Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 11:21, контрольная работа
Мышление или культура мышления не дается человеку вместе с рождением. Оно формируется в процессе жизнедеятельности. Поэтому изучение логики есть непосредственное приобщение к общему полю культуры человека, в узком смысле – к культуре межличностных взаимоотношений. Изучение форм и законов правильного мышления должно стать необходимым элементом социализации человека.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Особенности формальной логики как науки, её место
в ряду наук мышления…………………………………………………………4
2. Взаимосвязь логики и философии.
Формальная и диалектическая логика……………………………………….6
3. Исторические этапы развития логической науки………………………...11
Заключение……………………………………………………………………..14
Список использованной литературы………………………………………….15
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Особенности формальной логики как науки, её место
в ряду
наук мышления…………………………………………………………
2. Взаимосвязь логики и философии.
Формальная и диалектическая логика……………………………………….6
3. Исторические этапы развития логической науки………………………...11
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………….15
Введение
Логика – одна из самых старых наук. Ее богатая событиями история началась еще в Древней Греции и насчитывает две с половиной тысячи лет. В конце прошлого – начале нынешнего века в логике произошла научная революция, в результате которой в корне изменились стиль рассуждений, методы и наука как бы обрела второе дыхание. Теперь логика – одна из наиболее динамичных наук, образец строгости и точности даже для математических теорий.
Логика
является одной из общеобразовательных
гуманитарных наук. Эту дисциплину
изучают наряду с философией, этикой,
эстетикой и другими
Эта особенность логики отличает ее от других наук, изучающих мышление человека, таких как физиология высшей нервной деятельности, кибернетика, педагогика, психология и др. Логика как наука существует уже более двух с половиной тысяч лет, она возникла вместе с философией.
Мышление
или культура мышления не дается человеку
вместе с рождением. Оно формируется в
процессе жизнедеятельности. Поэтому
изучение логики есть непосредственное
приобщение к общему полю культуры человека,
в узком смысле – к культуре межличностных
взаимоотношений. Изучение форм и законов
правильного мышления должно стать необходимым
элементом социализации человека.
1.
Особенности формальной
логики как науки, её
место в ряду наук мышления
Название науки логики происходит от греческого слова logos, что означает «речь», «слово», «мысль», «разум». Сферой логики является интеллектуальная познавательная деятельность или процесс мышления. С учетом этого можно дать следующее определение науки логики: логика есть наука о законах, формах и приемах мышления, осуществляемого с помощью языка.
Термин «логика» используется для обозначения как совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Мы будем использовать термин «логика» в указанных двух смыслах.
Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т. д., при этом каждая из них изучает мышление в определенном, присущем ей аспекте. Так, психология исследует мышление со стороны его побудительных мотивов, выявляет индивидуальные особенности мышления. Кибернетику интересуют аспекты мышления, которые связаны с быстрой и эффективной обработкой информации с помощью ЭВМ, взаимосвязь мышления и языка (естественного и искусственного), методы и приемы программирования, проблемы математического обеспечения ЭВМ и др. Педагогика изучает мышление со стороны осуществления процесса познания в ходе обучения и воспитания подрастающего поколения. Физиологию высшей нервной деятельности интересуют физиологические основы мышления: процессы возбуждения и торможения, происходящие в человеческом мозге как органе мышления.
«С иных позиций изучает мышление логика. Она исследует мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой». 1
Современная формальная логика является очень разветвленной наукой и может быть разделена на части по различным основаниям. В зависимости от того, применяется ли математический аппарат (логические исчисления) или изучаются общие формы мысли без его применения, в ней выделяются две части: 1) общая (несимволическая) логика и 2) символическая (математическая) логика.
В свою очередь, общая логика подразделяется на два раздела по различию изучаемых объектов.
Первый раздел является учением об основных формах (элементах) мышления, без которых невозможно ни обыденное, ни научное мышление. К основным формам мышления относятся понятия, суждения и умозаключения. В этот раздел включается учение об основных формально-логических законах.
Второй раздел включает систематические формы, без которых невозможно научное мышление. Сюда входят определения, классификация, доказательства, логические методы, связанные с анализом данных опыта.
Математическая
логика имеет много разветвлений.
Она применяет табличное
Понятие «общая логика» в некоторых случаях употребляется для обозначения той части логики, которая отличается от прикладной логики. В прикладной логике исследуются логические формы в отношении к содержанию предмета мышления. Различают в этой связи временную логику, техническую логику и др., в которых строятся специальные системы исчислений.
Формальная логика представляет собой учение о правильных способах рассуждения. Из этого вытекает что она, в первую очередь, выясняет, как должна быть построена мысль, и каким образом необходимо связывать мысли между собой, чтобы эта процедура привела человека не к заблуждению, а к истине,
Задачей формальной логики является выражение получаемой нами информации в правильной форме и извлечение из нее новых знаний с помощью законов мышления. Для этого формальная логика изучает абстрактное мышление и его основные формы: понятие, суждение, умозаключение.
В задачи логики входит и исследование особенностей логических операций: классификации, определения, доказательства, опровержения и т.д.
Кроме
того, формальная логика выявляет типичные
ошибки в наших рассуждениях, рассматривает
их причины и предлагает способы их устранения.
2.
Взаимосвязь логики
и философии. Формальная
и диалектическая логика
Если бы еще столетие назад философу того времени был задан вопрос, необходима ли логика ему и его науке, ответ – вне всякого сомнения – был бы утвердительным. Причем для философа логика значила не только то, что для любого другого ученого (физика, математика, биолога) и, вообще, всякого рационально мыслящего человека. Ее роль не сводилась к статусу кодекса норм и правил корректного осуществления мыслительных процедур – рассуждения, определения, классификации, постановки проблем и вопросов, выдвижения и проверки гипотез и т.д.
Логика
рассматривалась как
Конечно, в истории философии было немало случаев, когда этот логический инструментарий подвергался критике, и весьма серьезной. Но значение логики, как таковой, под сомнение не ставилось. Речь шла лишь о создании в ее рамках нового «органона», отвечающего запросам времени. Так обстояло дело при разработке индуктивной логики Ф.Бэконом, в этом направлении двигались Кант и Гегель, выдвигая идеи трансцендентальной и диалектической логики.
Произошедшая на рубеже XIX и XX столетий научная революция в области логики, суть которой состояла в создании и активном применении новых методов логического анализа (формализованных языков, логических исчислений, точных семантических методов исследования языковых контекстов, аксиоматического и алгебраического методов) сопровождалась получением ряда впечатляющих результатов философско-методологической направленности. Укажем в этой связи хотя бы на ту выдающуюся роль, которую сыграла логика в разрешении кризиса оснований математики, возникшего в результате обнаружения противоречивости наивной теории множеств, или на ту значительную работу, которая была проделана в рамках логической семантики по установлению причин возникновения и поиску путей преодоления ряда парадоксов, связанных с использованием языка в процессе познания (например, парадокса Лжеца).
Формально-логические методы брались на вооружение в качестве основного средства философского анализа не только отдельными философами, но и целыми философскими школами сциентистской ориентации (например, представителями логического позитивизма). Наблюдалась беспрецедентная логическая экспансия в сферу сугубо философской, онтологической проблематики. Так, многозначная логика, созданная Я. Лукасевичем для решения поставленного Аристотелем вопроса о статусе высказываний о будущем, существенным образом касалась проблем детерминизма, существования объективной случайности, фатализма и свободы воли. Этот же круг проблем затрагивала логика времени, сформулированная А. Прайором с целью реконструкции «главного аргумента» Диодора Кроноса. Выдающимся российским логиком Н.А.Васильевым была высказана мысль о возможности построения корректной теории рассуждений, относящейся к противоречивой онтологии; эта идея в настоящее время интенсивно разрабатывается в рамках паранепротиворечивой логики. Перечень подобных философски ориентированных логических систем и результатов можно продолжать и далее.
Вместе с тем, бурное развитие аппарата современной логики привело к тому, что все большее место в логических исследованиях стала занимать разработка собственной, внутрилогической проблематики: построение, анализ и сравнение дедуктивных свойств различных формальных систем, причем к логическим исчислениям перестало предъявляться требование, чтобы они обязательно воспроизводили корректные способы «естественных» рассуждений.
«Логика не является теперь областью знания, ориентированной исключительно на обслуживание философии и других наук. Более того, широкое использование в символической логике точных методов, сходных с математическими, их отвлеченный характер и все возрастающая сложность породили представление о том, что логика полностью оборвала пуповину, связывавшую ее с философией, превратилась в самостоятельную науку, изучающую абстрактные структуры и искусственные языки определенных типов». 2
Рассматривая вопрос о значении логики для развития культуры мышления, необходимо отметить, что современная логика представляет собой две взаимосвязанные и вместе с тем относительно самостоятельные науки – диалектическую логику и формальную логику. Обе логические дисциплины имеют один объект изучения – мышление. Поэтому правильное понимание диалектической и формальной логики исключает как их противопоставление, так и отождествление.
Диалектическая логика есть наука о законах и формах теоретического мышления. Она исследует мыслительные формы в их возникновении, развитии и взаимосвязи. Изучая законы развития человеческого мышления, диалектическая логика формирует соответствующие им методологические принципы и требования. Важнейшими из них являются: 1) требование объективности и всесторонности изучения предмета; 2) раздвоение единого на противоположности; 3) восхождение от абстрактного к конкретному; 4) принцип историзма; 5) принцип единства исторического и логического.
Данные принципы и требования в своей совокупности выступают содержанием культуры мышления на уровне диалектической логики как диалектической культуры мышления, которая представляет собой высокую степень развития мыслительных способностей человека.
Однако для овладения требованиями и принципами диалектической логики требуется и безупречное знание формальной логики. Законы и правила последней представляют собой тот минимум, без которого невозможна логическая культура мышления.