Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 19:12, контрольная работа
Доказательство занимает специфическое место в курсе логики. Оно объединяет все формы мышления. Здесь применяются все законы и правила, обеспечивающие логическую строгость и последовательность мысли. В доказательстве фокусируются все теоретические и практические выводы логики, наиболее значительно выражаются ее познавательные возможности и задачи.
Познание отдельных предметов, их свойств, происходит посредством форм чувственного познания (ощущений и восприятий). Мы видим, что этот дом ещё не достроен, ощущаем вкус горького лекарства и так далее. Эти истины не подлежат особому доказательству, они очевидны. Во многих случаях, например на лекции, в сочинении, в научной работе, в докладе, в ходе полемики, в судебных заседаниях, на защите диссертации и в других, приходится доказывать, обосновывать высказанные суждения.
Введение;
1. Требования к тезису доказательства и опровержения;
2. Требования к аргументу доказательства и опровержения;
3. Требования к демонстрации доказательства и опровержения;
Заключение;
Литература
Учреждение образования
«БарГУ»
«Кафедра
философии»
Контрольная работа
по дисциплине «Логика»
на тему: Логические требования к доказательствам и опровержениям
Вариант
№ 12
Выполнила:
студентка II курса заочного отделения
юридического факультета
группы
«Д»
Содержание
Введение;
Заключение;
Литература
Введение
Доказательство занимает специфическое место в курсе логики. Оно объединяет все формы мышления. Здесь применяются все законы и правила, обеспечивающие логическую строгость и последовательность мысли. В доказательстве фокусируются все теоретические и практические выводы логики, наиболее значительно выражаются ее познавательные возможности и задачи.
Познание отдельных предметов, их свойств, происходит посредством форм чувственного познания (ощущений и восприятий). Мы видим, что этот дом ещё не достроен, ощущаем вкус горького лекарства и так далее. Эти истины не подлежат особому доказательству, они очевидны. Во многих случаях, например на лекции, в сочинении, в научной работе, в докладе, в ходе полемики, в судебных заседаниях, на защите диссертации и в других, приходится доказывать, обосновывать высказанные суждения.
Доказательность важное качество правильного мышления. Теория доказательства и опровержения является в современных условиях средством формирования научно обоснованных убеждения. В науке ученым приходится доказывать самые разные суждения, например суждение о том, что существовало до нашей эры, к какому периоду относятся предметы, обнаруживаемые при археологических раскопках, об атмосфере планет Солнечной системы, о звездах и галактиках Вселенной, о теоремах математики, о направлении развития ЭВМ, об осуществлении долгосрочных прогнозов погоды, о тайнах Мирового океана и космоса. Все эти суждения должны быть научно обоснованны.
Доказательность – важное качество правильного мышления. Доказательство – это совокупность логических приемов обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.
Доказательство связано с убеждением, но не тождественно ему: доказательства должны основываться на данные науки и общественно-исторической практики, убеждения же могут быть основаны, например, на религиозной вере в догматы церкви, на предрассудках, на неосведомлённости людей в вопросах экономики и политики, на видимости доказательности, основанной на различного рода софизмах.
Опровержение – логическая операция, направленная на разрушение доказательства путем установления ложности или необоснованности ранее выдвинутого тезиса.
Существует несколько приёмов опровержения тезиса. Часто применяемый способ опровержения – вывод следствий, которые противоречат истине. Если одно следствие из утверждения ложно, то и само утверждение является ложным.
Другой способ – доказательство следствий отрицания тезиса, так как утверждение и его отрицание не могут быть одновременно истинными. Если верным является отрицание тезиса, то вопрос об истинности утверждения отпадает. Распространённым способом опровержения является опровержение фактами.
Цель
данной контрольной работы: рассмотреть
логические требования, которые применяются
к доказательствам и опровержениям.
1. Требования
к тезису доказательства и
опровержения
Многие истинные положения принимаются за таковые только после того, как их докажут. Вместе с тем часто встречаются ложные утверждения, которые отвергаются только после того, как их опровергнут.
Иначе говоря, далеко не все высказываемые мысли являются очевидно истинными или очевидно ложными. Как же логически убеждать в истинном и выявлять ложь? На этот вопрос отвечает логическое учение о доказательстве. Собственно само доказательство интересует только в контексте к опровержению.
В составе доказательства и опровержения выделяются:
- тезис;
- аргументы;
- демонстрация.
А
так как опровержение может рассматриваться
как разновидность
Тезис – высказывание, истинность или ложность которого доказывается.
Аргументы – высказывания, посредством которых осуществляется доказательство тезиса. В доказательстве аргументы обязательно должны быть истинными.
Промежуточные допущения – вспомогательные допущения, которые вводятся в процессе рассуждения (дедукции) и устраняются затем при переходе к окончательному результату рассуждения.
Эти высказывания могут быть как истинными, так и ложными. Например, в так называемых доказательствах «от противного» в качестве промежуточных допущений вводятся заведомо ложные высказывания.
Форма доказательства – логический способ обоснования тезиса при помощи аргументов (возможно, с использованием промежуточных допущений).
Требования к тезису: выдвигая тезис, необходимо помнить, что тезис доказательства должен быть истинным, а тезис опровержения – ложным суждением. В противном случае даже при соблюдении всех логических правил доказательство или опровержение окажутся несостоятельными.[6, с. 83]
1.
Тезис должен быть
Примером
нарушения данного правила
2.
Тезис должен оставаться
Подмена тезиса – серьезная логическая ошибка. Она может быть частичной или полной. Требование неизменности тезиса означает: в ходе рассуждения, спора нельзя отклоняться от главного направления в рассуждении, подменять тезис каким-то частным вопросом или рассуждать «вообще». Тезис может быть изменен или уточнен под влиянием новых фактов или контраргументов, но об этом необходимо сообщить. Запрещается негласное отступление от тезиса.[1, 212]
Частичная подмена тезиса означает ослабление или усиление тезиса, когда изменяют его количественную характеристику или заменяют понятие с одним объемом на понятие с другим объемом. Например, выдвинув тезис «Данный проступок является преступлением», доказывают ослабленный, «смягченный» тезис «Данный проступок – правонарушение». Но правонарушение может быть не преступным деянием, а административным или дисциплинарным проступком.
В опровержение тезиса оппонента обычно усиливают его тезис. Например, чтобы опровергнуть тезис «Многие адвокаты – хорошие ораторы» подменяют его усиленным вариантом «Все адвокаты – хорошие ораторы», доказать ложность которого нетрудно.
Полная подмена тезиса означает выдвижение нового тезиса, нередко сходного с тезисом, выдвинутым первоначально, но не тождественным ему.
Одной из разновидностей этой ошибки является логическая диверсия. Она выражается в том, что выдвинувший тезис, не найдя аргументов для его доказательства, старается переключить внимание собеседника на обсуждение другого вопроса.
Известны
также две следующие
а) «Аргумент к личности». Эту ошибку допускают в том случае, когда пытаются обосновать истинность или ложность утверждений какого-либо человека, ценность или бесполезность его дел и поступков и т.д. ссылками на его личные качества.
б)
«Аргумент к личности» Данная ошибка совершается
теми, кто в своих выступлениях прибегает
к демагогии, к аргументам не по существу,
но вызывающим эмоциональный подъем у
слушателей, не знающих истинное положение
вещей, и тем самым отвлекает внимание
от действительной сути дела. [6, 79]
2. Требования
к аргументу доказательства и опровержения
1.
Аргументы должны быть
Ложными аргументами нельзя ни доказать, ни опровергнуть тезис. Это требование формируется следующим образом: ложное основание – не основание. Использование ложного основания (аргумента) ведет к логической ошибке, называемой основное заблуждение.
Аргументы должны быть не только истинными, но и доказанными положениями. Недоказанное основание – не основание. Невыполнение этого требования влечет ошибку – предвосхищение основания.
Например,
признание человеком своей вины
некогда считалось самым
2.
Аргументы должны быть
Чтобы избежать ошибки предвосхищения основания, аргумент иногда обосновывают ссылкой на тезис. Это ведет к логической ошибке – круг в доказательстве: аргумент обосновывается тезисом, тезис – аргументом. Например, доказывается тезис «Человек болен» с помощью аргумента «У него повышенная температура», а на вопрос: «Почему у него повышенная температура?» отвечают: «Потому что он болен». Или такое рассуждение: «Единообразные законы о браке – хорошие законы, поскольку законодательство, вносящее единство в нормы о браке, снижает количество разводов. А снижает оно количество разводов потому, что единое брачное законодательство стандартизирует нормы, относящиеся к заключению брака». Подобные рассуждения уводят в тупик и ничего не доказывают.
Русский философ ХVIII века Козельский Я.П. писал: «В доказательствах надобно беречься, чтобы не учинить погрешности, называемой круг, которая состоит в том, когда из двух предложений каждое доказывается одно другим взаимообразно: например, ежели доказать, что человек есть разумное животное, тем, что он рассуждать может, и что он рассуждать может, тем, что он есть разумное животное, то это и будет круг в доказательстве».
3.
Аргументы должны быть
Информация о работе Логические требования к доказательствам и опровержениям