Особенности формальной логики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 11:21, контрольная работа

Краткое описание

Мышление или культура мышления не дается человеку вместе с рождением. Оно формируется в процессе жизнедеятельности. Поэтому изучение логики есть непосредственное приобщение к общему полю культуры человека, в узком смысле – к культуре межличностных взаимоотношений. Изучение форм и законов правильного мышления должно стать необходимым элементом социализации человека.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1. Особенности формальной логики как науки, её место

в ряду наук мышления…………………………………………………………4

2. Взаимосвязь логики и философии.

Формальная и диалектическая логика……………………………………….6

3. Исторические этапы развития логической науки………………………...11

Заключение……………………………………………………………………..14

Список использованной литературы………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Логика.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

      Предметом исследования формальной логики являются формы мышления как законченный продукт, при рассмотрении которых конкретный объект осмысления не важен.

      Логическое  учение Аристотеля было положено в  основу формальной логики, которую  определяют как науку о законах  и формах правильного мышления. Овладение формальной логикой дает возможность сознательного применения логических законов и повышения уровня логической культуры мышления, а следовательно, и общей культуры человека. Знание логики является условием правильного построения довольно сложных рассуждений (например, доказательств научных тезисов). Оно позволяет не допускать логических ошибок в рассуждениях или своевременно обнаруживать их.

      Диалектическая  логика, не отрицая значения формальной логики, указывает ее место в изучении законов и форм мышления и выступает против превращения формальной логики в единственную науку о законах и формах мышления. Развитие, от которого отвлекается формальная логика при изучении мышления, глубоко и всесторонне изучает диалектика. Поэтому диалектика дает возможность понять значение и той стороны мышления, которую изучает формальная логика. Законы связи готовых форм мышления, его строения могут быть поняты только на основе знания законов развития мышления, познания.

      Диалектическая  логика своим содержанием имеет изучение отношений, переходов, противоречий понятий, в которых отражены отношения, взаимопереходы, противоречия явлений объективного мира. Диалектика не ограничивается перечислением различных форм движения мышления (суждений, понятий, умозаключений), а устанавливает их субординацию и показывает, как в процессе развития познания одна форма переходит в другую.

      Главным вопросом диалектической логики является вопрос об истине; она рассматривает  формы мышления содержательными, она  показывает, каким образом в формах мышления достигается истинное знание о мире.

      Диалектическая  логика требует, чтобы предмет и  его отражение в сознании людей  рассматривались всесторонне: в  развитии, самодвижении, в существенных связях с другими предметами, через  возникновение и разрешение противоречий, в количественных и качественных изменениях и т.д.

      Диалектическая  логика не имеет особых законов, отличных от законов диалектики. Все законы диалектики являются законами диалектической логики. В то время как законы формальной логики отражают простейшие отношения вещей, отдельные стороны материального мира – момент покоя, устойчивости, законы диалектической логики отражают существеннейшие закономерности явлений действительности, которые рассматриваются в развитии, включающем в себя относительный покой и устойчивость. 3 

      3. Исторические этапы развития логической науки 

      Формальная  логика в своем развитии прошла два  основных этапа. Основанием деления  на эти этапы служит различие применяемых  в логике средств и методов  исследования. Начало первого этапа связано с работами древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384-322 гг. до н. э.), в которых впервые дано систематическое изложение логики.

      Аристотель  впервые систематизировал доступные  знания о логике, обосновал формы  и правила логического мышления.

      И все же логика Аристотеля была только подходом к логике диалектической, ибо в учении выдающегося античного  мыслителя действительно переплетаются  не только различные, но и прямо взаимоисключающие  точки зрения на мышление, на его  формы, на отношение мышления к объективной реальности.

      Логика  стоиков – основа другого направления математической логики – логики высказываний. Среди других античных мыслителей, развивавших и комментирующих логическое учение Аристотеля, следует назвать Галена, именем которого названа четвертая фигура категорического силлогизма; Порфирия, известного разработанной им наглядной схемой, отображающей отношения подчинения между понятиями; Боэция, сочинения которого длительное время служили основными логическими пособиями.

      Новое время в отличие от Средневековья, характеризуется господством не духовного, а светского сознания, которое заключает в себе момент иррелигиозности. Кроме того, если в  Средние века пользовались в основном дедуктивным методом, то есть рассуждением и получением истины, идя от общего к частному, то философия Нового времени строится на методе эмпиризма (познания с помощью опыта) и рационализма.

      Характерной чертой философии Нового времени  являлось то, что великие философы были также и великими учеными-естествоиспытателями.

      Френсис Бэкон предложил составлять таблицы присутствия, отсутствия и степеней изучаемых свойств отдельных предметов данного класса. Цель и задача этих таблиц состоит в том, чтобы осуществить “представление примеров разуму” и выделить схему сопоставления двух явлений с тем, чтобы найти и установить необходимую связь между ними.

      Логический  метод Бэкона фактически стал началом  индуктивной логики. Как форма  движения мысли индукция тесно связана  с историей опытного познания и научного исследования.

      Среди работ по логике XVI -XVII веков следует  отметить труды немецкого философа и ученого Г.В. Лейбница (1646-1716). Ему  принадлежит идея, которая стала  исходным пунктом становления и  развития символической (математической) логики. Речь идет о замысле создания системы символов для представления любых предметов и отношений между ними, аналогичной тому, как математические символы представляют числа и их связи.

      Весомый вклад в развитие логики внесли французские  исследователи, прежде всего Р. Декарт (1596-1650), который выступил с критикой средневековой схоластики, развил идеи дедуктивной логики, сформулировал правила любого научного исследования, изложенные в сочинении «Правила для руководства ума».

      Позитивизм, а затем и логический неопозитивизм ХХ столетия осознал проблемы и задачи логики в контексте решения проблем обоснования научного знания.

      Современная логика – одно из имен для обозначения нынешнего этапа в развитии (формальной) логики, начавшегося во второй половине XIX в. – начале XX в.

      Определением  «современная» новый этап противопоставляется традиционной логике, отличительной чертой которой было то, что она пользовалась при описании правильных способов рассуждения обычным, или естественным, языком, дополненным немногими специальными символами.

      Современная логика активно реагирует на изменения  в стиле и способе научного мышления, на осмысление его особенностей в методологии науки. Сфера приложений современной логики в изучении систем научного знания непрерывно расширяется.

      В 20-е годы XX в. предмет логических исследований существенно расширился.

      В 30-40-е годы логика науки интенсивно разрабатывалась в рамках философии неопозитивизма, сделавшей логический анализ языка науки основным средством борьбы с «дурной метафизикой» и порождаемыми ею «псевдопроблемами». Неопозитивизм принял идею о безоговорочной применимости современной логики не только к математике, но и к опытному знанию и резко противопоставил свою логику науки традиционному философскому и методологическому исследованию познания.

      Неопозитивистское расширительное истолкование возможностей современной логики в исследовании науки было преодолено только в конце 50-х – начале 60-х годов, когда стало очевидно, что задачи, которые выдвигались перед современной логикой неопозитивизмом, плохо поставлены и не имеют решения.

      В последнее время существенное внимание уделяется логическому исследованию процессов формирования, роста и  развития знания.  
 

      Заключение 

      Чем значительнее знание человека, тем больше его могущество. Однако получить истинное знание без помощи специальных приемов практически невозможно. Существует мнение, что правильно мыслить можно, не пользуясь законами логики и даже не зная о них, на основе житейского опыта и здравого смысла. Однако это не так.

      Например, решить математическую задачу можно, дойдя, как говорится, «своим умом», однако другая такая задача уже не покорится, потому что основана на правилах, не известных решающему. Или он легко может совершить ошибку, которая приведет в результате к совершенно неправильному ответу.

      Так обстоит дело и в случае с мышлением. Только изучение логики и постоянная тренировка логических способностей позволяют  человеку мыслить правильно, четко  и без ошибок. А ошибка, даже самая  малая, может стоить отдельному человеку и даже человечеству очень дорого.

      Таким образом, логика как учение о правильности мышления, вопросах и ответах, построении новых гипотез и доказательств  необходима каждому разумному человеку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы 

      1. Гетманова А. Д. Логика: Учебник. – М.: «Добросвет», 1998. – 480 с.

      2. Ивин А.А. Логика: Учебник для гуманитарных факультетов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. – 344 с.

      3. Смирнова Е.Д. Логика и философия. – М.: РОССПЭН, 1996. – 304 с.

      4. Челпанов Г. Логика: Учебник. –  М.: ЛОГОС, 1996. – 322 с.

      5. Шадрин Д.А. Логика: Конспект лекций. - М.: Бук-Пресс, 2002. -154 с.

Информация о работе Особенности формальной логики