Мировые судьи в России: основные положения по истории становления и современному правовому регулированию их организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:26, контрольная работа

Краткое описание

Принятый в 1996 г. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" ограничился лишь установлением общих положений относительно мировых судей: это, во-первых, мировые судьи - судьи субъектов Российской Федерации; во-вторых, они входят в систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации; в-третьих, непосредственно вышестоящей (апелляционной) судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, является районный суд (ст. 4, 21, 36 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….........3-6


история становления………………………………………………………………..6-10


современные проблемы мировой юстиции…………………………………….10-12


заключение……………………………………………………………………….....12-13


ссылки, использованная литература……………………………………………….14

Файлы: 1 файл

правоохр орг.doc

— 107.00 Кб (Скачать)
 
 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ 
 
 

ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ (ЮРИДИЧЕСКИЙ  ФАКУЛЬТЕТ) 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

Мировые судьи в России: основные положения  по истории становления и современному правовому регулированию их организации. 
 
 
 
 

Правоохранительные  органы

Заочная форма обучения

Специальность 021100 «Юриспруденция» 

Студентка 1 курса 1 группы

Гусева  Мария Александровна 

Научный руководитель

Авдонкин  В.С. 
 
 
 
 
 

Работа защищена

Оценка

Подпись научного руководителя 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2008 
 
 

   ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 
 

 
  • Введение………………………………………………………………………….........3-6
 
 
  • история становления………………………………………………………………..6-10
 
 
  • современные проблемы мировой юстиции…………………………………….10-12
 
 
  • заключение……………………………………………………………………….....12-13
 
 
  • ссылки, использованная литература……………………………………………….14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ВВЕДЕНИЕ 

   Происшедшие за последние годы изменения в  социально-политической, экономической  и духовной жизни страны повлекли соответствующие коренные преобразования во всех сферах человеческой деятельности, смену приоритетов в социальных ценностях, совершенствование законодательства. Изменение формы государственного правления обусловило проведение необходимых реформ правового регулирования.

    Особая  роль в обеспечении государственной  защиты прав и свобод человека и гражданина отводится судебной власти. Необходимость создания и укрепления судебной власти в России обусловила ускоренное реформирование правоохранительных структур, судебной системы, конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства с целью обеспечения прав и свобод граждан, повышения ответственности государства перед гражданами, а в целом - для обеспечения результативности судебной защиты. "Судебная власть должна обладать высоким статусом, быть сильной и независимой, хорошо подготовленной профессионально, организационно оформленной и действующей в процессуальном порядке, отвечающем требованиям справедливости" <1>.

    Значительное  влияние на определение направлений  реформирования судоустройства и судопроизводства в России оказали обострившиеся противоречия при осуществлении судопроизводства. Вследствие предоставления гражданам практически неограниченного доступа к правосудию и реальной невозможности государства в должной мере обеспечить этот процесс проблема нарушения сроков рассмотрения дел районными судами в конце ХХ в. приобрела невиданные доселе размеры.

    Таким образом, в конце ХХ в. в стране сложилась ситуация, когда население  России вновь остро ощутило потребность  в скором, правом и справедливом суде. По мнению разработчиков основных направлений судебно-правовой реформы, мировые судьи могли вполне эффективно справиться с поставленными перед правосудием задачами в силу особенностей их организации и деятельности. Концепция судебной реформы, одобренная 24 октября 1991 г. Верховным Советом РСФСР, наметила основные пути реформирования судебной системы и предусмотрела создание в России мировых судов. Основные направления предстоящего реформирования судоустройства, уголовного и гражданского судопроизводства постоянно уточнялись, корректировались в ходе острых дискуссий, проходивших между представителями различных мировоззрений, политических движений, социальных групп, идеологий. Эти дискуссии не стихают и ныне.

    Определив три самостоятельных ветви судебной власти в лице Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Конституция РФ (ч. 3 ст. 118) закрепила возможность установления структуры судебной системы федеральным конституционным законом. Принятый 31 декабря 1996 г. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" наряду с федеральными и конституционными (уставными) судами в качестве одного из элементов судебной системы предусмотрел мирового судью, отнеся его к судам субъектов Федерации. Дальнейшее развитие законодательства о мировом судье получило в связи с принятием 17 декабря 1998 г. Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" <2>.

    В Российской Федерации с 2000 г. работают мировые судьи. Несмотря на незначительный период их деятельности, можно уже говорить о том, что мировые судьи оправдывают свое предназначение и играют важнейшую роль в обеспечении судебной защиты прав граждан. В связи с этим институт мировых судей (или, как его зачастую называют, "мировая юстиция") заслуживает большого внимания, поддержки и дальнейшего развития. Это необходимо еще и потому, что становление института мировых судей в Российской Федерации - сложный и тяжелый процесс.

    Создание  мировых судов как судов первой инстанции, действующих в составе  единоличного судьи, было предусмотрено Концепцией судебной реформы в РСФСР, представленной Президентом РСФСР и одобренной Верховным Советом РСФСР в Постановлении от 24 октября 1991 г. N 1801-1.

    Согласно  этой Концепции мировые судьи  должны были избираться населением на пять лет.

    К их компетенции предполагалось отнести:

    1) рассмотрение материалов об административных  правонарушениях;

    2) рассмотрение дел об уголовных  проступках, дел частного обвинения;

    3) рассмотрение вопросов, связанных  с исполнением приговоров;

    4) рассмотрение малозначительных гражданских дел;

    5) судебный контроль за следствием.

    Претворить  эти идеи в жизнь оказалось  очень непросто. Для начала надо было разработать и принять ряд  законодательных актов. Этот процесс  развивался медленно и в больших  спорах.

    Принятый  в 1996 г. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" ограничился лишь установлением общих положений относительно мировых судей: это, во-первых, мировые судьи - судьи субъектов Российской Федерации; во-вторых, они входят в систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации; в-третьих, непосредственно вышестоящей (апелляционной) судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, является районный суд (ст. 4, 21, 36 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").

    Такое регулирование на уровне Федерального конституционного закона предопределило возрождение в гражданском и  уголовном процессах наряду с  кассационным апелляционного производства как производства в суде второй инстанции по делам, подсудным мировым судьям (повторное рассмотрение дела по апелляционной жалобе в вышестоящем, районном, суде).

    Вместе  с тем такое регулирование  вызывает споры и порождает некоторые  проблемы.

    В первую очередь это связано с определением места мировых судей в судебной системе Российской Федерации как судей субъектов Российской Федерации.

    Однако  высказываются возражения против этого, и предлагается либо просто увеличить  количество судей федеральных районных судов за счет штатной численности мировых судей либо, учредив мировых судей, отнести их к федеральной системе судов общей юрисдикции в качестве низшего звена, рассматривающего определенные категории дел.

    Оба этих предложения представляются неприемлемыми.

    Создание института мировых судей в качестве судей субъектов Российской Федерации хотя, конечно, и преследует цель увеличения количества судей судов общей юрисдикции и "разгрузку" федеральных судов, однако не в качестве главной цели.

    В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

    Это конституционное положение развивается  в ст. 11 Конституции Российской Федерации, согласно которой государственную власть в Российской Федерации осуществляют: на федеральном уровне - Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (имеются в виду федеральные суды); на уровне субъектов Российской Федерации - образуемые ими органы государственной власти.

    Исходя  из закрепленного в Конституции  Российской Федерации принципа разделения государственной власти и федеративного  устройства Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, так же как и сама Российская Федерация, должны иметь свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

    Следовательно, наличие судей субъектов Российской Федерации со своей компетенцией предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

    В связи с этим учреждение Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" института мировых судей в качестве судей субъектов Российской Федерации вполне оправданно и их статус, определенный Конституцией РФ и указанным Законом, не может быть изменен.

    Издавна предпринимались попытки определить сущность мирового судьи. К сожалению, смысл термина "мировой судья" до сих пор непонятен многим гражданам, особенно тем, кто не имеет отношения  к юриспруденции. Они воспринимают термин "мировой" как синоним слову "всемирный", полагая, что речь идет о каком-то международном органе. Не могут похвастать точными представлениями о его формах и содержании даже юристы-профессионалы, поскольку мировой судья был на протяжении десятилетий обделен вниманием российских ученых.

    Мировой судья - судья общей юрисдикции, т.е. относится к судьям, которые рассматривают и разрешают дела в порядке гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Он является частью судебной системы, судьей общей юрисдикции, чьи решения обжалуются в апелляционном, кассационном, надзорном порядке.

    В отличие от федерального судьи мировой  судья, согласно положениям ст. 3 Закона "О мировых судьях в Российской Федерации", не наделяется правом вынесения  судебных решений, касающихся ущемления прав и свобод гражданина, предусмотренных ст. ст. 22, 23, 25 Конституции РФ. Согласно отраслевому законодательству он не вправе осуществлять иные виды деятельности, которыми наделены суды общей юрисдикции, в том числе пересматривать свои постановления по уголовным делам в порядке новых или вновь открывшихся обстоятельств.

    Ограниченность  правового положения и компетенции  мирового судьи как представителя  судебной власти во многом объясняется  не только спецификой рассматриваемых  им дел, особенностями государственного устройства России, но и двойственным положением мирового судьи, а также тем обстоятельством, что он не является федеральным судьей. Во избежание принижения роли мирового судьи в правосудии следует расширить его полномочия, хотя бы в пределах предметной подсудности.           

    Он  должен быть наделен правом вынесения  судебных решений, ущемляющих права  и свободы граждан, и проверки законности действий и решений должностных  лиц органов дознания и предварительного следствия по делам, подсудным мировым судьям. Ведь требования к возрасту и образованию у мирового судьи аналогичны требованиям, предъявляемым к федеральным судьям.

    Мировые судьи одновременно признаются судьями  субъектов Федерации и судами субъектов Федерации. В юридической  литературе справедливо обращалось внимание на то, что в одном случае законодатель под мировым судьей подразумевает физическое лицо, обладающее определенным статусом (ч. 1 ст. 1 Закона "О мировых судьях в Российской Федерации"), в другом - звено судебной системы (ч. 4 ст. 4 Закона "О судебной системе Российской Федерации") 

    ИСТОРИЯ СТАНОВЛНИЯ 

    В России мировая юстиция впервые  была создана Уставами 1864 г.

    Вместе  с общими судами она пришла на смену  старому судебному устройству России, которое отличалось сословным характером, а также многообразием инстанций, как чисто судебных, так и административных: наряду с Волостной расправой, уездным судом, Палатами уголовного и гражданского суда, Сенатом судебные функции выполняли городские, становые приставы, губернаторы, министр юстиции, Государственный совет.

Информация о работе Мировые судьи в России: основные положения по истории становления и современному правовому регулированию их организации