Особенности формальной логики

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 11:21, контрольная работа

Краткое описание

Мышление или культура мышления не дается человеку вместе с рождением. Оно формируется в процессе жизнедеятельности. Поэтому изучение логики есть непосредственное приобщение к общему полю культуры человека, в узком смысле – к культуре межличностных взаимоотношений. Изучение форм и законов правильного мышления должно стать необходимым элементом социализации человека.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….3

1. Особенности формальной логики как науки, её место

в ряду наук мышления…………………………………………………………4

2. Взаимосвязь логики и философии.

Формальная и диалектическая логика……………………………………….6

3. Исторические этапы развития логической науки………………………...11

Заключение……………………………………………………………………..14

Список использованной литературы………………………………………….15

Файлы: 1 файл

Логика.doc

— 70.50 Кб (Скачать)
 
 

      СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Особенности  формальной логики как науки,  её место

в ряду наук мышления…………………………………………………………4

2. Взаимосвязь  логики и философии.

Формальная  и диалектическая логика……………………………………….6

3. Исторические  этапы развития логической науки………………………...11

Заключение……………………………………………………………………..14

Список  использованной литературы………………………………………….15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение 

      Логика  – одна из самых старых наук. Ее богатая  событиями история началась еще  в Древней Греции и насчитывает две с половиной тысячи лет. В конце прошлого – начале нынешнего века в логике произошла научная революция, в результате которой в корне изменились стиль рассуждений, методы и наука как бы обрела второе дыхание. Теперь логика – одна из наиболее динамичных наук, образец строгости и точности даже для математических теорий.

      Логика  является одной из общеобразовательных  гуманитарных наук. Эту дисциплину изучают наряду с философией, этикой, эстетикой и другими дисциплинами, направленными на формирование мировоззрения подрастающих поколений. Мышление человека, как известно, выступает предметом изучения многих дисциплин. Логика анализирует наше мышление в процессе его познания.

      Эта особенность логики отличает ее от других наук, изучающих мышление человека, таких как физиология высшей нервной деятельности, кибернетика, педагогика, психология и др. Логика как наука существует уже более двух с половиной тысяч лет, она возникла вместе с философией.

      Мышление  или культура мышления не дается человеку вместе с рождением. Оно формируется в процессе жизнедеятельности. Поэтому изучение логики есть непосредственное приобщение к общему полю культуры человека, в узком смысле – к культуре межличностных взаимоотношений. Изучение форм и законов правильного мышления должно стать необходимым элементом социализации человека. 
 
 
 
 

      1. Особенности формальной логики как науки, её место в ряду наук мышления 

      Название  науки логики происходит от греческого слова logos, что означает «речь», «слово», «мысль», «разум». Сферой логики является интеллектуальная познавательная деятельность или процесс мышления. С учетом этого можно дать следующее определение науки логики: логика есть наука о законах, формах и приемах мышления, осуществляемого с помощью языка.

      Термин  «логика» используется для обозначения как совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется. Мы будем использовать термин «логика» в указанных двух смыслах.

      Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т. д., при этом каждая из них изучает мышление в определенном, присущем ей аспекте. Так, психология исследует мышление со стороны его побудительных мотивов, выявляет индивидуальные особенности мышления. Кибернетику интересуют аспекты мышления, которые связаны с быстрой и эффективной обработкой информации с помощью ЭВМ, взаимосвязь мышления и языка (естественного и искусственного), методы и приемы программирования, проблемы математического обеспечения ЭВМ и др. Педагогика изучает мышление со стороны осуществления процесса познания в ходе обучения и воспитания подрастающего поколения. Физиологию высшей нервной деятельности интересуют физиологические основы мышления: процессы возбуждения и торможения, происходящие в человеческом мозге как органе мышления.

      «С иных позиций изучает мышление логика. Она исследует мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой». 1

      Современная формальная логика является очень разветвленной  наукой и может быть разделена  на части по различным основаниям. В зависимости от того, применяется ли математический аппарат (логические исчисления) или изучаются общие формы мысли без его применения, в ней выделяются две части: 1) общая (несимволическая) логика и 2) символическая (математическая) логика.

      В свою очередь, общая логика подразделяется на два раздела по различию изучаемых объектов.

      Первый  раздел является учением об основных формах (элементах) мышления, без которых  невозможно ни обыденное, ни научное  мышление. К основным формам мышления относятся понятия, суждения и умозаключения. В этот раздел включается учение об основных формально-логических законах.

      Второй  раздел включает систематические формы, без которых невозможно научное  мышление. Сюда входят определения, классификация, доказательства, логические методы, связанные с анализом данных опыта.

      Математическая  логика имеет много разветвлений. Она применяет табличное построение логики высказываний, использует специальный  язык символов и формулы логики высказываний.

      Понятие «общая логика» в некоторых случаях употребляется для обозначения той части логики, которая отличается от прикладной логики. В прикладной логике исследуются логические формы в отношении к содержанию предмета мышления. Различают в этой связи временную логику, техническую логику и др., в которых строятся специальные системы исчислений.

      Формальная  логика представляет собой учение о  правильных способах рассуждения. Из этого  вытекает что она, в первую очередь, выясняет, как должна быть построена  мысль, и каким образом необходимо связывать мысли между собой, чтобы эта процедура привела человека не к заблуждению, а к истине,

      Задачей формальной логики является выражение  получаемой нами информации в правильной форме и извлечение из нее новых  знаний с помощью законов мышления. Для этого формальная логика изучает абстрактное мышление и его основные формы: понятие, суждение, умозаключение.

      В задачи логики входит и исследование особенностей логических операций: классификации, определения, доказательства, опровержения и т.д.

      Кроме того, формальная логика выявляет типичные ошибки в наших рассуждениях, рассматривает их причины и предлагает способы их устранения. 

      2. Взаимосвязь логики и философии. Формальная и диалектическая логика 

      Если  бы еще столетие назад философу того времени был задан вопрос, необходима ли логика ему и его науке, ответ – вне всякого сомнения – был бы утвердительным. Причем для философа логика значила не только то, что для любого другого ученого (физика, математика, биолога) и, вообще, всякого рационально мыслящего человека. Ее роль не сводилась к статусу кодекса норм и правил корректного осуществления мыслительных процедур – рассуждения, определения, классификации, постановки проблем и вопросов, выдвижения и проверки гипотез и т.д.

      Логика  рассматривалась как неотъемлемая часть философского знания, как философская наука, ставящая и решающая ряд важных проблем теоретико-познавательного и методологического характера. Более того, в течение многих веков она выступала в качестве своеобразного «органона» рациональной философии, занималась разработкой инструментария собственно философского исследования.

      Конечно, в истории философии было немало случаев, когда этот логический инструментарий подвергался критике, и весьма серьезной. Но значение логики, как таковой, под  сомнение не ставилось. Речь шла лишь о создании в ее рамках нового «органона», отвечающего запросам времени. Так обстояло дело при разработке индуктивной логики Ф.Бэконом, в этом направлении двигались Кант и Гегель, выдвигая идеи трансцендентальной и диалектической логики.

      Произошедшая  на рубеже XIX и XX столетий научная революция в области логики, суть которой состояла в создании и активном применении новых методов логического анализа (формализованных языков, логических исчислений, точных семантических методов исследования языковых контекстов, аксиоматического и алгебраического методов) сопровождалась получением ряда впечатляющих результатов философско-методологической направленности. Укажем в этой связи хотя бы на ту выдающуюся роль, которую сыграла логика в разрешении кризиса оснований математики, возникшего в результате обнаружения противоречивости наивной теории множеств, или на ту значительную работу, которая была проделана в рамках логической семантики по установлению причин возникновения и поиску путей преодоления ряда парадоксов, связанных с использованием языка в процессе познания (например, парадокса Лжеца).

      Формально-логические методы брались на вооружение в качестве основного средства философского анализа  не только отдельными философами, но и  целыми философскими школами сциентистской ориентации (например, представителями логического позитивизма). Наблюдалась беспрецедентная логическая экспансия в сферу сугубо философской, онтологической проблематики. Так, многозначная логика, созданная Я. Лукасевичем для решения поставленного Аристотелем вопроса о статусе высказываний о будущем, существенным образом касалась проблем детерминизма, существования объективной случайности, фатализма и свободы воли. Этот же круг проблем затрагивала логика времени, сформулированная А. Прайором с целью реконструкции «главного аргумента» Диодора Кроноса. Выдающимся российским логиком Н.А.Васильевым была высказана мысль о возможности построения корректной теории рассуждений, относящейся к противоречивой онтологии; эта идея в настоящее время интенсивно разрабатывается в рамках паранепротиворечивой логики. Перечень подобных философски ориентированных логических систем и результатов можно продолжать и далее.

      Вместе  с тем, бурное развитие аппарата современной  логики привело к тому, что все  большее место в логических исследованиях стала занимать разработка собственной, внутрилогической проблематики: построение, анализ и сравнение дедуктивных свойств различных формальных систем, причем к логическим исчислениям перестало предъявляться требование, чтобы они обязательно воспроизводили корректные способы «естественных» рассуждений.

      «Логика не является теперь областью знания, ориентированной исключительно на обслуживание философии и других наук. Более того, широкое использование в символической логике точных методов, сходных с математическими, их отвлеченный характер и все возрастающая сложность породили представление о том, что логика полностью оборвала пуповину, связывавшую ее с философией, превратилась в самостоятельную науку, изучающую абстрактные структуры и искусственные языки определенных типов». 2

      Рассматривая  вопрос о значении логики для развития культуры мышления, необходимо отметить, что современная логика представляет собой две взаимосвязанные и  вместе с тем относительно самостоятельные  науки – диалектическую логику и формальную логику. Обе логические дисциплины имеют один объект изучения – мышление. Поэтому правильное понимание диалектической и формальной логики исключает как их противопоставление, так и отождествление.

      Диалектическая  логика есть наука о законах и формах теоретического мышления. Она исследует мыслительные формы в их возникновении, развитии и взаимосвязи. Изучая законы развития человеческого мышления, диалектическая логика формирует соответствующие им методологические принципы и требования. Важнейшими из них являются: 1) требование объективности и всесторонности изучения предмета; 2) раздвоение единого на противоположности; 3) восхождение от абстрактного к конкретному; 4) принцип историзма; 5) принцип единства исторического и логического.

      Данные  принципы и требования в своей  совокупности выступают содержанием  культуры мышления на уровне диалектической логики как диалектической культуры мышления, которая представляет собой  высокую степень развития мыслительных способностей человека.

      Однако  для овладения требованиями и  принципами диалектической логики требуется  и безупречное знание формальной логики. Законы и правила последней  представляют собой тот минимум, без которого невозможна логическая культура мышления.

Информация о работе Особенности формальной логики