Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 12:37, контрольная работа
Целью данной работы является рассмотреть логику как науку.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
Охарактеризовать возникновение и развитие логики.
Изучить предмет логики.
Рассмотреть языки логики.
Введение………………………………………………………………….. 3
1. Предмет логики……………………………………………………….. 5
2. Возникновение и развитие логики…………………………………... 8
3. Язык логики…………………………………………………………... 15
4. Формы и законы мышления…………………………………………. 17
Заключение………………………………………………………………. 20
Список использованной литературы………………………………….. 21
Формальная и символическая логика. Формальная (традиционная) логика предметом своего исследования имеет исследование основных форм мышления (понятие, суждение, умозаключение), законов, находящиеся в их сфере, непосредственно не опираясь на конкретное содержание мысли. Формальная логика абстрагируется от исторического процесса, от развития практических и познавательных способов действия.
Символическая (математическая) логика может быть представлена как формальная, как ее формализованная часть. Основной своей задачей она видит построение логических исчислений путем математических формул, аксиом и следствий. Она излагает формы мышления в системе знаков и специальных символов.
Современная формальная логика предусматривает изучение мыслительных операций и перенесение логических форм на общие образцы теоретического знания. Современная символическая логика является самостоятельным направлением логического знания, имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Так, помимо сложных вычислительных операций, она широко используется в лингвистике (при переводах с одного языка на другой), технической сфере (при управлении приборами), в компьютерном программировании и пр. [4.С.121]
Формальная и диалектическая логика. Формально-логические схемы, так сказать, безразличны (нерелевантные) к сущности познаваемых предметов. Сущность – совокупность внутренних качеств и признаков предмета, выражающих его содержание. Важнейшими способами проникновения в сущность вещей является обнаружение противоречивого единства их признаков, рассмотрение их в развитии и взаимосвязи с другими предметами. В процессе такого познания важно абстрагироваться от несущественного, случайного, концентрируя познания на атрибутивных признаках.
В отличие от формальной, логика диалектическая своим предметом имеет исследование возникновения и развития фрагментов действительности, в том числе и логических форм и законов. Это – познание развивающегося мышления. В основе логики диалектической находится ряд принципов: а) принцип развития, б) принцип историзма, в) принцип всесторонности, г) принцип конкретности и др. Центральным понятием диалектической логики является диалектическое противоречие.
Диалектическая логика, накапливая и обобщая свое знание в течение всего периода развития логики, в систематизированном виде была изложена в немецкой классической философии. В работах И. Канта (1724 – 1804) «Критика чистого разума» и «Критика способности суждения» проведено обоснование трансцендентальной логики, определяющей происхождение, содержание и объективную значимость априорных знаний. В философии Гегеля (1770 – 1831) нашла свое завершение объективно-идеалистическая система диалектической логики как всеобщей формы самопознания и саморазвития понятия. В работе «Наука логики» он не только подвергает критике формально-логические законы мышления как «неонтологические», но и обосновывает принципиально иное содержание логических знания – законов, понятий и умозаключений, в основе которых находится диалектика мышления объективного духа. [3.С.156]
Новый этап в понимании диалектической логики связан с именами К. Маркса (1818 – 1883) и Ф. Энгельса (1820 – 1895). В работах Ф. Энгельса «Анти-Дюринг», «Диалектика природы», К. Маркса «Капитал» и др. толкование развивающихся форм основывается не на изначальности «саморазвивающегося понятия», а на обнаружении диалектических изменений в самом объективном (материальном) мире. Природа и общество, с их точки зрения, являются основанием для понимания законов диалектического мышления. В марксистской диалектике с материалистических позиций формулируются три важнейших закона диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон взаимного превращения количественных и качественных изменений, закон отрицания отрицания), основные принципы и категории материалистической диалектики.
Если формальная логика познает формы мышления посредством анализа важнейших признаков без непосредственной связи с конкретным предметом, в обобщенном и абстрагированном виде, то диалектическая логика акцент изучения сущности мыслимых предметов переносит на анализ предметов и процессов в движении, развитии и взаимосвязи. В этом случае несущественные, случайные признаки отсеиваются, аннулируются, а существенные выделяются, актуализируются.
Тем не менее, нельзя противопоставлять диалектическую и формальную логику. Они изучают один и тот же объект – человеческое мышление, предметом обеих являются закономерности мыслительной деятельности. Мышление подчиняется и формальным логическим законам как фундаментальным, и диалектическим как развивающимся. Мыслить диалектически невозможно без постижения и учета законов формальной логики. Т.е., возможно заключить, что современное логическое знание включает в свою структуру две взаимосвязанные и относительно самостоятельные науки: формальную логику (частью которой является логика символическая) и диалектическую логику. Причем, признавая фундаментальное значение логики в построении всякого правильного мышления, научно-теоретическое познание требует продолжения изучения сущности явлений и структур мысли путем обнаружения противоречий в природе, обществе и в человеческом мышлении. [2.С.78]
3. Язык логики
Ключевые слова: язык, семиотика, семантические категории, искусственный язык, термин.
Язык как знаковая система. Предмет логики – законы и формы мышления. Мышление – идеальная реальность. Все, происходящее в сознании человека, не поддается непосредственному опредмечиванию, материализации. Оно не может быть изучено адекватно без подключения специальных средств выражения мысли. Мы часто задаем вопрос: с помощью каких процессов возможно познание мыслительной деятельности человека? Это, в первую очередь, и в конечном итоге – через язык и посредством языка. Мышление человека реализуется в неразрывной связи с языком, речью, передается другим с помощью языковых выражений. Вот почему логика исследует мышление, опираясь на его конкретную фиксацию в языке.
Язык – это (в наиболее общем виде) любая знаковая информационная система, используемая человеком для общения и познания. Язык функционально способен хранить, перерабатывать и транслировать информацию. Кроме этого, язык является необходимым средством отображения человеком объективного мира, его фрагментов, а также субъективной реальности, эмоций, впечатлений и пр., что позволяет человеку адекватно построить процесс их изучения.
В исследовании языковых выражений мысли логика видит свою одну из основных и непосредственных задач. Изучением языка как знаковой системы занимается семиотика, выявляющая специфику его построения и употребления. Один из ее разделов – синтаксис – анализирует специфику, структуру, способы образования и преобразования языка, отношений между знаками системы. Например, отношения равенства (3 + 2 = 5), отношения следования («Cogito ergo sum»), отношения доказательства (доказательство теоремы Пифагора) и пр. [4.С.192]
Прагматика как раздел семиотики изучает отношения между знаками системы и их потребителями, практически значимые отношения. Они могут быть вызваны экономическими, эстетическими, духовно-психическими потребностями и т.д. и меньше всего задействованы в логике. Например, построение языковых выражений с наибольшими допустимыми сокращениями либо упрощениями с целью эффективного применения с конкретной речевой ситуации (управление, приказ, телефонный разговор и пр.).
Существует еще один тип отношений, без которого немыслимо ни построение языка, ни его практическая реализация. Это – семантическое отношение: отношение между знаками системы и обозначаемыми ими объектами, предметом и его именем (теория референции), отношение знаков и содержания ими замещаемого, смыслового выражения языка (теория смысла). Этот раздел называется семантикой. Семантические категории обозначают такой класс языковых смыслов и референций, который сохраняет свою осмысленность при замене одного знака другим. Например, высказывание 3 + 2 = 5 остается осмысленным при замене знака «2» на знак «3», или, скажем, если знак «+» заменить на знак «-». Теряя при этом истинность, оно останется семантически определенным. В языке традиционной логики существует три общих класса семантических категорий: имя, функтор, высказывание. [6.С.67]
4. Формы и законы мышления
Ключевые слова: форма мысли, логический закон, логическое следование.
Основные формы логического мышления. Логической формой мысли называется строение этой мысли с точки зрения способа соединения ее составных частей, образования общих структурных связей (схемы изложения мыслей). Выявить логическую форму значит построить ее схему, формализовать ее содержание, поскольку логической формой является та сторона рассуждения, которая не зависит от содержания данной мысли. Различные понятия, суждения и умозаключения можно представить как специфические формы мыслительной деятельности. На основании одного из основных принципов формальной логики правильность мысли (рассуждения, вывода) зависит только от правильности ее оформления, т.е. от правильного соединения, связывания составных частей мысли.
Выделяя характерные признаки предмета, а также на основании общих признаков, присущих многим предметам, в мышлении тем самым образуется понятие о предмете, о его классификационных, существенных признаках, одновременно, отличающих его от признаков предметов другого класса. Таким образом, различная связь четко обозначенных, перечисленных признаков предмета (класса предметов) выражается в форме понятия. Понятие квадрата, например, включает в себя следующие признаки: геометрическая фигура, четырёхугольник, все стороны равны, все углы имеют 90 градусов. [1.С.34]
Форма мышления, устанавливающая качественные и количественные отношения между предметами мысли и фиксирующая их в виде утверждений либо отрицаний называется суждением. Так, например, отношение человека к благам посредством производственной деятельности может быть выражено в суждении «Человек в процессе трудовой деятельности создает материальные и духовные блага». Суждения, различные по содержанию, по эмоционально-оценочным и прочим аспектам, всегда можно свести к единой унифицированной форме (структуре) мысли. Способ соединения всех его частей с точки зрения формальной логики будет одинаков. Если мы обозначим понятия, входящие в структуру суждения, знаками S (субъект мысли), т. е. то, о чем (о ком) идет рассуждение) и Р (предикат – констатация, выражение признаков либо свойств обозначенного субъекта (S)). Если способ их связи мы представим в виде логической связки «есть» (является, значит и т. п.), то получим логическую форму, общую для любых суждений: S - Р (Все S суть Р). К примеру, структура высказываний: «Всякий человек достоин счастья», «Река – водная артерия земли» и «Сумма углов треугольника равняется 180 градусам» в принципе одинакова, несмотря на их содержательную, смысловую полифонию. В них можно выделить S (человек, река, сумма углов треугольника), Р (достоин счастья, водная артерия земли, 180 градусов) и утвердительную логическую связку, в данных примерах подразумевающуюся, но лингвистически невыраженную.
Более сложной формой
мышления, приводящей к установлению
нового знания, благодаря тому или
иному способу соединения предыдущих
суждений-оснований, выступает умозаключение.
В этом случае устанавливается четкая
однозначная логическая связь между суждениями-
Таким образом, логическая форма, во-первых, - это своеобразная языковая структура, в чистом виде отражающая присущие предмету мысли признаки, свойства и отношения.
Во-вторых, для ее фиксации используется специфический формализованный язык, основные термины и символы которого были представлены выше.
В-третьих, изучение этих и иных структур мысли (логических форм) безотносительно к их содержательному выражению составляет одну из важнейших задач логики как науки и позволяет устанавливать законы образования и протекания мыслительных процессов.
Логический закон и логическое следование. С понятием логической формы связаны понятия логического закона и логического следствия. Правильная связь элементов мыслей в ходе рассуждения определяется законами мышления – логическими законами. Логическим законом называется выражение, сохраняющее свою истинность, независимо от его конкретного содержания. Так, высказывание «Если для всех х верно, что х есть Р, то ни существует ни одного х не являющегося Р» будет истинным (являться законом) в любом случае, какое бы конкретное содержание оно не имело. Например, подставив в эту языковую формулу имена, получим: «Если для всех людей верно, что они обладают сознанием, то не существует ни одного человека, у которого оно отсутствует». [4.С.129]
Закон выражает внутреннюю, устойчивую, существенную и необходимую связь элементов мышления. Благодаря наличию законов логики выведение нового знания из уже имеющихся и проверенных, истинных суждений с достоверностью приведет к истине.
Законы логики следует разделять на 1) формально-логические и 2) диалектические. Первые отражают формальную правильность рассуждений, вторые – закономерности объективно изменяющейся реальности. Формально-логические законы утверждают, что правильно построенная схема мыслей является необходимым условием для истинности выводов. В противном случае, если не соблюдается это правило, то ложный вывод (неистинное следствие) возможен даже из истинных суждений.
Заключение
Мышление человека подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Многие люди мыслят логично, не зная ее правил. Разумеется, можно правильно мыслить, не изучив логику, однако нельзя и недооценивать практического значения этой науки.
Задача логики в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на основе этого логичнее мыслить, правильно сознавать окружающий мир. Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям.