Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 18:26, контрольная работа
Принятый в 1996 г. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" ограничился лишь установлением общих положений относительно мировых судей: это, во-первых, мировые судьи - судьи субъектов Российской Федерации; во-вторых, они входят в систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации; в-третьих, непосредственно вышестоящей (апелляционной) судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, является районный суд (ст. 4, 21, 36 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").
Введение………………………………………………………………………….........3-6
история становления………………………………………………………………..6-10
современные проблемы мировой юстиции…………………………………….10-12
заключение……………………………………………………………………….....12-13
ссылки, использованная литература……………………………………………….14
РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ
ФАКУЛЬТЕТ
ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ (ЮРИДИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ)
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
Мировые
судьи в России: основные положения
по истории становления и
Правоохранительные органы
Заочная форма обучения
Специальность
021100 «Юриспруденция»
Студентка 1 курса 1 группы
Гусева
Мария Александровна
Научный руководитель
Авдонкин
В.С.
Работа защищена
Оценка
Подпись научного
руководителя
Москва
2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Происшедшие за последние годы изменения в социально-политической, экономической и духовной жизни страны повлекли соответствующие коренные преобразования во всех сферах человеческой деятельности, смену приоритетов в социальных ценностях, совершенствование законодательства. Изменение формы государственного правления обусловило проведение необходимых реформ правового регулирования.
Особая роль в обеспечении государственной защиты прав и свобод человека и гражданина отводится судебной власти. Необходимость создания и укрепления судебной власти в России обусловила ускоренное реформирование правоохранительных структур, судебной системы, конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства с целью обеспечения прав и свобод граждан, повышения ответственности государства перед гражданами, а в целом - для обеспечения результативности судебной защиты. "Судебная власть должна обладать высоким статусом, быть сильной и независимой, хорошо подготовленной профессионально, организационно оформленной и действующей в процессуальном порядке, отвечающем требованиям справедливости" <1>.
Значительное влияние на определение направлений реформирования судоустройства и судопроизводства в России оказали обострившиеся противоречия при осуществлении судопроизводства. Вследствие предоставления гражданам практически неограниченного доступа к правосудию и реальной невозможности государства в должной мере обеспечить этот процесс проблема нарушения сроков рассмотрения дел районными судами в конце ХХ в. приобрела невиданные доселе размеры.
Таким
образом, в конце ХХ в. в стране
сложилась ситуация, когда население
России вновь остро ощутило
Определив
три самостоятельных ветви
В Российской Федерации с 2000 г. работают мировые судьи. Несмотря на незначительный период их деятельности, можно уже говорить о том, что мировые судьи оправдывают свое предназначение и играют важнейшую роль в обеспечении судебной защиты прав граждан. В связи с этим институт мировых судей (или, как его зачастую называют, "мировая юстиция") заслуживает большого внимания, поддержки и дальнейшего развития. Это необходимо еще и потому, что становление института мировых судей в Российской Федерации - сложный и тяжелый процесс.
Создание мировых судов как судов первой инстанции, действующих в составе единоличного судьи, было предусмотрено Концепцией судебной реформы в РСФСР, представленной Президентом РСФСР и одобренной Верховным Советом РСФСР в Постановлении от 24 октября 1991 г. N 1801-1.
Согласно этой Концепции мировые судьи должны были избираться населением на пять лет.
К их компетенции предполагалось отнести:
1)
рассмотрение материалов об
2) рассмотрение дел об уголовных проступках, дел частного обвинения;
3) рассмотрение вопросов, связанных с исполнением приговоров;
4) рассмотрение малозначительных гражданских дел;
5)
судебный контроль за
Претворить эти идеи в жизнь оказалось очень непросто. Для начала надо было разработать и принять ряд законодательных актов. Этот процесс развивался медленно и в больших спорах.
Принятый в 1996 г. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" ограничился лишь установлением общих положений относительно мировых судей: это, во-первых, мировые судьи - судьи субъектов Российской Федерации; во-вторых, они входят в систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации; в-третьих, непосредственно вышестоящей (апелляционной) судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, является районный суд (ст. 4, 21, 36 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").
Такое регулирование на уровне Федерального конституционного закона предопределило возрождение в гражданском и уголовном процессах наряду с кассационным апелляционного производства как производства в суде второй инстанции по делам, подсудным мировым судьям (повторное рассмотрение дела по апелляционной жалобе в вышестоящем, районном, суде).
Вместе с тем такое регулирование вызывает споры и порождает некоторые проблемы.
В первую очередь это связано с определением места мировых судей в судебной системе Российской Федерации как судей субъектов Российской Федерации.
Однако высказываются возражения против этого, и предлагается либо просто увеличить количество судей федеральных районных судов за счет штатной численности мировых судей либо, учредив мировых судей, отнести их к федеральной системе судов общей юрисдикции в качестве низшего звена, рассматривающего определенные категории дел.
Оба этих предложения представляются неприемлемыми.
Создание института мировых судей в качестве судей субъектов Российской Федерации хотя, конечно, и преследует цель увеличения количества судей судов общей юрисдикции и "разгрузку" федеральных судов, однако не в качестве главной цели.
В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Это
конституционное положение
Исходя из закрепленного в Конституции Российской Федерации принципа разделения государственной власти и федеративного устройства Российской Федерации, субъекты Российской Федерации, так же как и сама Российская Федерация, должны иметь свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Следовательно,
наличие судей субъектов
В связи с этим учреждение Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" института мировых судей в качестве судей субъектов Российской Федерации вполне оправданно и их статус, определенный Конституцией РФ и указанным Законом, не может быть изменен.
Издавна
предпринимались попытки
Мировой судья - судья общей юрисдикции, т.е. относится к судьям, которые рассматривают и разрешают дела в порядке гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Он является частью судебной системы, судьей общей юрисдикции, чьи решения обжалуются в апелляционном, кассационном, надзорном порядке.
В отличие от федерального судьи мировой судья, согласно положениям ст. 3 Закона "О мировых судьях в Российской Федерации", не наделяется правом вынесения судебных решений, касающихся ущемления прав и свобод гражданина, предусмотренных ст. ст. 22, 23, 25 Конституции РФ. Согласно отраслевому законодательству он не вправе осуществлять иные виды деятельности, которыми наделены суды общей юрисдикции, в том числе пересматривать свои постановления по уголовным делам в порядке новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Ограниченность
правового положения и
Он должен быть наделен правом вынесения судебных решений, ущемляющих права и свободы граждан, и проверки законности действий и решений должностных лиц органов дознания и предварительного следствия по делам, подсудным мировым судьям. Ведь требования к возрасту и образованию у мирового судьи аналогичны требованиям, предъявляемым к федеральным судьям.
Мировые
судьи одновременно признаются судьями
субъектов Федерации и судами
субъектов Федерации. В юридической
литературе справедливо обращалось внимание
на то, что в одном случае законодатель
под мировым судьей подразумевает физическое
лицо, обладающее определенным статусом
(ч. 1 ст. 1 Закона "О мировых судьях в
Российской Федерации"), в другом - звено
судебной системы (ч. 4 ст. 4 Закона "О
судебной системе Российской Федерации")
ИСТОРИЯ
СТАНОВЛНИЯ
В России мировая юстиция впервые была создана Уставами 1864 г.
Вместе с общими судами она пришла на смену старому судебному устройству России, которое отличалось сословным характером, а также многообразием инстанций, как чисто судебных, так и административных: наряду с Волостной расправой, уездным судом, Палатами уголовного и гражданского суда, Сенатом судебные функции выполняли городские, становые приставы, губернаторы, министр юстиции, Государственный совет.