Мировые судьи в России: основные положения по истории становления и современному правовому регулированию их организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:26, контрольная работа

Краткое описание

Принятый в 1996 г. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" ограничился лишь установлением общих положений относительно мировых судей: это, во-первых, мировые судьи - судьи субъектов Российской Федерации; во-вторых, они входят в систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации; в-третьих, непосредственно вышестоящей (апелляционной) судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, является районный суд (ст. 4, 21, 36 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….........3-6


история становления………………………………………………………………..6-10


современные проблемы мировой юстиции…………………………………….10-12


заключение……………………………………………………………………….....12-13


ссылки, использованная литература……………………………………………….14

Файлы: 1 файл

правоохр орг.doc

— 107.00 Кб (Скачать)

    После революции 1917 г. и ликвидации в России института мировых судей исследований особенностей судопроизводства у них  российскими процессуалистами практически  не проводилось. В годы советской власти институт мировой юстиции не просто был вне поля зрения отечественных ученых, а категорически отвергался, как противоречащий господствовавшей тогда идеологии, поскольку устранял народных заседателей от осуществления правосудия. Ведь достаточно важная роль на том этапе исторического периода развития страны в разбирательстве правонарушений, происходивших на бытовой почве, отводилась товарищеским судам. Проводились лишь исследования проблем исторического развития судоустройства и судопроизводства в России, особенно в контексте Судебной реформы 1864 г. и государственного строя второй половины XIX в.

    Возрождение мировых судей в России и эффективное, то есть оперативное, законное и обоснованное рассмотрение ими судебных дел с  вынесением судебных актов усиливает в стране судебную власть. Поэтому любое нежелание развивать структуру мировой юстиции или «ненахождение» средств для ее организационного и материально-технического обеспечения есть не что иное, как стремление «сорвать» или оттянуть решение задачи приближения мировых судей к населению, когда все слои общества могли бы свободно реализовать свое право на судебную защиту.

    «Судебная реформа в нашей стране является исключительно сложной задачей  в силу сложившихся стереотипов  о месте и значении судебной власти» «3».

    Совет судей своим Постановлением признал  необходимым полномочия Судебного  департамента при Верховном Суде Российской Федерации по организационному обеспечению деятельности судов  распространить на мировых судей.

    26 мая 2005 г. вопросы мировой юстиции в системе правосудия Российской Федерации были предметом обсуждения круглого стола Комитета Совета Федерации по правовым и судебным вопросам.

    Укреплению  мировой юстиции способствовало внесение в марте 2006 г. изменений  в ст. 4 ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" - уменьшена расчетная численность населения на одном судебном участке мирового судьи. В результате уже с 1 января 2007 г. в 15 субъектах Российской Федерации введены дополнительные единицы мировых судей, а в большинстве регионов законопроекты об увеличении числа мировых судей находятся на стадии согласования. Внесенное в Закон изменение способствует стабилизации работы мировых судей и более широкому доступу граждан к правосудию.

    Несмотря  на наступившие положительные изменения, решить существующие проблемы мировых судей в истекшие годы все же не удалось.

    Наиболее  ощутимым пробелом в организации  деятельности мировых судей в  Российской Федерации как в масштабах  государства, так и на региональном уровне продолжает оставаться отсутствие компетентного государственного органа, который бы аккумулировал всю информацию о деятельности мировых судей, анализировал ее, выявлял проблемы, намечал меры к их разрешению, обозначал ориентиры, прогнозировал развитие нового института судебной власти.

    Несмотря  на признание необходимым, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации для мировой юстиции так и не стал организационным центром.

    В преобладающем большинстве регионов организационное обеспечение деятельности мировых судей перешло сегодня  к специальным структурным подразделениям в исполнительном органе власти; где-то эти полномочия в разных объемах поделены с управлениями Судебного департамента, а в отдельных случаях и с мировыми судьями. Лишь в 6 субъектах Федерации сохранились распространенные еще недавно отделы при управлениях Судебного департамента.

    При обсуждении вопроса о передаче полномочий Судебному департаменту много говорилось о необходимости законодательного регулирования. 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Сущность  современных мировых судей в  России состоит в том, что они являются должностными лицами, носителями судебной власти, судьями судов общей юрисдикции, судьями и судом субъекта РФ, низшим звеном единой судебной системы, наделяемым полномочиями в особом, более демократичном порядке, имеющим специальную ограниченную юрисдикцию.

    В большей степени на определение  компетенции мировых судей оказывает  влияние факт преуменьшения роли этого носителя судебной власти в  результате использования в законах  термина "мировой судья" вместо термина "мировой суд". Поэтому следует наделить мировой суд полномочиями по осуществлению судебного контроля за органами дознания и предварительного следствия на досудебных стадиях, а также по удостоверению различных юридических фактов.

    Ущербность  и ограниченность правового положения мирового судьи как представителя судебной власти во многом определены его двойственным положением, в том числе тем обстоятельством, что он не является федеральным судьей. Поэтому представляется необходимым расширить полномочия мирового судьи хотя бы в пределах его предметной подсудности исходя из того, что он относится к судьям общей юрисдикции. Органы судейского сообщества должны иметь специальную структуру мировых судей, например "съезды (собрания) мировых судей".

    Действующее федеральное законодательство не отразило тех целей и задач, которые стоят перед мировыми судьями. Указанное обстоятельство негативно сказывается на качестве судебной власти, в том числе на судоустройстве и судопроизводстве в России. Ведь любой закон в обязательном порядке должен содержать перечень целей и задач, стоящих перед создаваемым правовым институтом, принципов его деятельности. Анализ законов субъектов Федерации, посвященных мировым судьям, позволяет убедиться в том, что отдельными субъектами Федерации предпринимались попытки сформулировать цели и задачи, стоящие перед мировыми судьями.

    Мировые судьи должны рассматривать уголовные  и гражданские дела, отнесенные к  их подсудности федеральными законами. В то же время перечень материалов об административных правонарушениях  может быть существенно расширен для мирового судьи за счет местных законов, устанавливающих административную ответственность за различные правонарушения.

    Мировым судьям, как и другим судам российской судебной системы, свойственны сходные  черты: единство в процессуальной форме рассмотрения дел (подсудность и т.д.), наличие общих принципов (независимость судей, гласность процесса, равноправие и состязательность сторон и др.), единство судебных функций (они созданы для выполнения единой функции - осуществления правосудия, вправе пересматривать свои решения в порядке вновь открывшихся обстоятельств), финансирование из федерального бюджета. Мировые судьи находятся в тесной связи с иными элементами судебной системы, имея общую природу.

    Возрождение в России мирового суда во многом было обусловлено экономическими и социально-политическими предпосылками, призванными решить назревшие в обществе проблемы, обеспечив доступность, простоту и быстроту уголовного судопроизводства, реализовать те общие тенденции в развитии уголовного судопроизводства, которые наметились в конце ХХ в. и были позднее закреплены в Конституции РФ.

    Причины возрождения института мировых  судей в России носят объективный  характер и вызваны развитием  общих тенденций совершенствования  судопроизводства, необходимостью реорганизации судебной системы, которая соответствовала бы капиталистическим общественным отношениям в области не только судоустройства, но и судопроизводства. Таким образом, к объективным причинам возрождения института мировых судей в России следует отнести:

    - соответствие статуса мирового  судьи тенденциям углубления  специализации, профессионализации  судей и разделения компетенции  между судами различных звеньев;

    - необходимость освобождения федеральных  судей от рассмотрения незначительных  дел в связи со значительным увеличением количества обращений в суды;

    - желательность ликвидации конфликтов  путем активного использования  примирительных процедур;

    - приближение правосудия к населению  с привнесением элементов контроля  населения за судебной системой. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ССЫЛКИ 

    <1> Лебедев В.М. Судебная власть  в современной России. СПб., 2001. С. 6.

    <2> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270.

    <3> Вицин С. От формирования судебной  системы к ее реформированию. Российская юстиция. 2001г. 
 
 

   ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА 

1. В.В. Дорошков «Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности»

2. Судопроизводство у мирового судьи / под общей редакцией В.М. Лебедева

3. А.Ф. Изварина Мировые судьи России начала 21 века

4. Пашков В. Организационное  обеспечение деятельности мировых судей

5. Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации"

6. И.В. Головинская  Факторы, обусловившие воссоздание  мировой юстиции в современный  период

7. Федеральный Конституционный  Закон № 1-ФКЗ от 31.12.1996 г. «О  судебной системе РФ»

8. Федеральный закон  № 188-ФЗ от 17.12.1998 г. «О мировых  судьях в Российской Федерации»

9. Гражданский Процессуальный  кодекс Российской Федерации

Информация о работе Мировые судьи в России: основные положения по истории становления и современному правовому регулированию их организации