно большему числу связанных с этим явлением обстоятельств, должна предсказывать новые явления, не входящие в число тех, на основе которых она строилась. Следовательно ,научной будет называться гипотеза, объясняющая закономерности развития явлений природы, общества и мышления. (Спирин А.Д. Учебное пособие.-Кемерово: 2007.- 105 с).

 

Общая гипотеза- это научно обоснованное предположение о причинах, законах и взаимосвязях природных и общественных явлений, а также закономерностях психической деятельности человека.

Общие гипотезы выдвигаются  с целью объяснения всего класса описываемых явлений, выведения  закономерного характера их взаимосвязей во всякое время и в любом месте. Примерами общих гипотез могут служить: развитая в 18 веке М.В.Ломоносовым гипотеза об атомическом строении вещества, современные гипотезы акад. О.Ю.Шмидта и акад. В.Г.Фесенкова о происхождении небесных тел, гипотезы об органическом и неорганическом происхождении нефти.

      Будучи  доказанными, они становятся научными  теориями и являются ценным  вкладом в развитие научных  знаний. .(Гетманова А.Д. Учебник по логике.-М.: Издательство «Владос», 1995.-203 с).

Также примером общей гипотезы может служить предположение Демокрита об атомистическом строении вещества, которое впоследствии превратилось в научную теорию. Эволюционная теория Ч.Дарвина также является общей научной гипотезой.( Гуляихин В.Н, Васильев О.Н. Учебно-методический комплекс «Логика».-Волгоград: 2003.- 68 с).

 

 

Частная гипотеза- это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений.

Наряду с общими и частными в  науке используется термин «Рабочая гипотеза».

Частные гипотезы находят применение как в естествознании так и в общественно-исторических науках. Археолог, например, выдвигает частную гипотезу о времени происхождения и принадлежности обнаруженных при раскопках предметов. Историк ставит гипотезу о взаимосвязи между конкретными историческими событиями или действиями отдельных лиц.

      Частными  гипотезами являются и те предположения,  которые применяются в судебно-следственной  практике, ибо здесь приходится  умозаключать о единичных событиях, поступках людей, отдельных фактах, причинно связанных с преступлением. (Кириллов В.И; Старченко А.А. Логика.- М.: Высшая школа,  1982. – 247-248 с).

 

Единичной гипотезой – это научно-обоснованное

предположение о причинах, происхождении и взаимосвязях

единичных фактов, конкретных событий или явлений. (Врач строит

единичные гипотезы в ходе лечения конкретного больного, подбирая для него индивидуально медикаменты и их дозировку).( Спирин А.Д.  Учебное пособие.-Кемерово: 2007.- 105 с).

Понятие версии.

В судебно-следственной практике при  объяснении отдельных фактов или совокупности обстоятельств часто выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих эти факты. Такие гипотезы называют версиями.

Версия в судебном исследовании- одна из возможных гипотез, объясняющих происхождение или свойства отдельных обстоятельств преступления либо событие преступления в целом.

Версии различают общие и  частные.

Общая версия- выдвигается по поводу главного предмета доказывания, события.

Неизвестной причиной, по поводу которой создаётся версия, выступает не общее положение, принцип развития или объективная закономерность, а конкретная совокупность фактических обстоятельств, из которых складывается единичное преступное событие. Общая версия даёт возможность наметить основные направления для выдвижения частных версий по поводу ещё не выявленных обстоятельств дела.

 

Частная версия- освещает лишь отдельные, частные обстоятельства преступления.

Знания полученные с  помощью частных версий, служат основой для построения, конкретизации и уточнения общей версии, объясняющей преступное деяние в целом.

 

4.Построение гипотез. Проверка гипотез.

Построение  гипотез.

Построение гипотезы - это сложный логический процесс с участие различных форм умозаключения. В отдельных случаях гипотеза возникает как результат уподобления двух единичных явлений, т.е её основной выступает  аналогия;

Гипотезы строятся тогда, когда возникает потребность  объяснить ряд новых фактов, которые  не укладываются в рамки ранее  научных теорий или других их объяснений.

Построение гипотезы складывается из двух этапов:

  1. Анализ отдельных фактов и отношениё между ними.
  2. Синтез фактов; их обобщение и выдвижение предположения.

Анализ фактов.

Цель анализа- выделить среди  множества фактических  обстоятельств, такие, которые прямо или косвенно, явно или неявно, близко или отдалённо связаны с преступным событием.

В процессе анализа важно  выявить у многоразличных фактических  обстоятельств нечто общее, а  именно наличие их связей с преступлением. Взаимосвязь отдельных фактов с событием преступления устанавливается логическим путём.

Виды умозаключений, с  помощью которых анализируются  факты, бывают различными, что зависит  не только от особенностей самих фактов и внешних условий, но главным  образом от характера ранее приобретённых знаний.

Синтез фактов.

Синтез фактических  данных в единую систему является основной предпосылкой построения гипотезы или версии- рождения обоснованного предположения о событии преступления.

Каждое уголовное дело наряду с общими чертами представляет неповторимое стечение обстоятельств. Анализ и синтез предполагают выявление индивидуального характера связей между ними. Нередко особенное в отношениях между фактами проявляется в необычном характере самих фактов для данных условий, места и времени либо в неповторимом характере отдельных действий и обстоятельств.

Роль специфического признака могут выполнять особенности  в действиях преступника, его  поведение, а также принадлежащие  ему вещи. В этих случаях судья  и следователь, сопоставляя и связывая отдельные факты, уподобляются археологу, восстанавливающему разбитую фазу или статую из отдельных подходящих друг к другу кусочков.

Исходный фактический  материал анализируют в свете  научных и практических обобщений, отделяют существенное от несущественного и синтезируют относящиеся к делу факты в непротиворечивую систему.

Важным условием построения плодотворной гипотезы является соблюдение принципа объективности исследования. Принцип объективности применительно  к построению гипотезы истолковывается в двух планах:  психологическом и логико-методологическим. .(Гетманова А.Д. Учебник по логике.-М.: Издательство «Владос», 1995.- 205-207 с).

В психологическом  плане объективность означает отсутствие предвзятости, когда исследователь руководствуется интересами установления истины, а не своими субъективными склонностями, предпочтениями и желаниями.

Информация о работе Понятие гипотезы и её структура